Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии icon

Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии



НазваниеПостникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии
Дата конвертации09.08.2013
Размер60.59 Kb.
ТипДокументы
источник



Постникова Т.К.

МКОУ СОШ № 8, учитель биологии

Городской округ Красноуральск

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

О качестве педагогической деятельности можно судить по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по предмету, прочны умения и навыки в данной учебной дисциплине. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся залогом и успехом самой учебной деятельности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний может быть несколько, но одной из главных считаю неумение учиться. Управление процессом формирования общеучебных умений и навыков у учащихся предполагает отслеживание этого процесса, его результатов на протяжении всего периода обучения, определение показателей каждого ученика. В ходе учебного процесса провожу различные проверочные работы (тесты, срезы знаний, тематические контрольные работы и итоговые (годовые)). В результате проведенных работ провожу диагностику общеучебных умений и навыков.

Пранализировав литературные источники, результаты школьной успеваемости учащихся, наблюдая за учебным процессом на уроке, результаты ЕГЭ, материалы познавательных конкурсов, предметных олимпиад, содержание школьных учебников и рабочих тетрадей по биологии, я сформировала диагностические материалы для определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков в курсе изучения биологии.

Наряду с достижением обучающимися предметной компетенцией, при организации образовательного процесса ставлю цель: создать систему условий для формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников в процессе их обучения биологии, способствующую повышению компетентности и информационной культуры учащихся, повышению качества знаний в процессе обучения, достижения учебного успеха учащимися.

Задачи:

1.Уточнить сущность и классификацию общих учебных умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, поэтапность и преемственность их формирования во время учебного процесса.

2. Отразить возможность формирования и развития ОУУН в тематическом планировании и в развивающей цели каждого урока.

3. Разработать педагогические условия управления процессом и методику формирования общих учебных умений и навыков учащихся в системе: урок биологии - домашняя учебная работа - внеурочная работа.

4. Обеспечить возможность самостоятельного применения общеучебных умений и навыков учащимися в практической деятельности. Для этого разработать рекомендации (ключи, инструкции, памятки, алгоритмы и др.) для самостоятельного формирования и развития школьниками общеучебных умений и навыков.

5. Подобрать соответствующие методики для диагностики сформированности определенных ОУУН.

6. Определить критерии уровней сформированности общеучебных умений и навыков школьников, подобрать задания биологического содержания и составить диагностические материалы для самооценки (оценки учителем) сформированности того или иного умения в ходе выполнения данных заданий.

7. Обосновать условия результативности данного процесса.

Процесс формирования общих учебных умений и навыков является длительным и занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

В соответствии с задачами исследования провожу в три этапа:

  • первый этап - диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков в начале года;

  • второй этап - диагностика уровня развития ОУУН в конце первого полугодия;

  • третий этап - диагностика уровня развития ОУУН в конце учебного года.

На каждом этапе провожу статистическую обработку данных, полученных в ходе исследования, теоретическое осмысление, обобщение и оформление результатов, формулирую выводы и рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных умений и навыков. Изучив опыт работы Шамовой Т.И., выделила следующие уровни сформированности общих учебных умений и навыков:

Достаточно-необходимый уровень – учащийся демонстрирует воспроизведение изученных способов действий в типовых учебных задачах;

Репродуктивный уровень - учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования;

Творческий уровень - учащийся свободно владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения. 

Исходя из требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, выделила классификацию ОУУН

Учебно-познавательная деятельность

Информационно-коммуникативная деятельность

Рефлексивная деятельность


-анализировать учебный или любой другой материал,

-сравнивать объекты, факты, явления,

-классифицировать материал,

-обобщать, делать резюме,

-выделять главное, существенное,

-разрабатывать план поисковой работы, проект


-владение монологической и диалогической речью,

-поиск информации с привлечением дополнительного материала,

-умение вступать в речевое общение,

-составление плана, тезисов, конспекта,

-использование выразительных средств языка (текст, таблица, схема),

-создание письменных высказываний

-оценивание своих учебных достижений, поведения,

-соблюдение правил здорового образа жизни.

-формирование ценностного отношения к себе, окружающим.



Диагностика ОУУН особо важна 6 классе, дети только начинают изучать предмет, и можно увидеть результат сформированности на начальном этапе и проследить в дальнейшем за этим процессом. Для этого выделила умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу учебного года у учащихся 6 классов в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования и используемой программой. В 6 классе учащиеся должны:

  • называть признаки живых организмов, основные систематические категории, усложнение растений в процессе эволюции;

  • характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;

  • распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений, клетки, ткани, органы и системы органов растений;

  • сравнивать строение и функции клеток, автотрофы и гетеротрофы;

  • применять знания о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов;

  • делать выводы о клеточном строении организмов;

  • уметь работать с микроскопом, приготовить микропрепарат, проводить опыты;

  • наблюдать сезонные изменения в жизни растений.

В первой четверти мной провожу диагностическую работу по темам «Бактерии», « Грибы», которая позволяет определить уровни познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. В конце второй четверти - задания на знание терминов, нахождение ошибок в тексте, в конце года – задание практического характера: работа с гербарием. Выполнение подобных работ позволяет оценить каждого ученика, сделать вывод об уровне сформированности ОУУН.

В течение года были достигнуты следующие результаты:

учебно-познавательная деятельность


информационно-коммуникативная деятельность


рефлексивная деятельность


Из предъявленных диаграмм видно, что развитие интеллектуальных умений, уровень сформированности информационно-коммуникативного критерия постепенно увеличивается, повышается и уровень сформированности рефлексивного критерия. Учащиеся начинают адекватно оценивать свой труд, осуществлять самоконтроль своей деятельности.




Похожие:

Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconПриказ №81 г. Омутнинск
Коу скоши 8 вида с. Залазна, мкоу оош №7, мкоу оош д. Ежово, мкоу сош п. Белореченск, мкоу сош №2 с уиоп п. Восточный, мкоу сош п....
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconПредметная комиссия по биологии: Кичева Н. Р., учитель биологии мбоу «сош №29»
Костянова А. К., учитель истории и обществознания мбоу «сош №29», председатель комиссии
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconДолжностная инструкция учитель биологии общие положения Учитель биологии
Учитель биологии школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное...
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconПриказ №112 г. Омутнинск
Когоку сош с уиоп г. Омутнинска, мкоу сош №2 г. Омутнинска, мкоу сош №6 г. Омутнинска, мкоу оош №7 г. Омутнинска, мкоу сош №4 п....
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconВыполнила учитель биологии высшей категории моу сош с. Лопатина Кобзева О. Ю. Выполнила учитель биологии высшей категории моу сош с. Лопатина Кобзева О. Ю
Сформировать понятия: «простые и сложные,черешковые и сидячие листья», «устьице», «жилки»
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии icon23 мая 2013 года в мкоу «сош №9»
Мкоу «сош №9» посёлка Бурсоль города Славгорода учитель русского языка и литературы Лисица Зоя Петровна провела открытый урок, посвященный...
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconДифференциации на уроках химии и биологии
Подготовила учитель мкоу табольской основной общеобразовательной школы Ларина А. Н
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconРайонное методическое объединение учителей биологии и химии в него входят 13 человек
Вотинова Марина Петровна- учитель биологии и химии моу посш и по совместительству учитель химии в моу босш. Стаж работы 1 год. Тема...
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconИндивидуальная карта достижений учащегося мкоу «овечкинская сош завьяловского района» учитель
Учитель
Постникова Т. К. Мкоу сош №8, учитель биологии iconТ. И. учитель биологии маоу «сош №3 п. Алакуртти». Пояснительная записка
Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы