Открытый урок по биологии в 7 классе
Тема урока: «Многообразие пресмыкающихся» Задачи урока: Образовательные – рассмотреть классификацию пресмыкающихся; изучить основные признаки отрядов и их представителей; повторить особенности строения класса пресмыкающиеся. Развивающие – развитие умений анализировать, сравнивать и делать выводы. Воспитательные – экологическое и нравственное воспитание школьников.
Ход урока Организационное начало урока.
Проверка готовности к уроку. Проверка присутствия на уроке.
Проверка домашнего задания.
Особенности строения кровеносной, нервной и выделительной систем органов пресмыкающихся – устный ответ у доски.
Строение скелета – работа со схемой на интерактивной доске (приложение №1).
Выполнение заданий разного уровня сложности на карточках (приложение №2).
Решение биологических задач (приложение №3). Подготовка к активной деятельности.
Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Рассмотрение основных задач.
Изучение основного материала.
Знакомство с текстом §42 и разработка модели схемы по классификации пресмыкающихся.
Класс Пресмыкающиеся
отряд Чешуйчатые отряд Крокодилы отряд Черепахи
подотряд Ящерицы подотряд змеи
Изучение дополнительного материала о ящерицах, фиксирование основных признаков в общей схеме. Диск «Биология – 7 класс»
Изучение дополнительного материала о змеях, фиксирование основных признаков в общей схеме. Диск «Природа России» - гадюка обыкновенная, уж обыкновенный. Работа с муляжами по отличию ужей от гадюк. Информация учителя по оказании мер первой помощи в случае укуса ядовитой змеёй. Беседа по правилам поведения в лесу.
Изучение дополнительного материала о крокодилах, фиксирование основных признаков в общей схеме. Диск «Биология 7 класс» - охота крокодилов.
Изучение дополнительного материала о черепахах, фиксирование основных признаков в общей схеме.
Продукт урока – схема по многообразию пресмыкающихся
Класс Пресмыкающиеся
отряд Чешуйчатые отряд Крокодилы отряд Черепахи 1.крупные и сильные 1.жёсткий костный 2.длинный, сдавленный панцирь с боков хвост 2.отсутствует 3.перепончатые лапы линька
подотряд Ящерицы подотряд Змеи 1.гибкое подвижное тело 1.не имеют конечностей 2.широко расставленные ноги 2.сросшиеся прозрачные веки
Закрепление материала
Возврат к поставленным задачам урока. Повторение основных отрядов – работа с интерактивной доской. Выполнение задания «Отгадай отряд» (приложение №4).
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Информация о домашнем задании. Параграф 42 (пересказ) Обсудить с родителями правила поведения в местах обитания ядовитых змей. Творческое задание: подобрать эпитеты, метафоры, поговорки и пословицы, которые основаны на особенностях поведения и жизнедеятельности пресмыкающихся и птиц. Приложение № 1 Строение скелета пресмыкающихся

Приложение № 2 Биологические задачи Почему ящерица получает кислорода больше, чем лягушка, но всё равно остаётся холоднокровным организмом?
Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?
Какие признаки жизнедеятельности водных черепах и морских змей доказывают, что их предки были сухопутными?
Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?
Приложение № 3 Карточки с заданиями по теме «Класс Пресмыкающиеся» У безногой ящерицы веретеницы в отличие от змей: А) подвижные непрозрачные веки; Б) кожа сухая, покрытая чешуёй; В) органы дыхания – лёгкие; Г) внутреннее оплодотворение. (1 балл)
Что из перечисленного не характерно для размножения пресмыкающихся? А) внутреннее оплодотворение; Б) откладка яиц; В) из яйца выходит похожая на взрослую молодая особь; Г) из яйца выходит непохожая на взрослую молодая особь. (1,5 балла)
В чём заключается отличие пресмыкающихся от земноводных? А) особый тип организации конечностей; Б) наличие глаз; В) наличие головного мозга; Г) появление яйца. (1 балл)
Найдите соответствие между представителями отряда чешуйчатых и характерными для них признаками.
-
| Представители |
| Признаки | А | Ящерицы | 1 | Конечности отсутствуют | Б | Змеи | 2 | Наличие конечностей |
|
| 3 | Раздвоенный язык |
|
| 4 | Сросшиеся веки |
|
| 5 | Плохо выражены отделы тела |
|
| 6 | Подвижные веки |
|
| 7 | Мощная мускулатура |
|
| 8 | Недоразвитые челюсти |
(4 балла)
Докажите, что крокодилы и черепахи относятся к классу пресмыкающихся. (5 баллов) 12-10 баллов «отлично» 9-7 баллов «хорошо» 6-5 баллов «Удовлетворительно»
Приложение №4
 
  |