Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка icon

Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка



НазваниеЭлективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка
Дата конвертации11.01.2014
Размер81.42 Kb.
ТипЭлективный курс
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 178

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Основы журналистики»


СОСТАВИЛ:

учитель русского языка и литературы

МОУ школы № 178 г.о. Самара

Первова Татьяна Петровна


Утверждено:

На заседании м/о учителей русского языка и литературы

Протокол №1 от 31 августа 2009 года

Председатель м/о ________________/ Т.Я. Клычкова


Самара

Элективный курс

для учащихся 10-х классов

«Основы журналистики»

^ Пояснительная записка

Элективный курс «Основы журналистики» ориентирован на учащихся 10 класса гуманитарного профиля, так как элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы.

Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо обучать в школе и на уроках по общеобразовательным предметам и на элективных курсах. Благодатным материалом для решения этих задач служат журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика.

^ Цель курса показать актуальность профессий, связанных с журналистской деятельностью, продемонстрировать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, формировать правовую культуру, подготовить к чтению и восприятию оригинальных текстов текущей периодики, развить творческий и коммуникативный потенциал учащихся.

^ Тематическое планирование



темы

Тема урока

Кол-во часов

Форма обучения

1.

Введение. Журналистика и общество.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Исторические предпосылки развития журналистики

2

Лекция

3.

Психологическая подготовка журналиста

3

Лекция, практикум, круглый стол

4.

Кодекс профессиональной этики журналиста

2

Лекция. Деловая игра

5.

Границы гласности в современной журналистике

1

Дискуссия

6.

Формирование правовой культуры

3

Лекция,

7.

Основные специальности журналистской деятельности

2

Лекция

8.

Структура редакционного коллектива

2

Лекция, ролевая игра

9.

Расширенное заседание редакции школьной газеты «Шрег»

2

Презентация работы и результатов деятельности школьной газеты

10.

Основные понятия о газете

1

Лекция с элементами беседы

11.

Основные жанры газетной статьи: заметка, репортаж, интервью.

1

Лекция

12.

Практикум. Сбор материала.

1

Работа в группах

13.

Практикум. Посещение спортивного мероприятия

1

Работа в группах

14.

Встреча со студентами журфака в качестве интервьюера

1

Круглый стол

15.

Встреча с ветеранами Великой отечественной войны в качестве интервьюера

1

Круглый стол

16.

Практикум. Обработка материала

1

Работа в группах

17.

Практикум. Написание статьи

1

Практическое занятие

18.

Стилистические ошибки письменной речи

1

Лекция с элементами беседы

19.

Речевые ошибки

1

Лекция с элементами беседы

20.

Грамматические ошибки

1

Лекция

21.

Средства выразительности речи в газетной статье

1

Лекция

22.

Редактирование статей

2

Практическое занятие

23.

Расширенное заседание редакции школьной газеты «Шрег»

2

Презентация творческих работ учащихся




Всего часов

34






^ Основное содержание курса

О профессии. Журналист — это человек умеющий писать. Речь не идёт о рецептах в кулинарной книге или новогодней открытки для родственников. Он исследователь происходящего в мире, который может грамотно изложить в письменном виде ход событий. Тот, кто хранит свои великолепные записи в столе и гордо называет себя мастером пера, не является журналистом. Представители этой профессии готовят информацию — статьи, фотоотчёты, новости для средств массовой информации, интернет-изданий, телеканалов, радио. Такова современная форма журналистики.

^ История профессии: Несколько веков назад не было ни радио, ни телевидения, ни других чудес техники. Не смотря на это, царя Петра в XVII веке волновал вопрос политической пропаганды (процесс именуемый сейчас не иначе как PR). О государственных реформах народ необходимо было предупреждать, а также подавать им информацию в выгодном для власти свете. Так и появилось первая в России печатная газета «Ведомости». Именно эта газета положила начало развитию журналистики в России. Учёные, литераторы брались за перо и выпускали частные газеты. Считалось, что пресса выражает общественное мнение, факты, с которыми не поспоришь…

^ Социальная значимость профессии в обществе: Так исторически сложилось, что журналист — это социально значимая профессия. Человек получает информацию с открытых источников. За её поступление, достоверность несёт ответственность журналист. Не одна тысяча людей будет читать аналитическое заключение по какому-либо предмету исследования, а после совершать определённые поступки в жизни, исходя из этой информации — развивать бизнес, планировать семью, отдавать предпочтение кому-то на политической арене. Журналист — это посредник между происходящим и читателями.

^ Массовость и уникальность профессии: Учитывая высокую ответственность за сказанные и написанные слова, требования, соответственно, тоже высокие к представителям этой профессии. Это человек грамотный, с творческим мышлением, огромным словарным запасом, умеющий собирать, анализировать необходимую информацию, а также выхватывать в длинном монологе собеседника (если это интервью, например) фразы, которые содержат важную информацию. Эти люди должны быть готовы к публичности и последствиям, которые несёт за собой выход их тени. Самое главное, они должны уметь вызывать доверие.

^ Риски профессии: В профессии журналист есть как плюсы, так и минусы. Положительными моментами есть гонорары, творческая реализация, возможность познакомится с разными интересными личностями. Однако именно журналистам предстоит работать в горячих точках, освещая происходящие события; косвенно отвечать за популяризацию мнения, что все журналисты — представители жёлтой прессы.

^ Где получить профессию: Каждой профессии необходимо учиться. Журналист — необычная работа, где многое зависит от задатков. Учиться этой профессии имеет смысл, если есть гуманитарный склад ума. Пройти обучение в университете на факультете журналистики, посетить тренинги? Курсы, или просто черпать информацию из открытых источников, написанную состоявшимися журналистами — каждый выбирает свой путь. Главное, чтобы он привёл к цели.

^ Психологическая подготовка журналиста предполагает знакомство с мнемотехникой – искусством запоминания, кинесикой – наукой о поведении людей, физиогномикой – приемами изучения личности по лицу; а также развитие памяти, креативного мышления, быстроты и правильности восприятия информации, внимания и наблюдательности, умения эффективной организации творческой работы.

^ Профессиональная этика журналиста обеспечивается знанием возникновения профессиональной морали журналистики, её сущности основных функций, а также канонов журналистики, неукоснительным соблюдением кодекса профессиональной этики российского журналиста.

^ Формирование правовой культуры подразумевает знание Конституции РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры; прав и обязанностей журналиста в законе « средствах массовой информации»; ответственности за нарушение закона; защиты авторских прав; Гражданского кодекса о защите чести и достоинства и деловой репутации; уголовного кодекса РФ о клевете и оскорблении.

^ Практическая деятельность журналиста связана со знанием и умением собирать, обрабатывать и выдавать информацию, определять особенности журналистского текста: жанра, сферы употребления и воздействия, стилизации.

^ Ожидаемые результаты

- расширение кругозора учащихся;

- повышение качества устной и письменной речи учащихся;

- повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики;

- воспитание активной гражданской позиции.

^ Методические рекомендации

Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных старшеклассниками, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.

Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.

Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.


Список рекомендуемой литературы

  1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.

  2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 2004

  3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М., 1999.

  4. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,2002.

  5. История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.

  6. Конституция Р Ф.- М., 1997.

  7. Лихачев Д. С. Земля родная: Кн. Для учащихся. –М. : Просвещение, 1983.

  8. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.

  9. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005

  10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

  11. Солганик Г. Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи:-М.,2004.
    Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

  12. Устав Союза журналистов Российской Федерации.

  13. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2005.




Похожие:

Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс для учащихся 11-х классов «Журналистика и русский язык» Пояснительная записка
В ситуации перехода старшей ступени образовательной школы на профильное обучение, необходимо обеспечение целостной и разносторонней...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива» Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен для удовлетворения возрастающих потребностей подрастающего поколения в общении друг с другом, в...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс для учащихся 9 11-х классов Автор: Ходжанова Галина Богдановна Пояснительная записка
Курс рассчитан на 16 часов и адресован учащимся 9-11 классов вне зависимости от уровня языковой подготовки
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс для учащихся 4 9-х классов Автор: Ходжанова Гульзада Худайбергеновна Пояснительная записка
Курс рассчитан на 36-38 часа. Ориентирован на учащихся в возрасте от 10 до 15 лет в рамках работы с одарёнными детьми. Помогает получить...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconПояснительная записка. Элективный курс «Методы решения планиметрических задач»
...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс по теме: Живой организм (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов, 35 часов)
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconПояснительная записка. Элективный курс «Тайны воды»
Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconПояснительная записка. Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно»
Элективный курс «Проценты: просто, сложно, интересно» предназначен для учащихся 9 класса с различным уровнем подготовки. Темы курса...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconЭлективный курс Художественно-прикладное искусство. Вышивка. ( Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-х классов, 34 часа )
Элективный курс предназначен для учащихся у которых есть тяга к такому виду рукоделия как вышивка. Данная программа способствует...
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики» Пояснительная записка iconПрограмма Элективного бизнес курса по немецкому языку Программа составлена для учащихся 10 класса в количестве 34 часов. Автор программы: Т. П. Сухова пояснительная записка
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10-11 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы