Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения icon

Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения



НазваниеКонтрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения
страница1/3
Дата конвертации30.03.2013
Размер425.29 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
источник
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Мариинско-Посадский филиал ФГБОУ ВПО «ПГТУ»


Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине

«Защита зелёных насаждений»


для студентов заочной формы обучения

специальности 250109.51 (250203.51) «Садово-парковое и ландшафтное строительство»


Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных и специальных дисциплин специальности

250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Протокол № _____ «____»___________20 _ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________________________ (_____________________)



Одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных и специальных дисциплин специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Протокол № _______ «____»___________20_ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ________/____________________/




Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Зам. директора по учебно-методической работе и производственному обучению

_______________ /Васильева Е.Н./

«____»____________2012 г.



Составитель: Лаптева И.Г., преподаватель высшей квалификационной категории


Рецензент:


Ямукова О.В.– преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, председатель цикловой комиссии специальности 250109 .51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Мариинско-Посадского филиала ФГБОУ ВПО «ПГТУ»


^ Пояснительная записка


Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» составлены на основе рабочей программы дисциплины и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 2-го поколения, предназначенного для специальности 250203.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Методические указания включают последовательность и краткое содержание тем для самостоятельного изучения материала, тестовые задания для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, перечень вопросов для выполнения контрольной работы № 1. В подготовке специалиста по направлению 250109.51(250203.51) «Садово-парковое и ландшафтное строительство» дисциплине «Защита зеленых насаждений» отводится важная роль, так как умения и навыки, которыми овладевает специалист, изучая данный курс, необходимы ему в повседневной деятельности. Знание основ энтомологии, фитопатологии, значения зверей и птиц в жизни лесных и агробиогеоценозов, а так же методов, техники и организации защиты зеленых насаждений - одно из необходимых условий успешной работы на производстве.

Дисциплина «Защита зеленых насаждений» базируется на знаниях таких базовых общеобразовательных дисциплин, как: «Химия», «Биология», а так же тесно взаимосвязана с дисциплинами общепрофессионального цикла, например, является сопутствующей для преподавания общепрофессиональных дисциплин (ОПД): Ботаника» - ОПД.02 , «Почвоведение» - ОПД.03., «Дендрология» - ОПД.04; специальных дисциплин (СД): «Цветоводство» - СД.01, и других, так как на старших курсах при изучении данных дисциплин, выполнении курсовых проектов, будут востребованы знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Защита зеленых насаждений».

^ Целью дисциплины является профессиональная подготовка будущих техников садово-паркового и ландшафтного строительства в области защиты зелёных насаждений.

^ Задачи дисциплины:

- Изучить основы энтомологии и классификацию насекомых по группам вредности;

- Изучить основы фитопатологии, основных возбудителей болезней зелёных насаждений, классификацию болезней зелёных насаждений, а так же методы, технику и организацию борьбы с болезнями зелёных насаждений.

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

—о важнейших видах насекомых – вредителей зелёных насаждений, о теории образования их очагов и прогнозировании их численности;

— о диагностических признаках важнейших болезней зелёных насаждений, биологии и экологии их возбудителей;

знать:

— главнейшие виды вредителей и болезней зелёных насаждений;

— методы, способы и средства борьбы при защите зелёных насаждений от вредителей и болезней;

— разрешенные биологические препараты и пестициды, технологию их применения;

уметь:

— определять виды болезней и вредителей зелёных насаждений,

— определять виды повреждений зелёных насаждений;

— проводить мониторинг патологий зелёных насаждений;

— осуществлять борьбу с вредителями и болезнями зелёных насаждений;

— свободно оперировать прикладной профессиональной компьютерной программой.


Данная дисциплина изучается на 5 курсе (в 5 и 6 семестрах) специальности 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Курс состоит из 4 разделов. Каждый раздел разбит на темы.

По итогам 5 курса, по окончании 6 семестра студенты сдают контрольную работу № 1 и итоговый экзамен.


^ Содержание дисциплины

Введение

Студент должен

иметь представление:

— о задачах, содержании и связи защиты зелёных насаждений с другими дисциплинами, об истории развития защиты зелёных насаждений;

— о современном состоянии и перспективах дальнейшего развития зелёных насаждений.

Краткая история развития, современное состояние и перспективы дальнейшего развития защиты зелёных насаждений.

^ Раздел 1. Основы энтомологии

Тема 1.1 Внешнее и внутреннее строение насекомых, их развитие и размножение.

Студент должен

иметь представление:

— о физиологических функциях внутренних органов насекомых.

Знать:

— строение тела насекомых,

— фазы развития насекомых;

— жизненный цикл насекомых.

Уметь:

— составлять фенограммы развития насекомых.

Место насекомых в системе животного мира. Основные части тела насекомых и их строение. Кожные покровы, железы, мускулатура. Органы пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения и их работа. Нервная система, органы чувств и поведение насекомых. Органы и способы размножения, плодовитость. Размножение насекомых, фазы развития и их характеристика. Полиморфизм, половой диморфизм. Понятие о генерации, диапаузе и фенологии насекомых.


^ Тема 1.2 Классификация и экология насекомых

Студент должен иметь представление:

— о принципах систематики насекомых;

Знать:

— характеристику главнейших отрядов насекомых, классификацию насекомых по группам вредности;

— экологические факторы, влияющие на популяцию.

Уметь:

— определять отряды насекомых с помощью определителя;

— визуально определять отряды насекомых по морфологическим признакам.

Понятие о видах и других таксономических единицах насекомых, характеристика главнейших отрядов насекомых: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, перепончатокрылые, двукрылые.

Классификация насекомых по группам вредности:

Группа 1- Вредители плодов и семян

Главнейшие виды: шишковая смолевка, шишковая огневка, листовертка, лиственничная муха, желудевая плодожорка, желудевый долгоносик.

Группа 2- Вредители молодняков:

Главнейшие семейства: хрущи, слоники, побеговьюны, листоеды

Группа З- Хвое-и листогрызущие вредители.

Главнейшие виды: волнянки, пяденицы, совки, листовертки.

Группа 4- Стволовые вредители

Главнейшие виды: короеды, усачи, златки, древоточцы, стеклянницы, рогохвосты, слоники.

Группа 5- Технические вредители

Главнейшие виды: точильщики, усачи.

Понятие об экологии насекомых, их ареале, факторах среды, биологической пластичности.

^ Тема 1.3 Характеристика вредных насекомых

Студент должен

Знать:

— основные виды вредителей, группы, отряды;

— систематику, морфологию и биологию видов;

— основные виды вредителей плодов и семян;

— вредителя корней, культур, листвы, побегов;

— меры борьбы с вредными насекомыми;

— фенограммы развития насекомых;

Уметь:

— определять виды насекомых;

— визуально определять основные виды вредных насекомых по морфологическим признакам;

— определять виды вредителей корней по характерным признакам имаго и личинок.

Общая характеристика вредителей. Главнейшие виды: на хвойных породах - смолевка, огневка, листовертка; на лиственных - желудевый долгоносик и плодожорка. Вредители корней - хрущи (майский, мраморный, июньский), щелкуны, чернотелки, медведки. Вредители культур хвойных пород - побеговьюны, сосновый подкорный клоп, большой сосновый долгоносик. Вредители листвы побегов - листоеды, кокциды, тли, галлицы. Хвое-и листогрызущие вредители. Биологические особенности и общая характеристика группы. Фазы развития вспышек массового размножения. Прогнозирование вспышек массового размножения. Вредители хвои сибирский и сосновый коконопряды, монашенка; сосновые - пяденица, совка, пилильщики. Лиственничная серая листовертка. Вредители листвы - непарный шелкопряд, златогузка, кольчатый коконопряд, зимняя пяденица и др. виды пядениц. Дубовая зеленая листовертка. Общая характеристика группы стволовых вредителей. Очаги массового размножения и защита насаждений. Прогнозирование вспышек массового размножения. Характеристика семейств и главнейших видов короедов, усачей, смолевок, златок, рогохвостов, древоточцев, стеклянниц. Технические вредители древесины. Общая характеристика, семейства и главнейшие виды точильщиков, усачей. Краткие сведения по надзору и мерам борьбы с ними. Действующая нормативная документация.

^ Тема 1.4 Полезные насекомые

Студент должен

иметь представление:

— об основных видах полезных насекомых;

Знать:

— хищных и паразитических насекомых;

— опылителей растений;

— охрану, методы, способы их использования;

— охрану и расселение муравейников;

Уметь:

— проводить инвентаризацию муравьиных колоний и их охрану;

— визуально определять основные виды полезных насекомых по морфологическим признакам.

Паразитические насекомые. Хищные насекомые. Опылители растений. Охрана их, методы и способы использования. Охрана и расселение муравейников.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

Iч- Ознакомление со строением основных частей тела насекомого, их придатками;

Iч- Ознакомление с фазами развития насекомых, их основными типами.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

Iч- Определение с помощью определительной таблицы представителей класса насекомых;

Iч- Ознакомление с типами повреждений, наносимых насекомыми древесным породам.

3. Лабораторно-практическое занятие №3

Iч- Определение личинок почвообитающих насекомых, ознакомление с отличительными признаками имаго;

1 ч- Ознакомление с биологическими коллекциями основных видов хвое-и листогрызущих вредителей.

4. Лабораторно-практическое занятие №4

2ч- Определение с помощью определительных таблиц видов вредителей по кладкам яиц, личинкам, куколкам и коконам.

5. Лабораторно-практическое занятие №5

2ч- Определение стволовых вредителей по наносимым ими повреждениям, личинкам, имаго. Зарисовка отличительных признаков личинок и схем ходов главнейших видов стволовых вредителей;

6. Лабораторно-практическое занятие №6

2ч- Ознакомление с биологическими коллекциями энтомофагов. Определение с помощью определительных таблиц видов муравьев.

Раздел 2. Основы фитопатологии.

Тема 2.1 Общие сведения о болезнях зелёных насаждений

^ Студент должен

иметь представление:

— о патогенезе болезней, его этапах и физиолого-биохимических нарушениях в организме больного растения.

Знать:

— болезни растений, их причины;

— типы заболеваний зелёных насаждений;

— об иммунитете растений и его видах.

Уметь:

— определять виды болезней зелёных насаждений.

Понятие о болезнях растений и их причинах. Патогенез болезней растений и его основные этапы. Анатомо-морфологические изменения и физиолого-биохимические нарушения у больного растения. Типы заболеваний зелёных насаждений. Понятие об иммунитете растений к инфекционным болезням. Влияние условий внешней среды, возраста и состояния растений на их устойчивость к болезням. Условия возникновения и затухания эпифитотий.

^ Тема 2.2 Грибы как возбудители болезней зелёных насаждений.

Студент должен иметь представление:

— о месте грибов в системе растительного мира, об их размножении, образе жизни;

Знать:

— строение вегетативного тела грибов, видоизменения грибницы;

— цикл развития грибов;

— типы грибных болезней, их развитие в зависимости от условий окружающей среды;

Уметь:

— классифицировать грибы по отделам и классам.

Место грибов в системе растительного мира. Строение клетки и вегетативного тела грибов, видоизменения грибницы. Понятие о цикле развития грибов. Пути распространения, питание и требование грибов к условиям окружающей среды. Систематика грибов.

^ Тема 2.3 Бактерии, вирусы, цветковые растения - паразиты и другие возбудители болезней зелёных насаждений.

Студент должен

иметь представление:

— о месте бактерий, вирусов в системе растительного мира, их размножении;

Знать:

— строение бактериальной клетки, размножение и распространение бактерии в природе;

— типы бактериальных болезней зелёных насаждений;

— строение, формы, размножение, распространение вирусов;

— типы вирусных болезней;

— характеристику цветковых растений-паразитов;

— представителей стеблевых и корневых паразитов на зелёных насаждениях.

Уметь:

— определять типы заболеваний зелёных насаждений.

Место бактерий в системе растительного мира. Строение бактериальной клетки, размножение и распространение бактерий в природе. Влияние условий окружающей среды на развитие бактерии. Типы бактериальных болезней древесных пород.

Общие сведения о вирусах. Строение и формы вирусных частиц. Размножение и распространение вирусов. Типы вирусных болезней лесных растений.

Общая характеристика цветковых растений-паразитов. Важнейшие представители стеблевых и корневых паразитов на древесных породах и кустарниках (омела, повилика, Петров крест, Иван-да-Марья), причиняемый ими вред и меры борьбы с ними.

^ Тема 2.4 Болезни плодов и семян, сеянцев и молодняков

Студент должен иметь представление:

— о болезнях, развивающихся в течение вегетационного периода и при хранении плодов, семян;

Знать:

— основные виды болезней и их влияние на растения;

— условия развития и распространения болезней, повреждающих плоды и семена, сеянцы и молодняки;

— защиту плодов и семян, сеянцев и молодняков от болезней.

Уметь:

— определять виды болезней с помощью определителя.

Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Мумификация семян (семян березы, желудей дуба). Ржавчина шишек. Деформация плодов и семян. Гнили плодов и семян. Плесневение плодов и семян. Поверхностное загрязнение семян спорами фитопатогенных грибов. Загнивание проростков, увядание и полегание всходов и молодых сеянцев. Болезни типа шютте. Болезни, вызываемые ржавчинными грибами. Мучнистая роса. Выпревание сеянцев. Пятнистости листьев.

^ Тема 2.5 Некрозно-раковые и сосудистые болезни зелёных насаждений.

Студент должен

Знать:

— сосудистые болезни лиственных пород зелёных насаждений;

— биологические особенности возбудителей;

— некрозные болезни, распространение вреда, причиняемого ими;

— типы раковых болезней, распространение, биологические особенности

Уметь:

— определять признаки и особенности болезней ветвей и стволов взрослых насаждений.

Общая характеристика некрозно-раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов. Диагностические особенности, условия развития и распространения.

Некрозные болезни ветвей и стволов. Раковые заболевания: ступенчатый рак, смоляной рак, опухолевидный рак. Сосудистые болезни зелёных насаждений.


^ Тема 2.6 Гнилевые болезни зелёных насаждений.

Студент должен

Знать:

— возбудителей гнилевых болезней;

— диагностические признаки и классификацию гнилей;

— типы и стадии гнилей;

— вред, причиняемый гнилевыми болезнями, меры борьбы с ними;

— основы профилактики заболеваемости зелёных насаждений и системы борьбы в насаждениях различного состава и возраста;

Уметь:

— определять трутовые грибы, стволовые, напенные и корневые гнили.

Гниение древесины и возбудители этого процесса. Диагностические признаки и классификация гнилей. Типы и стадии гниения. Вред, причиняемый гнилевыми болезнями. Корневые, напенные и стволовые гнили. Предупредительные меры борьбы. Защита насаждений от корневых и стволовых гнилей. Методы и техника выявления зараженности насаждений гнилями. Основы профилактики заболеваемости зелёных насаждений. Система мер борьбы с корневой губкой и опенком в зелёных насаждениях различного состава и возраста.

^ Тема 2.7 Поражение древесины на складах, в технических сооружениях и зданиях.

Студент должен

Знать:

— особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;

— условия, способствующие развитию грибов;

— биологические особенности домовых грибов;

Уметь:

— определять дереворазрушающие грибы по определительным таблицам.

Поражение древесины дереворазрушающими грибами. Разрушение древесины на складах и грибы, вызывающие этот процесс.

Разрушение древесины в постройках. Важнейшие виды домовых грибов, их биология, условия развития и распространения. Признаки поражения домовыми грибами и причиняемый ими вред. Краткие сведения о предупредительных мерах борьбы.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий.

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

2ч-Рассмотрение и зарисовка грибницы и ее видоизменений.

Ознакомление с внешним строением грибов. Классификация предложенного набора грибов по отделам и классам.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

1ч- Определение признаков и особенностей болезней плодов и семян;

1ч- Определение признаков и особенностей болезней сеянцев, молодняков, представленных в наборах.

3. Лабораторно-практическое занятие №3

2ч- Определение признаков и особенностей некрозно-раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов взрослых зелёных насаждений.

4. Лабораторно-практическое занятие №4

2ч- Определение признаков и особенностей главнейших стволовых и корневых гнилей и их возбудителей.

Раздел 3. Птицы и звери

Тема 3.1 Птицы

Студент должен иметь представление:

— о принципе систематики и классификации птиц.


Знать:

— основные отряды птиц и их значение для защиты зелёных насаждений;

— строение тела птиц;

— годовой жизненный цикл птиц;

— роль птиц в жизни леса;

— охрану и привлечение птиц.

Уметь:

— определять отряды птиц.

Место птиц в системе животного мира. Краткая характеристика их строения, функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой жизненный цикл птиц. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов. Насекомоядные: отряд воробьиные (семейства -вороновые, скворцовые, иволговые, пищуховые, поползневые, синицевые, сорокопутовые, мухоловковые, славковые, дроздовые), кукушки, козодои, дятлообразные. Хищные: семейства соколиные, ястребиные, совы. Охотничье - промысловые: отряды куриные, голубиные. Роль птиц в защите зелёных насаждений. Охрана и привлечение птиц.

^ Тема 3.2 Звери

Студент должен иметь представление:

— о систематике, классификации млекопитающих;

— физиологических функциях органов внутреннего строения;

Знать:

— основы классификации, строение тела зверей;

— годовой цикл жизни млекопитающих;

— главнейшие отряды, семейства и виды зверей, важных для защиты зелёных насаждений;

— роль зверей в защите зелёных насаждений, их охрана;


Уметь:

— определять отряды, семейства и виды зверей, важных в защите зелёных насаждений.

Место зверей в системе животного мира. Краткая характеристика их строения и функций отдельных органов. Основы классификации. Годовой цикл жизни млекопитающих. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов зверей, важных в защите зелёных насаждений. Полезные и вредные звери. Насекомоядные звери (семейства кротовые, ежовые, землеройковые); рукокрылые или летучие мыши; зайцеобразные; грызуны (семейства беличьи, бобровые, соневые, мышиные, хомякообразные); хищные (семейства медведевые, куньи, собачьи, кошачьи); парнокопытные (семейства свиней, кабарги, оленя, полорогие). Роль зверей в защите зелёных насаждений. Охрана фауны в нашей стране.

Перечень проводимых лабораторно-практических занятий

1. Лабораторно-практическое занятие № 1

1ч- Ознакомление в внешним строением и частями тела птиц;

1 ч- Обзор главнейших отрядов, семейств и видов (к/ф) или составление таблиц.

2. Лабораторно-практическое занятие №2

1ч- Изучение представителей отрядов (составление кроссвордов или показ учебного видеофильма).

1ч- Определение отряда предложенного набора птиц;

3. Лабораторно-практическое занятие №3

1ч- Ознакомление с морфологией млекопитающих;

1ч- Обзор главнейших отрядов, семейств и видов ( показ видеофильмов или составление таблицы)

4.Лабораторно-практическое занятие №4

Iч- Защита рефератов;

Iч- Определение представителей отрядов в наборе.


^ Раздел 4. Методы, техника и организация защиты зелёных насаждений.

  1   2   3




Похожие:

Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconВопросы к зачету по дисциплине «Таможенное право» 2012/13 уч год для студентов дневной, заочной и заочной (4 года) формы обучения

Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconВопросы к зачету по дисциплине «Страховое право» 2012/13 уч год для студентов дневной и заочной формы обучения 4 курс

Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconКонтрольные задания по дисциплине «Иностранный язык (разговорный)» Английский язык для студентов заочной формы обучения
Прочитайте следующие утверждения и укажите, являются ли они, согласно тексту, верными (true) или неверными (false)
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономический анализ» для студентов заочной формы обучения по специальности
Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения по специальности Финансы и кредит. Работа должна выполняться по...
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Консьюмерское право» для студентов 5 курса заочной формы обучения специальности «Правоведение»
Договор розничной купли-продажи (понятие, стороны, существенные условия, права и обязанности сторон.)
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по подготовке курсового проекта, библиографический список. Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 080504. 65 государственное и муниципальное управление
Система государственного и муниципального управления: Учебно-метод пособие для студентов заочной формы обучения/ Казан гос технол...
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconВопросы к зачету по римскому частному праву 2 курс для студентов Заочной формы обучения и заочной (4 года)
Римское частное право: понятие, историческая роль и значение для современной юриспруденции
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине «Логика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Это диктуется растущим значением коммуникативной стороны делового сотрудничества; компьютерной грамотности; универсальных телекоммуникационных...
Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconВопросы к зачету по дисциплине «Банковское право» на 2012/13 уч годдля студентов дневной и заочной формы обучения4 курс

Контрольные вопросы по дисциплине «Защита зелёных насаждений» для студентов заочной формы обучения iconУтверждаю зав кафедрой правоведения Т. Д. Трамбачева
Вопросы по спецкурсу «Договор в хозяйственном праве» для студентов 4 курса заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы