Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» icon

Пояснительная записка к курсу «Физическая культура»



НазваниеПояснительная записка к курсу «Физическая культура»
Дата конвертации09.11.2013
Размер144.53 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка к курсу «Физическая культура».

Структура учебного предмета

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого - педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко - социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала настоящей программы допускается в отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», разрешается заменять его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и

физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.


^ Формы организации

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения содержания занятий «Спортландия» подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.


^ Распределение учебного времени прохождения материала по физической культуре в 1 классе:

Основы знаний о физической культуре в процессе занятий и

подвижные игры - 33 ч.

Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класс (базовый уровень)

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:

иметь представление:

• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

• о способах изменения направления и скорости движения;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о правилах составления комплексов утренней зарядки;

уметь:

• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

• играть в подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• выполнять строевые упражнения;

• демонстрировать уровень физической подготовленности


^ Необходимое оборудование:

Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м)

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи: набивной 1 кг и 2 кг; мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий); мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные

Палка гимнастическая

Скакалка детская

Мат гимнастический

Акробатическая дорожка

Коврики: гимнастические, массажные

Кегли

Обруч пластиковый детский

Планка для прыжков в высоту

Стойка для прыжков в высоту

Флажки: разметочные с опорой; стартовые

Лента финишная

Дорожка разметочная резиновая для прыжков

Рулетка измерительная

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Лыжи детские (с креплениями и палками)

Щит баскетбольный тренировочный

Сетка для переноса и хранения мячей

Жилетки игровые с номерами

Сетка волейбольная

Аптечка


^ Планируемые результаты:

1. «Знания о физической культуре».

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена

предметные знания и умения:

- имеет представление о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- выполняет требования правил безопасности при занятиях физической культурой;

-соблюдает требования техники безопасности к местам проведения;

- излагает факты истории развития физической культуры, характеризует ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представляет физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- оказывает посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объясняет ошибки и способы их устранения;

2. «Способы двигательной деятельности».

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

предметные знания и умения:

- выполняет перестроения в строю;

- выполняет комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- планирует занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывает отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

- организовывает и проводит со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

- бережно обращается с инвентарем и оборудованием;

3. «Физическое совершенствование».

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Лыжная подготовка

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

Торможение падением.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек»,

«Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний». «Точная передача».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Военно- спортивная подготовка ползанье по- пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель.


предметные знания и умения:

- выполняет упражнения соответствующие возрасту;

- имеет представление о способах изменения направления и скорости движения;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

- выполняет строевые упражнения;

- умеет взаимодействовать в команде при проведении эстафет с элементами легкой атлетики;

- наблюдает за правильностью выполнения упражнений;

- выполняет акробатические и гимнастические комбинации

- выполняет технические действия из базовых видов спорта, применяет их в игровой и соревновательной деятельности;

- передвигаться на лыжах скользящим шагом с палками и без них;

- владеет способами поворотов на лыжах;

- применяет простейшие правила обращения с лыжами;

-выполняет основные строевые приемы с лыжами.

- понимает правила игры;

- играет в подвижные игры;

- знает и применяет правила безопасности при игровых ситуациях;

-взаимодействует с партнером и командой;

- наблюдает за соблюдением правил игры;

- взаимодействует со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.


^ Универсальные учебные действия:


Личностные:

- умеет с помощью учителя устанавливать соответствие результата требованиям конкретной задачи;

- проявляет интерес к новому учебному материалу;

- принимает точку зрения отличную от своей, допускает наличие разных мнений по одному вопросу.

- совершенствует навыки взаимопомощи и взаимодействия с одноклассниками;


Регулятивные

- принимает учебную задачу при помощи учителя;

- сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого;

- самостоятельно или с помощью учителя составляет план работы и следует ему;

- осуществляет итоговый контроль по результату с помощью учителя;

- оценивает правильность результата действия по заданному образцу;

- принимает инструкцию в учебной деятельности;

предложенную учителем. выполняет инструкцию под руководством учителя.

- контролирует свою деятельность на всех этапах работы;

- контролирует свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.


Коммуникативные

- эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной деятельности;

- ориентируется на партнера по общению в выполнении учебных заданий с помощью взрослого;

- принимает способы взаимодействия участников учебного и внеучебного сотрудничества с помощью учителя;

- способен осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в учебной и внеучебной деятельности с помощью учителя по образцу;

- сотрудничает при выполнении коллективных работ;

- умеет формулировать вопросы партнёру по учебной и внеучебной деятельности с помощью учителя.


Познавательные

- умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с помощью взрослого;

- умеет объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого;

- самостоятельно или с помощью учителя планирует последовательность выполнения действий при работе по образцу;

- самостоятельно или с помощью учителя ориентируется в задании на точное повторение образца;

- выполняет задания, содержащие элементы творчества.


^ Тематическое планирование по курсу «Спортландия» (1 час в неделю).


Темы уроков:

1. Когда и как возникли физическая культура и спорт. Разучивание подвижной игры «Салки-догонялки».

2.Современные Олимпийские игры. Разучивание подвижных игр «Найди своё место», игры на внимание «Запрещённое движение».

3 Что такое физическая культура. Разучивание подвижной игры «К своим флажкам».

4. Твой организм. Подвижная игра «Салки-догонялки».

5. Основные части тела человека. Разучивание игры «Класс, смирно!» «Быстро по местам».

6.Основные внутренние органы. Подвижная игра «Совушка».

7.Скелет. Игра «Совушка».

8. Мышцы. Игра «Кошки».

9. Осанка. Игра Змейка.

10. Сердце и кровеносные сосуды. Разучивание игры «Бой петухов».

11. Органы чувств. «Третий лишний».

12. Личная гигиена. Разучивание игр «За флажками» и «Пройди бесшумно».

13. Закаливание. Игра «Точно в мишень».

14. Мозг и нервная система. Игра «Точно в мишень», «Через холодный ручей».

15. Органы дыхания. Разучивание игры «Не оступись».

16. Все на лыжи! Игра «Кто дольше прокатится».

17. Все на лыжи! Игра «Кто дольше прокатится».

18. Органы пищеварения.

19. Пища и питательные вещества. Игра «Не урони мешочек».

20. Вода и питьевой режим. Разучивание игры «Петрушка на скамейке».

21. Тренировка ума и характера. Совершенствование разученных элементов гимнастики в игре «Альпинисты».

22. Спортивная одежда и обувь. Игра «Брось — поймай».

23. Самоконтроль. Разучивание игры «Салки с мячом» (теннисным)

24-25. Первая помощь при травмах. Разучивание игры «Попади в ворота».

26-27. Бег, ходьба, прыжки, метание. «Встречная эстафета».

28. Бодрость, грация, координация. «На буксире».

29. Играем все! Игра «Кто быстрее».

30. Жизненно важное умение. Игра «На буксире».

31.Твои физические способности. Игра «Охотники и олени».

32.Твой спортивный уголок. Игра «Охотники и олени».

33.Физкультурная азбука. Подвижная игра «Брось — поймай».




Похожие:

Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура»
Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами...
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура»
Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами...
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconПояснительная записка программа составлена на основе нормативных документов: Концепция модернизации Российского образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconТематическое планирование предметной линии «Физическая культура» в 1 классе
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Физическая культура» в 1 классе 3 часа в неделю 99 часов в год. В. И. Лях:...
Пояснительная записка к курсу «Физическая культура» iconДокументи
1. /физическая культура/Алексеева/1 кл..docx
2. /физическая...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы