Воспитательная система школы icon

Воспитательная система школы



НазваниеВоспитательная система школы
Дата конвертации02.04.2013
Размер163.34 Kb.
ТипДокументы
источник

Воспитательная система школы


Воспитательная система школы - это совокупность деловых отношений, способствующих развитию человека и школы, освоению и развитию всеми работниками школы ее ценностей.

     Воспитательная работа в нашем учреждении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу.

Целью воспитательной деятельности педагогического коллектива школы является создание условий для формирования у учащихся качеств гармонично развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных условиях и готовой к самостоятельной жизни в обществе.

  Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их решения, организуется деятельность.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.

В воспитательной работе школы сформирована система социально-значимых традиций, определены приоритетные направления деятельности:

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- экологическое;

- интеллектуальное развитие;

- спортивно-оздоровительное, физическое;

- трудовое воспитание, профессиональное самоопределение.

В школе сформирован календарь традиционных месячников и творческих дел, основанный на принципах, идеях, взглядах воспитательной системы образовательного учреждения, изложенных в концепции.

^ Целью духовно-нравственного направления является воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Создание условий для самореализации внутренних потребностей и развития творческого потенциала учащихся.

Для достижения этих целей в рамках духовно-нравственного воспитания школьников проводятся мероприятия и встречи:

- День знаний;

- Праздник «Учитель, пред именем твоим…»;

- Выставки «Мир творчества и красоты»;

- Праздник последнего звонка;

- Посвящение в пешеходы;

- Акция «Осенняя неделя Добра» и другие…

Участвуя в конкурсах и мероприятиях различного уровня по этому направлению, школа имеет достаточно хорошие результаты.

^ Целью патриотического воспитания является создание условий для формирования у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, верности Отечеству.

В нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, трудовое, развитие творческих детских инициатив и т.д. Самое главное в нашей деятельности – это ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Память прошлого и связь с настоящим. Изучение истории тех мест, где мы жили и живем, где и как работали наши предки, с чего когда-то начиналась наша Родина, школа, святая Великая Отечественная война… что помогало людям при защите нашей страны, как можно было выжить и победить, герои сегодняшних дней – нас все интересует.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе включает в себя два взаимосвязанных и взаимозависимых блока:

Воспитание гражданина в процессе обучения и воспитания – реализуется:

- через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»;

- через систему взаимодействия с музеем истории школы и села и т.д., способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

С целью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям и народным традициям Алтайского края, формирования уважительного отношения к селу и школе, привлечения школьников к поисково-оформительской и исследовательской работе по истории села и школы разработана программа школьного музея «История села и школы»

Каждый класс с 5 по 10 занимается поисковой работой: собирает и оформляет материалы по истории села, школы, об учителях, выпускниках, ветеранах ВОВ. Собранные ребятами материалы пополняют базу музея, некоторые сведения были использованы для оформления «Полотна Памяти».

На базе школьного музея проводятся тематические экскурсии и тематические часы развития:

- «Село и школа в годы ВОВ»;

- «Дети, пережившие войну»;

- «История войны из семейного архива»;

- «По страницам истории пионерской организации»;

- «Традиции родного края».

В целях привлечения учащихся к социально-значимой деятельности организована акция «Ветеран живет рядом», в ходе которой оказана помощь в решении хозяйственных вопросов ветеранам Великой Отечественной войны.

В школе проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы - «Колокола Памяти», (с вручением юбилейных медалей ветеранам ВОВ и труженикам тыла), встреча с ветеранами «От всей души», в день которой состоялся торжественный прием четвероклассников в ряды ДШО «Семья» на площади Победы у Мемориала Славы, где галстуки повязывали ветераны ВОВ и ветераны педагогического труда.

В рамках месячника молодого избирателя в школе проводятся мероприятия для всех возрастных категорий, направленные на повышение интереса молодых избирателей к вопросам управления государственными делами и формирование у молодых людей гражданской ответственности. От урока-игры «Выборы в сказочной стране «Приключение Чиполлино» в начальной школе до интеллектуальной игры «Молодежь и выборы» для старшеклассников.

Результатом работы по патриотическому воспитанию стали победы в конкурсах:

– Муниципальных: конкурс стихов «Подвигу народа жить в веках», конкурс рисунков «Счастливое детство»;

– Районных: фестиваль «Молодежь XXI века», конкурс «Поющая весна»;

– Городских: конкурс патриотической песни имени Завьялова, конкурс экскурсоводов «Гулкое эхо войны»;

– Краевой: «Корнями дерево сильно», «Войны XX века – зияющая рана России», «С любовью о России», НПК «Я – гражданин России» ;

– Всероссийских: участники конкурса «Молодое лицо России», «Я помню! Я горжусь!»

В школе проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы - «Колокола Памяти», (с вручением юбилейных медалей ветеранам ВОВ и труженикам тыла), встреча с ветеранами «От всей души», в день которой состоялся торжественный прием четвероклассников в ряды ДШО «Семья» на площади Победы у Мемориала Славы, где галстуки повязывали ветераны ВОВ и ветераны педагогического труда.

Отряд ДЮП нашей школы принимает самое активное участие в массовых мероприятиях дружин юных пожарных.

Третий раз по итогам года ДЮП нашей школы занимает призовые места в районе, городе и крае – победители профильных смен, а также стали участниками II Слета юных пожарных Урала, Сибири и Дальнего Востока, проходившего в Всероссийском Детском Центре «ОКЕАН» (город Владивосток), где выступили достойно и заняли 4 место в командном зачете.

В школе созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры, экологических взглядов и убеждений учащихся.

Отряды по озеленению территории школы работают на пришкольном участке, закрепленных клумбах на территории с. Власиха. Отряды Зеленого патруля (чаще всего это члены ДЮП) проводят очистку лесного массива, примыкающего к селу. Очищают лес от мусора, тушат оставленные костры, помогают работникам лесничества.

Проводится операция «Скворечник», трудовая акция по благоустройству села «Чистое село», интеллектуальный марафон «Экология и мы», познавательный час со слайдовой презентацией «Лик Земли», экологические игры, викторины, конкурсы. Школьники принимают активное участие в краевой акции «Урок чистой воды».

 Формированию экологического воспитания способствуeт активное участие школьников в районных, городских и краевых конкурсах: «Зеленые колокола», «Калейдоскоп природы», НПК «Мы здоровью скажем “ДА”!» , конкурс социально-значимых проектов «Молодежная инициатива» с проектом «Аллея Добра».

^ Спортивно-оздоровительное направление деятельности школы осуществляется в ходе реализации краткосрочной (ежегодной) целевой программы.

Реализуется программа «Здоровье», целью которой являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образцу жизни как одному из главных путей достижения успеха.

В соответствии с программой определены основные формы организации воспитательной деятельности:

- классные часы;

- профилактические операции;

- психологические тренинги;

- Дни здоровья;

- встречи с медицинскими работниками;

- спортивные праздники;

- спартакиады;

- соревнования;

- конкурсы творческих работ;

- турслет, экскурсии, походы, поездки.

Для сохранения и поддержания здоровья детей создана сеть спортивных секций: спортивно-бальные танцы, ОФП «Хочу быть здоровым», волейбол, настольный теннис, тир, карате, хоккей на траве, футбол. Общий охват спортивными секциями составляет 56%.


В сентябре 2009 года создан наркопост «НАДЕЖДА» с целью пропаганды ЗОЖ и профилактики различных видов зависимости среди школьников – наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения. Наркопост «НАДЕЖДА» решает следующие задачи: выявление учащихся, входящих в «группу риска» по злоупотреблению психоактивными веществами и проведение с ними индивидуальной работы; вовлечение школьников в кружковую, спортивную деятельность, внеклассную работу (занятость в кружковую деятельность обучающихся, состоящих на различных видах учета, составляет 100%); активизация антинаркотической работы, повышение уровня информированности родителей и педагогов в области профилактики различных видов зависимостей.

С этой целью в школе

- оформлен информационный уголок «Живи здраво!»;

- выпускаются стенгазеты, посвященные пропаганде здорового образа жизни;

- создана агитбригада наркопоста , в которую входят волонтеры из числа членов детской общественной организации, организованы тематические выступления агитбригады под девизом «В здоровом теле -здоровый дух»;

- проводятся спортивно-массовые мероприятия (Дни здоровья «Мир без наркотиков», «Семейная спартакиада», «Семейные старты», «Всей семьей на старт»);

- созданы и реализуются социально-значимые проекты.

Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах различного уровня (открытый районный фестиваль молодежного творчества «Молодежь XXI века» - победа в номинациях «Волонтерское движение», городские конкурсы творческих работ «С чем приду я в Новый год», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»). В данных мероприятиях принимают участие дети «группы риска», а также состоящие на различных видах учета.

В ходе реализации программ «Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», «Семья», «Все цвета, кроме черного», «Мой выбор» проведены антинаркотические акции «Классный час», профилактическая акция «Нет табачному дыму!», фотоконкурс «Жизнь прекрасна без наркотиков», музыкальная гостиная «Я остаюсь, чтобы жить!», дискуссионный клуб «В борьбе с наркоманией ты не одинок».

Обобщение опыта работы наркопоста было представлено на краевой конференции в секции «Социальное партнерство семьи и школы в профилактике асоциальных форм поведения детей и молодежи».

С октября 2009 в школе развернулась работа волонтерского отряда «Данко» по пропаганде здорового образа жизни.

Волонтеры организовали и провели мероприятия:

- агитбригада «В здоровом теле – здоровый дух!»;

- викторина «Что такое хорошо - что такое плохо?»;

- спортивно-игровая программа: «Весенние забавы»;

- Час общения «Мы за здоровый образ жизни»;

- Акция – велопробег «Молодежь выбирает здоровье» и другие.

В ноябре 2010 года младшая группа волонтеров школы приняла участие в городской профильной смене школьников-волонтеров «Равный обучает равного», в рамках которой обсуждались вопросы, связанные с профилактикой подростковой наркозависимости.

Результатом работы волонтерского отряда является II место в краевом конкурсе проектов обучающихся «Голос молодых», участие в краевой научно-практической конференции «Волонтерские отряды в социально-значимые проекты.

^ Ежегодно для школьников предоставляется возможность в течение лета отдохнуть и потрудиться. Стали уже традиционными ученические ремонтные бригады, отряды по озеленению территории школы и с. Власиха, отряды зеленого патруля, пришкольный оздоровительный лагерь «Лесная сказка», выездные палаточные лагеря.

Ученические ремонтные бригады формируются на добровольной основе из подростков 14-17 лет. Основные объекты работы: ремонт кабинетов, мелкий ремонт школьной мебели, ремонт книг в школьной библиотеке, благоустройство территории школы, уход за клумбой и памятником.

Уже который год из числа ученической бригады отбирается отряд «вожатых» - старшеклассниц для помощи воспитателям школьного лагеря. На особом контроле дети из неблагополучных семей. Они привлекаются в ремонтные бригады, а некоторые из них находятся под опекой воспитателей в школьном оздоровительном лагере «Лесная сказка». Занятость рудных подростков в летний период составляет 100%.

^ Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической психологической информационной и организационной поддержки детей, работу школы с семьей и социумом.

Важной составляющей профориентационной работы с учащимися является просвещение родителей в вопросах выбора дальнейшей формы и профиля обучения: проведение общешкольных и классных родительских собраний, индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников, анкетирование родителей учащихся.

Традиционно на общешкольные родительские собрания приглашаются представители профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений.

Классными руководителями организованы и проведены:

  • классные часы «Мир профессий», «Все работы хороши – выбирай на вкус»;

  • конкурсные программы «Юные хозяюшки», конкурс причесок;

  • конкурс сочинений «Профессия моих родителей»;

  • фотоконкурс «Я и моя школа», «Мы выбираем здоровье»;

  • акция «Мир профессий»;

  • круглый стол «Твой выбор сегодня»;

  • экскурсии на предприятия, встречи и дни открытых дверей в ВУЗах и СУЗах.

По вопросам самоопределения учащихся 9 – 11-х классов разворачивается система предпрофильной подготовки и профильного обучения, предусматривающая добровольный выбор детей соответствующего ему профиля и совместную работу школы с различными профцентрами.

Все мы прекрасно понимаем, что для детей главный труд – учеба. И целью направления «Я и мир знаний» является: содействие воспитанникам в определении устойчивых интересов к тому или иному предмету, области наук, виду деятельности, создание условий для самоопределения, само реализации.

Задачи данного направления:

  • - развитие познавательного интереса и интеллектуальных умений;

  • - расширение познавательной сферы учащихся;

  • - использование специальных методов творческой деятельности;

  • - обучение школьников методам исследования и умению излагать научную информацию;

  • - формирование ценностного отношения к науке.

Реализация задач осуществляется через систему знаний при проведении мероприятий:

-НПК;

-Олимпиады;

-Интеллектуальные игры («Поле чудес», «Своя игра», «Крестики-нолики», «Колесо интеллектуалов», «Одиссея разума» и другие).

^ Взаимодействие семьи и школы.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями – это традиционные родительские собрания, заседания Управляющего Совета, организация концертов для родителей («Весна, любовь, цветы», «Имя твое Свято»), приглашение их на школьные праздники («Праздник последнего звонка», «Выпускной вечер», «Звездный дождь», фестиваль и др.), спортивные мероприятия («Всей семьей на старт», «Семейные старты», турслет, Дни Здоровья).

Школа и семья два важнейших воспитательно-образовательных института, которые призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались посредством социального партнерства.

На должном уровне организовано взаимодействие школы с социумом. Усиленно осуществляется активное социальное партнерство с различными организациями и общественностью:

- АРОО «Мать и дитя»;

- МБФ «Свет пробуждения»;

- Фонд помощи матерям наркозависимых детей;

- МУЗ «Поликлиника № 12»;

- Участковый инспектор

- КДН и ОДН;

- Дом культуры;

- ЦППРК «Альтернатива»;

- СПК «Профи»;

- ГИБДД и др.

Положительным в данной работе можно считать то, что сотрудничество и взаимодействие с данными организациями осуществляется постоянно:

- С беседами лекциями для родителей бывает в школе участковый инспектор и инспектор ОДН;

- Поликлиника № 3 – врач-гинеколог) с беседой «Женская красота и здоровье» (по предупреждению ранней беременности);

- К работе с родителями, уклоняющимися от воспитания детей, привлекаются участковый инспектор и КДН и ЗП;

- Занятие дискуссионной площадки «Мое здоровье в моих руках» (Адаптационный центр «Свобода плюс»);

- Занятие видео клуба для подростков «Я и мое место в жизни» (МБФ «Свет пробуждения»);

- Лекторий для родителей «Родители и дети», «Психология сотрудничества взрослого и ребенка» (АРОО «Мать и дитя»);

- Дискуссионный клуб для родителей «Здоровье моей семьи» (МБФ «Свет пробуждения»);

- Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие школы и социума с освещением вопросов профилактики употребелния несовершеннолетними психоактивных веществ;

- С лекциями для учащихся выступают сотрудники ДПС и ГИБДД, представители правоохранительных органов (Брикульская В.И.);

Хотелось бы, чтобы родители чаще приходили в школу, чтобы совместно с детьми участвовали в мероприятиях.

^ Методическая работа.

Необходимым условием нормального функционирования воспитательной системы является формирование высокопрофессионального корпуса классных руководителей. С этой целью в школе продолжает свою деятельность методическое объединение классных руководителей.

Методическое объединение классных руководителей – одна из форм методической работы в школе.

Содержанием деятельности МО классных руководителей является содействие созданию благоприятных условий для непрерывного образования участников МО, повышения их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого классного руководителя.

Вся деятельность МО классных руководителей осуществлялась в рамках работы над единой методической темой «Формирование информационно-коммуникативной культуры школьников».

На заседаниях МО классных руководителей рассмотрены вопросы:

- взаимодействие семьи и школы;

- организация работы классного руководителя с учащимися «группы риска»;

- как воспитать успешного ученика;

- использование ИКТ и новых технологий в воспитательной работе и другие.

На базе школы прововодятся:

- Семинар (АРОО «Мать и дитя» Гога О.М.) для классных руководителей школьного округа «Взаимодействие семьи и школы» («Работа со случаем»).

- Районная конференция «Школа – территория без наркотиков» для заместителей директоров по ВР, социальных педагогов, психологов.

Приняли участие в краевой научно-практической конференции «Партнерство семьи и школы в сохранении укреплении здоровья детей»

Инновационной формой работы классных руководителей является разработка и реализация социально-значимых проектов. По инициативе школьников разрабатываются проекты, направленные на улучшение условий

жизни в селе, районе, городе.

Коллектив нашей школы имеет реальные подтверждения результативности и эффективности воспитательной работы.

Старшая вожатая Климентьева О.А. стала победителем краевого конкурса «Учитель года – 2010» в номинации «Вожатый года».

Система воспитательной работы, реализуемая школой, дала положительные результаты - в течение трех лет наблюдается рост участия школьного коллектива в творческих конкурсах, акциях, смотрах и соревнованиях.

В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.

В школе работают спортивные кружки и секции. Для организации внеурочной занятости используются возможности как своих педагогов, так и работников других учреждений.

Динамика охвата учащихся школы кружками стабильна.

В целом вся внеурочная деятельность дает возможность учащимся выбрать дело по душе, реализовать свои способности, самоутвердиться; способствует реабилитации и самоутверждению учащихся, которые очень активны и занимают призовые места в отдельных номинациях конкурсов.

Все это делает школьную жизнь ребят эмоционально насыщенной, интересной, приводит к высокой результативности.

Заключение.

Результатом проделанной работы можно считать следующее:

- в школе создана психологически комфортная обстановка взаимопонимания педагогов и обучающихся, формирующая потребность в самопознании, творческой активной деятельности, самореализации. Это проявляется в том, что 93% школьников заняты во внеурочной деятельности, около 70% активно участвуют в различного рода творческих и интеллектуальных конкурсах всех уровней: от школьного до Всероссийского, большая часть из них являются призерами. Оценка удовлетворенности учеников и их родителей, педагогов организацией УВП в школе составляет от 3,8 до 4,4 баллов.




Похожие:

Воспитательная система школы iconВоспитательная система школы состоит из компонентов
Воспитательная система школы должна охватывать весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную...
Воспитательная система школы iconВоспитательная система класса
Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной...
Воспитательная система школы iconЧто такое воспитательная система
Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать...
Воспитательная система школы iconВоспитательная работа школы
Подведены итоги реализации 2-х годичной Комплексной программы воспитания, проводился мониторинг уровней воспитанности учащихся. Воспитательная...
Воспитательная система школы iconУтверждаю Директор школы
В 2011/2012 учебном году, воспитательная система находится на среднем этапе своего функционирования. Система воспитания нашей школы...
Воспитательная система школы iconГ. Моздока Анализ воспитательной работы за 2009/2010 учебный год в 2009/2010 -воспитательная система школы имеет следующую идею: «Развитие физически и нравственно здоровой личности, её гражданского потенциала»
В 2009/2010 -воспитательная система школы имеет следующую идею: «Развитие физически и нравственно здоровой личности, её гражданского...
Воспитательная система школы iconВоспитательная система школы
...
Воспитательная система школы iconСборник классных часов (в помощь классному руководителю). (Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека»
Воспитательная система класса, материал курса «Возможности человека» используется для проведения классных часов в 9 – 11 классах
Воспитательная система школы iconА. С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключе
Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода,...
Воспитательная система школы iconПлан воспитательной работы школы Воспитательная система школы 2011-2012 учебный год
Основная цель: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы