Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» icon

Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры»



НазваниеВыступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры»
Дата конвертации06.11.2013
Размер206.51 Kb.
ТипДокументы
источник

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на предметной секции «ОПК и ОРКиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников»

Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в 2011-2012 уч. году в рамках регионального базисного учебного плана».


Суржик Татьяна Владимировна,

учитель основ православной культуры

МОУ Гимназия №1 имени В.Я. Шишкова


23 августа в Твери состоялась конференция «ОПК и ОРКиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников», на которой главным докладчиком выступила главный специалист лаборатории «Духовно-нравственного воспитания» Гвоздарева Татьяна Ароновна. Она остановилась на вопросе использования понятия «духовно-нравственное» воспитание в педагогике, современной практике воспитания.

Дух, духовность являются изначально религиозными понятиями, но используются и в философии. Они не имеют однозначного понимания и определения, различно истолковываются в разных религиозных традициях и философских учениях. В то же время в современной философской литературе сложилось некоторое общее понимание духовности, которое не противоречит пониманию духовности в религиозной культуре. Понимание духовности связывают с ценностным измерением сознания человека. Духовное пространство, как и духовная культура, всегда включало в свое построение вертикаль, разделяющую возвышенное, сакральное и низменное. Введение понятия духовность необходимо для определения высших ценностей, мотивирующих внутреннюю жизнь человека и его деятельность. Духовный человек способен взвешивать и делать сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, что внутри себя человек выстроил иерархию смыслов, абсолютных ценностей. Это не дается человеку от рождения, а является результатом сложной и напряженной работы человека над собой, это складывается в сознании постепенно (не у всех людей, и по-разному у разных людей). В этом процессе личностного духовного развития различную роль играет социальное и социокультурное окружение: семья, этнические, религиозные и мировоззренческие группы, СМИ, межличностные влияния и др.

В религии существует понятие духовности светлой и темной, божественной и дьявольской: «не всякому духу верьте», «испытывайте духов, от Бога ли они». И в религии и в философии духовность может быть и низкой и высокой, правильной и неправильной. В отличие от этого в обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как хороший, благородный, нравственный. В настоящее время в педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах, программах, учебниках используется в основном более широкое понятие духовной жизни человека и общества. Помимо религий и философии в сферу духовной жизни общества включают идеологию, науку и образование, художественную культуру, искусство. Все те сферы деятельности, в которых человек проявляет свои духовные качества и способности – стремление к познанию, красоте, гармонии, волю, самосознание.

Нравственность – характеристика поведения и деятельности человека, общества в отношении соответствия определенным нормам.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в самом общем понимании предполагает мировоззренческое развитие личности, формирование мировоззрения и воспитание соответствующих нравственных качеств, воспитание духовной и нравственной культуры.

Важно отметить, что в современной государственной школе духовно-нравственное воспитание учащихся не может быть направлено на формирование у всех детей мировоззрения одного типа. В Конституции РФ признается идеологическое разнообразие, свобода мировоззренческого самоопределения ребенка, его семьи, социальной группы. Целостное духовно-нравственное воспитание ребенка возможно только на основе добровольности и свободы выбора. На практике это реализуется в форме добровольности изучения той или иной религиозной культуры, либо светской этики.

В настоящее время российское общество, система образования продвигается в решении этой проблемы.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Примерная программа разрабатывается на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Важно отметить, что согласно Стандарту, концепции, примерной программе воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, так как именно они формируют уклад школьной жизни.

В концепции очень четко говорится о том, что в основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования. Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника.

Первый – Закон «Об образовании». В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования.

Второй источник - отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Если рассмотреть проблему национального воспитательного идеала в ретроспективе, то мы увидим, что он имеет конкретно – исторический характер и соответствует определенной эпохе.

^ В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Она объединяла русских в единый народ, для которого нравственным ориентиром и смыслом жизни были честь, верность, соборность, самоотверженность, служение и любовь.

^ В начале 18 века формируется новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и отечеству».

В 19 веке происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Государственная образовательная политика направлена на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

^ После октябрьской революции 1917 года, в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняется влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляется религиозное сознание. Смысл жизни – вера в коммунизм, беззаветное служение партии и советскому народу. Важнейшая педагогическая задача на тот период – формирование советского человека, строителя коммунизма. Но нельзя не учитывать тот факт, что именно эта эпоха сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения своей стране, своему народу.

В 90-е годы в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

В настоящее время, на новом этапе развития Российской Федерации необходимо опираться на отечественные традиции, учитывать преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох, внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

В Концепции сформулировано понятие современного национального воспитательного идеала - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своей страны.

Формирование такой личности - одна из приоритетных задач образования, общества и государства. С одной стороны задача простая, так как может быть решена в отдельной семье. С другой стороны - предельно сложная, поскольку требует изменения уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Важна консолидация всех сил – личности, общества, государства.

В Концепции приводится перечень базовых национальных ценностей, который является примерным. Образовательное учреждение при разработке собственной программы воспитания и социализации школьников может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы школьники получали полное представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии.

Каждое образовательное учреждение вправе составить целевую программу, включающую базовые ценности. Данные программы имеют комплексный характер. Каждая из них разделяется на подпрограммы согласно соответствующей системе ценностей. Каждая из базовых ценностей (ценностные группы прописаны в Концепции), педагогически определяется как вопрос, а затем превращается в ключевую воспитательную задачу. Для решения воспитательных задач необходим конструктивный диалог и сотрудничество между учениками, учителями и родителями.

Целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов, внеурочную и внешкольную деятельность.

Для духовно-нравственного развития школьника большое значение имеет совместная воспитательная работа семьи и школы. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такое взаимодействие будет способствовать не только духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, но и их родителей.

В настоящее время уже становится хорошей практикой и наработан богатый опыт в изучении культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьников курсов по выбору «Основы православной культуры», других культур традиционных религий России. В Тверском регионе предмет «Основы православной культуры» изучается с 2007 года. В настоящее время ОПК изучают около 51,5 тысячи учащихся со 2 по 7 классы, как предмет изучают 62 % (как факультатив, электив, кружок). 1615 педагогов преподает данный предмет, прошли курсовую подготовку – 448 (27,7 %). Были отказы на изучение основ православной культуры – 130.

В 2011-2012 учебном году преподавание основ православной культуры ,будет вестись в 4 классе первая, вторая и третья четверти один час в неделю. Четвертая четверть два часа в неделю ОРКиСЭ. В пятом классе первая и вторая четверть – ОРКиСЭ (до нового года), третья и четвертая четверти - основы православной культуры ( один час в неделю).

В 6-х, 7-х, 8-х классах по программе Шевченко один час в неделю. У данного автора разработан полностью весь комплекс УМК. И все учебники находятся в свободной продаже на законных основаниях. Те, кто занимаются по программе Бородиной, со второго по четвертый класс учебники выпущены в продажу с 2007 года. В 5 классе по программе Бородиной должен изучаться церковно-славянский язык под редакцией Архиповой или как альтернатива изучается «Православное краеведение тверской земли». Учебник разработан кафедрой теологии при ТГУ. В 2012 году издательством «Русское слово» в Москве планируется в печать выход сборника «Православные святыни тверской земли» под редакцией Гвоздаревой Т.А., по которому рекомендуется работать в 7-х классах, так как у Бородиной А.В. еще не вышло в печать учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры». В 8 классе рекомендуется изучение православного краеведения тверского региона.

В 9 классе рекомендуется ввести элективный курс «Основы нравственности» либо «Проблемы духовной безопасности». Планирование данных элективных курсов предполагается разработать до нового года. Данный курс должен вестись 3-4 четверти, один час в неделю (17 часов). Все методические разработки свыше 700 экземпляров планируется приобрести для всех школ региона по данному курсу к концу 2011 года.

В 2011 вводится оценочная система. Оценка «2» выставляется, если учащийся не усвоил элементарных знаний по ОПК. Оценка «3» выставляется, если учащийся частично освоил данный курс. Оценка «4» выставляется, если учащийся овладел основными сведениями по ОПК. Оценка «5» , выставляется, если учащийся достаточно глубоко изучил и освоил данный предмет. В начальной школе не рекомендуется ставить неудовлетворительные оценки.

Поурочно-тематическое планирование.

Поурочно-тематическое планирование

по курсу «Основы православной культуры»

по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»


4 класс

Православие – культурообразующая религия России

Общий объем – 27 часов


Составила – Гвоздарева Т.А.,

гл. специалист лаборатории

«Духовно-нравственное воспитание» ГОУ ТОИУУ




урока

Тема урока

Количество часов




^ Как Русь стала православной

9




I четверть




1.

Посещение русских земель первым апостолом

1

2.

Почитание на Руси Андрея Первозванного

1

3.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

1

4-5.

Восточные славяне до принятия христианства

2

6.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

1

7-8.

Святой равноапостольный князь Владимир

2

9.

Крещение Руси

1




^ Православие и Российское государство.

О православном богослужении







II четверть

8

10.

Русская Православная Церковь

1

11.

Что такое Церковь

1

12.

Государственная и культурообразующая религия России

1

13.

Государственный герб России

1

14.

Флаг России

1

15.

Таинства Православной Церкви

1

16.

Как возникло богослужение

1

17.

Богослужение в Православной Церкви

1




^ О церковных колоколах.

Дом и семья в русской культуре. Русь святая







III четверть

10

18.

Какие бывают колокола?

1

19.

Откуда пришли колокола?

1

20.

О колокололитейном искусстве

1

21.

О чем поют колокола?

1

22.

Дом и семья в православной традиции

1

23.

Святые образцы семейного благочестия

1

24.

О семейной святости Святой Императорской семьи

1

25.

Дом Богородицы.

1

26.

Защитница земли Русской

1

27.

Итоговый урок

1

Поурочно-тематическое планирование

по курсу «Основы православной культуры»

по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»


5 класс

Архипова И.Г. Церковнославянский язык

Общий объем – 17 часов


Составила – Гвоздарева Т.А.,

гл. специалист лаборатории

«Духовно-нравственное воспитание» ГОУ ТОИУУ



урока

Тема урока

Количество часов




^ Введение. История создания письменного языка славян. Церковнославянская грамота







III четверть

10

1.

Что такое церковнославянский язык и как мы его изучаем

1

2.

Церковнославянская азбука и история ее создания

1

3.

Церковнославянский алфавит

1

4.

Первые книги на Руси

1

5.

Буквы «ер» и «ерь»

1

6.

Буквы «есть», «ять». Буквы «иже» и «и»

1

7.

Буквы «юс малый», «я», «он» и «омега»

1

8.

Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита»

1

9.

Буквы «ук» и «ижица»

1

10.

Буквы «кси», «пси», «от»

1




^ Церковнославянская грамота (продолжение). Надстрочные знаки. Особенности чтения и письма по-церковнославянски







^ IV четверть

7

11.

Ударения в церковнославянском языке

1

12.

Титло простое

1

13.

Титло буквенное

1

14.

Правила чтения

1

15.

Употребление прописных букв

1

16.

Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке

1

17.

День славянской письменности и культуры. Урок повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку

1


^ Поурочно-тематическое планирование

по курсу «Основы православной культуры».

Православное краеведение.

5 класс (17 часов)


Составила – Зиновьева М.Д.,

ассистент кафедры «Теология» ТвГУ




урока

Тема урока

Кол-во

часов

III четверть

10

1

Появление христианства на Тверской земле

1

2

Ефрем Новоторжский. Битва на реке Сить

1

3

Древняя Тверь. Тверской собор. Белая Троица

1

4

Тверские святители

1

5

Святые Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская

1

6

Тверские зодчие, иконописцы и книжники

2

7

Тверские преподобные. Нил Столобенский и Нилова Пустынь

1

9

Почитание Пресвятой Богородицы на Тверской земле

1

10

Почитание Николая Чудотворца на Тверской земле

1




^ IV четверть

7

11

Древние города в Тверском крае

1

12

Средневековые города в верховьях Волги. Селижарово, Ржев, Зубцов

1

13

Древние Тверские города. Старица. Кашин

1

14

Православные святыни Торжка, Бежецка и Красного Холма

1

15

Православные святыни Торопца и Белого

1

16-

Православные святыни Вышнего Волочка и Осташкова

1

17

Православные святыни Тверского края. Утраченное и обретенное. Православие на Тверской земле в XX веке

1


Поурочно-тематическое планирование составлено на основе учебно-методического комплекта «Православные святыни Тверской земли»

(сост. Бабушкина Т.В., Горшкова С.Е., Гурин А.Б., Иванов П.С., Мещерякова Л.Я., Зиновьева М.Д.)


^ Поурочно-тематическое планирование

по курсу «Основы православной культуры».

Православное краеведение

8 класс (34 часа)

Составила – Зиновьева М.Д.,

ассистент кафедры «Теология» ТвГу




урока

Тема урока

Кол-во

часов

I четверть (Древняя Тверская литература и искусство)

7

1

Понятие о церковном краеведении

1

2

Древняя Тверская литература: «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском»

1

3

Древняя Тверская литература: «Житие Нила Столобенского»

1

4

Древняя Тверская литература: «Сказание об Оковецкой иконе Божьей Матери»

1

5

Древняя Тверская литература: «Повесть о Тверском Отроч монастыре»

1

6-7

Тверские зодчие, иконописцы и книжники

2




^ II четверть (Святые Тверской земли)

8

8

Древняя Тверь. Тверской собор. Белая Троица

1

9

Святые Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская

1

10

Тверские святители

1

11

Тверские преподобные

1

12

Ефрем Новоторжский

1

13

Нил Столобенский и Нилова Пустынь

1

14

Православие на Тверской земле в 20 веке

1

15

Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

1

^ III четверть (Православные святыни Тверской земли)

10

16

Древние города в Тверском крае

1

17

Средневековые города в верховьях Волги. Селижарово, Ржев, Зубцов

1

18

Православные святыни Торжка

1

19

Православные святыни Бежецка и Красного Холма

1

20

Православные святыни Торопца и Белого

1

21

Православные святыни Вышнего Волочка и Осташкова

1

22

Святыни Тверского края. Утраченное и обретенное. А.И. Солженицын «Колокольня». Ю.М. Нагибин «Колокольня»

1

23

Почитание Пресвятой Богородицы на Тверской земле

1

24

Почитание Николая Чудотворца на Тверской земле

1

25

Святыни моей малой родины (проектная работа)

1

^ IV четверть (Страницы жизни православных христиан на Тверской земле)

9

26

И.А. Соловьев, священник. «Описание жизни иерея Иоанна Антоновича Соловьева, составленное им самим» (фрагменты)

1

27

А.А. Колтыпина. «Записки»

1

28

Н. Лебедев, священник. «Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда»

1

29

А. Никольский, священник. «Путешествие учеников Ладожско-Сергиевской церковноприходской школы Весьегонского уезда в Николо-Теребенский монастырь»

1

30

Дневник купца Тюльпина (фрагменты)

1

31

И.С. Белюстин, протоиерей. «Записка о городе Калязине» (фрагменты)

1

32

И.Н. Постников, священник. «Диакон Обросим»

1

33

Предметы личного благочестия из археологических находок в Твери

1

34

Презентация проектов «Святыни моей малой родины»

1


Поурочно-тематическое планирование составлено на основе учебно-методического комплекта «Православные святыни Тверской земли»

(сост. Бабушкина Т.В., Горшкова С.Е., Гурин А.Б., Иванов П.С., Мещерякова Л.Я.)




Похожие:

Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconУчебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора...
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconСценарный план родительского собрания по теме «Духовно нравственное воспитание детей»
«Основы православной культуры – актуальность духовно-нравственного воспитания в школе». – докладчик Замудрякова Н. В
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconПлан экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на второе полугодие 2012-2013 учебного года
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconПлан экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на первое полугодие 2011-2012 учебного года
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на первое полугодие 2011-2012 учебного...
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconТема: «Межпредметное пересечение предмета кубановедения и курса основы православной культуры»
Цель: показать общие направления в преподавании кубановедения и курса основ православной культуры
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconПриказ №62/1 Об утверждении рабочей программы модуля орксэ основы православной культуры в связи с введением комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября 2012-2013 учебного года
...
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconДуховно-нравственное воспитание школьников как средство реализации фгос ноо
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconПрограмма кружка «Основы Православной культуры»
А. В. Бородиной «История религиозной культуры и основы православной культуры»,; программы учебного курса для общеобразовательных...
Выступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» iconПлан работы секции учителей физической культуры. Тема: Совершенствование и повышение качества преподавания предмета в процессе модернизации образования
Тема: Совершенствование и повышение качества преподавания предмета в процессе модернизации образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы