Методы исследования, источники информации icon

Методы исследования, источники информации



НазваниеМетоды исследования, источники информации
Дата конвертации10.01.2014
Размер55.44 Kb.
ТипДокументы
источник

Методы исследования, источники информации.


Метод исследованияспособ, с помощью которого достигаются цели исследования и решаются задачи исследования.

Эффективность научной работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь цели. Выбор метода исследования зависит от: предмета исследования, поставленной цели и задач.

Общие методы научного познания делятся на три группы:

  1. Методы эмпирического исследования (опытного)

  • Метод наблюдения – представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека – как человек чувствует окружающий мир, слышит, что он видит. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире. Для того, чтобы метод наблюдения был эффективным для исследования необходимо соблюдать ряд требований:

а) планомерность

б) целенаправленность

в) активность

г) систематичность

Пример: Организация наблюдения за миграцией серых гусей:

а) планируем наблюдение: составление плана деятельности

б) наблюдение за миграцией гусей с целью определения свободных коридоров для маршрутов самолетов

в) включение в деятельность всех возможных средств для достижения цели

г) систематическое ведение наблюдения согласно установленному плану

  • Метод сравнения – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляются общие признаки. Для того, чтобы сравнение было плодотворным оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

а) сравнивать необходимо лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность

б) для познания объектов сравнение должно вестись по существенным, важным признакам

Пример: В детском саду ежемесячно измеряют рост и вес детей, и сравнивают результаты с предыдущими, определяя изменения в весе и росте, и делают соответствующие выводы.

  • Метод измерения – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность измерения в том, что оно дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов. Но главным образом точность зависит от использующихся и применяемых измерительных приборов.

Пример: Такого рода выражения, отражающие понятие измерения, как то: чуть-чуть, немного, слегка, около того и т.п. не отражают точности измерения и не могут служить результатом исследования.

  • Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Это значит, что с помощью эксперимента можно воспроизвести отдельные стороны предметов и явлений, создать специальные условия и получить возможность изучить предмет или явление без осложняющих обстоятельств.

^ Преимущества эксперимента перед методом наблюдения:

а) повторяемость – возможность повторить эксперимент

б) эксперимент предоставляет возможность изучение того или иного явления в «чистом виде»

в) эксперимент позволяет создать экстремальные условия для изучения предмета или явления

2.Теоретические методы исследования

  • Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

Пример: Человек проходит медицинское обследование для определения и поставки диагноза: сдает анализ крови, кардиограмму, анализ мочи и пр. и получает результаты по каждому анализу.

  • Синтез – представляет соединения полученных при анализе частей в нечто целое.

Пример: По результатам анализов медицинского обследования врач ставит диагноз.

^ Методы анализа и синтеза тесно связаны между собой в научном творчестве.

  • Исторический метод – он используется только там, где так или иначе предметом исследования становиться история объекта, т.е. рассмотрение конкретно исторического генезиса (происхождения) и развития объекта, опирающееся на исторические факты.

Пример: Проблема изменения климата на Земле интересовала не одно поколение ученых. Поэтому современному исследователю в своей работе необходимо проследить теоретический путь исследования данной проблемы.

Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе которого и делаются научные выводы.

Источники информации – печатная информация – книги, журналы, научные статьи, каталоги, реферативные; библиографические издания; устная информация – научные доклады, конференции, интервью, СМИ – интернет, телевидение, радио.

Прежде чем начать исследование, четко решите для себя, какие данные Вам нужны.

^ Пути поиска и рекомендации по работе с литературой:

Пути: посещение библиотеки, архива, посещение конференций, докладов, коллоквиумов и электронные источники информации пр.

Как работать с литературными источниками:

Этапы работы:



Этапы работы

Содержание этапов



Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.



Внимательное чтение по главам и разделам.

Выделение наиболее важного текста



Выборочное чтение.

Перечитывание наиболее важного текста.



Составление плана прочитанного материала.

в пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.



Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)



Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.



Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.

Обращается внимание на объективность суждений.



При обращении в библиотеку: необходимо использовать: библиографический список по фамилиям, литературный каталог по темам, каталог по областям науки и пр.

При обращении в архив: если для этого существует необходимость, предоставляется письмо – отношение, адресованное в дирекцию архива, в котором оговаривается тема Вашего исследования, приблизительные хронологические рамки и цель работы. При получении разрешения необходимо изучить путеводитель по архиву и выписать номера заинтересовавших Вас архивных фондов. Затем работать с ними в установленном порядке.

Порядок работы на конференциях, докладах, коллоквиумах – необходимо кратко или дословно, если используете цитату выступления, фиксировать речь выступающих и фамилии авторов выступления, с обязательным указанием ученых степеней и заслуг.

При использовании информации из СМИ необходимо точно указывать ссылку на: источник информации, дату, время, автора, электронный адрес, поскольку данная информация имеет относительно достоверный характер.




Похожие:

Методы исследования, источники информации iconЗанятие Методы научного исследования
...
Методы исследования, источники информации iconОпределение методов исследования
Задачи исследования определяют его методы и методики, т е те приемы и способы, которыми пользуются исследователь. Метод – это способ...
Методы исследования, источники информации iconКритерии для анализа качества исследования
В качестве источников информации использованы достоверные источники (исторических статей, энциклопедий, мнения профессиональных литературоведов,...
Методы исследования, источники информации iconУсловия успешного осуществления проектного обучения
Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности; раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, цель, гипотеза,...
Методы исследования, источники информации iconКонтрольная работа по дисциплине: «химические методы исследования свойств сырья и продукции»
Технология продуктов общественного питания» обучающиеся по сокращенной (4 года) и классической форме обучения (6лет) во время самостоятельной...
Методы исследования, источники информации iconД. п н., проф. Жеребило Т. В. Ингушский государственный университет, Россия Типы лексикографической информации (ЛИ) в «Словаре лингвистических терминов»
Например, зона терминологического поля представлена информационными моделями, а также схемами по темам «Методы исследования в языкознании»,...
Методы исследования, источники информации iconПримерная структура исследовательской работы (каждый раздел располагается на отдельной странице)
Введение раздел содержит актуальность темы; объект исследования; предмет исследования; цель; задачи; гипотезы; методы и т д
Методы исследования, источники информации iconМетодические рекомендации по проведению учебного исследования Барьер и трамплин исследования
Соответствовать имеющимся условиям (достаточно источников информации, оборудование и условия для эксперимента и т д.)
Методы исследования, источники информации iconТематическое планирование кружка «Я исследователь» 2 класс
Определять методы исследования, методы действия. Отбирать нужный материал. Работать с художественной и научной литературой, учиться...
Методы исследования, источники информации iconМетоды исследования в биологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы