Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» icon

Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство»



НазваниеПояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство»
Дата конвертации15.07.2013
Размер99 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство»


Предлагаемая программа эстетического цикла предназначена для развития познавательного кругозора 2-х групп учащихся, а именно: 1 группа – учащиеся 4-х классов, 2 группа – учащиеся 10-11-х классов.

Данная программа призвана расширить, углубить, систематизировать на проблемном уровне знания, полученные в ходе изучения МХК.

Программа «Культура и искусство» помогает раскрыть новые содержательные аспекты школьных предметов, опираясь на познавательные возможности учащихся, их учебный опыт.

Реализация программы позволит приблизить непосредственных участников исторического процесса, показать мировосприятие человека на фоне свойственных конкретной эпохе социальных, духовных, нравственных проблем, пробудить потребность в постоянном общении с произведениями искусства, имеющими непреходящее значение.

Программа имеет эстетико – культурологическую основу, открывает возможности для творчества ученика и учителя. Проблемный характер изложения тем способствует поиску решений исследуемых задач.


Цель программы: развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям искусства и культуры, воспитание уважения к истории, стремление сохранить и приумножить художественное достояние и культурное наследие, сформировать эмоционально – чувственное восприятие художественной культуры в процессе приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям прошлого и настоящего.


Педагогические задачи:

  1. Воспитать интерес к познанию мира, углубленному изучению культуры и искусства.

  2. Помочь приобрести дополнительные ЗУН в данной области.

  3. Развивать навыки научно – исследовательской работы методом проектирования.

  4. Научить анализировать и синтезировать научные знания.

  5. Развить художественно – образное мышление через восприятие мира искусства и культуры.



Содержательная часть программы:

Состоит из 2 блоков:


^ 1 блок – для учащихся 4-х классов




п/п

Кол-во часов

Темы занятий

Методы, формы работы

Содержание, основные понятия

Деятельность учащихся

1

1,5

Что такое культура?

Вводное занятие

Знакомство с понятием «культура». Духовная и материальная культура. Взаимодействие культур. Функции культуры.

Составление схемы. Работа со словарем.

2

9

Виды искусства

Творческие мастерские

Знакомство с видами искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература и др. Жанры искусства.

Творческие работы учащихся в виде сообщений. Изучение культурно – исторических памятников.

3

4

Синтез искусств

Творческие мастерские

Знакомство с видами искусств таких, как театр, кино, мультипликация, просмотр видео.

Просмотр видеороликов, работа со словарем.

4

2

Национальная культура мари

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Изучение культурного наследия народа мари.

Сбор и анализ информации

5

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

Урок – практикум

Работа с постерами картин известных художников

Отработка навыка «прочтения» картины. Составление своего собственного впечатления

6

3

Видеопутешествия

Видеопутешествия

Просмотр видеороликов о культурных памятниках: Московский Кремль, Царскосельский дворец и др.

Работа в группах по проблемным вопросам.

7

8,5

Работа над проектом «Это интересно»

Творческие лаборатории

Составление справочника о культуре для учащихся младших классов

Мозговой штурм. Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей. Творческие работы.

Оформление справочника.

8

10

Самоподготовка учащихся

------------------------

-------------------------

Работа со справочной литературой.


^ 2 блок – для учащихся 10 – 11-х классов


№ п/п

Кол-во часов

Темы занятий

Методы и формы

Содержание, основные понятия

Деятельность учащихся

1

1,5

Культурные эпохи

Обобщение знаний

Культурологический аспект понимания культурно – исторических эпох

Работа со слайдами, алгоритм работы с картиной

2

10

Стили в искусстве

Творческие мастерские

Основные понятия всех стилей искусства, особенности, стилевые отличия.

Работа со справочной литературой, творческий поиск , написание мини-рефератов и составление презентаций.

3

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

Урок – практикум

Знакомство с постерами картин известных художников

Работа по алгоритму «прочтения» картины. Составление собственных рецензий на художественное произведение.

4

25

Работа над проектом «Стили в искусстве»

Творческие мастерские

Стили в искусстве, их особенности, основные понятия

Работа со справочной литературой, составление электронного справочника для старшеклассника

5

2,5

Школьная научно – практическая конференция

-----------------------

--------------------------

Защита проекта

6

10

Самоподготовка учащихся

-----------------------

-------------------------

Составление страничек электронного справочника



Для формирования знаний и умений следует учить учащихся работать с литературой по искусству и культуре, различными историческими источниками, библиографиями мастеров искусства, формировать навыки исследовательской работы.

Работа над данной программой предусматривает использование видеозаписей, слайдов, музыкальных фонограмм.

Содержание программы рассматривает вечные вопросы, определяющие место человека в окружающем его мире, через синтез искусств и средства выразительности доминирующего искусства каждой конкретной эпохи в истории человечества. Приобщение к «исторической связи времен», к диалогу прошлого и настоящего при освоении стилей, жанров, направлений отдельных произведений искусства, реализуется в процессе творческой рефлексии.


Ожидаемый результат: привить интерес к навыкам исследовательской работы, научить элементам проектирования.


Литература:



  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времен до 16 века. – М., 1985.

( Данное пособие знакомит читателя с искусством разных стран с древнейших времен до 16 века.)

  1. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: «Детская литература», 1986.

( Книга рассказывает об Искусстве Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая. Здесь можно найти подробное описание таких архитектурных сооружений, как Великая Китайская стена, Пирамиды в Гизе и др.)

  1. Древнерусское искусство 14 – 15 веков. – М., 1984.

(В этой книге дается подробное описание архитектуры Московского Кремля.)

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.:»Академия»,1999.

(В данной книге в соответствии с Государственным образовательным стандартом рассказывается о художественной культуре Древнего Египта, колыбели мировой цивилизации, Стран Западной Европы и России с древнейших времен до начала 20 века. В книге раскрывается суть основных стилей искусства; даны описания отдельных произведений. Акцент в книге сделан на изобразительное искусство и архитектуру.)

5. Иванова О.Г., Низова Е.Е. История архитектуры на уроках МХК. – Йошкар-Ола,

МИО, 1999.

(В данном учебно – методическом пособии даны разработки уроков, лекций по

истории архитектуры, а также краткий словарь архитектурных терминов.)

6. Искусство стран и народов мира. – М., 1971. (в пяти томах).

(Данное пособие содержит материал по всем темам элективного курса: культура

инков, культура Древних цивилизаций, культура Античности, русская культура и

и мн. др.)

7. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. – М.:

«Просвещение», 2000.

(Учебник-хрестоматия дает представления о художественной культуре античного мира, Древнего Китая, Древней Индии.)

  1. Щапов Я.Н. Осипов А.И., Корнев В.И. Религии мира. – М.: «Просвещение»,1994.

(В данной книге подробно описываются основные догмы и каноны мировых религий: Буддизма, Христианства и Ислама; представлены тексты из священных Писаний.)


Дополнительная литература:


  1. Белова О.Ю. История Искусств (Зарубежное искусство) – М.: Аквариум, 1997.

(Данное методическое пособие знакомит читателя с основными художественными достижениями стран и эпох, а также со стилевыми особенностями.)

  1. Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. – М.: Эксмо, 2005.

( Здесь представлено лучшее из всего созданного выдающимися мастерами античности. Особое внимание уделено архитектуре, достигшей в эту эпоху подлинного совершенства.)

  1. Гнедич П.П. История искусств. Древняя и Московская Русь. – М.: Эксмо, 2005.

( Этот том посвящен русскому искусству, начиная с древнейших времен до эпохи преобразований Петра Великого.)

  1. Гнедич П.П. История искусств. Эпоха Средневековья. – М.: Эксмо, 2005.

(Данный том посвящен искусству народов Западной Европы и мусульманского Востока в эпоху зарождения и становления крупнейших мировых религий – христианства и ислама.)

  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., Ридерз Дайджест, 1997.

(В этом словаре собран материал, в котором наряду с неопровержимыми фактами можно найти исторические курьёзы и даже забавные истории. Здесь собраны сведения из разных областей человеческого знания. Словарь написан легким и доступным языком, богато иллюстрирован и снабжен алфавитным указателем. Информация разбита на тематические главы, внутри которых статьи расположены по алфавиту.)

6. Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. – М.: «Искусство», 1970.

(Данное пособие представляет собой краткий обзор некоторых памятников

архитектуры Древнего мира.)

  1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 10 – 17 вв.:Посоьие для уч-ся общеобразовательных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

(Пособие для уч-ся знакомит с архитектурой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, секретами древнерусской мозаичной и фресковой живописи.)

  1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 18-19 вв.:Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

(Пособие знакомит с традициями и культурным наследием России 18-19 вв.)

  1. Соловьев В. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город, 2003.

(Энциклопедия, в которой подробно описывается ход развития русской культуры.)

  1. Соловьев В. Русская культура с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004.

(Данная энциклопедия дает подробное описание всех достижений русской культуры, рассказывает о мастерах русской культуры. Богато иллюстрирована.)

  1. Подбор видеоматериалов по каждому занятию курса.




Похожие:

Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconПояснительная записка по изо для дошкольников 6 лет
Изобразительное искусство включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство...
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconПояснительная записка. Цели и задачи изучения предмета изобразительное искусство
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconРабочая программа по физике для 9 класса на 2009-2010 учебный год Учитель: Авилов Н. Н. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconРабочая программа по физике для 7 класса на 2009-2010 учебный год Учитель: Авилов Н. Н. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconРабочая программа по физике для 8 класса на 2009-2010 учебный год Учитель: Авилов Н. Н. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» icon1. Пояснительная записка. Учебные планы: 1
Пояснительная записка к учебному плану по традиционной общеобразовательной программе
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconПоложение о научном обществе учащихся
Настоящее положение определят статус, цели и задачи научного общества, содержание и формы работы, права и обязанности членов научного...
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconПлан работы научного общества лицеистов "Поиск" на 2010-2011 учебный год
Организационное заседание учащихся, членов нол: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconПояснительная записка по йодированию детского питания по таблице
Пояснительная записка по питанию школьников (поставщики какие, меню, сырье, полуфабрикаты, персонал пищеблоков)
Пояснительная записка к программе научного общества школьников «Культура и искусство» iconУстав математического Научного Общества Учащихся (мноу)
Целью создания Общества является объединение школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению точных наук и имеющих склонность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы