Приняты на заседании Утверждаю icon

Приняты на заседании Утверждаю



НазваниеПриняты на заседании Утверждаю
Дата конвертации31.03.2013
Размер165.94 Kb.
ТипПротокол
источник

Приняты на заседании Утверждаю


общего собрания трудового Директор МОУ СОШ № 10

коллектива МОУ СОШ № 10 Цыбизова Н.М.

с учётом мнения профс. комитета ___________(подпись)

Протокол № 2 от «30» ноября 2009г. Приказ № 182 _________________ Мисиюк Л.В. от «01» декабря 2009г.

МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 городского округа-город Камышин Волгоградской области


  1. ^ Общие положения.

    1. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 городского округа- город Камышин Волгоградской области (далее именуется – методика) разработана в соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа-город Камышин от 30 ноября 2009 года № 2040-п «Об утверждении Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений Администрации городского округа-город Камышин, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

    2. Положения разделов 2 – 5 методики применяются в отношении следующих категорий работников школы: директора, заместителей директора, педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. В отношении иных категорий педагогических работников, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняется действующая система оплаты труда.

    3. Система оплаты и стимулирования труда работников школы устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, методикой и принимаемыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.




  1. ^ Формирование и распределение фонда оплаты труда.

    1. Формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема средств общеобразовательного учреждения на текущий финансовый год, доведенного учредителем. Фонд оплаты труда отражается в смете доходов и расходов общеобразовательного учреждения.

    2. Школа самостоятельно определяет в общем объеме средств, доведенном учредителем до общеобразовательного учреждения, долю расходов:

- на обеспечение учебного процесса;

- на заработную плату работников школы, в том числе надбавки к должностным окладам.

2.3. Фонд оплаты труда состоит из базовой части и стимулирующей части

ФОТоу = ФОТб + ФОТст, где:

ФОТоу – фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения;

ФОТб – базовая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;

ФОТст – стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

    1. Объем стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу х ш, где:

ФОТст - стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;

ФОТоу – фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения;

ш – стимулирующая доля фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Рекомендуемый диапазон «ш» - от 20 до 40 процентов. Значение «ш» определяется школой самостоятельно.

    1. Базовая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения обеспечивает гарантированную заработную плату работников, включая:

- педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителя, преподаватели);

- иные категории педагогических работников (кроме учителей);

- административно-управленческий персонал общеобразовательного учреждения (директор школы, его заместители, руководители структурных подразделений);

- учебно-вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения (лаборант, библиотекарь, секретарь-машинистка и другие);

- младший обслуживающий персонал общеобразовательного учреждения (уборщики, гардеробщики, дворники, сторожа, рабочие по обслуживанию здания и другие).

2.6. Директор школы формирует и утверждает штатное расписание в пределах базовой части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения. При этом:

а) доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;

б) доля фонда оплаты труда для иных категорий педагогических работников, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

    1. Объем фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, определяется по формуле:

ФОТпр = ФОТб х пр, где:

ФОТпр – фонд оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

ФОТб – базовая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;

пр - доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в базовой части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Рекомендуемое оптимальное значение «пр» - 70 процентов. Значение «пр» определяется школой самостоятельно.

    1. Оплата труда работников производится на основании трудовых договоров между директором школы и работниками.




  1. Определение стоимости бюджетной образовательной услуги.

3.1. Фонд оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, состоит из общей части и специальной части:

ФОТпр = ФОТо + ФОТсп, где:

ФОТпр – фонд оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

ФОТо – общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

ФОТсп – специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

3.2. Объем специальной части фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, определяется по формуле:

ФОТсп = ФОТпр х сп, где:

ФОТсп – специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

ФОТпр – фонд оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

сп – для специальной части фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

Рекомендуемое оптимальное значение «сп» - 30 процентов. Значение «сп» устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно.

3.3. Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося школы с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы учреждения, за обучение детей с отклонениями в развитии, за квалификационную категорию педагога).

3.4. Общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов неаудиторной занятости¹).

3.5. Общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, состоит из двух частей:

ФОТо – ФОТаз + ФОТнз, где:

ФОТо – общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

ФОТаз – фонд оплаты труда аудиторной занятости;

ФОТнз – фонда оплаты труда неаудиторной занятости.

Рекомендуемое соотношение фондов оплаты труда аудиторной и неаудиторной занятости – 85 и 15 процентов соответственно. Данное соотношение и порядок распределения фонда оплаты труда неаудиторной занятости определяются школой исходя из специфики его образовательной программы.

3.6. Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость вводится условная единица – стоимость 1 ученико-часа.

Стоимость 1 ученико-часа – это стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом данного общеобразовательного учреждения.

Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым общеобразовательным учреждением самостоятельно в пределах объема части фонда оплаты труда, аудиторной занятости педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

    1. Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается по формуле:

ФОТаз х 34

Стп -------------------------------------------------------------------------------------, где:

(а1 х в1 + а2 х в2 + а3 х в3 + … а11 х в11) х 52


Стп – стоимость 1 ученико-часа;

ФОТаз – фонд оплаты труда аудиторной занятости;

34 – количество недель в учебном году;

а1, а2, а3… а11 – количество обучающихся соответственно с первых, вторых, третьих … одиннадцатых классах школы;

в1, в2, в3… в11 – годовое количество часов по учебному плану соответственно с первом, втором, третьем …. Одиннадцатом классе (недельное количество часов по учебному плану школы умножается на количество учебных недель в году – 34);

52 – количество недель в календарном году.

    1. Учебный план разрабатывается школой самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка обучающихся не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами. При этом должна быть обеспечена в полном объеме реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

    2. Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, рассчитывается школой самостоятельно и включает в себя:

- выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации;

- повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения, за квалификационную категорию педагога и др.);

- доплаты за ученую степень доктора наук, кандидата наук, почетное звание СССР или Российской Федерации, соответствующие профилю выполняемой работы, установленные в соответствии с нормативными правовыми документами, принятыми на местном уровне.

3.10. Повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы школы определяется в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения. Рекомендуемые критерии:

- включение предмета в итоговую аттестацию, в том числе в форме единого государственного экзамена и других форм независимой аттестации;

- дополнительная нагрузка педагогического работника, связанная с подготовкой к урокам:

проверка тетрадей- (согласно учебной нагрузки )

начальные классы – 10 %

иностранный язык – 8 %

математика - 10 %

русский язык - 15 %

за классное руководство

в начальных классах - 600 рублей

в классах среднего и старшего звена - 800 рублей

наличие большого количества информационных источников (литература, история, география), необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);

- дополнительная нагрузка педагогического работника, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья-

Химия – 8,4 % от нагрузки

Физика - 5 % от нагрузки

- индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) – 20 %

- специфика образовательной программы школы, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета;

- другие критерии.

3.11 Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагогического работника составляет:

1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию;

1,15 – для педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию;

1,30 – для педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

3.12. Доплаты за ученую степень доктора наук, кандидата наук – в размере 3000 рублей,

почетное звание СССР или Российской Федерации «Заслуженный работник», «Заслуженный учитель», «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный работник физической культуры», «Мастер спорта международного класса» соответствующие профилю выполняемой работы- в сумме 2000 рублей соответствующие профилю выполняемой работы, установленные в соответствии с нормативными правовыми документами, принятыми на местном уровне.

3.13. Доплата за заведование учебными кабинетами в размере 400 рублей (до 14 кабинетов),

за заведование кабинетом информатики- 500 рублей.

3.14. Доплата за пришкольный участок (в период сельскохозяйственных работ) в сумме 800 руб.

3.15. Доплата за внеклассную работу по физической культуре

- до 29 классов - 1300 руб.

- 30 и более - 2200 руб.

3.16. Доплата за учебные мастерские (одному преподавателю за две мастерские доплата производится в размере 1000 руб. ) - 700 руб.

3.17. Доплата библиотекарям за работу с библиотечным фондом учебников:

- при наличии от 2000 до 3500 экз. – 500 руб.

- при наличии от 3501 и выше - 700 руб.

3.18. Доплата ответственному за организацию школьного питания - 400 руб.

3.19. Доплата за организацию школьных музеев - 450 руб.

3.20. Доплата общественным инспекторам по охране прав детства - 900 руб.

(приказ по Комитету образования)

3.21. Доплата за руководство школьными методическими объединениями - 400 руб.

- городскими методическими объединениями - 800 руб.

- зам.руков.методическими объединениями - 600 руб.

3.22. Доплата учителям, работающим в классах профильного обучения в рамках реализации основных направлений Концепции модернизации Российского образования - 10%


  1. Определение размера должностного оклада педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс.

4.1. Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:


Опр = Стп х У х Чаз х Кпр х А + Днз, где:


Опр – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – стоимость 1 ученико-часа;

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

Кпр – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

4.2. Если педагогический работник ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

4.3 При индивидуальном обучении на дому больных детей – хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения ) стоимость 1 ученико-часа увеличивается на коэффициент 18.

4.4. При проведении занятий по иностранному языку (4-11 кл), трудовому обучению (5-9 кл), физической культуре (10-11 кл) осуществляется деление классов на две группы , в связи с этим применяется повышающий коэффициент до фактической численности учащихся в данном классе.


  1. Определение размера должностного оклада директора школы, заместителей директора.

5.1. Размер, порядок и условия оплаты труда директора школы устанавливаются Комитетом по образованию, осуществляющим от имени муниципального образования функции учредителя общеобразовательного учреждения, в трудовом договоре, соглашении, локальном нормативном акте в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

5.2. Должностной оклад директора и заместителей директора устанавливается исходя из средней величины окладов педагогических работников школы, непосредственно осуществляющих учебный процесс, группы по оплате труда руководителей общеобразовательного учреждения и квалификационной категории по следующей формуле:


ДОр = Опр(ср) х пк х Кгр х А, где:


ДОр – должностной оклад директора (заместителя директора);

Опр(ср) – средняя величина должностных окладов педагогических работников школы, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

пк – поправочный коэффициент. Для директора школы значение «пк» равно 1, для заместителей директора – 0,9-0,6;

Кгр – повышающий коэффициент по группе по оплате труда руководителей общеобразовательного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию руководителя (заместителя руководителя) общеобразовательного учреждения, имеющего категорию по должности.

Рекомендуемые значения повышающего коэффициента по группе по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений:

1 группа – 2,0;

2 группа – 1,8;

3 группа – 1,6;

4 группа – 1,4.

Значения повышающего коэффициента за квалификационную категорию директора школы и его заместителй:

1,30 – за высшую квалификационную категорию;

1.15 – за первую квалификационную категорию.

5.3. Отнесение общеобразовательного учреждения к группам по оплате труда руководителей осуществляется в зависимости от количественных показателей общеобразовательного учреждения (контингент обучающихся; численность работников; наличие соответствующим образом оборудованных и эффективно используемых компьютерных классов, библиотеки, читального и спортивного залов, стадиона, медицинского кабинета, столовой и других показателей) в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по оплате труда.

Для расчета повышающего коэффициента по группе по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов.

5.4. Из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала могут осуществляться доплаты директору и заместителям директора за ученую степень доктора наук, кандидата наук в сумме 3000 рублей, почетное звание СССР или Российской Федерации «Заслуженный работник», «Заслуженный учитель», соответствующие профилю выполняемой работы- в сумме 2000 рублей.


  1. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда.

6.1. Стимулирующая часть фонда оплаты труда состоит из двух частей:

ФОТст = ФОТст(п) + ФОТ ст(к), где:

ФОТст – стимулирующая часть фонда оплаты труда;

ФОТст(п) – средства, предусмотренные на стимулирующие выплаты педагогическим работникам;

ФОТст(к) – средства, предусмотренные на стимулирующие выплаты другим категориям работников.

6.2. Объем средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты педагогическим работникам, определяется по формуле:

ФОТст(п) = ФОТст х п, где:

ФОТст(п) – средства, предусмотренные на стимулирующие выплаты педагогическим работникам;

ФОТст – стимулирующая часть фонда оплаты труда;

п – для средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты педагогическим работникам в стимулирующей части оплаты труда.

Рекомендуемый диапазон «п» - от 75 до 90 процентов. Значение «п» определяется школой самостоятельно.

6.3. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам (учителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам и другим категориям педагогических работников, работникам учебно-вспомогательного персонала) устанавливаются в прямой зависимости от результативности и качества их труда, выражающихся в показателях проявления компетентности педагогического работника.

6.4. Показатели проявления компетентности педагогического работника и порядок их определения утверждаются приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.

6.5. Расчет стимулирующих выплат педагогическим работникам (как работающих на постоянной основе, так и совместителей) производится один раз в год по состоянию на 1 сентября по сумме показателей проявления компетентности педагогического работника за предыдущий учебный год с учетом педагогической нагрузки и средних показателей наполняемости классов по школе. Стимулирующие выплаты производятся ежемесячно.

6.6. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам состоят из основных стимулирующих надбавок педагогических работников и персональных стимулирующих надбавок педагогических работников.

6.7. Объем основной стимулирующей надбавки педагогического работника определяется по формуле:

ОНпр = Кпр х Тун х Опр х Снш, где:

ОНпр – основная стимулирующая надбавка педагогического работника;

Кпр – сумма показателей проявления компетентности педагогического работника;

Тун – доля тарификационной учебной нагрузки (Тун ≤ 1);

Опр – оклад педагогического работника;

Снш – средняя доля от нормативной наполняемости классов по школе (Снш ≤ 1).

6.8. Персональная стимулирующая надбавка педагогического работника рассчитывается при количестве обучающихся в школе свыше 50 человек. Объем персональной стимулирующей надбавки педагогического работника определяется по формуле:


ФОТст(п) - ∑ОНпр

ПНпр = (Кпр – 1,03 х Р) х -----------------------------------, где

100 х ∑ (Кпр – Р)

ПНпр – персональная стимулирующая надбавка педагогического работника;

Кпр – сумма показателей проявления компетентности педагогического работника, выраженная в процентах;

Р – среднее значение от суммы показателей проявления компетентности педагогических работников по школе;

ФОТст(п) – средства, предусмотренные на стимулирующие выплаты педагогическим работникам;

∑ОНпр - сумма основных стимулирующих надбавок педагогического работника.

6.9. Объем стимулирующей выплаты педагогического работника определяется по формуле:

СВпр = ОНпр + ПНпр, где:

СВпр – стимулирующая выплата педагогического работника;

ОНпр – основная стимулирующая надбавка педагогического работника;

ПНпр – персональная стимулирующая надбавка педагогического работника (при ПНпр < 0 принимается ПНпр = 0).

6.10. Расчет стимулирующих выплат заместителям директора (кроме заместителя руководителя по административно-хозяйственной части), работающим на ставку, производится один раз в год по состоянию на 1 сентября в зависимости от результативности и качества труда (средних показателей наполняемости классов, среднего значения от суммы показателей проявления компетентности педагогических работников по школе, степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемого образования и степени удовлетворенности педагогических работников организацией образовательного процесса), проявленных за предыдущий учебный год. Стимулирующие выплаты производятся ежемесячно.


6.11. Стимулирующие выплаты заместителей директора состоят из основных стимулирующих надбавок заместителей директора и дополнительных стимулирующих надбавок.

6.12. Объем основной стимулирующей надбавки заместителя директора определяется по формуле:


6 х (Р х Снш х Ур х Упр)

ОНзр = ---------------------------------------- х Озр, где:

Зр

ОНзр – основная стимулирующая надбавка заместителя директора школы;

6 - коэффициент - применить « до 6»

Р – среднее значение от суммы показателей проявления компетентности педагогических работников по школе;

Снш – средняя доля от нормативной наполняемости классов по школе (Снш ≤ 1);

Ур – степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемого школой образования (в процентах);

Упр – степень удовлетворенности педагогических работников щколы организацией образовательного процесса (в процентах);

Зр – количество заместителей директора школы;

Озр – оклад заместителя директора.

6.13. Дополнительная стимулирующая надбавка заместителя директора школы определяется по формуле:


∑Озр

ДНзр = Р х Снш х Ур х Упр х ----------------------, где:

Зр


ДНзр – дополнительная стимулирующая надбавка заместителя директора;

Р – среднее значение от суммы показателей проявления компетентности педагогических работников по школе;

Снш – средняя доля от нормативной наполняемости классов по школе (Снш ≤ 1);

Ур – степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемого школой образования (в процентах);

Упр – степень удовлетворенности педагогических работников школы организацией образовательного процесса (в процентах);

∑Озр - сумма окладов заместителей директора школы;

Зр – количество заместителей директора школы.

6.14. Стимулирующая выплата заместителя директора определяется по формуле:


СВзр = ОНзр + ДНзр, где:


СВзр – стимулирующая выплата заместителя директора школы;

ОНзр – основная стимулирующая надбавка заместителя директора;

ДНзр – дополнительная стимулирующая надбавка заместителя директора школы.




Похожие:

Приняты на заседании Утверждаю iconНа заседании Совета школы «Утверждаю» Протокол №1 от 30. 08. 2011г директор моу верхнемазинской
На заседании Совета школы «Утверждаю»
Приняты на заседании Утверждаю iconПрограмма рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов моу сош №34 г. Томска Протокол № от 20 г. Рук. Мо примерная рабочая программа к курсу «Физическая культура»
Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор муниципального
Приняты на заседании Утверждаю iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Журавенская средняя общеобразовательная школа Согласовано Утверждаю На заседании управляющего совета Директор школы Т.
На заседании управляющего совета Директор школы Т. Н. Кононова Протокол от 20 г.№ Приказ от 20 г.№
Приняты на заседании Утверждаю iconПоложение о внеурочной деятельности
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПротокол №4 Т. А. Мошкина от 11. 01. 2012 г
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПротокол №4 Т. А. Мошкина от 11. 01. 2012 г
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПоложение о публичном докладе
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПоложение о Методическом совете школы
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПоложение о кружке Общие положения
Принято на заседании Утверждаю
Приняты на заседании Утверждаю iconПоложение о правилах поведения обучающихся
Принято на заседании Утверждаю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы