Результативность образовательной деятельности icon

Результативность образовательной деятельности



НазваниеРезультативность образовательной деятельности
страница1/3
Дата конвертации11.03.2013
Размер497.91 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3

Результативность образовательной деятельности


Кленова Н.В., зам.зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат философских наук, Буйлова Л.Н., зам. директора Центра детского и юношеского творчества «Бибирево», кандидат педагогических наук.


В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.

Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.

Этот подход является результатом исследовательской работы авторов настоящей книги, апробирован на базе Центров детского творчества «Бибирево» и «Созвездие» г. Москвы*, Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга** и отвечает, как нам кажется, требованиям доступности и эффективности.


____________________________________

* Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, № 3.

** Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Меренков А.В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника // «Школьные технологии», 1999, № 1-2.


Для начала стоит уточнить понятия «результат» и «образовательный результат», поскольку они могут иметь различные трактовки. В энциклопедической литературе встречаются следующие подходы.

Результат (resultatus - отраженный):

• итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., «Советская энциклопедия», 1969);

• показатель мастерства (Современный словарь иностранных слов. - СПб.: «Дуэт», 1994);

• состояние системы после окончания процесса (Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. - М.: МГПИ, 1990).

Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.

^ Цель деятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, который удовлетворяет исходную потребность (Трубников Н.Н.), как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель - это представление человека о том, чего он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.

Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования - это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели формулируются на достаточно длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и станет предметом оценки.

С учетом сказанного результат можно охарактеризовать как состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями.

^ Образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.

Результативность - это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Решение проблемы определения результата в дополнительном образовании детей надо искать, как минимум, в двух плоскостях:

а) в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения учащихся;

б) в области учебных и личностных результатов детей.

Вначале остановимся на результатах деятельности педагога.

Многие руководители начинают оценку педагога не с него самого, а с оценки его детского коллектива, достижений его воспитанников: сколько призовых мест заняли «его» дети в конкурсах и на выставках, сколько получили наград, сколько мастеров, лауреатов подготовил данный педагог и т.п. Казалось бы, это правильно, однако существует ряд проблем, которые следует обозначить с целью поиска их решения.

Во-первых, при таком подходе не учитывается значительный пласт работы педагога с теми детьми, которые изначально по уровню своих способностей не могут достичь высших показателей и занять призовые места, стать лауреатами, хотя добиваются значимых результатов по сравнению с тем уровнем, с которого они начали, придя заниматься к данному педагогу.

Во-вторых, при данном подходе проигрывают преподаватели тех коллективов, где получение предметных знаний, умений и навыков не является приоритетной задачей, а также тех, где образовательный процесс весьма специфичен (например, клуб общения старшеклассников, объединение «Милосердие» и др.). Дело в том, что из поля зрения экспертов, оценивающих труд педагога через учебные достижения учащихся, уходят результаты воспитательной работы, результаты социализации личности (навыки общения; приобретенные ребенком личностные качества). Нельзя забывать и о том, что положительный результат на уровне отдельного ребенка может проявиться не сразу, иногда - через несколько лет.

Вот почему очень важно учитывать, видит ли педагог «отдаленные» результаты, умеет ли прогнозировать и выстраивать путь движения к ним у разных детей. Не случайно педагогам сегодня рекомендуется разрабатывать образовательные программы отдельно для каждой ступени, для каждой возрастной группы, решая, таким образом, проблемы качества образования, преемственности результатов, реализации воспитательных задач. Диагностируя образовательные результаты, педагог должен отследить их динамику, рост, постепенное «сложение» результатов каждого педагогического действия. Именно это свидетельствует об уровне профессионализма педагога в сфере проектирования, прогнозирования, умения анализировать.

Прежде чем анализировать достижения учащихся как показатель результативности деятельности педагога, следует уяснить следующее (Железнова Л.Б.).

• Какие цели ставит педагог: насколько они актуальны, перспективны, социально значимы, соответствуют ли предназначению дополнительного образования (не абстрактно-глобальные или узко-предметные, а ориентированные на комплексный учебно-воспитательный результат). При этом достижимые и педагогически диагностируемые цели говорят о том, что у педагога высок уровень педагогической рефлексии, что он осознает свое назначение, свою роль, видит перспективу и конечный результат.

• Каково содержание преподаваемого курса: насколько оно актуально, целесообразно, практически значимо для ребенка, многообразно и комплексно; насколько велик его развивающий, воспитательный потенциал; каковы принципы отбора данного содержания; насколько оно позволяет реализовать поставленные цели.

• Насколько организована педагогическая деятельность: как связаны все ее направления, насколько она планомерна, систематична, диагностируема; каковы принципы организации педагогической деятельности и образовательного процесса; насколько многообразны и гуманны педагогические технологии и методики, как они соответствуют целям и содержанию образования; насколько творчески подходит педагог к организации всей своей деятельности и образовательного процесса.

• Каковы показатели квалификации педагога - имеющееся образование (специальное или педагогическое), стаж работы, профессиональные достижения и заслуги (аттестационная категория, награды, звания).

В итоге такого анализа должно сложиться целостное представление о профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность - это мера соответствия понимания, знаний и умений педагога реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых в профессиональной деятельности проблем; это соответствие целей, способов организации и результатов учебно-воспитательного процесса.

Результаты педагогической деятельности различаются по следующим основаниям:

- по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;

- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);

- по отношению к целям (по соотношению с целями): «целесообразные» и «нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);

- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);

- значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).

Теперь поговорим о диагностике результатов образовательной деятельности детей.

В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят прежде всего по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Однако такой подход таит в себе, на наш взгляд, ряд опасностей. Во-первых, у разных детей - разные исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Однако делать это необходимо каждому педагогу, что обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.

Напомним, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. «Такая цель дополнительного образования, - по замечанию Л.Б. Железновой, - шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества».

Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить, как нам кажется, по двум группам показателей:

• учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);

• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Соответственно этому, мы предлагаем педагогу воспользоваться двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:

- набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

- систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками;

- а также определить степень выраженности каждого измеряемого показателя у конкретного ребенка, а значит, и уровень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Таблица 1 демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; таблица 3 показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств.


^ Комментарий к Таблице 1

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Как справедливо отмечает З.А. Каргина, ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года»*.


____________________________________

*Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4, с. 24.


Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:

теоретическая подготовка ребенка;

практическая подготовка ребенка;

общеучебные умения и навыки ребенка.

^ Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.

^ Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному - 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог).

При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д. либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.

^ В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Заметим, что данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

В заключение еще раз подчеркнем, что Таблица 1 дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных результатов учащихся.

Следующим шагом должна стать фиксация полученных результатов на каждого ребенка. Совершенно очевидно, что для этого требуется соответствующая форма. Мы предлагаем использовать Индивидуальную карточку учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (см. ниже по тексту). Она может быть выполнена в виде журнала (зачетной книжки), где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в Таблице 1), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. При этом можно использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет детальнее прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.

В конце карточки мы предлагаем выделить специальную графу «Предметные достижения учащегося», выполняющую роль «портфолио», где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (награждение грамотами, дипломами, присвоение разрядов, почетных званий и т.д.).


^ Таблица 1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе


Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

Оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Методы

диагностик

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


2. Владение специальной терминологией



^ Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;


Осмысленность и правильность использования специальной терминологии



минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).


минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)



1


5


10


1


5


10



Наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос и др.


Собеседование

^ II. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-темати­ческого плана программы)


2. Владение специальным оборудованием и оснащением


3. Творческие

навыки



Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


^ Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения


Креативность в выполнении практических заданий



минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).


минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).


начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)



1


5


10


1


5


10


1


5


10



Контрольное

задание


Контрольное

задание


Контрольное

задание

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

^ 1. Учебно-интел­лектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу


1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации


1.3. Умение осуществлять учебно-исследо-вательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)



Самостоятельность в подборе и анализе литературы


Самостоятельность в пользовании компью­терными источниками информации


Самостоятельность в учебно-иссле-довательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.


Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

1


5


10



Анализ

исследовательской работы

2.Учебно-коммуникативные умения:

2.1. Умение слушать и слышать педагога


2.2. Умение выступать перед аудиторией


2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии


3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место


3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности


3.3. Умение аккуратно выполнять работу



Адекватность восприятия информации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной ин­формации

^ Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств


Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям


Аккуратность и ответственность в работе



Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.


Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.


Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.


Уровни - по аналогии с п. 3.1.1


минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный

период).


Удовл. - хорошо - отлично



1


5


10



Наблюдение


Наблюдение



^ Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)


Фамилия, имя ребенка ____________________________________________

Возраст _________________________________________________________

Вид и название детского объединения ______________________________

Ф.И.О. педагога _________________________________________________

Дата начала наблюдения ____________________________________


Сроки диагностики


Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец

I полугодия

Конец уч. года

Конец

I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

1

2

3

4

5

6

7

^ I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания:

a)

b)

c) и т.д.

2. Владение специальной терминологией



















^ II. Практическая подготовка ребенка:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

a)

b)

c) и т.д.

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

3.Творческие навыки



















^ III. Общеучебные умения
и навыки ребенка:


1.Учебно-интеллектуальные умения:

a) Умение подбирать и анализировать специальную литературу

b) Умение выступать перед аудиторией

c) Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:

a) Умение организовать свое рабочее (учебное) место

b) Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

c) Умение аккуратно выполнять работу



















^ IV. Предметные достижения учащегося:

• На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)

• На уровне школы (по линии дополнительного образования)

• На уровне района, города

• На республиканском, международном уровне


















  1   2   3




Похожие:

Результативность образовательной деятельности iconРаспределение стимулирующего фонда заработной платы
Доплаты и надбавки педагогическим работникам, осуществляющим образовательный процесс, выплачиваются за результативность образовательной...
Результативность образовательной деятельности iconПубличный отчет о работе школы
Мбоу «Чернухинская сош» за 2011-2012 учебный год, показать результативность реализации коллективом школы основных направлений деятельности,...
Результативность образовательной деятельности iconПовестка дня. Принятие положения «Критерии для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда» работникам детского сада. Ход собрания
В раздел «Результативность в образовательной деятельности» внести «Взаимодействие с семьями воспитанников, родительская плата»
Результативность образовательной деятельности iconСамооценка деятельности педагогов мо +
Результативность методической и инновационной деятельности педагогического работника
Результативность образовательной деятельности iconСамооценка результативности деятельности педагога
Результативность методической и инновационной деятельности педагогического работника
Результативность образовательной деятельности iconПубличный отчет о результатах деятельности государственного
Результативность деятельности учреждения профессионального образования. 9
Результативность образовательной деятельности iconПубличный отчет о результатах деятельности государственного
Результативность деятельности учреждения профессионального образования. 9
Результативность образовательной деятельности iconОценочный лист результативности профессиональной деятельности
Результативность методической и инновационной деятельности педагогического работника
Результативность образовательной деятельности iconАттестационный лист
Результативность использования новых педагогических технологий, результативность
Результативность образовательной деятельности iconКритерии оценки результативности профессиональной деятельности учителей
Результативность деятельности учителя по формированию предметных знаний и компетенций
Результативность образовательной деятельности iconАнализ результатов образовательного процесса, пути решения проблем. Результативность деятельности школы
Центром о совместной научно- исследовательской деятельности в области краеведения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы