Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов icon

Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов



НазваниеСистемно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов
Дата конвертации10.01.2014
Размер75.2 Kb.
ТипДокументы
источник


Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики.

Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов.

Духнай Светлана Сергеевна, учитель математики и информатики

МАОУ СОШ № 17имени Героя Советского Союза генерал-майора В.В. Колесника города Славянска-на Кубани МО Славянский район, 2013 год

Учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотит ребенка к учению

гораздо более достойная задача,

чем приневолит.

К.Д.Ушинский


В законе об образовании определены следующие требования к содержанию образования в России:

а) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • развитие общества;

  • укрепление и совершенствование правового государства.

б) Содержание образования должно обеспечивать:

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Цель российского образования – создание условий для формирования успешной личности, т. е.

  • способной к саморазвитию и самореализации;

  • способной к социальной адаптации;

  • коммуникативной;

  • творческой.

Необходимость обновления школьного образования обусловлена:

  • новыми потребностями общества – ориентация на творческую личность;

  • чрезмерной научностью содержания в ущерб практической полезности;

  • перегрузкой и ухудшением здоровья учащихся в современной школе.

Суть изменений в российском образовании:

  • переход от знаниевой к развивающей парадигме;

  • превращение знаний, умений и навыков из основной цели образования в средство развития личности;

  • практическая ориентация образования;

  • дифференциация и индивидуализация обучения;

  • гуманизация и глобализацияция образования.


Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество обучения, воспитание и развитие учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности в любой сфере.

Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. И здесь речь идёт не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах практического содержания, являющихся важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащегося. Ведь человеку в жизни и практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые, никогда не встречавшиеся. Учитель должен научить выпускника находить пути к решению проблем, а это значит - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.

В курсе математики 5-6 классов встречаются задачи с практическим содержанием (задачи на части, проценты). Далее в курсе алгебры таких задач все меньше, да и времени на решение прикладных задач, которые показывают связь теории и ее практического применения в жизни, в будущей профессии, недостаточно в силу перенасыщенности программы теоретическими сведениями. Между тем практика показывает, что эти задачи вызывают затруднения у выпускников, так как они не имеют прочных навыков решения подобных задач.

Решение прикладных задач помогает решить следующие дидактические цели:

мотивация восприятия новых математических понятий;

иллюстрация учебного материала;

закрепление и углубление знаний по предмету;

формирование практических умений и навыков.

Другими словами, решение подобных задач дает ответ на вопрос учащихся: «А зачем нам это нужно?»

Анализируя учебники 5-6 классов, выделяется учебник И.И.Зубаревой и А.Д Мордковича. Здесь достаточно много задач с практическим содержанием , они доступны, реальны в описываемых условиях ситуации. В учебнике 5 класса выделены параграфы для перевода задачи на математический язык и на составление математической модели. Уделяется большое внимание задачам на проценты, которые имеют разный сюжет: сборка урожая,вычисление заработной платы, нахождение площади, ртведенной сельзозугодья, определение количества учащихся, посещающих различные кружки, студии и секции; определение количества монет в коллекции нумизмата, марок в коллекции филателиста. Имеются задачи на деление фруктов на части. Также сюжетными задачами богат и учебник 6 класса: средняя скорость движения и проделанный за определенное время путь; рост человека и его масса; высота предмета в данной точке земли и тень, которую отбрасывает данный предмет приконкретном времени в ясную погоду и др.

Авторы этих учебников используют и алгебраический и арифметический способы решения задач.

Однако необходимо создавать собственную базу прикладных задач, чтобы пенриодически к ним возвращаться с учащимися. В этом могут помочь современные интернет - ресурсы. Например, банк задач ЕГЭ или собственный банк задач КДР.

Рассмотрим одну из задач краевой диагностической работы 2012 года.


1.На диаграмме представлено процентное

распределение 120 голосов жильцов дома,

отданных на выборах за различных

кандидатов в президенты.

Определите с

помощью диаграммы, сколько всего голосов

было отдано за кандидата А.

ИЛИ

2. На диаграмме представлено

распределение голосов на выборах

президента среди голосовавших жильцов

дома.

Определите с помощью диаграммы,

какую часть от общего числа

проголосовавших составляют голоса,

отданные за кандидата С.


Так учащиеся 5-6 класса вполне могут справиться с задачами , где данные представлены в виде таблицы:

В день рождения сына в семье Петровых мама послала папу в супермаркет купить продукты для салата «Оливье» и других блюд. Для этого она написала список продуктов и их количество необходимое для закупки. После исследования цен в супермаркете папа составил таблицу, куда выписал диапазон цен по каждому наименованию.


^ Набор продуктов

Диапазон цен


Колбаса вареная (1 кг)

от 88 рублей до 155 рублей за 1 кг


Соленные огурцы (1 банка)

50 рублей за 1 банку

Яйца (1 десяток)

от 37 рублей до 40 рублей за 1 десяток

Горошек консервированный (1 банка)

от 15 рублей до 44 рублей за 1 банку

Картофель (1 кг) от 14 рублей

от 14 рублей до 72 рублей за 1 кг

Майонез (1 банка)

от 20 рублей до 46 рублей за 1 банку


С помощью таблицы определите разницу между самой дорогой и самой дешевой возможной покупкой. Ответ дайте в рублях.


Так же можно отрабатывать навык решения задач на избыток и недостаток.

^ 1Сколько граммов чернослива можно купить на 100 рублей, если его цена

составляет 160 рублей за килограмм?

2 Рулон парниковой пленки, в котором сто погонных метров, стоит 2500 рублей. Сколько погонных метров парниковой пленки из этого рулона можно купить на 1000 рублей?

3 Сколько граммов фисташек можно купить на 135 рублей, если их цена составляет 450 рублей за килограмм?


Решение задач с практическим содержанием может быть представлено в виде творческого проекта : «Ремонт в моей комнате», «Праздничное оформление зала», «Покупка техники в кредит», «Социологический опрос»

Например, социологический опрос можно обыграть при изучении темы «Диаграммы» следующим образом.

Вы знаете, что сейчас модно проводить социальные опросы, а результаты анализировать при помощи таблиц или диаграмм. В вашем классе тоже прошёл опрос на тему «Как ты проводишь свободное время?» (задание учащимся). Результаты опроса уже обработаны и сейчас мы познакомим вас с ними.

Ученица: В нашем классе прошёл опрос на тему «Как мы проводим свободное время?».

Каждый ученик выбрал 3 варианта любимого проведения досуга из 6 предложенных вариантов:

  1. Игра на компьютере;

  2. Спорт;

  3. Общение с друзьями;

  4. Просмотр телепередач;

  5. Занятия музыкой;

  6. Чтение.



Результаты опроса вы можете видеть на столбчатой диаграмме.

Можно сделать следующие выводы:

Любимое занятие ребят – игра на компьютере, это любят и девочки, и мальчики. Мальчики больше занимаются спортом, а девочки больше любят общаться с друзьями, слушать музыку, читать. Я хочу всем ученикам посоветовать больше читать, ведь книгу не заменят даже компьютер или просмотр самых интересных телепередач.

Решение задач – одно из основных средств математического развития школьников. Каждая математическая задача служит конкретным целям обучения, но основная цель любой задачи - развитие творческого и математического мышления школьников, повышение их интереса к математике. Этому способствуют, прежде всего, прикладные задачи или задачи практического содержания. Математика имеет существенное преимущество перед другими школьными дисциплинами в том, что она с помощью задач на каждом уроке касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни, что позволяет расширять интересы учащихся.

Жизнь ставит перед учителем математики новые требования. И решение задач практического характера, межпредметных задач, изучение основ теории вероятности и элементов статистики на уроках математики полностью отвечают содержанию современного школьного образования.




Похожие:

Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconПлан работы методического объединения уч ителей математики, физики и информатики мку худоеланская сош на 2012-2013 учебный год
Системно деятельностный подход в обучении как основа новых государственных стандартов на уроках математики, информатики, физики
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconСистемно-деятельностный подход как технологическая основа фгос
Сегодня же наша цель – разобраться, почему именно этот подход положен в основу федеральных стандартов 2 поколения и как мы можем...
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconСистемно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»
Системно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconСеминар по теме «Системно-деятельностный подход как механизм реализации фгос ноо»
Оды организации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, обсудили инновационное содержание понятий универсальная...
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconПлан работы шмо учителей математики мбоу критовская общеобразовательная средняя школа 2012 2013гг. Методическое объединение учителей математики Методическая тема школы на 2012 2013 учебный год
Системно – деятельностный подход в обучении как основа новых государственных стандартов
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconЦель: формирование социального опыта учащихся на основе связи обучения с внеурочной и внешкольной деятельностью: системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики Китайская мудрость гласит
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном...
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconСистемно-деятельностный подход в обучении на уроках истории
На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала,...
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconЭтапы построения урока в деятельностном методе
Деятельностный подход на уроках биологии направлен на повышение качества знаний учащихся
Системно-деятельностный подход формирования учебных компетенций учащихся на уроках математики. Задачи с практическим содержанием в курсе 5-6 классов iconПлан-конспект семинара «Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения»
Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы