Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» icon

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество»



НазваниеКонкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество»
Дата конвертации17.07.2013
Размер136.92 Kb.
ТипКонкурс
источник

XIV областной конкурс исследовательских краеведческих работ

«Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество»


Номинация. Родословие. Земляки


Любить людей – и все получится

(Осокина А.П., Герой Социалистического Труда, директор совхоза «Прогресс»)


Работу выполнила: Ширшова Елизавета,

ученица 9 класса МОБУ «СОШ №5 с.Пригорное

г.Новотроицка».

Дом. адрес: 462373 г.Новотроицк, с.Пригорное

ул. Западная, 3.

Руководитель: Васильева Валентина Архиповна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ №5 с.Пригорное, г.Новотроицка»

Тел. 8 (3537)649467 Элек. адрес: 2school5@mail.ru


Оренбург

2012


Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------- 3

1.Основная часть.

Сельское хозяйство в 60-е годы XX столетия ------------------- 6

2.Решение острых проблем на селе Осокиной А.П. ----- ----------7

3.Итоги анкетирования сельских жителей

«Какими эффективными организаторскими способностями

обладала Осокина А.П.» ---------------------------------------------- 11

4. Выводы ---------------------------------------------- 12

5. Заключение ---------------------------------------------- 13

6. Область применения данной работы ----------------------------- 14

7. Список литературы и источников ----------------------------- 15

8. Приложение ---------------------------------------------- 16


Введение.

В историко- краеведческом музее нашей школы оформлен стенд «История развития села», где расположена фотография Осокиной Антонины Павловны, директора совхоза «Прогресс» с 1963 года.

(См. приложение 1)

Из рассказов взрослых я знала, что Осокина Антонина Павловна - Герой Социалистического Труда, была одним из лучших руководителей, о ней помнят старожилы села до сих пор. Мне было интересно узнать, какими способностями сельского руководителя нужно обладать, чтобы спустя полвека о тебе с благодарностью вспоминали люди?

Я обратилась к старожилам села Пиняковой Анне Васильевне, Ивкиной Антонине Ивановне, Мельниковой Анастасии Леонидовне с просьбой: вспомнить 60-е годы прошлого столетия и рассказать о директоре совхоза «Прогресс» Осокиной А.П.

По моей просьбе глава администрации нашего села Николаенко Н.Н.

помог поработать в городском архиве с материалом по интересующей теме. (См. приложение 2)

И вот неожиданно для наших краеведов в газете «Южный Урал» была напечатана статья с поздравлениями к 85-летию со дня рождения Осокиной А.П. (См. приложение 3)

Оказывается, моя героиня живет в Сорочинске Оренбургской области.

Я вышла в Интернете на сайт Сорочинска, узнала адрес проживания и

от имени членов Совета музея нашей школы поздравила юбиляра. Мы написали Антонине Павловне, что благодарны за ее вклад в развитие нашего села.

Такие руководители являются «времен связующей нитью», их жизнь является примером для той молодежи, которая обладает чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.

3

Я считаю, что в современной обновляющейся России проблема гражданской активности самая актуальная.

В музее школы не было информации о директоре совхоза «Прогресс», кроме сухих дат. Данная работа выполнена на основе собранных документов и является вкладом в материал школьного музея о выдающемся земляке, Герое Социалистического Труда, Осокиной Антонине Павловне.

Открыта еще одна страница истории развития нашего села, в этом новизна данной работы.

Цель: Систематизировать и обобщить собранный материал о директоре совхоза «Прогресс» Осокиной Антонине Павловне, Герое Социалистического Труда, и проанализировать, какими нестандартными

организаторскими способностями обладал руководитель сельского производства 60-х годов XX столетия.

Задачи:

1. Изучить методики исследовательской деятельности, материалы документальных, архивных, литературных источников.

2. Сбор материала и выявление неординарных организаторских

способностей руководителя сельского хозяйства 60-х годов XX века.

3. Провести анкету среди жителей села «Какими эффективными

организаторскими способностями руководителя сельского производства обладала Осокина А.П»

4. Формирование навыков краеведческой работы, развитие интереса к

истории села и как следствие – понимание важности жить и

трудиться на своей малой Родине.


4

^ Методы работы:

- встречи со старожилами села, опрос населения, анкетирование;

- работа в библиотеке, архивах города Новотроицка;

- материалы СМИ, просмотр телепередач.

Гипотеза:

если собрать и систематизировать материал о Герое Социалистического труда Осокиной А.П., то можно проанализировать, какими неординарными способностями обладали руководители сельскохозяйственного производства 60-х годов XX века.


5

^ Основная часть

1. Сельское хозяйство в 60-е годы XX века.

1948 год. Село Пригорное создавалось как подсобное хозяйство строящегося металлургического комбината в г.Новотроицке с целью обеспечения продуктами питания населения развивающегося города.

В своей деятельности хозяйство подчинялось Министерству металлургической промышленности СССР.

1959 год. Подсобное хозяйство № 2 преобразовывается в совхоз «Прогресс». В связи с изменением профиля производства совхоз становится молочно – овощным.

1963 год. Директором совхоза назначается Осокина Антонина Павловна. Она родилась в 1926 году в селе Старомышкине Грачевского района Оренбургской области в семье учителя. Совсем юной, во время Великой Отечественной войны, работала учителем в сельской школе.

С особым теплом вспоминает Антонина Павловна, как собирались вечерами в одном из домов солдатки, проводившие мужей на фронт, дети, оставшиеся без отцов. Вместе плакали, лелеяли надежду на скорейшее завершение войны. Так проходила свои первые университеты работы с людьми Осокина Антонина Павловна. Затем окончила Оренбургский сельскохозяйственный институт, работала в разных районах области и вот новое задание: поднимать целину.

(Газета «Южный Урал» от 25 мая 2011 года. См.приложение 4)

Когда назначили Осокину А.П. директором совхоза «Прогресс», в хозяйстве стояли острые проблемы, которые нужно было решать оперативно:

  • хозяйство не имело своих собственных сенокосных угодий. Заготовка кормов проводилась в других районах области, например, в Адамовском на расстоянии 160-170 километров.

6

В засушливое лето сено заготавливали за 200-300 километров;

  • дойное стадо коров было низко-продуктивным, беспородным. Чтобы обеспечить город молоком, нужно было хорошее молочное поголовье коров;

  • стояла острая проблема строительства жилого фонда: так как не было жилья – не хватало постоянной рабочей силы. В то время было всего 70 одноквартирных домов.

( Из объяснительной записки к годовому отчету по совхозу «Прогресс» за 1960 год. Фонд 40, оп.1, д.20, л.50. См. приложение 5,6)

В 60-е, 70-е годы государство вкладывало большие средства в развитие сельского хозяйства, что позволяло увеличивать посевные площади, повышать культуру земледелия. Одновременно с подъемом экономики бурно развивалась социальная инфраструктура, высокими темпами строилось жилье. Люди тянулись к образованию и культуре.


^ 2. Решение острых проблем на селе Осокиной А.П.


В целях увеличения площади орошаемых пахотно-пригодных земель в совхозе «Прогресс» и доведения ее до размеров, предусмотренных перспективным планом развития хозяйства, а также для создания прочной кормовой базы для животноводства, передали из совхоза «Мирный» совхозу «Прогресс» 485 гектаров земель в границах, указанных по проекту. В том числе пахотнопригодной орошаемой земли 201гектар, сенокосов чистых и с кустарником 230 гектаров и выгонов 61 гектар.

Ранее были выделены имеющиеся сенокосные угодия на землях металлургического комбината, на левобережной части реки Урал, на общей площади землепользования 140 га.

(Городской архив. Фонд 40, оп. 17, д. 25, л. 10)


7

Окончательно был решен вопрос с кормами. Винницкий Д.В. и агроном Дурасов В.А. разработали травопольную систему, чтобы обеспечить скот своими кормами. Засеяли поля люцерной, кукурузой другими кормовыми травами, что позволило добиться высоких показателей в хозяйстве.

Какими чертами характера обладали эти люди? Способностью и умением рисковать, предвидеть результат, новаторством, нестандартным решением проблемы.

В эти годы в совхоз «Прогресс» приезжает молодой зоотехник с высшим образованием Пинякова Анна Васильевна. Чтобы обеспечить город молоком, нужно было хорошее молочное поголовье коров. Молодого зоотехника откомандировали в Сарай-Гирский совхоз Пономаревского района. Взяли 100 телочек черно-пестрой породы и 50 голов телочек симинтальской породы (пегие).

Это племя дало начало большому поголовью молочных коров.

(Воспоминания. Пинякова А.В., 1939 г.р., с.Пригорное. Музей школы №5)

Из воспоминаний Мельниковой Анастасии Леонидовны, заслуженного зоотехника области, которая проработала в совхозе 30 лет:

«Когда я начала работать, было 140 голов крупного рогатого скота, постепенно довели до 600 дойных коров, а всего было 3000 крупного рогатого скота. В день сдавали на молокозавод города по 9 тонн молока. В летний период надаивали по 600 литров в день.

Молоко из совхоза «Прогресс» было первого сорта по качеству.

Именно это молоко распределяли по детским кухням, детским садам как самое чистое. Совхоз «Прогресс» был по животноводству в передовых по области»

^ Конечно, я не могла не задать вопрос: за счет чего добивались труженики совхоза повышение эффективности и качества продукции?


8

Вот ответы респондентов:

- умение руководителя работать в коллективе и с коллективом;

- способность устанавливать и контролировать дисциплину;

- регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

- стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших

в работе.

Приступили к строительству животноводческой фермы с механизированным процессом работ. Привели в порядок территорию

животноводческой базы, озеленили ее, построили санпропускник, ввели для доярок спецодежду. Чистота молока во многом зависит от чистоты молочной посуды, а также строгого контроля за выполнением обязанностей животновода. Повышению качества молока способствовала разработанная система мер материального поощрения. Передовикам производства можно было купить мотоцикл «Урал», автомашину «Москвич».

(Воспоминания. Мельникова А.Л., 1948 г.р., с.Пригорное, музей школы №5)

1964 год. Заселены первые двухэтажные дома. Я считаю, что на селе лучше строить одноэтажные дома, чтобы рядом было подворье: огород, сарай. Но в то время нужно было обеспечить жильем людей, поэтому, я думаю, это решение было оправдано.

Ушли в историю первые послевоенные годы, полные лишений, трудные годы первых поселенцев, когда снежные зимы заваливали жилье по самые крыши, а людям, чтобы завести трактор, надо было сообща до обеда его откапывать. Рядом со школой был выстроен магазин.

В те годы были построены и до сих пор действуют такие социально значимые объекты, как детский садик, столовая, баня, мастерские. Началось строительство парникового хозяйства на 2000 рам, которое было переведено на свой хозяйственный расчет.

9

В 90-е годы это все было разрушено, жители с болью в сердце вспоминают это время. Я думаю, что если бы в 90-е годы у руля хозяйства стояла Осокина А.П., то было бы многое сохранено.

Но ее перевели в область на партийную работу, и жизнь в совхозе постепенно замерла.

Я не согласна с теми, кто отрицает роль личности в истории.

Осокина Антонина Павловна была тем руководителем, который «раньше думал о Родине, а потом о себе». А песни какие пели оптимистичные:

Если надо, значит надо, значит, будут цвести сады

Ведь мы ребята, ведь мы ребята семидесятой широты.

Вот она, загадочная русская душа!

Из воспоминаний Пиняковой Анны Васильевны:

«Когда построили двухэтажные дома, Осокина Антонина Павловна добивалась, чтобы один дом обустроили под школу, так как в старом здании категорически не хватало мест для обучения школьников. Но представители власти не разрешали открыть школу, мотивируя тем, что там не было спортзала. Брославцев Павел Михайлович придумал вскрыть полы и углубить помещение. Землю выносили учителя, учащиеся, родители. Так обустроили спортзал и открыли восьмилетнюю школу №5 в новом двухэтажном здании.

(Воспоминания. Пинякова А.В., 1939 г.р. Музей школы №5, с.Пригорное)


10

^ 3. Анализ анкеты «Какими эффективными организаторскими способностями руководителя сельского производства обладала

Осокина А.П.»

Респондентов – 14 (старожилы села)





Исследования показали, что наибольший вес оценки деятельности сельского руководителя имеют четыре критерия:

- отношение к собственности ( в обыденном сознании – не ворует);

- отношение к социальной справедливости (совесть):

- профессиональная компетенция (знание сельскохозяйственного

производства и экономики);

- умение работать с людьми, организаторские способности.

Этими качествами обладала директор совхоза «Прогресс» Осокина Антонина Павловна.

11

Выводы

«Надо очень любить людей – и все получится!»- под таким девизом жила и работала эта неутомимая женщина. Для Антонины Павловны много значила работа с кадрами, их подбор и расстановка. Выволочек по пустякам не было, но все знали: если попал на бюро – спрос будет строгий. Кому-то покажется странным, но тогда суды и прокуратура не были загружены жалобами разного толка. Достаточно было сказать: пойду (или позвоню) Осокиной – и вопрос решался.

Антонина Павловна Осокина всю свою жизнь посвятила служению народу. За выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства, и проявленную при этом трудовую доблесть, Осокиной Антонине Павловне присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд».

А.П.Осокина прошла большой путь руководителя сельскохозяйственного производства. Она работала во многих совхозах области на руководящих постах, а с 1965 года на советской и партийной работе.

Это руководитель – хозяйственник, составлявший в годы советской власти цвет колхозного строя. Ее отличительная черта – умение добиваться высоких производственных результатов. Это руководитель, сочетающий непререкаемый моральный авторитет и неординарные организаторские способности, тонкое знание психологии людей, сильную волю. Он не ворует сам и не дает это делать другим. Его цель – рентабельное производство, но прибыль для людей, села, и только потом – для себя. Отличительной чертой такого руководителя является то, что он управляет не только сельскохозяйственным производством, но и всем селом, он – хозяин села.


12

Заключение

Ушли в прошлое подсобные хозяйства, совхозы, социалистические соревнования, крушение великой державы, но живут на селе потомки тружеников сельского хозяйства. Духовно – нравственное состояние русских людей таково, что сейчас остро встал вопрос о возрождении исторической памяти, воспитания патриотизма. Без преувеличения, перед нами возникла делемма: быть России или не быть государством, где граждане знают, любят свое Отечество.

Народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея.

Моя идея – возрождение сельского хозяйства и в конечном счете села, благоустроенного, городского типа, но с одноэтажными домами, чтобы виден был горизонт. Вот тогда – то специалисты сельского хозяйства

обратятся к деятельности золотых кадров, в том числе Осокиной Антонины Павловны.


13

^ Область применения данной работы


  1. Оформление экспозиции в школьном музее «Золотые звезды Оренбуржья» на основе материала данной работы.

  2. Проведение классных часов о жизни и деятельности Осокиной А.П.

  3. Использование материала работы лекторами и экскурсоводами

школьного музея.


14

Список литературы и источников

Воспоминания.

1.Мельникова А.Л., 1948 г.р., музей школы №5, с.Пригорное

2.Пинякова А.В., 1939 г.р., музей школы №5, с.Пригорное

3.Годовые отчеты за 1964,1965 годы совхоза «Прогресс».

Городской архив г.Новотроицка

Литература

  1. Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях.-М.,2003,с. 12

  2. Газета «Южный Урал от 25 мая 2011г.

^ Интернет – ресурсы

Сайт: http: // www.elitarium.ru/ Реферат. Организаторские способности

руководителя.

Сайт: http://kraeved.opck.org/zemlaki/geroi_st/o/osokina.php

Осокина Антонина Павловна. Биография


15

Приложение 1





16


Приложение 2




Встреча с Пиняковой Анной Васильевной, старожилом села Пригорное




Работа в архиве города Новотроицка


17

Приложение 3



Газета «Южный Урал». Статья об Осокиной А.П. к 85-летию

со дня рождения.

18

приложение 4




Интернет-ресурсы. Биография Осокиной А.П.


19

Приложение 5





В архиве города из отчета за 1960 год узнали, какие проблемы сельского производства пришлось решать Осокиной А.П.


20

Приложение 6





Сравнивая отчеты за 1960 и 1964 годы, приходишь к выводу, как успешно решала Осокина А.П. производственные задачи.


21




Похожие:

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconПриказ №615 о проведении районного конкурса исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движение «Отечество»
«О проведении областного конкурса исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconКонкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества» Номинация: «Родословие. Земляки» «Доблестный путь воина и труженика»
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconБиблиотека «Школы юного исследователя» Альманах №1
Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconВ г. Оренбурге на базе гаоу спо «Колледж Сервиса» проводился III тур XIV областного конкурс
Оренбурге на базе гаоу спо «Колледж Сервиса» проводился III тур XIV областного конкурса исследовательских краеведческих работ «Растим...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconОтдел образования администрации михайловского района
Михайловского района, с целью активизация работы туристско-краеведческих объединений в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество»...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» icon«Отечество» цели и задачи районный конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
«Отечество» (далее – Конкурс) проводится в рамках областного конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconУправление образования прика з
Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconПриказ №106 с. Доброе
Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», в общеобразовательных учреждениях Добровского...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconПриказ №83 р п. Лысые Горы о проведении районного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество.
В целях развития и популяризации краеведения как формы патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения,...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» iconО проведении городской районной конференции исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества», посвященной Году
Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через развитие исследовательской деятельности обучающихся средствами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы