Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков icon

Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков



НазваниеУрок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков
страница1/14
Дата конвертации02.02.2013
Размер2.46 Mb.
ТипУрок
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



1урок.

Тема: М.В.Шестериков «Детство, детство, заря туманная»

Цели уроков:

1. Знакомство учащихся с изображением детства как счастливой, беззаботной поры в жизни человека в произведениях разных авторов.

2. Расширение представлений детей об изобразительных возможностях художественного текста: знакомство с возможностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время.


1.Вспомнить секреты художественного текста, которые они открывали при чтении произведений в первом классе. В этом им поможет предисловие нового учебника, его надо прочитать и обсудить вместе.

1. Вступительная беседа

(Учитель раздает детям учебники и предлагает их рассмотреть.)

Учитель. Ребята, перед вами учебник «Литературное чтение» для 2-го класса. Рассмотрите его. Похож ли он на учебник для 1-го класса?

(Ребята рассматривают учебник и обмениваются впечатлениями.)

Учитель. Молодцы, ребята, хвалю вас за наблюдательность и любознательность: вы многое успели заметить и отметить буквально за несколько минут. И даже вспомнили автора, который вам подарил такой замечательный учебник. В первом классе вы с его помощью открыли важные «секреты» художественных произведений. Давайте их вспомним.

(Ребята вспоминают пять «секретов» художественного текста. Чтобы помочь им в этом, можно предложить найти эти «секреты» во вступительной статье к учебнику на странице 4, но лучше вынести их на доску, или, что более эффективно, написать на большом листе ватмана и использовать на следующих уроках литературного чтения.)

Учитель. Учебник для 2-го класса откроет нам новые «секреты» художественных книг, поставит новые задачи и проблемы. Какие? Вы узнаете о них, когда прочитаете обращение к вам автора учебника. Особое внимание обратите на 2-й и 3-й абзац текста.

(Ребята читают начало вступительной статьи на странице 3, после чего учитель продолжает беседу.)

Учитель. Так о чем же расскажет вам учебник в этом году, чему научит?

(Ученики обмениваются полученной информацией.)

Учитель. А теперь откроем 1-ю главу учебника и прочитаем, как она называется.

(Ребята читают название главы.)

Учитель. А кто автор этих слов? Прочитайте хором!

Дети. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А как вы понимаете смысл начальной строки

«В начале жизни...»?

Ученик. Это значит — в детстве.

Учитель. Таким образом, о чем пойдет речь в 1-й главе? Учитель. Ребята, перед вами учебник «Литературное чтение» для 2-го класса. Рассмотрите его. Похож ли он на учебник для 1-го класса?

(Ребята рассматривают учебник и обмениваются впечатлениями.)

Учитель. Молодцы, ребята, хвалю вас за наблюдательность и любознательность: вы многое успели заметить и отметить буквально за несколько минут. И даже вспомнили автора, который вам подарил такой замечательный учебник. В первом классе вы с его помощью открыли важные «секреты» художественных произведений. Давайте их вспомним.

(Ребята вспоминают пять «секретов» художественного текста. Чтобы помочь им в этом, можно предложить найти эти «секреты» во вступительной статье к учебнику на странице 4, но лучше вынести их на доску, или, что более эффективно, написать на большом листе ватмана и использовать на следующих уроках литературного чтения.)

Учитель. Учебник для 2-го класса откроет нам новые «секреты» художественных книг, поставит новые задачи и проблемы. Какие? Вы узнаете о них, когда прочитаете обращение к вам автора учебника. Особое внимание обратите на 2-й и 3-й абзац текста.

(Ребята читают начало вступительной статьи на странице 3, после чего учитель продолжает беседу.)

Учитель. Так о чем же расскажет вам учебник в этом году, чему научит?

(Ученики обмениваются полученной информацией.)

Учитель. А теперь откроем 1-ю главу учебника и прочитаем, как она называется. (Ребята читают название главы.)

Учитель. А кто автор этих слов? Прочитайте хором!

Дети. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А как вы понимаете смысл начальной строки «В начале жизни...»?

Ученик. Это значит — в детстве.

Учитель. Таким образом, о чем пойдет речь в 1-й главе?

Ученица. О детстве и о школе.

Учитель. А теперь прочитайте самостоятельно информацию, напечатанную в начале главы. На какие вопросы нам предстоит ответить при чтении художественных текстов, помещенных в этой главе?


2. Чтение учителем стихотворения

М. В. Шестерикова «Детство, детство, заря туманная...»

3. Беседа по содержанию стихотворения

Учитель. Итак, что же вспомнилось автору из его детства?

Ученица. Автор вспоминает свою первую книжку — букварь.

Учитель. А почему именно этот момент из жизни автора стал для него самым ярким и запоминающимся?

Дети. — Потому что букварь научил его чтению.

— И букварь сделал его грамотным: мальчик смог прочесть любую книжку.

— Эту первую книжку по обучению грамоте помнят все люди.

Учитель. А теперь давайте медленно прочитаем текст еще раз и посмотрим, как автор об этом пишет, с каким чувством вспоминает свою первую книжку.

4. Повторное чтение стихотворения вслух по четверостишиям с анализом

1-е и 2-е четверостишия

Учитель. Как вы понимаете смысл первых двух строчек, почему автор называет детство «зарей туманной» и крохотной звездой?

Дети. — Я думаю, что детство — это прекрасная пора, и автор сравнивает его с зарей.

— А «туманная» потому, что она отдаленная по времени от настоящей жизни, многое уже забывается, стирается в памяти...

Учитель. Ребята, мы продолжаем читать произведения, где взрослые люди — поэты и писатели — вспоминают свои детские годы. Поэту Сурикову запомнились больше всего зимние развлечения, бабушкины сказки, впечатления от этих сказок. Другим авторам запомнилось что-то другое.

Что же? Об этом вы узнаете, прослушав стихотворение.

После чтения стихотворения М. В. Шестерикова беседа по его содержанию.

1. Что говорит автор о букваре, почему сравнивает его с «иностранной книжкой»?

2. О каких «занятных знаках» идёт речь в стихотворении?

3. Кто помог герою стихотворения проникнуть в тайну букв? Как его называет автор? Вы с ним согласны?

4. Какие тайны открыли вам учебники? Что особенно удивило вас, особенно запомнилось?

5. Как автор говорит о своём детстве? Почему называет это время «зарёй туманною» и «звездой»?


На дом можно задать выучить это стихотворение целиком или любую, более всего понравившуюся детям его часть.


^ 2 урок

Тема: И.З.Суриков стих.«Детство»


На втором и третьем уроках мы работаем с текстами, написанными в ХIХ веке. Это стихотворение И. З. Сурикова «Детство» и отрывок из автобиографической повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».


стихотворение И. З. Сурикова читает учитель. Перед этим надо поработать с детьми по заданиям, помещённым в разделе «Предварительное чтение» и, если потребуется, уточнить значение слов по толковому словарю в конце книги. Прочитав с детьми цепочки слов, обратите их внимание на большое количество глаголов, слов, передающих действия, подумайте над их ролью в передаче смысла.


При повторном чтении стихотворения, к которому можно привлечь хорошо читающих детей, начинается собственно анализ текста. Прежде всего мы составляем картинный план произведения, спрашиваем у детей, какие картины им представляются. Выявляем три сменяющие друг друга картины: «катание на санках», «в избе» и «сказка». Затем будем медленно по частям перечитывать текст стихотворения, останавливаясь на подробностях, чтобы в конце этой работы у детей возникло полное представление о целостной картине, нарисованной автором, и глубокое понимание смысла изображённого.


Перечитывая описание первой картины, начинаем размышлять над тем, почему автор начинает почти каждую строчку первого четверостишия со слова «вот». Дети должны понять, что слова «мой», «моя», «я» придают этому указанию очень сильный личностный смысл.


Далее обсуждаем с детьми «сюжет» этой части стихотворения. Они ещё внимательнее всмотрятся в текст, если им предложить нарисовать рисунки по этой картине, поскольку им придётся разбить её на ещё более мелкие сюжетные части и тщательно воспроизвести на бумаге каждую подробность. Эта работа, которой дети занимаются с удовольствием, по сути дела, решает учебные задачи урока, и учителю остаётся только поговорить о роли и значении подробностей в художественном изображении. Необходимо также обратить внимание учеников-читателей на короткое и энергичное слово «хлоп», передающее стремительность падения, и очень краткое, но ёмкое определение душевного состояние мальчишек и героя, выраженное автором словами «горе» и «смех», ведь дети сами этого могут не увидеть.


Работая над второй частью, необходимо разобраться в значении образных выражений, порассуждать над тем, почему автор говорит «сердце так и мрёт», называет сон «сладким» или сравнивает речь бабушки с журчанием ручейка. И, самое главное, чтобы ученики-читатели по подробностям, о которых рассказывает автор, представили себе то, чего никогда не видели, — русскую избу XIX века. Мы специально поместили в учебнике иллюстрацию именно к этой части стихотворения, дорисовав несколько деталей, которых нет в тексте, что даст возможность детям полнее представить себе картину крестьянского быта.


При анализе третьей части стихотворения можно усложнить учебную деятельность: пусть дети, наученные опытом предыдущей работы над стихотворением, сами найдут в тексте подробности, по которым воссоздадут картинки из сказки.


Задания для творческой работы, помещённые в учебнике, направлены на то, чтобы приблизить переживания героя к ученику-читателю, соотнести картины детства героя стихотворения с реалиями детства современных детей.


На дом можно задать ученикам вспомнить первую книжку, прочитанную самостоятельно, подготовить рассказ о своих впечатлениях и, если можно, принести её на урок.


(Ребята читают вступительную статью.)

Учитель. Эту главу мы начнем со стихотворения русского поэта XIX века Ивана Захаровича Сурикова «Детство».

Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы попробуйте представить себе картины детства поэта.

2. Чтение учителем стихотворения

3. Беседа после чтения

Учитель. Так что же вспоминает автор из своего детства?

(Дети обмениваются своими впечатлениями.)

Учитель. А как вы поняли: было детство мальчика, героя стихотворения, счастливым?

Дети. Да!

Учитель. Давайте найдем в тексте подтверждение вашему ответу. Для этого прочитаем стихотворение еще раз.

(Дети читают стихотворение по логически законченным частям с их анализом.)

4. Работа над первой частью стихотворения

Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

Учитель. А где происходило событие?

Ученик. В деревне.

Учитель. В наше время или давно?

Ученица. Давно, вы же сами сказали нам, что поэт жил в XIX веке.

Учитель. А от чьего имени рассказывает автор: от своего имени или от имени героя? Чем вы можете доказать?

Ученик. От своего, автор употребляет слова «я», «моя», «мой».

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с вами повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл.

Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. — Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...

— На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.

— Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.

— Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Учитель. А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок — хлоп!»?

Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.

Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

Ученица. Плохо. Ему было холодно:

«Все лицо и руки

Залепил мне снег...»

Ученик. И больно ему было.

Учитель. А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. «Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..»

Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

Дети. — Да!

— И очень часто!

Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег.

Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы.

Ученица. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.

Ученик. И все неприятности и огорчения быстро забываются.

Учитель. А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, — ведь все, что с

ним было, уже в прошлом, а зимние забавы — это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Учитель. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

5. Работа над второй частью стихотворения

Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

Учитель. Какие слова были для вас не совсем понятны-

ми?

(Учитель знакомит учащихся с толковым словарем, помещенным в конце учебника, и объясняет, как им пользоваться. Дети находят в словаре значения слов «ветхий» и

«смежить».)

Учитель. А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

Ученик. О сказках.

Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Ученик. Я догадался: это сказка «Иван-царевич и серый волк».

Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. — Ему было страшно: «Сердце так и мрет», то есть сердце у него замирало от страха.

— А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.

— А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: «Я прижмусь к старушке...», значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

«А в трубе сердито

Ветер злой поет»?

Ребята. — Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.

— А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой «секрет» мы еще открыли:

образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

6. Работа над иллюстрацией

Учитель. А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Какой момент из текста она отражает? Найдите эти слова и прочитайте.

(Дети читают.)

Учитель. А удалось ли художнику передать чувства и настроения мальчика, о которых мы прочитали в тексте?

Если да, то как? Обратите внимание на глаза героев.

(Ребята высказываются по содержанию иллюстрации и соотносят ее с текстом.)

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. — «Тихо речь журчит». Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.

— А еще очень складно...

— «Складно да ладно».

— А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово «журчит», а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово — «журчит»? О какой речи можно так сказать?

Дети. — О плавной и красивой...

— О тихой и приятной...

— О правильной, ровной.

— О связной…

Учитель. Верно. Сравнение человеческой речи с журчанием воды есть и у Пушкина. Вспомните, о ком он так говорит:

«Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит».

Дети. О прекрасной царевне Лебеди из «Сказки о царе Салтане...».

Ученик. Ой, а я догадался! Я, наверное, сейчас сделаю открытие. Смотрите, ведь слова «речь» и «речка» очень похожи! Может быть, люди назвали речь речью, потому что она в чем-то похожа на журчание воды в ручье или в реке.

Ученица. И все три слова созвучны: «речь», «речка», «ручей».

Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И возможно, правы. Вот видите, одно слово может рассказать о многом. Помните: «Ведь это чудо из чудес, когда из слов вдруг вырос лес!» А ведь именно в этом и заключается первый «секрет» художественного текста.

7. Работа над третьей частью стихотворения

Учитель. А теперь прочитаем текст до конца. О чем эта часть?

(Ребята кратко передают содержание этой части.)

Учитель. А с каким чувством автор об этом вспоминает? Прочитайте.

(Ребята читают:

«Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я».

Учитель. Вот видите: все стихотворение — сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

Дети. — Но ведь это же во сне!

— И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.

— А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.

— А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

«И начну у бабки

Сказки я просить...»

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. А теперь обратимся к последним строкам стихотворения: как автор пишет о детских годах?

(Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. — Автор пишет, что детские годы текли весело.

— И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. — Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.

— У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор

их вспоминает тоже по-доброму, легко.

— А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы — это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения (выучить наиболее понравившийся отрывок), нарисовать иллюстрации к каждой части стихотворения, подготовить устные рассказы по заданию на странице 9 учебника.


^ 3 урок

Тема: С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова –внука»

На первой части третьего урока дети будут рассказывать о этих книжках, говорить о том, что им особенно запомнилось, понравилось, читать любимые стихи наизусть, слушать рассказы других и с удивлением узнавать, что и другие ребята тоже первой прочитали ту же книгу.

Рассказ об авторе. С. Т. Аксакове


Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе в 1791 году и умер в 1859 году. Происходил он из старинного дворянского рода, был человеком добрым и честным, во время службы цензором заслужил царскую немилость тем, что пропустил в печать опасную для царя книгу. Аксаков любил театр, сам играл в домашних спектаклях, любил природу, был страстным рыболовом и охотником, очень любил свою семью, своих детей, их у него было четырнадцать, и оставил нам подробные и правдивые воспоминания о своей жизни.


Повесть «Детство Багрова-внука» написана Аксаковым специально для детей, в ней рассказывается, как он сам говорит, о «золотом времени детского счастья», и о тех проблемах, которые приходится решать человеку с самого раннего детства. Приложением к повести является сказка «Аленький цветочек», сюжет которой заимствован из французской сказки «Красавица и зверь».


Организация чтение отрывка из повести С. Т. Аксакова, беседа по тексту идёт по вопросам учебника.

Учитель. Воспоминание о книгах, о любви к чтению, которая зародилась в раннем детстве, мы найдем и у другого автора — Сергея Тимофеевича Аксакова. Сегодня мы будем читать небольшой отрывок из повести «Детские годы Багрова-внука». А чтобы вам было более понятно, о чем

рассказывается в этом маленьком отрывке, я немного расскажу вам об авторе. Кроме того, я принесла эту книгу и хочу кое-что из нее вам прочитать.

5. Рассказ учителя

Повесть «Детские годы Багрова-внука» — это большой подробный рассказ Аксакова о своем детстве, которое сам автор называет «золотым временем детского счастья». Родился Аксаков в 1791 году в башкирском городе Уфе,

в семье родовитого, хотя и небогатого дворянина. Рос он пытливым, чувственным и впечатлительным мальчиком, проявлял необыкновенный интерес ко всему окружающему, особенно к природе. «Всякая птичка, даже воробей, привлекала мое внимание», — вспоминал позднее писатель.

Мальчика часто брали на охоту, на рыбалку. Такие минуты он считал огромным счастьем. Однажды во время рыбалки Сереже удалось поймать небольшую плотвичку. Позже он напишет об этом так:

«...Я весь дрожал, как в лихорадке, и совершенно не помнил себя от радости. Я схватил свою добычу обеими руками и побежал показать ее матери... Мать не хотела верить, чтоб я мог сам поймать рыбу, но, задыхаясь и заикаясь от горячности, я уверял ее... что точно я вытащил сам эту прекрасную рыбку... Мать не имела расположения к уженью, даже не любила его, и мне было очень больно, что она холодно приняла мою радость; а к большому горю, мать, увидев меня в таком волнении, сказала, что это мне вредно, и прибавила, что не пустит, покуда я не успокоюсь».

Рано входит в духовный мир мальчика и народная поэзия. Как завороженный слушает он в долгие зимние вечера ключницу Пелагею, которая служила в их имении. Пелагея была искусной сказительницей, мастерицей сказывать

сказки. На всю жизнь запомнил Сережа ее сказки о Змее Горыныче, о Жар-птице, про Иванушку-дурачка, про Царь-девицу, но особенно запала в его детскую душу сказка о красавице и чудовище да об аленьком цветочке, которую мальчик не только выучил наизусть, но и сам рассказывал

ее со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханиями Пелагеи. А когда станет писателем, Аксаков напишет сказку, которую назовет «Аленький цветочек», а в подзаголовке укажет: «Сказка ключницы Пелагеи».

Из всех детских влечений маленького Сережи самым сильным была любовь и страсть к чтению. Приохотили мальчикам к книгам семейные чтения, которые устраивались в доме по вечерам. Чтение еще больше разжигало не по годам развитое воображение Сережи. Однако книг в доме было не

так много. Детские книжки мальчик знал почти наизусть, а взрослые книги читать ему не разрешалось, — считалось, что для его лет они были недоступными, хотя для него была интересной любая книга, которую он брал в руки. И вот однажды «благодетельная судьба», как он потом напишет, послала ему счастливый случай... Об этом случае и рассказывается в отрывке, который напечатан в нашем учебнике.

6. Самостоятельное чтение текста с последующим обсуждением

Учитель. Какие слова для вас были непонятными?

Ученица. Мне непонятно, кто такой Аничков, о котором говорится в начале текста.

Учитель. Аничков — старый, богатый человек, который жил по соседству с домом Сережи, считался умным и даже ученым человеком. В его доме была большая библиотека. И вот однажды, узнав от родителей Сережи, что тот

очень прилежный и любит читать, Аничков, который очень уважал любознательность, пригласил мальчика к себе в дом... Ну а дальше вы уже читали...

А какие книги подарил Аничков Сереже?

Ученица. «Детское чтение для сердца и разума».

Учитель (поясняет). «Детское чтение для сердца и разума» — так называлась серия детских книг, изданная в двадцати частях в то время, когда жил писатель. Мальчику же досталось не полное собрание сочинений, а всего двенадцать книг.

А как мальчик воспринял этот подарок?

Ученик. Мальчик был очень счастлив.

Учитель. Прочитайте в тексте слова, рассказывающие об этом чувстве мальчика.

(Дети находят слова, раскрывающие чувственную душу героя: «о, счастие!», «так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику», «не помня себя», «закричал», «боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища», «позабыл все меня окружающее», «я был точно как помешанный», «ничего не говорил», «не понимал, что мне говорят», «не хотел идти обедать», «после обеда я опять схватил книжку и читал до вечера».)

Учитель. А теперь найдите в тексте выражение, которым автор характеризует чтение мальчика.

Ученик. Вот здесь автор называет чтение «исступленным»: «Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению...»

Учитель. А как вы можете объяснить значение этого

выражения после того, как прочитали этот отрывок?

Дети. — Исступленное — значит, чтение с большим увлечением.

— А я думаю, что это такое увлечение чтением, когда даже ничего не слышишь вокруг и не замечаешь.

— А я думаю, что это какие-то возвышенные чувства

мальчика.

Учитель. Вы правильно поняли, ребята, сделали верный вывод, прочитав о том, в каком состоянии был мальчик, когда читал книги. В словаре Ожегова слову «исступленный» дается такое толкование: «Исступление — крайняя

степень возбуждения, страсти с потерей самообладания».

А это значит, что чтение мальчика и проходило в состоянии сильного возбуждения.

А теперь прочитайте дальше, с каким еще чувством Сережа читал книги.

Ученик (читает): «Я читал свои книжки с восторгом...»

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на последние слова текста. Я их специально выписала на доске, ибо считаю, что именно они раскрывают главный смысл этого отрывка.

(Ребята читают: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...».)

Учитель. Как вы поняли эти заключительные слова?

Дети. — Для мальчика книги открыли новый мир знаний.

— Он узнал многое из того, чего не знал раньше.

— Вы нам рассказывали, что Сережа был очень любознательным, но многого еще не знал, а книги помогли открыть ему тайны.

— В его уме произошел переворот — значит, он стал умнее, образованнее, совершеннее.

Учитель. А теперь я хочу из книги прочесть продолжение этого отрывка.

«Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...»

А теперь скажите, ребята, какой поучительный вывод вы можете сделать для себя, прочитав стихотворение Шестерикова и отрывок из повести Аксакова?

Дети. — Я сделал вывод, какое большое значение имеет чтение для каждого человека.

— Кто много читает, тот много знает.

— Книга — верный друг человека, она многому учит.

— А я вспомнила пословицу, о которой мы говорили в первом классе: «Чтение — лучшее учение».

Учитель. Молодцы, вы правильно поняли главный смысл этих произведений, а также сделали для себя вывод.

Домашнее задание. Вспомнить свою первую книжку и рассказать о ней на следующем уроке; выучить стихотворение М. В. Шестерикова целиком или наиболее понравившийся отрывок.

Урок 4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Похожие:

Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconСценарий выступления агитбригады до «Друг»
«я- лидер», «я- миротворец», «я- исследователь», «Детство-страна чудес», «Детство-страна без насилия», «Счастливое детство-счастливая...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconУрок начинается с прослушивания обучающимися стихотворения И. Бунина «Листопад»
Красота природы в стихотворениях Ивана Алексеевича Бунина («Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»)....
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconНепрерывная непосредственная образовательная деятельность мдоу «Детский сад №5» г. Горнозаводска
«Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – Спб.: Ооо «Издательство «Детство – Пресс», 2011г
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconВыпускной вечер «Прощай, детство, здравствуй, юность!» Праздник проходит в виде путешествия на поезде «Прощай, детство, здравствуй, юность!»
Праздник проходит в виде путешествия на поезде «Прощай, детство, здравствуй, юность!» по станциям «Детство», «Аттестационная», «Учительская»,...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconЧто такое школа?- это детство, розовое детство за плечами
Школьный дом…Большой, светлый, просторный. Он всегда таит в себе что-то неизведанное, непознанное, загадочное
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconПоложение о проведении школьного этапа районного конкурса на лучший видеосюжет «Детство, какое оно?» Общие положения Школьный этап конкурса видеосюжетов «Детство, какое оно?»
Школьный этап конкурса видеосюжетов «Детство, какое оно?» проводится в соответствии с районным планом основных мероприятий на 2012-2013...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconТворожный кекс с лимонной цедрой ммм блаженство
...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconУрок 1 Тема
Тема: Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconРебенок и общество
«вернуть детям детство», избавиться от манеры «стричь под одну гребёнку», «прекратить муштру, наступление на детство приобретало...
Урок. Тема: М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная» Цели уроков iconИсследовательская работа «Детство, опалённое войной» Содержание Введение Глава Вклад детей в великую победу
Вклад в победу над фашистской Германией односельчан, чьё детство выпало на военные годы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы