Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования icon

Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования



НазваниеМинистерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
страница1/3
Дата конвертации09.08.2013
Размер0.64 Mb.
ТипМетодическое пособие
источник
  1   2   3

Министерство образования Российской Федерации

Академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Т.В. Болотина

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации

в вопросах, ответах и комментариях

Методическое пособие


Москва 2002

Содержание

Введение..................................................................................................................... 4

Часть1. Общие принципы Конвенции и правах ребенка....................................... 5

I. Определение ребенка............................................................................................. 5

II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ ........5

1. Принцип – не дискриминация .......................................................................5

2. Принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка...............................6

3. Принцип-право на жизнь, выживание и развитие .................................... 10

4. Принцип - уважение взглядов ребенка....................................................... 15

Часть II. Основное содержание Конвенции о правах ребенка .............................16

I. О Конвенции о правах ребенка............................................................................ 16

II. Общие положения Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ.......17

1. Гражданские права и свободы..................................................................... 17

2. Семья и воспитание .......................................................................................18

3. Здоровье и благосостояние детей ................................................................ 20

4. Образование, досуг и отдых......................................................................... 21

5. Специальные меры защиты .......................................................................... 22

III. Гражданские права и свободы ........................................... .......................... 24

1. Имя и гражданство ....................................................................................... 25

2. Индивидуальность ........................................................................................ 28

3. Свобода выражать свое мнение ................................................................... 29

4. Свобода мысли, совести и религии ..............................................................30

5. Свобода ассоциаций и собраний................................................................... 31

6. Защита личной жизни ....................................................................................32

7. Доступ к информации ................................................................................... 32

8. Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания ......... ....... 33

IV. Семейное окружение и альтернативный уход................... ............................ 34

1. Право родителей руководить ребенком...................................................... 34

2. Ответственность родителей.......................................................................... 35

3. Разлучение с родителями ............................................................................. 36

4. Воссоединение семьи .................................................................................... 37

5. Незаконное перемещение и невозвращение................................................. 38

6. Восстановление содержания ребенка........................................................... 38

7. Дети, лишенные своего семейного окружения............................................ 39

8. Усыновление................................................................................ ............ 41

9. Периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке ....... 43

10. Грубое обращение и отсутствие заботы, а также физическое и психическое восстановление и социальная реинтеграция 43

V. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние................................ 45

Введение

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализа­ция государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения мак­симальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.

За последние 5 лет российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей, включая Указы Президента РФ, Постановления Правительства. Расширилась сфера деятельно­сти структур, занимающихся проблемами семьи и детства, в некоторых регио­нах России появились уполномоченные по охране прав детей.

В субъектах Российской Федерации, с учетом их социально-экономическо­го положения, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих в данной территории.

Министерством образования Российской Федерации проводятся конкурсы разнообразных программ по организации воспитательной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

С 1995 года Министерством труда и социальной занятости России прово­дится анализ норм национального законодательства на их соответствие поло­жениям Конвенции о правах ребенка. Результаты исследований предоставля­ются законодательным и исполнительным органам государственной власти, публикуются в печати. Реализация принципов Конвенции является актуальной задачей для российского общества. Выполнение Конвенции требует от госу­дарства реальных усилий, для того чтобы ее принципы были закреплены в на­циональном законодательстве.

Данная работа имеет большую ценность, так как она полезна практическим работникам социальной сферы (социальным педагогам, учителям школ, пси­хологам, юристам, работающим в системе образования). В ней изложены ос­новные принципы и статьи Конвенции и российского законодательства в виде вопросов и ответов. В пособии прослеживается динамика принятия норматив­но-правовых актов, направленных на решение различных аспектов проблем жизнедеятельности детей.

Вопросы преподавания прав человека, ребенка находятся в центре внима­ния педагогической общественности. Вот почему второй раздел пособия по­священ этой проблеме. Предлагается программа спецкурса по изучению Кон­венции о правах ребенка. Цель курса дать учащимся определенную сумму знаний о правах ребенка и практических умений по нравственно-правовому воспитанию в школе, способствовать формированию культуры прав человека.

Изучение прав ребенка способствует переосмыслению многих проблем вос­питательной работы в школах, помогает формировать и совершенствовать крити­ческое мышление школьников, где основой являются гуманистические ценности.


^ Часть I. Общие принципы Конвенции о правах ребенка

I. Определение ребенка

Вопрос. Кто является ребенком?

Ответ. Ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1 Конвенции).

Вопрос. В каком случае, в соответствии с законодательством РФ, совершен­нолетие ребенка может наступить ранее 18-ти лет?

Ответ. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 21 п. 2, а также статья 13 п. 2 Семейного кодекса РФ) совершеннолетие

может наступить с 16-ти лет.

^ Статья 21 п.2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-ти лет, гражданин, не достигший 18-ти летнего возраста, приоб­ретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

^ Статья 13 п.2. При наличии уважительных причин органы местного само­управления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешать вступить в брак лицам, достигшим возраста в шестнадцать лет.

^ II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации

Вопрос. Назовите принципы, установленные Конвенцией о правах ребенка. Ответ. Конвенцией установлены четыре принципа:

- не дискриминация;

- наилучшее обеспечение интересов ребенка;

- право на жизнь, выживание и развитие;

- уважение взглядов ребенка.

^ 1. Принцип не дискриминации

Вопрос. Раскройте содержание принципа не дискриминации?

Ответ: Принцип не дискриминации изложен в статье 2 Конвенции. Госу­дарства-участники уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, языка, рели­гии политических или иных убеждений, национального, этнического или соци­ального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, а также обеспечивают защиту ребенка от всех форм дискрими­нации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных чле­нов семьи.

Вопрос. В каких документах РФ изложен принцип не дискриминации?

Ответ. Принцип не дискриминации изложен в следующих законодатель­ных документах РФ: Конституция РФ (от 12.12.93 г.); Гражданский кодекс РФ, ч.1 (от 30.11.94 г.); Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), О свободе совести и религи­озных объединениях (закон РФ от 26.09.97 г.), О языках народов РСФСР (Закон РСФСР от 29.10.91 г.), Об образовании (в ред. Закона РФ от 13.01.96 г.).

Вопрос. Изложите основные положения 'принципа не дискриминации, из­ложенные в Конституции РФ?

Ответ: Основное содержание этого принципа изложено в статьях 2,17,19, 38,45 Конституции РФ. Конституция провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В РФ принимаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принци­пам и нормам международного права.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также дру­гих обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной при­надлежности.

^ 2. Принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка

Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип - наилучшее обеспе­чение интересов ребенка и раскройте его содержание?

Ответ. Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, независимо оттого, предпринимаются они государственны­ми или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, пер­воочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребен­ка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и за­боту, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание пра­ва и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответ­ственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законо­дательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в част­ности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численнос­ти и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Вопрос. В каких законодательных документах РФ подтверждается и обеспе­чивается принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка?

Ответ. Этот принцип подтверждается и обеспечивается в следующих зако­нодательных документах РФ: Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.), Положение о приемлемой семье (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г.), О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (постановление Правительства РФ от 20.06.92) и в ряде других нормативных актах.

Вопрос. Назовите основное содержание Гражданского кодекса РФ, обеспе­чивающего принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка?

Ответ. В Гражданском кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 31, 34, 35, 36. В соответствии с ними созданы органы опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также когда родители уклоня­ются от их воспитания, либо защиты их прав и интересов. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления по месту житель­ства подопечного и осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и по­печителей. Опекунами и попечителями могут быть только дееспособные граж­дане, которые обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспе­чении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении.

Вопрос. Назовите основные положения Семейного кодекса РФ, обеспе­чивающие принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка?

Ответ. В Семейном кодексе РФ этому принципу соответствуют статьи 54, 56,63,64,65,78,121,122,146,147,150,152,153,15 5. Общее содержание статей

заключается в следующем.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нрав­ственном развитии своих детей, получении ими общего образования. Родите­ли, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учрежде­ния и формы обучения детей до получения детьми основного образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, которые являются их законными представителями с любыми физическими и юридическими ли­цами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители, осуществ­ляющие родительские права, в ущерб правам и интересам детей, несут ответ­ственность в установленном порядке.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Статья 122 предусматривает механизм выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на осно­вании Договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечитель­ства. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравствен­ные и иные личные качества опекуна (попечителя), отношения между ребен­ком и опекуном, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Орган опеки и попечительства обязан ока­зывать приемной семье необходимую помощь, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Вопрос. Изложите основное содержание Положения о приемной семье. Ответ. Приемная семья является одной из форм устройства на воспита­ние детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или от­дельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставших­ся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется прием­ным ребенком, а такая семья - приемной семьей. Общее число детей в прием­ной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как прави­ло, 8 человек. О передаче ребенка в приемную семью между органом опеки и приемными родителями заключается договор. Договор предусматривает срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия его содержания, воспитания и образования, права и обязанности приемных родителей, обязан­ности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а так­же основания и последствия прекращения такого договора. Приемные родите­ли несут за приемного ребенка ответственность перед обществом.

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье вы­плачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одеж­ды, обуви и др. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок на детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздорови­тельные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лече­ния приемных родителей с детьми.

Комментарий:

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка заложен в основу Национального плана действий в интересах детей. Этот принцип учитывается судами и органами исполнительной власти при рассмотрении дел, связанных с разводом родителей, лишением родительских прав, устройством детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.

При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавли­вается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между роди­телями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Законодательство РФ предусматривает, на основании решения суда, вос­становление родительских прав. Восстановление в родительских правах в отно­шении ребенка, достигшего 10 лет, возможно только с его согласия.

Судопроизводство по делам несовершеннолетних определяется общими правилами уголовно-процессуального законодательства. В дополнение к ним действуют специальные правила в отношении несовершеннолетних. В судеб­ном разбирательстве по делам несовершеннолетних обязательно участие за­щитника. В судебное заседание вызываются родители или законные представи­тели несовершеннолетнего подсудимого. Несовершеннолетний, впервые со­вершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть осво­божден от уголовной ответственности и передан под надзор родителей или лиц, их замещающих.

Несовершеннолетние в возрасте 11 -14 лет за совершение уголовно-наказуемых деяний направляются в специальные школы закрытого типа. Несовер­шеннолетние в возрасте 14-18 лет, совершившие уголовно-наказуемое преступ­ление средней тяжести, могут быть освобождены от наказания и направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В этих слу­чаях уголовное дело прекращается, несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности.

В РФ сформирована разветвленная сеть учреждений для детей по уходу за ними, которые функционируют в системах образования, здравоохранения, со­циального обеспечения. Среди них детские дома, дома-интернаты для детей-инвалидов, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения, летние лагеря, дома ребенка, социальные приюты, центры медико-социальной реабилитации для детей-инвалидов, центры социальной реабилитации для дезадаптированных детей и др. При помещении в них детей прежде всего учитывают наилуч­шее обеспечение интересов ребенка, в том числе в уходе, воспитании, а также необходимость ухода и присмотра за ребенком в связи с трудовой занятостью родителей (дошкольные учреждения, летные оздоровительные лагеря).

Деятельность государственных и муниципальных учреждений, ответствен­ных за заботу о детях или их защиту, регламентируется положениями о них, которые утверждаются Правительством РФ. Воспитанники различного рода учреждений имеют возможность реализовать свои права с помощью неправительственных организаций, которые, опираясь на имеющуюся законодатель­ную базу, представляют, отстаивают, защищают права и интересы ребенка:

Детский орден милосердия, Ассоциация защиты детей, Российский Детский фонд. Союз социальной защиты детей, Ассоциация воспитанников детских до­мов и школ-интернатов и др. Для реализации прав детей на охрану здоровья создана педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилакти­ческих учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Структура учреждений здравоохранения, охватывающих лечебно-профилактическую по­мощь детям, представлена детскими отделениями и больницами, клиниками институтов и медицинских высших учебных заведений, специализированными центрами высокотехнологических видов медицинской помощи детям, санато­риями, домами ребенка, которые составляют единую четырехуровневую сис­тему медицинских учреждений для детей, способную оказывать практически все виды медицинской помощи детям, включая трансплантацию органов и тка­ней, реконструктивную хирургию.

Статус беженца-ребенка, сопровождаемого родителями, определяется в со­ответствии с принципами единства семьи и принятия решения по ходатайству взрослого. Отец или мать имеют право включить в ходатайство своих детей, при­бывших в поисках убежища вместе с ними. Когда глава семьи признается бежен­цем, убежище предоставляется всем его несовершеннолетним детям, прибыв­шим с ним. Ребенку, прибывшему без сопровождения родителей или опекунов и ходатайствующему о признании беженцем, также вручается свидетельство, на основании которого он направляется в центр временного размещения. Мигра­ционные органы содействуют ребенку в получении сведений о наличии и месте проживания родителей либо иных родственников или опекунов.

При выделении бюджетных ассигнований, а также ассигнований из госу­дарственных внебюджетных фондов учитывается необходимость обеспечения интересов детей, что находит отражение в законах о федеральном бюджете, бюджетных субъектах РФ, законах о бюджетах соответствующих государствен­ных внебюджетных фондов.

Наилучшее обеспечение прав ребенка в системе социального обеспечения осуществляется в разных формах: предоставление пособий (пенсий) отдель­ным категориям детей, семьям в связи с воспитанием детей (включая ежеме­сячное пособие на ребенка); натуральное обеспечение (при наличии соответ­ствующих показателей).

^ 3. Принцип - право на жизнь, выживание и развитие

Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип - право на жизнь, выживание и развитие?

Ответ. Данный принцип изложен в статье 6 Конвенции. Государства-учас­тники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени вы­живание и здоровое развитие ребенка.

Вопрос. В каких законодательных документах РФ закреплен принцип - пра­во на жизнь, выживание и развитие?

Ответ. Этот принцип подтверждается следующими законами: Конституци­ей РФ - статья 20, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (Закон РФ от 22.07.93), Семейный кодекс РФ (от 29.12.95), Кодекс законов о труде РФ (от 9.12.71), Основы законодательства РФ об охране труда (Закон РФ от 06.08.93), в ряде законов, регулирующих проживание и работу граждан в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностям, О предупреждении распростране­ния в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), (Закон РФ от 30.03.95), Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96), а также в ряде постановлений Правительства РФ и указах Президента РФ.

Вопрос. В какой статье Конституции РФ подтверждается принцип - право

на жизнь?

Ответ. В статье 20 Конституции РФ говорится: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь (впредь до ее отмены) может устанавливаться феде­ральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рас­смотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопрос. По каким показаниям осуществляется искусственное прерывание беременности?

Ответ. Искусственное прерывание беременности в соответствии с зако­ном (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) проводится на основании медицинских и (или) социальных показаний. Перечень медицин­ских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения РФ, а перечень социальных показаний - по­ложением, утвержденным Правительством РФ. Незаконное проведение искус­ственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответствен­ность, установленную законодательством РФ.

Вопрос. Назовите перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности.

Ответ. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности утвержден Правительством РФ от 08.05.96 г.:

1. Наличие инвалидности 1-11 группы мужа.

2. Смерть мужа во время беременности.

3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы.

4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.

5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав.

6. Женщина, не состоящая в браке.

7. Расторжение брака во время беременности.

8. Беременность в результате изнасилования.

9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире.

10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца.

11. Наличие в семье ребенка-инвалида.

12. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленно­го для данного региона.

13. Во всех случаях каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.

Вопрос. Назовите основные права беременных женщин и матерей.

Ответ. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом поряд­ке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беремен­ности и родам определяется законодательством РФ.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а так­же детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины (по заключению врачей) в соответствии с установленным порядком.

Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте по полутора лет, в соответствии с медицинским заключением, переводятся на более легкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года.

Охрана здоровья населения, материнства и детства на Севере осуществляет­ся в соответствии с более высокими, чем по РФ, нормативами.

Вопрос. Какие права имеют несовершеннолетние в интересах охраны сво­его здоровья?

Ответ. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоро­вья граждан несовершеннолетние имеют право на:

1. диспансерное наблюдение и лечение;

2. медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавли­ваемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;

3. санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и ис­ключающих воздействие неблагоприятных факторов;

4. бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5. получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной

для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное

информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их замещающих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотвори­тельных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их замещающих.

Кроме этого приняты специальные меры по обеспечению жизни детей, пострадавших от радиационных катастроф.

Вопрос. Какие права имеют несовершеннолетние, инфицированные виру­сом иммунодефицита?

Ответ. ВИЧ-инфицированные-граждане РФ обладают на ее территории все­ми правами и свободами. ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в воз­расте до 18 лет назначается социальная пенсия, пособие и предоставляются льго­ты, установленные для детей-инвалидов РФ, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по ухо­ду за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством РФ.

Вопрос. В каких случаях родители несовершеннолетних могут быть ограни­чены в родительских правах?

Ответ. В соответствии с Семейным кодексом РФ ограничение родитель­ских прав допускается, если:

- оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам психического расстройства, хронического заболевания, стечения тяжелых об­стоятельств родителей;

- оставление ребенка с родителями опасно для него вследствие поведения

родителей (одним из них), но не установлены достаточные основания для ли­шения родителей (одного из них) родительских прав.

Если родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В ин­тересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лише­нии родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Вопрос. Может ли ребенок быть отобран у родителей?

Ответ. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у роди­телей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка проводится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Вопрос. Назовите основные положения Уголовного кодекса РФ, защищаю­щие жизнь и выживание ребенка.

Ответ. Смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступле­ние до восемнадцати лет.

Убийство беременной женщины, заведомо для виновного, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным заключением свободы.

Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу, или после родов, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Причинение физических или психических страданий путем систематичес­кого нанесения побоев, либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Похищение или захват в качестве заложника несовершеннолетнего, - нака­зывается лишением свободы от трех до семи лет.

Комментарий:

В настоящее время в РФ имеется законодательная база для реализации прин­ципа Конвенции о правах ребенка - право на жизнь, выживание и развитие.

Право ребенка на жизнь в уголовно-правовом аспекте обеспечивается уси­лением ответственности за посягательство на его жизнь и здоровье. Расширен перечень уголовно наказуемых действий в отношении несовершеннолетних и усилены отдельные нормы уголовного наказания за преступления, совершае­мые в отношении ребенка: истязание, заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией, заведомое оставление без помощи несовершеннолетнего в опас­ном для жизни или здоровья состоянии, торговля несовершеннолетними, вов­лечение в совершение преступлений и антиобщественных действий, занятие проституцией, склонение к потреблению наркотических веществ и психотропных средств, захват или содержание в качестве заложника.

В РФ порядок регистрации смерти детей утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ. Статистические формы о смерти детей представляются в органы регистрации актов гражданского состояния, далее передаются в органы Госкомстата России, где по результатам их обработки составляются отчеты по крат­кой номенклатуре причин смерти, основанной на международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти. Все случаи смерти детей под­тверждаются обязательной экспертизой и рассматриваются на больничных кон­ференциях Случаи смерти детей вне стационаров подлежат судебно-медицинской экспертизе. Для профилактики самоубийств несовершеннолетних в РФ созданы центры экстренной психолого-консультативной помощи по телефону (телефон доверия) и центры психолого-педагогической помощи населению.


^ 4. Принцип-уважение взглядов детей

Вопрос. В какой статье Конвенции изложен принцип-уважение взглядов детей?

Ответ. Принцип-уважение взглядов детей изложен в статье 12 Конвенции.

Вопрос. По каким вопросам ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды?

Ответ. На основании 12 статьи Конвенции ребенок имеет право выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его. Ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административ­ного разбирательства.

Вопрос. В каких российских Законах отражен принцип-уважение взглядов детей?

Ответ. Уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Фе­дерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР и ряде других законов.

Вопрос. С какого возраста воле ребенка придается правовое значение?

Ответ. Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет.

Вопрос. Какие действия в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, могут быть совершены только с его согласия?

Ответ. В отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, могут быть со­вершены следующие действия с его согласия:

- изменение имени и фамилии;

-восстановление родителей в родительских правах;

-усыновление ребенка;

- изменение его имени, отчества и фамилии при усыновлении;

- запись усыновителей в качестве родителей ребенка;

- изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления;

- передача ребенка в приемную семью.

Комментарий:

Российское законодательство предусматривает меры, нацеленные на обес­печение права ребенка выражать свои взгляды при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР обязательно участие защитника по де­лам несовершеннолетних. Права и охраняемые законом интересы несовершен­нолетних, не достигших 15 лет, защищаются в суде их законными представителями - родителями, усыновителями или опекунами. Права и охраняемые зако­ном интересы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с привлечением самих несовершеннолетних.

  1   2   3




Похожие:

Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconФедеральное агентство по образованию Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Бахмутский А. Е., Кондракова И. Э., Писарева С. А. Оценка деятельности современной школы
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconРоссийской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации...
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования уипкпро
Ульяновской области, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводят 13 марта 2007 г...
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconМинистерство образования Республики Саха (Якутия) Саха Республикатын Ґірэ±ин Министерствота институт повышения квалификации работников образования
В первые в Институте повышения квалификации работников образования в рамках реализации государственной политики в области повышения...
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconПеречень образовательных Интернет-ресурсов информационной поддержки егэ
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconОбразовательный Стандарт Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconE-mail: academy@apkpro ru; т. 459-19-81
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации...
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconE-mail: academy@apkpro ru; т. 459-19-81
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации...
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования iconОбразовательные услуги кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования на 2010/2011 учебный год
Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки серия аа №002058, регистрационный №2049 от 23. 07. 2009 г на осуществление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы