Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г icon

Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г



НазваниеРабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г
Дата конвертации17.07.2013
Размер325.79 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 551


Рабочая программа

по литературному чтению

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Класс 1


Санкт-Петербург, 2011 г.


Учебно – тематическое планирование

по литературному чтению.


Класс 1


Количество часов:

всего 132 часа; в неделю 4 часа.


Планирование составлено на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.

Часть 1. Москва «Просвещение» 2010.»; «Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература» 2010»

«Литературное чтение». Авторы В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова


^ Пояснительная записка

( литературное чтение)


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы А.В.Чураковой «Литературное чтение» ( Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир

понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.

Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

  • развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;

  • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

  • развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре.

Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу,

а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров

и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.

Развитие речи детей, как и обучение, навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить»,

подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле

литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается

умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические

и нравственные коллизии, тем самым, продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития

речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой,

умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.

Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.

Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя) размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Историческая справка».

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение».

В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.

На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии

жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.

Во 2 классе происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, рассмотрение литературы в контексте других видов искусства на основе

практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен и что каждый читатель может найти в нем близкое

и нужное себе. Второклассникам прививается интерес к литературе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым, вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения

от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая

и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.

Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Анализируются объемные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценки изображаемого.

Особенность четвертого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведения разных жанров

фольклора и разных родов и жанров литературы.

Итогом четвертого года обучения и всего курса литературного чтения 1-4 классов должны стать:

  • начальные умения анализа литературного произведения;

  • умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

  • первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественно литературы;

  • эстетическое переживание ценности художественных произведений.


^ Место учебного предмета в учебном плане.


В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено 444 часа. В 1 классе 132 ч (4 ч в неделю), во 2,3,4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю , 34 учебные недели в каждом классе ).


^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

^ Содержание тем учебного курса

1 класс (40 часов)

Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.

Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами :колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра

загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки - цепочки).

Средства художественной выразительности. Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

Эмоциональный тон произведения. Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).

Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.


^ Тематическое планирование по литературному чтению.


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание со­держания звучащего текста, уме­ние отвечать на вопросы по со­держанию услышанного произве­дения; определение последова­тельности развития сюжетного действия (основных сюжетных ли­ний), особенностей поведения ге­роев и описания их автором; оп­ределение жанра художественных произведений


Слушание фольклорных произведений: основная сю­жетная линия.

Характеристика героя сказ­ки (положительный или отри­цательный). Описание героя.

Слушание поэтических про­изведений: эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной сю­жет, главные герои.

Жанры художественных произведений.

Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы за­даний.

Восприятие научно-популяр­ного текста: основное содер­жание (информация)


Воспринимать на слух

фольклорные произведе­ния, поэтические и про­заические, художествен­ные произведения (в ис­полнении учителя, уча­щихся, мастеров художе­ственного слова); отве­чать на вопросы по со­держанию текста, отра­жать главную мысль, оценивать свои эмоцио­нальные реакции.

Воспринимать учеб­ный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного за­дания (выстраивать по­следовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков.


Чтение художествен­ного произведения с переходом на постепенное выразительное испол­нение: чтение с выделением смыс­ловых пауз, интонации.


Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразитель­ных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворе­ний.


Читать выразительно литературные произведе­ния, используя интона­цию, паузы, темп в соот­ветствии с особенностями художественного текста.

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, мета­фора, гипербола, повтор. Выделе­ние их в тексте, определение зна­чения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художе­ственное произведение, художест­венный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произ­ведения: его портрет, речь, по­ступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.


Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (раз­ных народов России). Жанры произведений: рассказы, сти­хотворения, сказки. Прозаи­ческая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства вы­разительности. Сравнение. Метафора. Гипербола

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих по­нятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жан­ров художественных про­изведений.


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса

Обучающиеся должны

  • иметь общее представление:

- об отличии художественного текста от научного;

- об отличии фольклорного текста от литературного;

- об отличии стихотворного текста от прозаического;

_-о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

-о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

  • знать:

-наизусть 3-4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;

- содержание произведений, прочитанных в классе;

- имена 1-2 писателей или поэтов;

  • уметь:

-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;

- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);

- понимать содержание прочитанного;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно - ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

- отличать монолог от диалога;

-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту


^ Планируемые результаты освоения программы.


Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • выпускник научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • знакомство с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями;

  • знакомство с произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей. Осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • выпускник начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь». Познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

  • выпускник освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

  • выпускник полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

  • выпускник приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;

  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.);

  • умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром;

  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.


Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.


Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).



^ Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по литературному чтению.



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

^ Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литератур­ному чтению для 1-4 классов (программы, учеб­ники, рабочие тетради и др.).


Примерная программа начального общего обра­зования по литературному чтению

Д

Библиотечный фонд комп­лектуется на основе феде­рального перечня учебников, рекомендованных (допущен­ных) Минобрнауки РФ.


^ Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с те­матикой, определённой в примерной программе по литературному чтению .

Д




Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литера­турному чтению.

Ф Д




Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д/К Д




^ Игры и игрушки

Настольные развивающие игры.

ф




Оборудование

класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для «Уголка книг».

Подставки для книг.

К

Д


Д


Д

Д

Д





Обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы 9 не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Первый год обучения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские народные сказки

«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»,

«Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей».

Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».

Русские писатели и поэты

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин; Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья»,

К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, В. Орлов, Н. Орлова, С. Пшеничных, Н. Ламм; Н. Рубцов, Л. Друскин; П. Неруда, японские трехстишия; Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок), Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным», Ю. Коваль «Воробьиное озеро»; Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн «Винни Пух и все_все_все» (отрывок), Д. Биссет «Под ковром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Два мороза». Сказки бр. Гримм «В стране небывалой», Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик_с_пальчик», Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».

Стихотворения: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой. К. Ушинский Сказки, Л. Толстой Рассказы для детей, были: «Котенок», «Пожарные собаки», «Два товарища», «Орел», Д. Мамин-Сибиряк Сказки, М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др. рассказы; К. Паустовский «Кот-ворюга» и др. рассказы; Г. Скребицкий Рассказы, Н. Сладков Рассказы, В. Бианки «Лесная газета», Э. Шим Рассказы, Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Дмитриев Рассказы, Н. Носов Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей», В. Драгунский «Денискины рассказы», Л. Пантелеев «Честное слово», В. Голявкин Рассказы, Ю. Коваль «Алый», «Воробьиное озеро». Стихотворения: Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков, Е. Благинина, И. Токмакова, Я. Аким, Ю. МорицЭ. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, Пес и Кот», Г. Остер «Задачи», «Котенок Гав», «Вредные советы», сборник рассказов «Зарядка для хвоста», Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», С. Козлов «Ёжик в тумане», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак». Д. Биссет «Забытый день рождения», «Путешествие дядюшки Тик-Так», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья», О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»


Работа по данному курсу обеспечивается УМК:


^ Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл. / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. - М.: ЗАО ЦОР. Набор диапозитивов (подбор Н.А. Чураковой). М.: «Центр «Планетариум».

Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. - М.: ЗАО ЦОР.

Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение». 1 кл.,

4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».









Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconПрограмма по изо (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург
Планирование составлено на основе Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconРабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 132
Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса на 2010/2011 учебный год система развивающего обучения Л. В. Занкова; Н. В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса
Система развивающего обучения Л. В. Занкова; Н. В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconТематическое планирование по литературному чтению ( Система развивающего обучения Л. В. Занкова ) ( 1 класс 36 ч ) № Наименование раздела
Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении....
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconПрограмма по окружающему миру (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 2011-2012 учебный год
Планирование составлено на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть Москва «Просвещение» 2010.»;...
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г icon«Школа 2100» «Перспектива» роп л. В. Занкова
Технология развивающего обучения, дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2011-2012 учебный год (Система Л. В. Занкова)
Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по предмету «Окружающий...
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconПрограмма по русскому языку (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1
Планирование составлено на основе Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconТест по окружающему миру 4 класс(система развивающего обучения Л. В. Занкова) Составила Панкова С. В

Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г iconЛно омц юао учебно-методический комплект для начальной школы по системе развивающего обучения В. В. Занкова
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы