Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» icon

Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»



НазваниеВыступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
Дата конвертации11.01.2014
Размер70.4 Kb.
ТипДокументы
источник

Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе»

«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12 %), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более, чем у 50-60% школьников. У 20% старшеклассников в анамнезе – 5 и более диагнозов.

Какие же условия и факторы школьной жизни способствуют разрушению здоровья детей?

  1. Инструктивно-программирующие методики.

Почти весь учебный день ребенок сидит за партой. Через 10-15 минут ученик начальной школы начинает испытывать нервно-психические нагрузки. Такое статическое положение учащихся ведет к гиподинамии, близорукости, сколиозу, гипертонии, неврозам.

  1. Замкнутость школьного пространства. Школа – закрытое помещение, где ограничено активное передвижение, однообразное окружение. В результате угнетается эмоциональная сфера детей, снижается иммунитет.

  2. Словесно-информационный принцип построения учебного процесса, приводящий к подавлению творчества, критического мышления, активного познания учебного материала.

  3. В основе учебного процесса лежат методики, разрушающие целостное восприятие мира. Каждый педагог учит своему предмету.

  4. Увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.

  5. Кроме того, ухудшение здоровья детей в нашей стране связано с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки

  6. Усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.

  7. Неправильное, нерациональное питание учащихся.

  8. Несоблюдение гигиенических норм организации учебного процесса.

  9. Отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

Поэтому, одним из основных направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Цель здоровьесберегающей технологии обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь.

Кстати, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья».

^ Основной формой организации учебного процесса является урок.

Поэтому для учителя очень важно организовать урок, используя здоровьесберегающие технологии.

Можно выделить 3 аспекта в использовании здоровьесберегающих технологий на уроках:

  1. Организационный

  2. Содержательный

  3. Методический

Организационный аспект.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние и как следствие на работоспособность учащихся.

Я бы начала с организации экологического пространства класса.

  1. ^ Организация экологического пространства класса включает в себя:

- проветривание, чистота в классе

- освещенность

-температурный режим

-отсутствие неприятных раздражителей

-озеленение кабинета

Комнатные растения создают благоприятный микроклимат, увлажняют и дезинфицируют воздух в классных помещениях, создают необходимый психоэмоциональный комфорт. Благоприятное воздействие оказывает и аквариум в кабинете.

Наша школа в течении нескольких лет является активным участником конкурса «Несущие радость»

Немаловажное значение для создания психологического комфорта на уроке имеет окраска стен, оформление классных комнат.



  1. ^ Создание здорового психоэмоционального климата на уроке.

Причем с первых минут урока, начиная с приветствия. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Учителю желательно еще на перемене проверить подготовку класса и рабочего места учащегося к уроку.

Один из способов создания положительных эмоций на уроке – юмор.

«Хороший смех дарит здоровье», - говорит народная мудрость. Я считаю, что учитель без чувства юмора и умения проявлять его в необходимый момент лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность – это признак психического нездоровья. Улыбка, искренний смех ребенка на уроке стоит не меньше физкультминутки. «Здоровье и веселье оплодотворяют друг друга», - говорил Джозеф Адиссон.

^ Рекомендацией учителю могут служить слова Э. Асадова:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем,

Запомни, от светлых улыбок твоих

Зависит не только твое настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

При выполнении самостоятельных работ учащихся можно включить музыку, записи звуков природы.

  1. ^ Важнейшей проблемой современного ученика является гиподинамия.

Поэтому, важная задача учителя – серьезное внимание уделять развитию двигательной активности детей и проблему эту решать комплексно.

Большое внимание этой проблеме уделяется в начальной школе. В соответствии с СанПинами для учащихся 1 классов организованы динамические паузы после 2 урока на 45 минут.

Для учащихся 1-4 классов организованы подвижные игры на переменах. На каждом уроке проводятся физкультминутки ( в 1 классе – не менее 2-х физкульминуток: одна на упражнения для глаз, пальчиков; вторая с активными физическими упражнениями на основные группы мышц) на 15-20 минуте урока.

Продолжительность урока в начальной школе 35 минут при 5-ти дневной рабочей неделе.

В 4-х классах начальной школы введены 3 урока физкультуры ( 1 час - из регионального компонента) с целью удовлетворения потребностей учащихся в двигательной активности.

В среднем и старшем звене на 15-20 минуте урока рекомендовано проводить упражнения для глаз, самомассаж активных точек на ухе с целью снижения утомляемости(«чтобы проснуться»). Особенно актуален в период эпидемии инфекционных заболеваний самомассаж биологически активных точек лица и головы. Для снятия стресса рекомендована дыхательная гимнастика.

Большое внимание также следует уделять правильной посадке за партой при письме, чтении.

^ Содержательный аспект

Состоит во включении в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Умение учителя любой специальности выделить и подчеркнуть вопросы здоровья является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Предметы естественнонаучного цикла имеют преимущество в том, что на уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Содержание этих предметов позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков. Вместе с тем очень важно создать в школе единое межпредметное образовательное пространство по здоровьесбережению. Актуализации вопросов здоровья служат интегрированные уроки.

Изучая диффузию и осмос на уроках физики мы говорим о том, что эти процессы лежат в основе газообмена в тканях и легких, поглощения питательных веществ через ворсинки кишечника.

Темы «Наследственные болезни человека» и «Методы изучения генетики человека» успешно интегрируем с историей. Анализируя родословную семьи последнего русского императора Николая второго, выясняем, что ген гемофилии царевич Алексей получил от своей прабабки английской королевы Виктории. Составляя схему скрещивания подтверждаем данный факт с помощью генетических законов.

На интегрированном уроке биологии, химии, физики знакомимся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностями человека в энергии, обращаем внимание на сбалансированное питание.


^ Методический аспект урока

Заключается в использовании методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -… это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

Учащиеся на уроках должны стать субъектами деятельности.

Необходимо применять на уроках методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, свобода творчества), активные методы обучения (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевые игры, дискуссии, семинары), методы, направленные на самопознание и развитие.

Использование игровой деятельности («четвертый лишний», «шаги-термины», «слабое звено»)

Важно уметь сделать успешным на уроке каждого ученика.

Необходимо использование на уроках разнообразных каналов подачи информации (аудиовизуального, кинестического и др.)

Умение учителя использовать возможности информационно-коммуникационных технологий вызывает неизменный интерес в классе, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Интересен прием сопереживания судьбе, открытиям великих ученых.

Очень важно в конце урока провести рефлексию, спросить ученика, что ему особенно удалось на уроке.

Интегральным показателем эффективности проведенного урока является состояние и вид учеников и учителя, выходящих с урока.

Забота учителя о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье.

Сегодня именно учитель в состоянии сделать для здоровья современных учащихся больше, чем врач.

«Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» - говорил президент Д.Медведев в Послании Федеральному собранию.

«У кого есть здоровье, есть и надежда, у кого есть надежда – есть все» - гласит арабская пословица.

Я желаю вам всем быть здоровыми. Спасибо за внимание.




Похожие:

Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconИспользование современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе доу
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу воз)
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны...
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconТема самообразования «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconВыступление заведующей
Все блага, которые окружают ребенка, помогают сохранить здоровье питание, одежда, жилище, тепло в нем – это все природа
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться...
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconРеализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе План Концепция здоровьесберегающего образования. Понятие «здоровье»
Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconАнохина Галина Ивановна 2012-2013 учебный год конспект мастер-класса Использование здоровьесберегающих технологий на урок
Цель: Обмен опытом учителей физики Питерского района по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconПрограмма формирования культуры
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться...
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconЦель работы по теме самообразования
В 2008-2011 учебном году я работала над темой самообразования «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в начальной...
Выступление на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в урочном процессе» «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» iconГлавная ценность – это здоровье
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Все знают, что пагубные привычки уносят здоровье. Альтернатива этому – здоровый...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы