Тема урока: Внутренняя среда организма icon

Тема урока: Внутренняя среда организма



НазваниеТема урока: Внутренняя среда организма
Дата конвертации31.10.2013
Размер162.94 Kb.
ТипУрок
источник

Аннотация к уроку.


Класс: 8

Четверть: 2

Учебно-методический комплекс: Н. И. Сонин.

Тема урока: Внутренняя среда организма.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: работа в группах

Методы и методические приемы: проблемнный, частично-поисковый, экстрактивный метод: сообщение учителя, эвристическая беседа; самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Строение крови», учебники, карточки - задания, энциклопедии «Биология» и «Человек», микроскопы, микропрепараты «Кровь человека».


^ Тема урока: Внутренняя среда организма.


Цели урока:

Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «внутренняя среда организма», «кровь», «лимфа», «тканевая жидкость», постоянство внутренней среды организма.

Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой, классификации и систематизации, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.

Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Строение крови»,учебники, карточки - задания, энциклопедии «Биология» и «Человек», микроскопы, микропрепараты «Кровь человека».


Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин, «Биология. Человек».


^ Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Логика урока: мотивация – актуализация субъективного опыта – организация восприятия-организация осмысления - первичная проверка понимания- организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.


^ План урока

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся для обеспечения продуктивной деятельности при изучении нового материала.

  3. Организация восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала (экстрактивный метод: сообщение учителя, эвристическая беседа; самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского).

  4. Первичная проверка изученного материала. Работа по алгоритму ответа, заполнение таблицы.

  5. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению новых знаний.Построение структурно-логической схемы с использованием частично-поискового метода.

  6. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке.

  7. Организация контроля и самоконтроля знаний основных понятий темы.

  8. Итоги урока. Разноуровневое домашнее задание.

Рефлексия.


Ход урока.

1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным.

“ Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…”, - так писал выдающийся русский писатель Ф. М. Достоевский.

Литература изучает духовные тайны человека, его чувства, на уроках биологии мы познаем строение человеческого организма, его функции.

Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека…

^ 2. Актуализация субъективного опыта учащихся .

Давайте представим, что мы превратились в микроскопических человечков и оказались внутри организма человека. И что мы видим - быструю красную полноводную и очень теплую реку. Что эта за река в организме человека? ( Это кровь).

Верно. Кровь - это одна из жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма.

Внутренняя среда организма включает 3 жидкости: кровь, лимфу и тканевую жидкость.

(на экране схема).

Итак, над какой темой мы будем сегодня работать?

Тема урока: «Внутренняя среда организма» (на экране)

А теперь давайте поставим цели урока.

- Познакомиться с основными понятиями темы: «внутренняя среда организма», «кровь», «лимфа», «тканевая жидкость».

-Изучить состав, местонахождение, место образования и функции составляющих внутренней среды организма.

- Определить значение постоянства внутренней среды организма для здоровья человека. (На экране цели)

Благодаря механизмам саморегуляции в нашем организме поддерживается постоянство внутренней среды, которое обеспечивает нормальную работу всего организма. Нормально работающий организм – это здоровый организм.

Мы часто говорим о здоровье, но каждый понимает его по-своему. На экране слово «здоровье», подберите 2 прилагательных, с которыми у вас ассоциируется слово «здоровье». А теперь 3 глагола, далее составьте словосочетание или предложение со словом «здоровье», на последней строке должно быть существительное, которое по смыслу может заменить слово «здоровье».

  1. Здоровье

  2. Крепкое, хорошее (постоянное,бесценное)

  3. Беречь, сохранять, укреплять.

  4. Я хочу сохранить свое здоровье ,крепкое здоровье.

  5. Счастье (богатство, постоянство)

Итак, мы с вами составили синквейн, в 5 строках раскрыли понятие «здоровье».

Все мы хотим быть здоровыми. Постоянство внутренней среды организма является одной из составляющих здоровья. Сегодня мы изучаем внутреннюю среду организма, чтобы полученные знания помогли вам сохранить и укрепить свое здоровье.

^ 3.Изучение нового материала. Организация восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися нового материала. Сейчас вы будете работать в группах и попытаетесь выяснить, какая из 3-х жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма, играет решающую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма? Это проблемный вопрос. Поиском ответа на этот вопрос будут заниматься 3 лаборатории:

1 лаборатория- «Тканевая жидкость» (задание в папке желтого цвета).

2 лаборатория- «Лимфа» (задание в папке белого цвета).

3 лаборатория- «Кровь» (задание в папке красного цвета).Первые две лаборатории выполняют одинаковые по алгоритму задания. Лаборатория «Кровь» будет проводить мини-исследование,выполняя лабораторную работу.

Пожалуйста, ознакомьтесь с заданиями. В результате поисково-исследовательской деятельности вы должны сделать следующее: (Задачи на экране).

  1. Сформулировать основные понятия…

  2. Выяснить состав место образования, местонахождения и функции жидкостей, образующих внутреннюю среду организма.

  3. Заполнить таблицу: «Внутренняя среда организма».

  4. Подготовить отчет о работе лаборатории (1 человек, выбрать самостоятельно).

Приступите к выполнению заданий (7 минут).

Задания для лаборатории «Тканевая жидкость»

  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева) на стр.42, дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек».

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы

  3. Дать понятие термину «Тканевая жидкость».

  4. Изучить состав тканевой жидкости.

  5. Определить местонахождения и место образования тканевой жидкости в организме. Сформулировать функции тканевой жидкости.

  6. Заполнить таблицу.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории.


Задания для лаборатории «Лимфа»

  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), на стр.42,дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек».

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы.

  3. Дать понятие термину «Лимфа».

  4. Изучить состав тканевой жидкости.

  5. Определить местонахождения и место образования лимфы в организме. Сформулировать функции лимфы.

  6. Заполнить таблицу.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории.


Задания для лаборатории «Кровь».

  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы

  3. Дать понятие термину «Кровь»

  4. Изучить микроскопическое строение и состав крови.

  5. Определить место нахождения и место образования крови в организме. Сформулировать функции крови.

  6. Заполнить таблицу.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории.

^ 4. Первичная проверка изученного материала. Работа по алгоритму ответа,заполнение таблицы.

Учащиеся в группах с использованием учебника и других источников обсуждают понятия темы,работают по алгоритму,заполняют таблицу.Учитель направляет учащихся и помогает в поиске ответов на вопросы заданий.По окончании один представитель от группы рассказывает о работе лаборатории.

^ 5. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению новых знаний. Построение структурно-логической схемы с использованием частично-поискового метода. (Динамическая пауза).

Начинаем отчет о проделанной работе (Слушаем, на экране появляется таблица, которая заполняется по мере рассказа учащегося).Остальные учащиеся в группе заполняют таблицу о тех составляющих внутренней среды организма,о которых рассказывают участники других групп.

Прослушав результаты работы лабораторий, мы дополним схему и установим взаимосвязи между составляющими внутренней среды организма.

На доске:

Внутренняя среда организма



Тканевая жидкость

Лимфа

Кровь









Вещества из крови, протекающей по сети капилляров поступают в тканевую жидкость, обновляя ее состав, из тканевой жидкости в кровь удаляются продукты обмена веществ. Избыток тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя лимфу. Лимфа собирается в лимфатические протоки, которые впадают в кровяное русло.

^ 6.Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке.

Таким образом, внутренняя среда организма представляет собой единую систему жидкостей, в которой поддерживается постоянство ее составляющих. Внутренняя среда организма объединяет все клетки, ткани и органы в единое целое.

А теперь скажите,какой же жидкости принадлежит главенствующая роль в процессе поддержания постоянства внутренней среды организма?(Этой жидкостью является кровь).Итак,ребята мы достигли целей урока?

^ 7.Организация контроля и самоконтроля знаний основных понятий темы.

В заключении давайте проверим, как вы усвоили основные понятия темы.

У вас на рабочих местах карточки. Каждому понятию подберите определение и соедините их стрелочками. Поменяйтесь с рядом сидящим и проверьте. Кто справился? Молодцы( правильные ответы на экране).

^ 8.Итоги урока. Разноуровневое домашнее задание.

Рефлексия.

Домашнее задание сегодня на уроке вы можете выбрать сами. Найдите в папке карточки. Они 2-х цветов. В красной карточке – творческое задание, в зеленой – обычное. Покажите, какие карточки вы выбрали? Урок окончен, до свидания.

Приложение 1

^ Внутренняя среда организма


Внутреняя среда

Тканевая жидкость

Лимфа

Кровь

Понятие



Водный раствор

веществ, окружающих клетки

организма

Тканевая жидкость, попавшая в лимфатические капилляры

Промежуточная внутренняя среда, жидкая соединительная ткань

Состав

Вода, растворенные в ней органические и неорганические вещества, О2, СО2,, продукты обмена, выделившиеся из клеток

Вода, растворенные в ней белки (1-2%), жиры (2%) и другие вещества, лимфоциты, лейкоциты.

Состоит из плазмы (90%воды, белки, жиры,глюкоза,минеральные

соли и клеток крови: эритроцитов (красные. кровяные клетки), лейкоцитов(белые кровяные клетки) и тромбоцитов (кровяные пластинки).

Местонахождение

Промежутки между клетками всех тканей

Лимфатическая система

Сердце и кровеносные сосуды.


^ Место образование

Образуется из плазмы крови, проникающей через стенки капилляров, и продуктов жизнедеятельности клеток

Образуется из тканевой жидкости, проникшей в лимфатические капилляры

Образуется за счет поглощения организмом органических и неорганических веществ

Функции

Является промежуточной средой между кровью и клетками организма, переносит из крови в клетки О2 и питательные вещества, из клеток в кровь – СО2и продукты обмена

Участвуют в процессе иммунитета, защищая организм от болезнетворных микроорганизмов Фильтрует, обеззараживает и возвращает тканевую жидкость в кровяное русло.

Транспортная, дыхательная питательная, выделительная, термолигуляторная, защитная, взаимосвязь всех органов в единое целое, поддержание постоянства внутренней среды организма.



Приложение 2

Каждому понятию в левой колонке подобрать соответствующее определение в правой и соединить их стрелками.



^ Внутренняя среда организма


Промежуточная внутренняя среда, жидкая соединительная ткань.

Кровь

Совокупность жидкостей (кровь, лимфа , тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды организма.

Лимфа


Водный раствор веществ, окружающий клетки организма.

^ Тканевая жидкость

Тканевая жидкость попавшая в лимфатические капилляры.






^ Домашнее задание.


1 уровень – 4 балла.

Стр. 116-118, вопросы и

задания на стр. 120.



Домашнее задание.


2 уровень – 5 баллов.

Стр. 116 – 118,

Подготовить сочинение – миниатюру

«Путешествие по внутренней среде организма».



^ Домашнее задание.


1 уровень – 4 балла.

Стр. 116-118, вопросы и

задания на стр. 120.



Домашнее задание.


2 уровень – 5 баллов.

Стр. 116 – 118,

Подготовить сочинение – миниатюру

«Путешествие по внутренней среде организма».



^ Домашнее задание.


1 уровень – 4 балла.

Стр. 116-118, вопросы и

задания на стр. 120.



Домашнее задание.


2 уровень – 5 баллов.

Стр. 116 – 118,

Подготовить сочинение – миниатюру

«Путешествие по внутренней среде организма».



^ Домашнее задание.


1 уровень – 4 балла.

Стр. 116-118, вопросы и

задания на стр. 120.



Домашнее задание.


2 уровень – 5 баллов.

Стр. 116 – 118,

Подготовить сочинение – миниатюру

«Путешествие по внутренней среде организма».



Приложение 3

^ Лаборатория №1 «Тканевая жидкость»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «тканевая жидкость»;

- выяснить состав, местонахождение, место образования и функции тканевой жидкости;

- заполнить таблицу «Внутренняя среда организма»;

- подготовить отчет о работе лаборатории.


^ Задание для лаборатории «Тканевая жидкость»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы

  3. Дать понятие термину «Тканевая жидкость»

  4. Изучить состав тканевой жидкости.

  5. Определить место нахождения и место образования тканевой жидкости в организме. Сформулировать функции тканевой жидкости.

  6. Заполнить таблицу.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «тканевая жидкость»

2. Рассказать о составе, местонахождении, месте образования и функции тканевой жидкости по таблице

^ Лаборатория № 2 «Лимфа»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «лимфа»;

-выяснить состав, местонахождение, место образования и функции лимфы в организме;

- заполнить таблицу «Внутренняя среда организма»;

-подготовить отчет о работе лаборатории.


^ Задание для лаборатории «Лимфа».


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы

  3. Дать понятие термину «Лимфа»

  4. Изучить состав тканевой жидкости.

  5. Определить место нахождения и место образования лимфы в организме. Сформулировать функции лимфы.

  6. Заполнить таблицу.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории.


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «лимфа».


2. Рассказать о составе, местонахождении, месте образования и функциях тканевой жидкости, используя таблицу.

^ Лаборатория № 3 «Кровь»


Цели и задачи:


- сформулировать понятия «кровь» («эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты»);

- изучить состав крови человека, проведя мини- исследование при выполнении лабораторной работы;

- выяснить местонахождение, место образования и функции крови в организме;

- заполнить таблицу;

- подготовить отчет о работе лаборатории.


^ Задание для лаборатории «Кровь»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»;

  2. Рассмотреть рисунки учебника, таблицы;

  3. Дать понятие термину «Кровь»;

  4. Изучить микроскопическое строение и состав крови;

  5. Определить место нахождения и место образования крови в организме. Сформулировать функции крови;

  6. Заполнить таблицу;

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории.



Алгоритм ответа


1. Дать понятие «кровь»

2. Рассказать о целях исследования и объекте исследования назвать рабочую гипотезу.

3. Рассказать о составе крови, используя результаты микроскопического исследования.

4. Рассказать о местонахождении, месте образования и функциях крови, используя таблицу.

Приложение 4

Инструктивная карточка.

^ Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека».


Цели и задачи исследования:


- изучить строение крови человека под микроскопом

- доказать, что кровь- это жидкая соединительная ткань

- раскрыть значимость постоянства состава крови как показателя нормальной

жизнедеятельности организма и его здоровья.


^ Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что нарушения в работе организма вызывают изменения состава крови.


Ход работы:


1. Подготовить микроскоп к работе.

2. Установить под микроскопом микропрепарат крови человека

3. Рассмотреть препарат, Найти составляющие крови - плазму и клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

4. Сделать вывод о строении крови и постоянстве её состава.


Приложение 5

^ Основные понятия темы




Внутренняя среда организма -


Совокупность жидкостей (кровь, лимфа , тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды организма.



Кровь -




Промежуточная внутренняя среда, жидкая соединительная ткань.



Лимфа –




Тканевая жидкость попавшая в лимфатические капилляры.


^ Тканевая жидкость -




Водный раствор веществ, окружающий клетки организма.



Библиографический список


1. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н.Управление современной школой:

Выпуск 8.Педагогика здоровья.-Ростов:Издательство Учитель,2005.

2. Современный словарь по педагогике/Сост.Рапацевич Е.С.-Мн.: Современное слово,2001.

3. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя ишколы.-М.: Издательство АРКТИ,2003.

4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.-М.:Московский психолого-социальный институт,2004.

5.Воспитательный процесс:изучение эффективности.Методические рекомендации/Под ред.Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ «Сфера»,2001.

6. Внутришкольное управление./Под ред. Т.И. Шамовой.- М.:Педагогика, 1991.

7. ВиноградоваМ.Д., Первин И.Б.Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.-М.:Просвещение,1977.

8. Пасечник В.В.Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке//Биология в школе.1991.№6,с.23.

9. Мягкова А.Н.,Орлова В.А.Дифференциация обучения биологии в школе// Биология в школе.1990.№4,С.22.





Седых Учитель

Елена

Викторовна




Похожие:

Тема урока: Внутренняя среда организма iconТема: внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и функции
«внутренняя среда организма», расширить знания школьников о функциональном значении крови, о ее составе, формировать умения анализировать,...
Тема урока: Внутренняя среда организма iconВнутренняя среда организма Внутренняя среда организма

Тема урока: Внутренняя среда организма iconТема урока клеточное строение организма
Нарушение в строении и работе клеток приводит к нарушению рабо­ты всего организма
Тема урока: Внутренняя среда организма iconТематическое планирование № п/п Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока
Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека...
Тема урока: Внутренняя среда организма iconУрок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и характере первых преобразований
Тема урока: Внутренняя среда организма iconКонспект урока внутренняя энергия. (Тема урока) фио (полностью) Лебедев Олег Викторович 2
Мкоу «Кислянская средняя общеобразовательная школа» с. Кислянское Юргамышского района Курганской области
Тема урока: Внутренняя среда организма iconТема урока виды контроля
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела
Тема урока: Внутренняя среда организма iconХод урока Орг момент
Тема урока: Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности....
Тема урока: Внутренняя среда организма iconХод урока Орг момент
Тема урока: Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности....
Тема урока: Внутренняя среда организма iconФормирование и использование финансовых результатов в рыночных условиях
Внешняя и внутренняя среда деятельности предприятий потребительской кооперации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы