|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 178 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Основы журналистики» СОСТАВИЛ: учитель русского языка и литературы МОУ школы № 178 г.о. Самара Первова Татьяна Петровна Утверждено: На заседании м/о учителей русского языка и литературы Протокол №1 от 31 августа 2009 года Председатель м/о ________________/ Т.Я. Клычкова Самара Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» ^ Элективный курс «Основы журналистики» ориентирован на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, так как элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо обучать в школе и на уроках по общеобразовательным предметам и на элективных курсах. Благодатным материалом для решения этих задач служат журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика. ^ показать актуальность профессий, связанных с журналистской деятельностью, продемонстрировать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, формировать правовую культуру, подготовить к чтению и восприятию оригинальных текстов текущей периодики, развить творческий и коммуникативный потенциал учащихся. ^
^ О профессии. Журналист — это человек умеющий писать. Речь не идёт о рецептах в кулинарной книге или новогодней открытки для родственников. Он исследователь происходящего в мире, который может грамотно изложить в письменном виде ход событий. Тот, кто хранит свои великолепные записи в столе и гордо называет себя мастером пера, не является журналистом. Представители этой профессии готовят информацию — статьи, фотоотчёты, новости для средств массовой информации, интернет-изданий, телеканалов, радио. Такова современная форма журналистики. ^ Несколько веков назад не было ни радио, ни телевидения, ни других чудес техники. Не смотря на это, царя Петра в XVII веке волновал вопрос политической пропаганды (процесс именуемый сейчас не иначе как PR). О государственных реформах народ необходимо было предупреждать, а также подавать им информацию в выгодном для власти свете. Так и появилось первая в России печатная газета «Ведомости». Именно эта газета положила начало развитию журналистики в России. Учёные, литераторы брались за перо и выпускали частные газеты. Считалось, что пресса выражает общественное мнение, факты, с которыми не поспоришь… ^ : Так исторически сложилось, что журналист — это социально значимая профессия. Человек получает информацию с открытых источников. За её поступление, достоверность несёт ответственность журналист. Не одна тысяча людей будет читать аналитическое заключение по какому-либо предмету исследования, а после совершать определённые поступки в жизни, исходя из этой информации — развивать бизнес, планировать семью, отдавать предпочтение кому-то на политической арене. Журналист — это посредник между происходящим и читателями. ^ : Учитывая высокую ответственность за сказанные и написанные слова, требования, соответственно, тоже высокие к представителям этой профессии. Это человек грамотный, с творческим мышлением, огромным словарным запасом, умеющий собирать, анализировать необходимую информацию, а также выхватывать в длинном монологе собеседника (если это интервью, например) фразы, которые содержат важную информацию. Эти люди должны быть готовы к публичности и последствиям, которые несёт за собой выход их тени. Самое главное, они должны уметь вызывать доверие. ^ : В профессии журналист есть как плюсы, так и минусы. Положительными моментами есть гонорары, творческая реализация, возможность познакомится с разными интересными личностями. Однако именно журналистам предстоит работать в горячих точках, освещая происходящие события; косвенно отвечать за популяризацию мнения, что все журналисты — представители жёлтой прессы. ^ : Каждой профессии необходимо учиться. Журналист — необычная работа, где многое зависит от задатков. Учиться этой профессии имеет смысл, если есть гуманитарный склад ума. Пройти обучение в университете на факультете журналистики, посетить тренинги? Курсы, или просто черпать информацию из открытых источников, написанную состоявшимися журналистами — каждый выбирает свой путь. Главное, чтобы он привёл к цели. ^ журналиста предполагает знакомство с мнемотехникой – искусством запоминания, кинесикой – наукой о поведении людей, физиогномикой – приемами изучения личности по лицу; а также развитие памяти, креативного мышления, быстроты и правильности восприятия информации, внимания и наблюдательности, умения эффективной организации творческой работы. ^ журналиста обеспечивается знанием возникновения профессиональной морали журналистики, её сущности основных функций, а также канонов журналистики, неукоснительным соблюдением кодекса профессиональной этики российского журналиста. ^ подразумевает знание Конституции РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры; прав и обязанностей журналиста в законе « средствах массовой информации»; ответственности за нарушение закона; защиты авторских прав; Гражданского кодекса о защите чести и достоинства и деловой репутации; уголовного кодекса РФ о клевете и оскорблении. ^ связана со знанием и умением собирать, обрабатывать и выдавать информацию, определять особенности журналистского текста: жанра, сферы употребления и воздействия, стилизации. ^ - расширение кругозора учащихся; - повышение качества устной и письменной речи учащихся; - повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики; - воспитание активной гражданской позиции. ^ Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных старшеклассниками, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания. Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста. Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни. Список рекомендуемой литературы
|
![]() | Элективный курс для учащихся 11-х классов «Журналистика и русский язык» Пояснительная записка В ситуации перехода старшей ступени образовательной школы на профильное обучение, необходимо обеспечение целостной и разносторонней... | ![]() | Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива» Пояснительная записка Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в... |
![]() | Элективный курс для учащихся 9 11-х классов Автор: Ходжанова Галина Богдановна Пояснительная записка Курс рассчитан на 16 часов и адресован учащимся 9-11 классов вне зависимости от уровня языковой подготовки | ![]() | Элективный курс для учащихся 4 9-х классов Автор: Ходжанова Гульзада Худайбергеновна Пояснительная записка Курс рассчитан на 36-38 часа. Ориентирован на учащихся в возрасте от 10 до 15 лет в рамках работы с одарёнными детьми. Помогает получить... |
![]() | Пояснительная записка. Элективный курс «Методы решения планиметрических задач» ... | ![]() | Элективный курс по теме: Живой организм (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов, 35 часов) В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... |
![]() | Пояснительная записка. Элективный курс «Тайны воды» Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки | ![]() | Пояснительная записка. Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно» Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно» предназначен для учащихся 9 класса с различным уровнем подготовки. Темы курса... |
![]() | Элективный курс Художественно-прикладное искусство. Вышивка. ( Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-х классов, 34 часа ) Элективный курс предназначен для учащихся у которых есть тяга к такому виду рукоделия как вышивка. Данная программа способствует... | ![]() | Программа Элективного бизнес курса по немецкому языку Программа составлена для учащихся 10 класса в количестве 34 часов. Автор программы: Т. П. Сухова пояснительная записка Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10-11 классов |