Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" icon

Методические рекомендации к проведению цикла классных часов "Моя малая Родина"



НазваниеМетодические рекомендации к проведению цикла классных часов "Моя малая Родина"
Дата конвертации08.11.2013
Размер132.18 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации к проведению цикла классных часов

"Моя малая Родина"




Одним из видов деятельности куратора является организация классных часов.

Данный цикл классных часов призван представить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию педагогов, по созданию условий для формирования гражданских чувств и осознания важности приобщение к культуре Малой Родины.

Наиболее сложным и в тоже время актуальным в работе с учениками является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к детскому саду, городу до любви к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство“родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, городом, селом в котором живет, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём

^ Работа по этому разделу имеет ряд особенностей:

  • Знакомство с городом, краем, воспитание у учеников чувства привязанности к родному городу, селу.

  • Информация о городе, крае, селе должна вызывать у учеников некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Собирание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными,

  • , то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;

  • информативными

  • , то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать студенту ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;

  • Регуляторными

  • , то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на педагогической практике(занятия, игры, рисование, изготовление подарков ветеранам, конструирование и др.), а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми,являясь багажом, перспективой развития.

Отбор содержания материала для работы с ученической группой строится на следующих принципах:

  1. Принцип интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.

  2. Культурологический принцип – приобщение к культуре города, края.

  3. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для учащихся актуальных знаний.

  4. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребёнка умение выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.

  5. Принцип экологизации – бережного отношения к окружающему миру.

Все аспекты необходимо рассматривать через показ человека, его сущности, его деятельности для города, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей,преобразователем и творцом мира.

Данное направление в работе классного руководителя направлено на формирование педагогической позиции у учащихся, поскольку приобретаемые знания, умения и навыки могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитательной работы куратора со студенческой группой.

Методические рекомендации состоят из примерной тематики классных часов, сценариев концерта-презентации группы, деловой игры “Моя малая Родина”, приложений.

При проведении классных часов особое внимание необходимо обратить внимание на качество подготовки выступлений (ведущих,участников), их внешний вид, подбор теоретического материала для выступлений.

^ Примерная тематика классных часов:

Мои увлечения.

Мой мир и я.

Моя родословная.

Герб моей семьи.

Семейные таланты.

Дом, в котором мы живем.

Группа – мой дом.

Мой город (село).

Мы и наши предки.

Национальные традиции.

Россия – Родина моя.

День мира.

^ Вариант классного часа – “Моя малая Родина”

Цель:

способствовать творческой профессиональной и личностной самореализации студентов группы; продолжать становление профессиональной позиции студентов при проведении работы по развитию привязанности и любви к родному городу, краю.

Задачи:

  • углублять представления учащихся о родном крае;

  • развивать способность учащихся к проектированию работы с детьми по воспитанию любви к Отечеству;

  • совершенствовать умение выбирать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

  • развивать навыки учебно-исследовательской деятельности, педагогической рефлексии;

  • воспитывать мировоззренческие позиции.

^ Форма проведения:

деловая игра.

Оборудование:

видеомагнитофон, телевизор,музыкальный центр, стенд, мел, доска, карта Иркутской области, герб Ангарска, флаг иркутской области, силуэты области.

Продолжительность:

1ч. 20 мин.

Подготовительная работа

За 2-3 недели всем студентам группы предлагается, исходя из интересов, продумать свое участие в мероприятии:

подобрать материал по своему краю;

продумать вопросы викторины;

разучить танцы, песни;

коллективно разработать сценарий общего мероприятия.

^ Основной этап

1 ведущая.

Мы продолжаем фестиваль, открытие которого состоялось в октябре. В нем активно приняли участие и студенты нашей группы,проживающие на территории не только Иркутской области, но и в Бурятии.

2 ведущая.

Сегодня мы будем знакомиться с теми районами, в которых проживают студенты нашей группы, а также с теми районами, в которых проживают близкие родственники студентов-ангарчан.

1 ведущая.

Давайте проверим, как вы знаете Иркутскую область. Предлагаем вам силуэты области. На них растерялись города, реки. Вам необходимо отметить знакомые города, районные центры, поселки, определив их местоположение с помощью карандаша.

^ Игра “Найди населенный пункт”

2 ведущая.

Да, не очень хорошо мы знаем наш край. Надеемся, что сегодняшний классный час поможет нам узнать его лучше.

1 ведущая.

А начнем мы свой рассказ с истории Иркутской области.

^ Рассказ об Иркутской области

2 ведущая.

Итак, Иркутская область раскинулась на землях Прибайкалья. Раньше называлась Иркутской губернией. По территории она больше любого западноевропейского государства (768 тыс. кв. км.). Она известна природными богатствами. Ее население имеет богатую и интересную историю. Еще до прихода русских здесь жили отдельные племена, которые имели довольно высокую и оригинальную по тому времени культуру. Освоение земель русскими путешественниками и землепроходцами оказало большое влияние на развитие культуры,образования.

2 ведущая.

Как мы знаем, большинство в нашей группе - это ангарчане. А вы знаете, чем знаменит наш город? Какова его история? Мы сейчас с вами поиграем. Мы будем задавать вам вопросы, вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. По окончании нашего классного часа, набравший максимальное количество фишек получит приз-сувенир.

^ Викторина “ Знаешь ли ты Ангарск”

Когда Ангарску выбирали имя, то предлагали назвать его: Аварийный, Басурмановка, Копай-город. Почему? Что обозначают эти названия?

( Аварийный – “ временный”; Басурмановка– первыми строителями-солдатами командовал Н.С. Басурманов, поэтому место, где были землянки, назвали в честь него; Копай-город – первые дома-землянки в нашем городе копали. Вот и имя городу хотели дать такое смешное.)

Как назывались первые дома? (Юрты, землянки).

Почему Ангарск называют “младшим братом Ленинграда”? (Потому что здания проектировались архитекторами из Ленинграда. У нас очень много общего в архитектуре).

Какой первый лагерь отдыха был в Ангарске? Почему он так назывался? (“Строитель”, он располагался в пойме Китоя, вокруг не было растительности; кроме того, все здания имели круглую форму).

Послушайте стихотворение:

“Все улицы в Ангарске прямые, ровные,
Летящие с эпохой нашей в такт.
И лишь одна из них суровая, неровная,
Чтоб не забыли мы московский тракт”.

О какой улице идет речь?

Почему поселку Майск выбрали такое имя? (Потому что первый строительный десант высадился в мае).

Что означают названия Китой, Байкал, Ангара? (Китой – “волчья протока” - это название придумали эвенки; Байкал – “Богатое озеро”, “Большое Озеро”; Ангара – имя реке дали монголы, означало оно “большая, подноводная река”, а у бурят это имя переводится как “разинутый, открытый” - потому что в самом начале, в истоке, Ангара похожа на рот).

1 ведущая.

Вы многое знаете о нашем городе, но о самых интересных страницах из жизни города нам расскажут студенты группы - ангарчане.

^ Рассказ об Ангарске

2 ведущая.

Наш город знаменит не только заводами и фабриками, но и людьми. Я хотела бы прочитать стихотворение нашего земляка, поэта Валерия Алексеева.

^ Стихотворение В. Алексеева

Растет в густых лесах Сибири
Один из юных городов.
Соперник Северной Пальмиры
Ангарск - дела сибиряков.

1 ведущая.

У Ангарска есть свой герб. Вы знаете, что он обозначает?

…Бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее зеленая тайга, под ногами – синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой…

2 ведущая

. Подбор материала к классному часу так увлек студентов, что у них родилась своя легенда о рождении нашего города. Давайте посмотрим.

^ Сценка “Легенда об Ангарске”

2 ведущая.

Да, наверное, именно так и было задумано рождения нашего города. Посмотрите,какой он стал большой, красивый. Чтобы понять,почувствовать его красоту, необходимо увидеть город “с птичьего полета”. Мы вам и предлагаем это сделать.

^ Игра с картой “Путешествие на вертолете”

На полу лежит импровизированная карта Ангарска, на которой расположены основные улицы,наиболее известные здания, памятники, другие достопримечательности.

Представьте себе, что мы садимся в вертолет и поднимаемся в воздух. Под нами лежит весь город –площади и улицы, дома и парки, заводы и стадионы,школы и больницы, магазины, детские сады.Смотрите, как быстро двигаются игрушечные машины, автобусы, трамваи. Слева от нас Китой, а внизу проплывают: дворец “Современник”, стройка и посаженный первыми строителями лес. И это все - Ангарск!

Маленькие деревянные дома меняются на светлые десятиэтажки. Дружно они выстроились вдоль реки.Красота!

Как вы думаете, куда мы теперь повернем?Направо. Кто хочет рассказать, что мы встречаем на пути? (Стадион, швейная фабрика, больницы и т.д.).

Свернув налево, мы слышим бой часов. Почему так хорошо слышно? Да перед нами музей часов! Над площадью, у дворца “Нефтехимиков”, повернем направо. Вдали открывается нам второй комбинат. А кто увидел свой дом? Сколько всего интересного мы увидели. Теперь нам пора возвращаться назад.

2 ведущая.

Наш город знаменит не только заводами и фабриками, но и людьми. Предлагаем послушать стихотворения о людях Ангарска.

^ Стихотворение В. Зиборова “Ангарску”

1 ведущая. Строить город приезжали люди со всей страны. Они привозили свои любимые песни,танцы, игры, которые стали нам родными. Мы предлагаем поиграть в такую игру.

^ Подвижная игра “Льдинки, ветер и мороз”

2 ведущая.

Из каких только районов не приезжают в наш город жить, работать, учиться. Вот и в нашей группе учатся студенты из Киренского,Заларинского, Аларского, Нукутского районов.Сколько интересного они могут рассказать о своих родных местах, о традициях и обычаях. Давайте послушаем.

^ Рассказы студентов об обычаях,традициях, особенностях своей местности

1 ведущая.

Наши студенты очень хорошо умеют танцевать народный танец, который исполняется во время проведения национальных праздников.Давайте мы разучим движения и станцуем вместе с ними.

^ Народный танец “Ехор”

2 ведущая.

Не обо всех районах мы смогли сегодня рассказать, но мы успели заметить главное - студенты любят место, где они родились,выросли - свою Малую Родину.

1 ведущая.

Этому же с детских лет учат нас пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

2 ведущая. Несмотря на то, что не все мы ангарчане, нас объединил Ангарск. Для многих из нас он стал родным. Пусть многие уедут из него, но мы надеемся, что он останется в нашей памяти, как у тех людей, которые его строили.

^ В. Алексеев

Из дальних странствий ворочусь домой,
Увижу штиль знакомый на рассвете.
И станет работящий город мой
Родней любого города на свете!
Припомню, как осенний дождик лил,
Швырял декабрь в лицо мне клочья снега…
Я землю рыл, с друзьями лес валил
И крыши поднимал почти до неба.
Крута была сибирская зима,
Любая пядь в тайге давалась с болью.
Но поднялись заводы и дома,
И новый мост простерся над Китоем.
Среди уютных улиц, площадей
Я чувствую давно себя как дома.
И я люблю бродить среди людей,
Где каждый встречный друг или знакомый.
Вот едут в ЗАГС невеста и жених,
Идут гуськом через дорогу дети…
О, город мой! Ты будешь и для них
Родней любого города на свете.

1 ведущая.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к детскому саду, городу до любви к родной стороне.. Это чувство (чувство“родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, студенческой группой, городом, в котором живет, учится человек,улицами, достопримечательностями, людьми,живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине.

2 вдущая. Постепенно у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности,ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается“образ собственного дома” с его укладом,традициями, стилем взаимоотношений между людьми.

1 ведущая.

Надеемся, что прошедший классный час способствовал не только пополнению представлений о нашем городе, области, ее традициях и обычаях, но и развитию ваших профессиональных и личностных позиций.

А в итоге мы наградим памятными подарками тех,кто набрал больше всего фишек при проведении викторины.

^ Заключительный этап

Коллективный анализ классного часа:

Что удалось?

Что не удалось?

Что необходимо изменить?

Какие еще мероприятия по данной теме хотели бы организовать?

^ Прогнозируемая педагогическая результативность

Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать:

созданию положительных эмоций, максимальному проявлению своих творческих сил, снятию напряженности в учебной деятельности в середине семестра;

личностному развитию в досуговой деятельности, развитию наклонностей и способностей;

вовлечению пассивных студентов в личностно-значимую деятельность, развитию социального опыта;

изменению и самоизменению направленности развития студенческого коллектива, повышению уровня межличностных отношений;

воспитанию гражданской позиции, повышению самосознания;

развитию профессиональных и личностных позиций педагога, воспитателя.

^ Пословицы и поговорки о Родине, родной стороне

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, умей за нее постоять.

В своем доме и стены помогают.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На родной сторонушке и камешек знаком.

За родной край и жизнь отдай.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Жить – Родине служить.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

Чужбина слезам не верит.

Всякая сосна в своем бору шумит.

Без корней и полынь не растет.

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.


Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Алисов Д.А. Культура городов Западной Сибири. Вторая половина XIX - начало XX века: учеб. пособие. - Омск: Издатель-полиграфист, 2002. - 195с.

  2. Болдырева Т.Р. Высокая культура в условиях рынка // ЭКО. - 2007. - N 11. - С.147-164.

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

  1. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. - М.: Вост. лит., 2009. - 896с.

  2. Городская культура Сибири: традиции и новации: сборник науч. трудов / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. - Новосибирск, 2002. - 186с.

Социальная структура городского населения Западной Сибири XVIII-XIX вв. К истории быта и нравов в Сибири XVII в.

  1. духовное наследие в Сибири: Научное изучение памятников традиционной русской книжности на Востоке России (1965-2005) / сост. Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. - Новосибирск. - 2008. - Т.1. - 540с. - (Книга и литература).

  2. Древнерусское духовное наследие в Сибири: Научное изучение памятников традиционной русской книжности на Востоке России (1965-2005) / сост. Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН.

Т.2. - 2008. - 480с. - (Книга и литература).

  1. Жимулева Е.И. К проблеме взаимодействия интонационных культур народов Сибири // Гуманит. науки в Сибири. - 2007. - N 3. - С.44-48.

  2. Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / под ред. Соенова В.И., Ойношева В.П. - Горно-Алтайск: АКИН, 2005. - Вып.2. - 152с.

  3. Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / под ред. Соенова В.И., Ойношева В.П. - Горно-Алтайск: АКИН. - Вып.3-4. - 2006. - 260с.

  4. Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / под ред. Соенова В.И., Ойношева В.П. - Горно-Алтайск: АКИН. Вып.5. - 2007. - 197с.

  5. Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / под ред. Соенова В.И., Ойношева В.П. - Горно-Алтайск: АКИН. - Вып.6. - 2007. - 140с.

  6. Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / редкол.: Ойношев В.П. и др. - Горно-Алтайск: АКИН. - 2008. - Вып.7. - 160с.

  7. История и культура Сибири: сб. науч. тр., посвящ. 15-летию Омского фил. Объед. ин-та истории, филологии и философии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук / отв. ред. Е.Ю.Смирнова, Н.А.Томилов. - Омск: ОмГПУ, 2007. - 329с.

  8. Куклина В.В. Локальные сообщества Южной Сибири в полиэтничной среде: Культурно-географический срез. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 117с.

  9. Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - Вып.5. - 142с.

  10. Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. - Барнаул: АлтГУ. - Вып.6-7: Избранные статьи и очерки / Степанская Т.М. - 2005. - 199с.

  11. Культурный потенциал в Сибири в XX веке: Управление, структура, кадры: сб. науч. тр. - Новосибирск: НГУ, 2005. - 219с.

  12. Макаров С.С. Динамика культурного развития и освоение Западно-Сибирской равнины в позднем плейстоцене // Вестник НГУ. Сер. История, филология. - 2009. - Т.8, N 3. - С.63-75.

  13. Мартин Ф.Р. Сибирика: Некоторые сведения о первобытной истории и культуре сибирских народов: пер. с нем. - Екатеринбург: Урал. рабочий, 2004. - 143с.

  14. Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVII-начала XX вв.: сборник научных статей / Алтайский гос. ун-т; отв. ред. Ю.М.Гончаров, Т.Н.Соболева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 255с.

  15. Национально-культурная политика и практика ее реализации в сибирском регионе в первой трети XX в. / Соскин В.Л. и др. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 349с.

  16. Рафиенко Л.С. Проблемы истории управления и культуры Сибири XVIII-XIX вв.: Избранное. - Новосибирск: Сова, 2006. - 301с.

  17. Рыженко В.Г. Культура Западной Сибири: история и современность: учеб. пособие к курсу "Культура региона: история и современность" / В.Г.Рыженко, А.Г.Быкова; Омский гос. ун-т. - Омск: ОмГу, 2001. - 372с.

  18. Советская культурная политика и практика ее реализации в Сибирском регионе. Очерки истории / отв. ред. Красильников С.А. - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2006. - 214с.

  19. Средства массовой информации в контексте социокультурного развития Сибири и Дальнего Востока (90-е гг. XX - начало XXI века): сб. науч. тр. по итогам выполнения проекта РГНФ N 08-01-00277а за 2009 г. / отв. ред. А.Л.Посадсков. - Новосибирск, 2009. - 130с.

  20. Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX вв.: очерки истории и быта / отв. ред.: М.Л.Бережнова, Д.А.Алисов. - Омск: Наука, 2003. - 242с.

  21. Тресвятский Л.А. Духовная культура православия в Сибири (XVII - начало XX веков). - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2003. - 167с. - (Родные святыни).

  22. Чернышов С. Театральная пауза // Эксперт-Сибирь. - 2011. - N 4-6. - С.24-25.

Новые директор и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета должны будут найти правильную стратегию развития крупнейшего за Уралом объекта культуры.

  1. Этнокультурные взаимодействия в Сибири. Государственная политика (1920-1980 гг.): документы и материалы / отв. ред. Красильников С.А. - Новосибирск, 2003. - 348с.

  2. Этнокультурные взаимодействия в Сибири: XVII-XX вв. / Междунар. науч. конф.: тез. докл. и сообщ. - Новосибирск: НИИ СОРАН, 2003. - 304с.

  3. Этнокультурные взаимодействия в Сибири: темат. сборник. - Новосибирск, 2003. - Вып.5. - 226с.




Похожие:

Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconТема проекта: «моя малая родина» Цели: познакомить с понятием «малая родина»
Совместная проектно-исследовательская деятельность учителей, учащихся, родителей на 2011-2012учедный год
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке...
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconО проведении муниципального (заочного) этапа краевого конкурса «Моя малая родина» в 2012-20123 учебном году
Иказа дон от 21. 11. 2012 года №8717 «Об организации и проведении краевого конкурса «Моя малая родина» в 2012-2013 учебном году»,...
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconПоложение об областном конкурсе для учащихся «Моя малая родина. Моя улица. Мой дом» (страничка школьной газеты) I. Общие положения
Настоящее Положение об областном Конкурсе для учащихся «Моя малая родина. Моя улица. Мой дом» (страничка школьной газеты) определяет...
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconПрограмма «Моя малая родина»

Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconТема: Рязанский край частица России
«малая Родина». Сегодня мы и будем говорить о ней. Какая у нас общая «малая Родина?»
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов \"Моя малая Родина\" iconКонкурс «Моя малая родина» Биографии интересных людей моего села. Номинация: История родного края. Работу
Да, у каждого человека есть земля, и менуемая большой Родиной. Для русских – это Россия. Для татар – Татарстан. Но у каждого из нас...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы