Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год icon

Журнал "Управление начальной школой" №8, 2011 год



НазваниеЖурнал "Управление начальной школой" №8, 2011 год
Дата конвертации11.07.2013
Размер121.11 Kb.
ТипДокументы
источник







http://www.67shkola.ru/images/stories/16.jpg


"ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса"


 Журнал "Управление начальной школой" №8, 2011 год.


Описанные в статье изменения функциональных обязанностей участников системы образования, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, могут быть ориентиром для администрации и педагогов образовательных учреждений при анализе собственной деятельности, рефлексии, поиске оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики.


Материалы статьи рассмотрены на заседании педагогического Совета школы «Освоение логики ФГОС педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы». По проблеме управленческого сопровождения деятельности педагогов и изменений функциональных обязанностей участников системы образования, связанных с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выступили директор школы Т.В.Аникина, зам. директора по УВР Леденева И.А., зам. директора по ВР Питанова Н.А.

Учителя 1-х классов Кузьмина О.П. и Куракина Н.В. представили анализ собственной деятельности по внедрению стандартов, рефлексии, поиску оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики.


Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

В управлении образовательным учреждением (далее - ОУ) произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью.

Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.

Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.

Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).

Проводятся мониторинги:

  • развития образовательной среды;

  • использования учебного и компьютерного оборудования;

  • реализации программ урочной и внеурочной деятельности;

  • здоровья обучающихся;

  • обновления и использования сайта ОУ.


Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена.


^ Изменения во взаимодействии между педагогами

Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.

Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности.

Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.

Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.


^ Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п. Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена.


^ Изменения в деятельности обучающихся

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена.





Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС


^ Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения



^ Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС



Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

^ Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы



^ Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС


^ Предмет изменений

Деятельность первоклассника до введения ФГОС

Деятельность первоклассника после введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения - учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и - часто - краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся - 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся - 3-5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации - учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации - игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
и самооценки







Похожие:

Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconАнализ итогов учебно-воспитательной работы начальной школы в 2011 -2012 учебном год
На 2011 – 2012 учебный год перед начальной школой были поставлены следующие задачи
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconУправление образования
В целях обеспечения эффективного введения фгос в начальной школе и разработки образовательной программы для начальной школы на 2011-2012...
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconПубличный доклад заведующей Муниципальным бюджетным образовательным учреждением начальной общеобразовательной школой «Лесной курорт» за 2011-2012 учебный год
Уважаемые родители, ученики, друзья и партнеры школы! Мы представляем вашему вниманию открытый отчет школы за прошедший 2011-2012...
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconКондрашова Людмила Николаевна, директор моу «нош №98» Победитель, Всероссийский конкурс
Всероссийский конкурс «Управление современной школой» в номинации «Действующая модель и управление школой полного дня»
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconПреемственность между начальной и основной школой
...
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconПрощание с начальной школой Учитель
Сегодня мы все немного волнуемся. Сегодня у нас необычный день – прощание с начальной школой. 4 года, мы вместе с вами поднимались...
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconСтруктура управления школой
Управление Школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconМуниципальное задание на 2011 год на оказание муниципальных услуг муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №7 г. Артема
Заказчик: муниципальное учреждение управление образования администрации Артемовского городского округа
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconВыпускной в начальной школе. Ведущий 1
На грустный праздник, ведь мы прощаемся с начальной школой, с нашими первыми учителями
Журнал \"Управление начальной школой\" №8, 2011 год iconВ разделе «О школе» создать страницу «Управление школой» с размещением информации
«Управление школой» с размещением информации об учредителе (которым является администрация Назаровского района), об Управлении образованием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы