Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» icon

Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр»



НазваниеРазработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр»
Дата конвертации09.11.2013
Размер99.42 Kb.
ТипРазработка урока
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя общеобразовательная школа»


Передовой педагогический опыт


«Развитие младшего школьника

на основе деятельностного подхода

через различные

формы учебного процесса»


учителя начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Преображенская СОШ »

Филипповой Ольги Николаевны


2012 г.

Содержание


I. Передовой педагогический опыт «Развитие младшего школьника

на основе деятельностного подхода через различные формы учебного процесса»

  • Условия возникновения, становления опыта

  • Актуальность и перспективность опыта

  • Теоретическая база опыта

  • Технология опыта

II. Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных».

III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр».

IV. Разработка урока по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки и буквы».

V. Доклад, подготовленный на РМО учителей начальных классов в 2012 году «Развитие универсальных учебных действий на уроках чтения».


^ Условия возникновения, становления опыта

Как бы ни изменялась жизнь, одно в ней остаётся постоянным – это школа, А в селе – школа – краеугольный камень, вокруг которого строится воспитание и развитие детей, Однако школа не статична, она изменяется, развивается.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Содержание образования не сильно меняется: их по-прежнему учат читать, писать и считать. Но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным, ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Образовательные программы разработаны и с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объёмах информации.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

Я работаю по программе «Гармония». Для повышения своей профессиональной компетентности в рамках освоения ФГОС НОО второго поколения мною были посещены курсы повышения квалификации при ОГПУ по проблеме «Содержание и условие реализации ФГОС НОО».

2011 – 2012 учебный год для моих первоклассников, родителей и учителя началась новая жизнь. Вместе с родителями и детьми стали формировать жизненное пространство. В июне с родителями первоклассников велась работа по вопросам организации обучения детей. Внеурочная деятельность формировалась с учётом пожеланий детей и их родителей. В результате проведённой работы график занятий стал выглядеть так: первую половину дня у детей занимает урочная деятельность, вторую – внеурочная.

Внеурочная деятельность построена по таким направлениям;

1.Спортивно-оздоровительное:

- Народные игры

2.Художественно-эстетическое:

- Школьный театр «Петрушка»

3.Научно-познавательное:

- «Учимся решать логические задачи»

4.Проектная деятельность:

- «Карандашик озорной»


Актуальность и перспективность опыта

В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

Уходит в прошлое практика, когда я работаю фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в работе я отвожу деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях.

В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных способностей.


Теоретическая база опыта

Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.

Ученые предполагали, что обучение и развитие- независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".

Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.

Представителем второй научной школы является В.Джемс.

Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.

Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.

Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.

Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие- два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "Обучение забегает вперед развития".

Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.

Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

^ Технология опыта

Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов:

• Самоопределение к деятельности. На этом этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяю содержательную область («могу»).

• Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Этот этап предполагает, во-первых, подготовку детей к проектировочной деятельности; актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций.

• Постановка учебной задачи. На этом этапе я помогаю детям соотносить действия с используемым способом действий. Это: алгоритмом, понятием и т.д. Я организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

• Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). На этом этапе предлагаю учащимся самим выбрать метод разрешения проблемной ситуации, используя: коллективную деятельность детей в форме: подводящий диалог, побуждающий диалог. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.

• Первичное закрепление. На этом этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

• Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В течение всего дня я нахожусь с детьми. Во время проведения кружков использую разные формы работы: словесно-логические, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка. Эта работа способствует нормализации учебной нагрузки, позволяет снизить быструю утомляемость детей и повысить их работоспособность. При любой погоде совершаем прогулки на свежем воздухе, на школьной площадке, где есть качели, песочница и уголок для отдыха. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования. Ученики оживлённо общаются со мной и друг с другом – в классе сложилась доброжелательная атмосфера, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Учебная деятельность – это деятельность не учителя и не родителей – это деятельность ученика. Ученик должен не получать знания, а добывать их с помощью учителей и родителей. В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими психологическими принципами:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • целостности;

  • комфортности;

  • вариативности;

  • творчества.

Основной целью моей работы является обучение не только знаниям, но и достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка, обучение учащихся умению пользоваться на уроках различными формами общения, навыками сотрудничества, умению свободно высказывать и обосновывать свою точку зрения. Использую групповые и парные формы работы на уроках. Я веду работу по совершенствованию форм контроля знаний, умений и навыков, цель, которой – сделать контроль систематическим и более конкретным. Текущий контроль осуществляется с помощью словесной оценки, самооценки и взаимооценки. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры». Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. По итогам мониторинга была составлена таблица, в которой чётко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения. Для подведения итогов была разработана диагностическая карта успешности с условными обозначениями:

Красный – «У меня получилось!»

Зелёный – «Надо стараться!»

Синий – «Надо тренироваться!»

Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нём отражены достижения не только в учёбе, но и внеучебной деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Для определения предметных УУД веду «Листы индивидуальных достижений». Для формирования личностных УУД использовала следующие виды заданий: - участие в проектах: выбор интересной темы, распределение ролей в группе; - подведение итогов урока: рефлексия в конце урока помогает ребёнку оценить самого себя на уроке; - творческие задания; - самооценка события. Для диагностики и формирования коммуникативных УУД - составь задание партнёру; - групповая работа по составлению кроссворда; -отгадай , о ком говорим. Для диагностики и формирования, познавательных УУД – «найди отличия»; - «на что похоже?»; - поиск лишнего; - «лабиринты»; - работа со словарями. Для диагностики и формирования , регулятивных УУД – «преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - взаимный диктант; - «ищу ошибки»; - заучивание материала наизусть в классе.

Уроки, организованные мной по вышеуказанной структуре, – развивающие уроки.

Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность

по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности,

позволивших выйти из затруднения

Работая по программе «Гармония», я реализую заложенные в ней современные образовательные технологии.

  1. Здоровьесберегающие технологии. Во время учебного процесса я провожу физкультминутки, гимнастику для глаз. С детьми и родителями провожу беседы об укреплении и сохранении здоровья.

  2. Технология проектной деятельности. Дети с удовольствием выполняли свои первые проекты.

  3. Информационные технологии. Мой кабинет оснащён оборудованием. На уроках использую проектор, компьютеры. Есть доступ в интернет. Использование Интернет-ресурсов облегчает поиск информации в ходе подготовки к урокам.

  4. Технологии дифференцированного обучения. В моём классе обучаются дети с разными способностями, поэтому дифференцированный подход необходим.

Результаты освоения содержания ФГОС НОО показали, что у детей активно формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение, противопоставлять добро и зло. А это позволяет нам надеяться на то, что дети получат возможность развить в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности.

В своей работе, как и в любом новом начинании, я испытывала определённые затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся.


.



Филиппова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя общеобразовательная школа»

с.Преображенка





Похожие:

Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconУрока: Вычитание числа 2 (случай вычитания: 11-2) ЦЕЛИ урока: Закрепить умение вычитать число 2, запомнить, что 11-2=9
Закрепить знание состава числа 2, умение называть предыдущие и следующие числа, переводить одни единицы длины в другие единицы длины,...
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока по географии по теме " Условные знаки и масштаб, географические координаты " Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока на основе системно-деятельностного подхода Разработка урока с использованием технологий деятельностного подхода
В рамках проведения методического месячника объявляется конкурс методических разработок теме: «Кладовая педагогического мастерства:...
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconДокументи
1. /Козлова Е.И. Материалы урока по окружающему миру 3 класс/Рецензия.doc
2.
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconУрок природоведения в 3 классе Тема: Разнообразие животных. Цели урока: Познакомить с новой классификацией животных и их
Начнём работу на уроке с интеллектуальной минутки. Если вы, верно, выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока....
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка через работу с текстом (Методическая разработка урока...
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере" Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики моу сош №1 г. Александровска
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока по географии по теме "Литосфера" Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики моу сош №1 г. Александровска Пермского края
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока по физической культуре для 6 класса Тип урока. Учебно-игровой
Тема урока: «Развитие двигательных качеств через совершенствование техники и тактики русской народной игры «Лапта»
Разработка урока по окружающему миру «Разнообразие животных». III. Разработка урока по математике «Единицы длины-сантиметр» iconРазработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть Учитель: Шинкарёва А. Н. Тема урока: «Музыкальные портреты»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы