«Церковные праздники» Православные праздники icon

«Церковные праздники» Православные праздники



Название«Церковные праздники» Православные праздники
Дата конвертации11.01.2014
Размер71.77 Kb.
ТипДокументы
источник

«Церковные праздники»

Православные праздники

История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4- 6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.


^ Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 5 мая 2013 года

Двунадесятые непереходящие праздники

7 января — Рождество Христово

19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)

15 февраля — Сретение Господне

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

19 августа — Преображение Господне

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября — Воздвижение Креста Господня

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые переходящие праздники в 2013 году:

28 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

13 июня — Вознесение Господне

23 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)

Великие праздники с постоянной датой:

14 января — Обрезание Господне

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи

12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Многодневные посты:

Рождественский пост: с 28 ноября 2012 года по 6 января 2013 года

(также в конце 2013 – начале 2014: с 28 ноября 2013 по 6 января 2014 года)

С 28 ноября по 1 января включительно – нестрогий.

Со 2 января по 6 января – строгий.

^ Великий пост: с 18 марта по 4 мая 2013 года

Петров пост: с 1 июля по 11 июля 2013 года.

Успенский пост: с 14 по 27 августа 2013 года.

Рождественский пост: с 28 ноября 2013 по 6 января 2014 года


Однодневные посты:

Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января

Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября


^ СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей ( Евангелие от Луки 2:22—39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви — Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

Содержание праздника

По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12—13; Левит 12:1—8; Числа 3:13—18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.

^ История праздника и богослужебное празднование

Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская)), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст

Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518—527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий), перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

В Иерусалимской традиции 5—7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе — в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.

Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (праздничная служба), а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).

^ Сретение в народной традиции

В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах — и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз — раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.

У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение — зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать — пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.

Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.

Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.

Список литературы

1. Владимирские епархиальные ведо мости. – 1898. – № 18. –

С. 559–574.

2. Владимирские епархиальные ведо мости – 1899. – № 18. –

С. 599–617.

3. Владимирские епархиальные ведо мости. – 1913. – № 38. –

С. 783–790.

4. Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода

по ведомству православного исповедания за 1913 год. – Петроград,

1915. – С. 295.

5. Государственный архив Владимирской области. Ф. 450.

Оп 2. Д. 13. Л.24-25.

6. Настольная книга по церковно-школьному образованию /

Сост. В. Лотоцкий, Г. Сендульский. – Одесса, 1903.




Похожие:

«Церковные праздники» Православные праздники icon«Православные праздники января». «Сколько праздников церковных на Руси!
«Православные праздники января», который был организован Мессионерским отделом Краснослободской и Темниковской епархией и Домом детского...
«Церковные праздники» Православные праздники iconПраздники сибирских крестьян Презентацию создали
Сибирская деревня, не будучи фанатично верующей, тем не менее отмечала все православные религиозные праздники
«Церковные праздники» Православные праздники iconКлассный час «Православные обряды и праздники»
Хэллуин, день святого Валентина, день Матери, День Города за всем этим многообразием теряется исконно русская культура, наши, православные...
«Церковные праздники» Православные праздники iconДокументи
1. /праздники/BarbaraNikolaus.pdf
2. /праздники/Christbaum.pdf
«Церковные праздники» Православные праздники iconТема: «История Рождества Христова» Цель
Оборудование: документальные фильмы «Православные праздники», презентация, музыкальное сопровождение внеклассного мероприятия
«Церковные праздники» Православные праздники iconАнкета для родителей №2. «Родители о своем ребенке»
А в «детские праздники» предпочитают дети оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
«Церковные праздники» Православные праздники iconКонкурс презентаций учащихся 5-11 классов Темы: «Праздники»
Темы: «Праздники», «Школа», «Окружающий мир», «Достопримечательности», «Изобретения, учёные», «Знаменитые события в жизни семьи»
«Церковные праздники» Православные праздники iconОтношение Реформатской Церкви к почитанию Богородицы
Среди разнообразных церковных праздников нашли свое место и праздники второстепенные, главными из которых являются праздники в честь...
«Церковные праздники» Православные праздники iconТрадиционные праздники в Ибряевской основной общеобразовательной школе
...
«Церковные праздники» Православные праздники iconГазета моу сош №1 г. Михайловска. Выпуск №3 2011 г. Темы выпуска: «Праздники декабря»
«Праздники декабря» «Школьная жизнь» «За здоровьем всей семьёй» «Учение – одно из приятнейших занятий на свете» «Сочинение выпуска»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы