«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» icon

«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога»



Название«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога»
Дата конвертации18.07.2013
Размер61.2 Kb.
ТипДокументы
источник


Городской педагогический форум

«Образование – 2010»


«Исследовательская деятельность как один из факторов

профессиональной компетентности педагога»


Докладчик: учитель информатики

МОУ СОШ №6

I квалификационной категории

Просеков Алексей Владимирович


Новый Уренгой 2010 год


Идея образования последних лет - реализация компетентностного подхода. Она была определена глубинными изменениями в мировоззрении, стиле мышления и мотивах поведения людей в современной России. Общество потребовало: школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

Именно потребности социума заставили педагогов задуматься о компетентностном подходе в современном образовании. Ведь не секрет, что даже ученики, хорошо владеющие набором теоретических знаний, часто испытывают трудности при их применении на практике. Эта проблема заставила искать новые подходы к образованию, а концепция модернизации образования показала направление деятельности: осуществление компетентностного подхода к образованию.

Компетентность - это мера включенности человека в деятельность.

В мировой образовательной практике в структуре ключевых компетенций выделяют компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из разных источников, в том числе внешкольных. Это опыт творческой деятельности. В результате, которого формируются учебно-исследовательские общеучебные умения и навыки. Такие как: основные этапы научного исследования и выполнение учебных заданий проблемного и исследовательского характера.

В связи с этим педагогу самому приходится постоянно совершенствовать и пополнять свои знания вместе с учениками. Если учитель не работает творчески с детьми, то и дети сами не смогут реализовать на практике свои идеи и гипотезы до конца. Занимаясь исследовательской деятельностью в любой образовательной области, учителю необходимо вместе с ребятами находить новые идеи и методы их решения. Педагогу необходимо изучать новые технологии и методы в обучении и воспитании, а также внедрять их в своей деятельности.

Воспитание юного исследователя – это вооружение методиками исследования.

Сегодня мы живем в веке информационных технологий. В связи с этим компьютер – это инструмент для проведения исследования, в какой либо предметной области. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией педагога.

Работая учителем физики и информатики, меня заинтересовала проблема повышения интереса к предмету и применение полученных знаний на практике. Одним из решений данной проблемы является совместная исследовательская деятельность учителя и ученика, то есть сотворчество. Педагог в данном случае выступает в качестве научного руководителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, вместе с ребятами, я предложил ряд тем для исследования в области «Моделирование физических процессов и явлений».

В 2005 году, первой темой нашего исследования было создание компьютерной программы по моделированию «Движения тела брошенного под углом к горизонту», в работе принимали участие трое учащихся: Вейнин Григорий, Никоноров Алексей, Федоров Дмитрий. Выступление по результатам исследования прошло на школьном уровне, на заседании Школьной Академии Наук.

Дальнейшая работа по созданию более сложных моделей требуют от учеников и учителя более глубоких знаний в области программирования. Первая компьютерная модель была выполнены с помощью языка программирования Паскаль, который изучался на уроках информатики. Следующей темой исследовательской работы было «Исследование свободных гармонических колебаний с помощью компьютера». Но эта модель была сделана с помощью профессиональной системы программирования «Delphi». Эти же ребята выступали на заседании Школьной Академии Наук, а также стали дипломантами в городской конференции «Шаг в будущее» в 2006 году.

В течение двух лет у меня накопился опыт исследовательской работы с учащимися. Я учитывал личностные характеристики учеников, их интеллектуальный потенциал и степень самостоятельности. Успешное представление работ на конференции вызвало интерес у других учащихся, которые сами проявили инициативу в выборе следующей темы: «Исследование электромагнитных колебаний с помощью компьютера». Я организовал новую группу, в которую вошли учащиеся 9-10 классов.

На начальном этапе каждой работы, главное, чтобы воспитанник видел, что вы заинтересованы в его работе также сильно, как и он сам. От меня потребовалось помощь детям: создание ситуации успеха, помощь в подборе литературы, составлении плана действия.

Работа над этим исследованием велась два года и стала победителем в городской конференции «Шаг в будущее» в 2008 году. Работу на конференции представляли ученики 11 класса Гудзенко Евгений, Никитенко Никита. Дальнейшую модернизацию программы продолжил Исаев Микаил. В 2009 году наша работа-исследование получила диплом III степени в Окружной конференции «Ступень в будущее» и диплом I степени во Всероссийской конференции «Юность, Наука, Культура» (заочной и очной) в секции «программирование». В 2010 году исследовательская работа участвовала в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и была опубликована издательским домом «Первое сентября» на сайте http://portfolio.1september.ru.

Созданные детьми программы, под моим руководством, нашли применение в моей практике преподавания. На уроках физики в качестве действующих моделей, а на уроках информатики как электронные учебные пособие по созданию такого рода компьютерных программ. В данной области по исследованию физических процессов и явлений необходима разработка компьютерных программ по проведению различных экспериментов. При этом учащиеся научились создавать и проводить исследования с помощью компьютерных программ написанных самими. Задания на проект исследования и выбор новой темы требует, прежде всего, от педагога постоянного совершенствования профессиональных навыков и внедрения в своей деятельности новых методик и технологий. Ребята, которые занимались исследованиями по различным темам «Моделирование физических процессов и явлений» накопили ряд практических навыков при разработке компьютерных программ и умело применяли знания, полученные на уроках физики и информатике, а также определились в выборе своей дальнейшей профессии. Участники всех исследовательских работ поступили в ВУЗЫ на специальности, связанные с программированием и применением информационных технологий.

Исходя из опыта своей работы, я составил несколько рекомендаций педагогу, занимающемуся исследовательской деятельностью с детьми:

  • при составлении творческих исследовательских заданий выбрать тему, связанную с интеграцией нескольких предметных областей (например, физика, математика, информатика и др.);

  • соблюдать алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования;

  • учитывать личные особенности ребенка;

  • выстраивать партнерские отношения с учащимися;

  • творчески выстраивать процесс своей педагогической деятельности;

  • учитывать свой предыдущий педагогический опыт при работе с детьми.

Также я разработал алгоритм проведения учебного (научного) исследования:

1. Выбор темы, её обоснование:

- проблема, актуальная для теории и практики;

- проблема малоисследованная;

- «белые пятна» - проблемы;

- формулировка темы исследования.

2. Цель исследования и задачи.

3. Гипотеза.

4. Научная новизна и практическая значимость.

5. Методология, методы, этапы исследования.

6. Планирование предстоящей работы.

7. Описание содержания работы.

А) Теория:

- историография изучения проблемы;

- современное состояние в науке;

- анализ имеющегося практического опыта.

Б) Практическая часть:

- описание опытной или экспериментальной работы;

- анализ полученных результатов;

- выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу;

- проведение апробации.

8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные проблемы.

9. Литература.

10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики, компьютерные программы и т.д.

11. Подготовка доклада, презентации, защита своей исследовательской работы.

Итак, исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний, способов деятельности и является одним из факторов профессиональной компетентности педагога.






Похожие:

«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconИсследовательская работа учащихся как метод воспитания
Исследовательская деятельность как метод воспитания на уроках русского языка и литературы. Большую роль в воспитательном процессе...
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconТема методической работы школы
...
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconМетодические разработки "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Самообразование одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога-организатора, старшего вожатого
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconПротокол №1 от 29. 08. 2013 года Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения фгос в основной...
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconПедагога дополнительного образования
Перечень документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности, результативности...
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога дополнительного образования
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconРазвитие экологической культуры, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольника
Важнейшая задача педагога дошкольного образовательно­го учреждения организовать педагогический процесс, сбе­регающий здоровье ребенка...
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconНаучно-методическая поддержка педагогов
Современные требования к профессиональной компетентности педагога ( подготовка к аттестации)
«Исследовательская деятельность как один из факторов профессиональной компетентности педагога» iconКритерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности социального педагога
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы