Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа icon

Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа



НазваниеУрок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа
страница1/12
Дата конвертации02.02.2013
Размер2.2 Mb.
ТипУрок
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ГЛАВАI

«Ведь это чудо из чудес —

Когда из слов

Вдруг вырос лес»

УРОК 1-й

Тема урока

Художественный текст и его изобразительная природа.

Цель урока

Формирование у учащихся первоначальных представле­ний об особенностях художественного текста.

Материал для чтения

  1. Рассказ К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» (в учеб­нике).

  2. Статья «Лисица» из справочной литературы (разда­точный материал).

Оборудование урока

  1. Картина художника А. А. Келейникова «Зимний пей­заж» (с изображением лисы).

  2. Два напольных стеллажа с учебной и художественной литературой.

I. Организация урока. Сообщение темы, постановка цели

1. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, на прошлой неделе мы с вами закон­чили «Русскую азбуку» и провели праздник, на котором вы говорили «спасибо» книге, научившей вас читать. Теперь вы сможете прочесть любую книгу. А книг на свете очень-очень много.

2. Знакомство с книгами на стендах

Учитель. Книги бывают разные. Вот перед вами учебни­ки. Они учат вас русскому языку, математике, природоведе­нию. А вот это — справочные книги: словари, энциклопедии. Они помогут вам понять значения слов, узнать, как они произносятся, как пишутся. Все это — учебная литература.

А вот на этом стеллаже совсем другие книги. Многие ге­рои этих книг вам уже знакомы.

3. Викторина «Знаете ли вы эти книги?»

Учитель (берет со стеллажа книгу, читает отрывок из нее или задает вопросы по содержанию, а учащиеся назы­вают книгу, ее автора и героев).

1) «Все были заняты делом. Кот Матроскин за последни­ми грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задач­ник для третьего класса осваивал. А пес Шарик теленка воспитывал ».

(Э. ^ Н. Успенский «Трое из Простоквашино»)


2) «В одном сказочном городе жили коротышки. Коро­тышками их называли потому, что они были очень малень­кие».

(Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей)

3) «Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил».

(К. И. Чуковский «Тараканище»)

4) Кто из героев этой книги говорил волшебные слова:
«По щучьему веленью, по моему хотенью...»?

(Емеля из русской народной сказки «По щучьему ве­ленью».)

5) А кто из сказочных героев превращался в комара, муху и шмеля?

(Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пуш­кина.)

Учитель. Молодцы, ребята. Многие книги и их героев вы уже знаете. Все эти книги называются художественны­ми. У каждой книги есть свой автор — человек, который ее написал. Художественные книги особенные, они с секрета­ми. И кто сумеет их раскрыть, сможет увидеть и даже ус­лышать то, о чем рассказывается в книгах, а также побыва­ет вместе с их героями в чудесных странах, научится чувствовать и переживать, видеть и любить прекрасное в жизни. Но как же открыть эти секреты?

4. Знакомство с учебником по литературному чтению

Учитель (берет со стеллажа учебник В. А. Лазаревой «Литературное чтение»). А поможет разгадать эти секреты вот этот учебник для чтения, который сегодня мы откроем впервые. Давайте мы с ним познакомимся.

(Ребята рассматривают свои учебники: обложку, титуль­ный лист, смотрят иллюстрации и делятся впечатлениями, понравился ли он им и чем. Учитель обращает внимание детей на создателей учебника.)

Учитель. А теперь давайте посмотрим, кто же нас встре­чает на первых страницах учебника? Да это же наши знако­мые: герои сказок. Узнали?

(Дети называют сказочных героев, изображенных на кар­тинках.)

Учитель. А это что за герой в самом верхнем углу стра­ницы?

^ Ученик. Это лисичка из русских народных сказок.

Учитель. А почему ты решил, что она из сказки?

Ученик. Потому что она в одежде, стоит, как человек, и улыбается.

Учитель. Но посмотрите: она не просто стоит, но что-то там говорит. Давайте прочитаем.

Ученик (читает вслух название I главы).

«Ведь это чудо из чудес

— Когда из слов

Вдруг вырос лес!»

Учитель. Какие замечательные слова, хотя и не очень понятные: как это — «из слов вдруг вырос лес»? Разве мо­жет быть такое? А может быть, вы, ребята, объясните смысл этих слов?

(Дети высказываются.)

Учитель. А я тоже догадалась: ведь книга эта не про­стая, а с секретами. Вот лисичка нам и приготовила первый секрет. Ох и хитрая лисичка! Ну что же, ребята, наша с вами задача на сегодняшнем уроке — отгадать первый сек­рет художественных книг. А поможет нам в этом лисичка.

^ II. Работа над разгадыванием первого секрета художественного текста

  1. Беседа о лисе по картине художника А. А. Келейникова «Зимний пейзаж»

Учитель. Ребята, а кто из вас видел живую лису и мо­жет о ней рассказать: где живет, чем питается, как выгля­дит? Тем, кто не видел лису живьем, я предлагаю рассмот­реть ее на картине. Нарисовал лису художник А. А. Келей­ников на фоне зимнего леса.

(Учитель прикрепляет картину к доске. Ребята рассмат­ривают картину и рассказывают о лисе.)

^ 2. Чтение учителем двух текстов для сравнения художественного и научно-познавательного текстов

Учитель. А сейчас я вам прочитаю два текста о лисич­ке: один из справочной литературы, а другой — из вашего учебника по чтению. Вы же внимательно их послушайте, а потом скажете, какой из них вам больше понравился.

(Учитель раздает ребятам научно-познавательный текст, напечатанный на листах. Дети могут следить по тексту за чтением учителя, а могут просто слушать.)

^ 1-й текст:

Лисица

Рыжая лисица — жительница средней полосы России. Она встречается в степи, в горах, в кустарниках речных пойм, в самых различных местах. Жилище лисы — нора, которая имеет много ходов и выходов.

Лисы едят все: от плодов и ягод, жуков, кузнечиков и птенцов до зайцев и детенышей косуль, но основа их пита­ния — мелкие грызуны. Истребляя вредителей сельскохо­зяйственных культур, лисицы приносят большую пользу. Лисица имеет красивый густой, пушистый мех, поэтому является объектом пушного промысла.

2-й текст:

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна» (в учебнике).

^ 3. Обсуждение прочитанных текстов

Учитель. Какой текст вам понравился и почему?

Дети. — Мне — второй: в нем о лисичке автор рассказы­вает интереснее.

  • И мне тоже второй: автор называет лису, как челове­ка, по имени-отчеству — Лиса Патрикеевна. Лисичка здесь похожа больше на человека, чем на животное.

  • Мне тоже больше понравился второй текст: он похож на сказку. И лиса в нем более красивая.

Учитель. А сейчас вы сами будете читать текст «Лиса Патрикеевна».

(Поскольку это первое произведение в учебнике, учителю необходимо познакомить детей с порядком работы над тек­стом: обратить их внимание на значки, которые будут встре­чаться на страницах учебника, оговорить, почему и для чего некоторые слова вынесены в раздел «Предварительное чте­ние», что собой представляет каждая группа слов.)

^ 4. Работа по разделу «Предварительное чтение»

  1. Чтение слов 1-й.группы по слогам, затем слитно.

  2. Чтение цепочек родственных слов из 2-й группы и объяснение различных оттенков их значений, например «ти­хонько» и «тихохонько» и т.д.

  3. Объяснение значений 3-й группы слов*'.


^ 5. Работа над иллюстрацией к тексту

Учитель. А теперь рассмотрите иллюстрацию. Чем от­личается эта лиса от лисы на картине художника А. А. Келейникова?

*' .Значение слов, помещенных в раздел «Предварительное чте­ние», можно уточнить в Приложении в конце книги. Там же приведен список авторов (с указанием их имени и отчества), произведения которых включены в данный учебник.

9

Дети. — На картине лиса такая, как в жизни, а в учеб­нике она сказочная.

— Здесь она похожа на человека: идет на двух лапах, -несет гуся под мышкой. В жизни так не бывает.

^ Учитель. А почему же художник в книге решил нари­совать лису именно такой?

Ученик. А потому, что Ушинский ее описывает, как че­ловека.

Учитель. А вы докажите это словами из текста.

6. Самостоятельное чтение текста учащимися.

Подчеркивание карандашом слов, которые рисуют образ лисы, как человека.

7. Наблюдение через чтение текста за отношением автора к герою художественного произведения

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как же сам ав­тор относится к своей героине — лисе.

(Чтобы облегчить детям эту работу, учитель заранее на доске чертит таблицу (см. ниже), в которую в процессе ра­боты над текстом вписывает подтверждающие слова и вы­ражения. Дети читают рассказ по частям, заранее подготов­ленным учителем. Идет исследовательская работа.)








Части текста

Словарь автор­ских отношений

Подтверждающие слова

Образные

черты













1-я часть: от начала рас­сказа до слов «шубка

теп­ленькая»

любит

«зубушки»

«рыльце»

«хвостик»

«шубка»

«ушки на макушке»

милая

ласковая

нежная

добрая

осторожная













2-я часть:

до слов «белый

галстучек»

любуется

«хорошо принаряжена» «шерсть пушистая,

золотистая» «на груди жилет» «на шее белый галстучек»

красивая нарядная


















































































































































































































































-




Части текста

Словарь автор-

Подтверждающие

Образные




ских отношении

слова

черты

3-я часть:

настораживается

«ходит тихохонько»

хитрая

до слов «зубки

предостерегает

«хвост несет береж-

неискренняя

белые показы-

показывает ис-

но»

лицемерная

вает»

тинные повадки лисы, готовит читателя к ре-

«улыбается»







альности







4-я часть:




«умница»

трудолюбивая

до слов «полы

уважает

«хозяюшка»

запасливая

выстланы»







домовитая










аккуратная

5-я часть:




«разбойница»

хищная

заключитель-




«любит курочек»

жестокая

ная

разоблачает

«любит уточек»

коварная







«свернет шею гусю»

беспощадная







«не помилует»

безжалостная




ненавидит










защищает оправдывает

?

?



8. Работа над главной мыслью произведения

Учитель. А теперь, ребята, давайте подумаем, для чего автор в рассказе так рисует лису: сначала не жалеет для нее нежных и добрых красок, показывает красивую внешность, и н конце так безжалостно ее разоблачает. Что же хотел сказать Ушинский, наградив лису человеческими чертами?

Дети. — Может быть, он хотел сказать детям, что пер­вое впечатление бывает обманчиво: за красивой и ласковой внешностью иногда скрывается хитрость и жестокость?

- Наверное, автор хочет предупредить людей, что нельзя доверять первому встречному, а надо его узнать получше.

И в жизни часто так бывает: подойдет один человек к другому, старается ему понравиться, войти в доверие, а потом обманет или ограбит. Мне мама часто об этом рас­сказывает.

Учитель. Вполне возможно, что и так. Автор таким об­разом нам преподносит поучительный жизненный урок.

А теперь давайте посмотрим дальше на нашу таблицу: вот здесь остались три отношения автора к лисе, которые мы еще не обсудили. Так ли безжалостен Ушинский к лисе, ненавидит он ее за жестокость или, наоборот, оправдывает и защищает свою героиню? Этот вопрос остается открытым, поэтому в таблицу мы поставим пока знак вопроса. А дома вы еще раз прочитайте рассказ Ушинского и текст «Лиси­ца» на листочке, а завтра попробуйте защитить лису не толь­ко авторскими, но и своими словами.

9. Заключительная беседа

Учитель. А сегодня давайте подведем итог всей нашей работе. При чтении вы увидели лису в своем воображении такой, какой ее показал автор. Этот образ получился ярким и красочным, как на картине художника, только художни­ки рисуют красками. А какими средствами пользуется пи­сатель для своей картины в рассказе? Догадались?

^ Дети. Словами!

Учитель. Автор берет не просто слова, а такие, которые помогают читателю представить описываемую им картину. И в этом — мастерство писателя, его главный секрет — писать картины словами.

Теперь вернемся к словам, с которых мы начинали от­крывать «секреты». Попробуйте теперь объяснить их смысл. (Ребята еще раз читают эпиграф к разделу и объясняют, как они его поняли.)

^ Учитель. Понравилось вам открывать «секреты»?

Дети. — Да!!!

— Очень интересно!

Учитель. Дома вы продолжите эту работу.

Домашнее задание. Прочитать тексты и найти в них слова в защиту лисы.

УРОК 2-й

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрок истории в 5 классе Тема: «Природа и люди Древней Индии». Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. Цели урока
Данный урок. Ученики записывают домашнее задание, учитель комментирует задание – работа с контурной картой
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрока Класс: Тема урока: Тип урока и его структура
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconТема: Текст. Какие бывают тексты. Цели урока
Оборудование: образцы букв Хх, учебники, тетради, тексты о цирке, таблички со словами “текст описание”, “текст рассуждение”, “текст...
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрока: «Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты». Цель урока : Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека
Тема урока: «Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты»
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрок по физике Прочтите заданный урок целиком. Читая текст раз, не
Данный урок целиком. Читая текст раз, не стремитесь сразу запомнить содержание читаемого, а старайтесь только понять его. Вникнуть...
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconТема: «Зима в музыке, поэзии, живописи» Тип урока: Цели урока
По программе авторов Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Л. А. Неменской «Изобразительное искусство и художественный труд» из раздела...
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и характере первых преобразований
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрок формирования новых знаний Форма урока: мультимедиа урок Тема урока: «Калькулятор помощник математиков»
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока
Познакомить учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению (Часть 3 гиа) и алгоритмом его написания
Урок 1-й Тема урока Художественный текст и его изобразительная природа iconТема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса
Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы