Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения icon

Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения



НазваниеУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения
Дата конвертации21.09.2012
Размер85.94 Kb.
ТипУрок
источник


Урок по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Кровь. Функции крови.


Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения.


Задачи:

  • дидактические: продолжить формирование навыков работы с учебником, с тетрадью, с условными рисунками и схемами.

  • развивающие:

1. Развивать психологические процессы:

-внимание мышление, объём и глубину памяти, воображение;

-мыслительные процессы или операции: анализ, синтез, обобщение.

2. Развивать познавательную мотивацию с помощью постановки учебных задач.

3. Развивать речь учащихся.

4. Развивать регулирующий компонент учебной деятельности: самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

  • воспитывающие:

1. Воспитывать бережное отношение к сердцу, прививать навыки здорового образа жизни.

2. Формировать коммуникативные навыки детей с помощью организации учебного сотрудничества.

3. Воспитывать уважение к труду медицинских работников.

4. Формирование трудолюбия, культуры поведения.


Оборудование:

  1. Слайды к уроку.

  2. Микроскоп.

3. Капля крови (лягушки, человека)

4. Бланк «Анализ крови»

5. «Сердечки», «Микробы» (раздаточный материал)

6. Учебник

7. Тетрадь на печатной основе.

8. Таблички с названиями групп.


Ход урока.


1.Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

У нас хорошее настроение,

У нас все получится.

- А начнём урок с загадки. Слайд

По реке бежит вода,

Очень красная она.

От микробов защищает,

И как может, помогает.(Кровь)


^ 2. Мотивационный этап.

Правильно ребята, это кровь. И вы уже все догадались тема нашего урока «Кровь». На уроке вместе с медицинским работником мы познакомимся с составом крови, её функциями, с системой кровообращения, продолжим изучение своего организма, будем продолжать развивать умения следить за своим здоровьем.


^ 3. Ход урока.1. Представим, что мы студенты медицинского института и у нас пять групп. «Лаборанты», «Терапевтический центр», «Физкультурно-оздоровительный», «Зелёная аптека», «Скорой помощи».

- Группа «Лаборанты» отправится в лабораторию, а мы повторим пройденный материал. Дома вы приготовили вопросы по теме: «Органы пищеварения»

– Какая наука изучает внутренние органы человека? Физиология. Сейчас вы поработаете в роли физиологов. Один физиолог задает вопрос, другой на него грамотно отвечает. (Примерные вопросы, которые должны задавать дети, могут быть и другие, т.к. это домашнее задание).

- Какие органы входят в пищеварительную систему?

Зубы, пищевод, желудок, печень, кишечник.

- Какие функции выполняют зубы, слюна, язык?

В полости рта пищу обрабатывают зубы, язык, слюна. Они её перетирают, смачивают, перемешивают, превращая в кашицу, удобную для глотания, и отправляют в пищевод.

- ^ А какая функция у пищевода?

Мышцы пищевода продавливают пищу в желудок.

- Что с пищей происходит в желудке?

В желудке на пищу со всех стенок желудка течет желудочный сок, который растворяет пищу. Затем желудок отправляет пищу в двенадцатиперстную кишку.

- Расскажите, о функции двенадцатиперстной кишки.

В двенадцатиперстной кишке продолжается переваривание жиров, белков и углеводов с помощью сока поджелудочной железы и горькой желчи, которую выделяет печень. Затем питательные вещества попадают в тонкую кишку.

- И последний вопрос, что же происходит с питательными веществами в тонкой в семь с половиной метров кишке?

Пища в течении 5, 6 часов продолжает обрабатываться кишечным соком. Здесь и поджидают её кровеносные сосуды капилляры, они впитывают питательные вещества и кровь уносит их ко всем клеткам организма.

^ 2.- Для чего организму нужна кровь?

(Ответы детей)

- Так как ваших знаний недостаточно, сейчас на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.

- А сейчас немного отдохнем. «Физкультурно-оздоровительная» группа проводит физминутку.

Кто из вас всегда готов,

Жизнь прожить без докторов?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Кто согласно распорядку,

Выполняет физзарядку?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

- Слово нашим «Лаборантам», расскажите, что вы узнали о крови.

1 лаборант. – Кровь состоит из плазмы и разных клеток. Слайд В одной капле крови их 20 миллионов. Плазма – это жидкость крови – несет всем нашим органам питательные вещества и воду. Плазма уносит из органов ненужные и излишние вещества.

2 лаборант. Эритроциты – красные кровяные тельца, приносят ко всем органам кислород и уносят от них углекислый газ. В этих клетках находится гемоглобин, в состав которого входит железо. Оно и придаёт крови красный цвет. Если число красных кровяных телец в крови снижается, то ухудшается снабжение организма кислородом. Восстановить численность эритроцитов можно хорошим питанием и прогулками на свежем воздухе. Особенно важны продукты, содержащие железо: мясо, овощи, фрукты, гречневая каша.

3 лаборант. – В крови есть белые кровяные тельца (лейкоциты), которые способны уничтожать микробы.

4 лаборант. Любое кровотечение истощает запасы крови в организме.

Кровяные пластинки (тромбоциты) обеспечивают важное свойство крови - её свёртываемость. Благодаря этому свойству кровь сама останавливает небольшие кровотечения.

^ Закрепим, услышанное о составе крови. Слайд «Состав крови»

- А какая норма эритроцитов и лейкоцитов должна быть в крови, нам расскажет Марина Александровна. Слайд «Нормальный пульс»

- «Информационный центр» хочет дополнить выступления «Лаборантов».

Это интересно давайте их послушаем.

^ 1.Если эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента, три раза опоясывающая Земной шар по экватору.

2. Лейкоциты живут 4 – 5 дней, на смену им приходят все новые и новые «славные воины», которые уничтожают микробы.

3. В организме ребенка 3 литра крови, из них 2 литра – плазма.

Работа в тетрадях.

- А сейчас откроем тетради и закрепим свои знания по рисунку, какие функции выполняет кровь (с.11.№24)

- Рассмотрите рисунки, как вы думаете, рисунок 1 напоминает работу каких кровяных телец? Красных кровяных телец, т.к. они несут ко всем органам кислород, а уносят от них углекислый газ - «Дыхательная» функция крови.

Рисунок 5 напоминает работу белых кровяных телец «Защитная» функция крови.

- А рисунок 2,3,4,6 это функция плазмы. «Транспортная» - переносит питательные вещества, воду. «Регуляторная» – участвует в обмене веществ, выносит вредные вещества.

- Прочитаем по таблице функции крови ^ Слайд «Функции крови»

Физминутка.(На внимание)

- Если вы услышите органы пищеварения, наклоняем голову вправо,

- если органы дыхания, то голову наклоняем влево.

^ Желудок, трахея, кишечник, пищевод, бронхи, печень, легкое, носоглотка.

- Смертельно опасна для человека большая потеря крови. Если организм теряет половину своей крови, он погибает.

^ Дополнит эту информацию «Информационный центр.

- С давних времён люди пытались применить переливание крови. Чаще всего попытки приводили к смерти больного. Слайд «Группа крови».

Только 1900 году было открыто существование у людей разных групп крови (1.2,3,4). Группа крови – врожденноё свойство человека. Его учитывают при переливании крови. Донором может стать здоровый человек старше 18 лет.

А группа «Скорой помощи» расскажет нам о первой помощи при кровотечении.

- Представьте, что мы находимся на природе, и у нас произошел несчастный случай. Жгут наложить выше раны, затем под жгут положить любую короткую палочку или карандаш и начать закручивать её. Перетягивать руку или ногу можно не более 20 минут. После наложения жгута, больного надо напоить водой. Срочно обратиться к врачу.

^ 3. - Что заставляет кровь течь? Отгадайте загадку. Слайд

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

а) - Кровь в нашем организме находится в постоянном движении, снабжая наши органы питательными веществами, кислородом. Движение крови обеспечивает система органов кровообращения. Слайд Она состоит из сердца и кровеносных сосудов, по которым перемещается кровь.

Сердце – представляет собой плотный мышечный мешочек, величиной примерно с твой кулак. Мышцы сердца с силой выталкивают кровь и заставляют её двигаться по кровеносным сосудам. Сокращение и расслабление мышц называют пульсациями. Толчки крови в сосудах – пульс. Его можно ощутить пальцами на запястьях рук, в основании шеи, на висках.

б) - Сейчас мы проделам практическую работу. Посчитаем число пульсаций в минуту, определим частоту пульса вашего сердца. А результаты запишем в тетрадь с.11 №26. Сначала запишем частоту пульса в покое, а затем после 15 приседаний. Слайд «Нормальный пульс»

^ Слайд «Система кровообращения»

в) - Кровь, обогащённую кислородом в лёгких, сердце отправляет по широким кровеносным сосудам – артериям. Они проходят ко всем органам. Там они разделяются на тончайшие – капилляры. Пройдя через орган, капилляры сходятся в более крупные сосуды – вены, по которым кровь течёт к сердцу. Сердце принимает эту кровь и направляет её в лёгкие, чтобы вновь насытиться кислородом. Так происходит кровообращение. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, ярко- -красная. Венозная кровь, поступившая из органов, насыщенная углекислым газом, тёмно – красная.

г) Работа в тетрадях. Повторим, какие органы входят в систему кровообращения.с.11 № 25.

д) – День и ночь наше сердце работает, перекачивает кровь, как же сердце справляется с такой нагрузкой? Оказывается, мышца сердца успевает отдохнуть, когда расслабляется после очередного сжатия. Но нам надо заботиться о сердце.

Работа в группах. Сейчас представьте, что вы гигиенисты. А что изучает наука гигиена? Составьте по одному полезному совету, как сохранить здоровое сердце?

- Дома вы приготовили пословицы о здоровье. Прочитайте свои пословицы.

Уч. А группа «Зелёная аптека» расскажет, какими травами можно лечиться, но прежде надо обратиться к врачу, так как самолечением заниматься опасно для здоровья.

^ Слайд. «Лекарственные растения сердечного действия»

1.Ландыш майский. Препараты ландыша применяются при острой и хронической сердечной недостаточности, нормализуют деятельность сердца и кровообращения.

2.Пустырник. Пустырник применяют при сердечно-сосудистых неврозах, он обладает успокаивающим действием, замедляет ритм сердца, увеличивает силу сердечных сокращений и понижает кровяное давление.

Уч. - А теперь слово группе «Терапевтический центр» Слайд

Дети рассказывают по ролям стихотворение С. Михалкова «Прививка»

1.Да мы многие боимся делать прививки, но их делать необходимо, чтобы вырасти здоровыми.

2.Текст о защитной функции крови, о роли белых кровяных телец, поможет понять значение прививок от вирусных заболеваний. Учебник с.158.

Физминутка.(Для снятия напряжения с глаз)

- Д/з с.32-35 читать, составить вопросы и дать на них ответы.

Уч. О чем говорили на уроке?

- Для чего нужны нам эти знания?

- А теперь объективно оцените работу любой из групп. И аргументируйте своё решение.

- Кому было интересно на уроке, покажите сердечки, они у вас на парте.

- Кому было не интересно, покажите, микроб, он тоже у вас на парте.

- Желаю, чтоб ваши сердечки всегда были здоровыми.

- Урок окончен.

- Спасибо за работу.


^ Дополнительный материал.

Кроссворд Слайд

1.Что приносят красные кровяные тельца ко всем органам? (кислород)

2.Какие кровяные тельца оберегают организм от микробов? (лейкоциты)

3.Какие кровяные тельца снабжают органы кислородом? (эритроциты)

4.Какие тельца помогают остановить небольшие кровотечения? (тромбоциты)

5.Как называется жидкость крови, которая несет всем органам питательные вещества? (плазма)

6.Какой орган кровеносной системы заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам? (сердце)

7.Как называется орган кровеносной системы, по которому двигается кровь, обогащенная кислородом? (артерия)

8.Как называют людей, которые сдают свою кровь для переливания? (донор)


С.Михалков

ПРИВИВКА

- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!

Я прививки не боюсь :

Если надо - уколюсь!

Ну подумаешь, укол!

Укололи - и пошел…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!

Почему я встал у стенки?

У меня…дрожат коленки…





Похожие:

Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconУрок по окружающему миру в 4 а классе. Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях природы лесной зоны, растительном и животном мире
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconТема: Кровь. Кровообращение. Цели урока
Обучающая – на основе знаний о составе крови и функциях кровообращения закрепить и углубить знания учащихся по сохранению и укреплению...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconПереливание крови это введение определенного количества донорской крови в кровь реципиента
В настоящее время абсолютно очевидно, что неуспех переливания связан с несовместимостью групп крови. В настоящее время у человека...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconУрок №26. Тема: Иммунология на службе здоровья
«естественный» и «искусственный иммунитет»; сформировать понятия о группах крови и правилах переливания крови. Продолжить формирование...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconУрок №24. Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
«фагоцитоз», «антигены» и «антитела»; рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconТема: Определение особенностей строения и функций клеток крови
Цель: Изучение особенностей состава, строения и функций крови как соединительной ткани. Значение крови для сохранения постоянства...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconКровь и кровообращение
Каким ученым было впервые предложено, что сердце двигатель крови и система кровообращения замкнутая?
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconПлазма крови, свертывание крови
Жидкая часть крови, остающаяся после удаления форменных элементов
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconУрок №28. Тема: Круги кровообращения
Особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения....
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Кровь. Функции крови. Цель: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения iconУрок музыки в 1 классе. Тема: Музыкальные инструменты
Цель: сформировать у учащихся осознанное представление о классификации народных музыкальных инструментов, вызвать интерес общения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы