Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена icon

Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена
Дата конвертации05.12.2013
Размер120.78 Kb.
ТипПрограмма
источник


Муниципальное образовательное учреждение

Прудовская средняя общеобразовательная школа п.Пруды

Краснобаковского района Нижегородской области


Утверждена

Приказом директора

МОУ Прудовской средней школы

№___от «__» ____________2010 г.

__________Е.А.Осипова


ПРОГРАММА

экспериментальной площадки

на тему:

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Руководитель

экспериментальной площадки:

Серебренникова Е.П.


п. Пруды

2010 г

^ Актуальность программы.

Процесс глобализации, пропагандируемый в средствах массовой информации, затронул российское государство. Современный человек живет в новом информационном мире, что делает его мобильнее, эрудированнее. Но это также разрушает роль традиционного образования, основная цель которого не только дать оп­ределённый набор знаний, но и воспитать, привить национальные ценности и любовь к своей культуре.

Воспитание в контексте отечественной культуры делает более целенаправленным формирование позиции человека по отношению к главным экзистенциальным вопросам: «Что такое человек, мир, жизнь, любовь?» В процессе воспитания ученик дол­жен активно включаться в процесс своего экзистенциального совершенствования: глуб­же понимать самого себя, окружающий мир. Воспитательное значение русской культуры связывается не только с трансляцией национальных ценностей, традиций, знаний, но и с предоставле­нием учащимся возможности формировать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые исторически сложились в обществе, оце­нивать окружающий мир с позиции духовно-нравственных ценностей.

Тем не менее, за последние десять лет не было проведено ни одного целостного ис­следования, посвященного изучению воспитательного потенциала русской куль­туры. Остается не до конца изученным вопрос о педагогических условиях, формах и ме­тодах его реализации. Несогласованность теоретических основ, целей, задач, содержа­ния, организации и методического обеспечения процесса реализации воспитательного потенциала русской культуры приводит к снижению эффективности педагогиче­ского процесса.

Традиционно возрастом для нравственного становления личности считал­ся подростковый возраст. Но исследования последних лет показали, что младший возраст также предоставляет большие возможности для формирования жизненных смыслов и духовных ценностей. На этом этапе закладываются позитивные ус­тановки на постоянный личностный рост. Тем не менее, в практике духов­но-нравственного воспитания не уделяется должного внимания этой возрастной катего­рии.

Мы определили проблему нашего исследования: какие педаго­гические условия и средства способствуют духовно-нравственному воспитанию лично­сти младшего школьника в процессе изучения русской культуры?

Общепедагогическое и практическое значение проблемы, необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры».


^ Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства духов­но-нравственного воспитания личности младшего школьника в процессе изучения русской культуры.


^ Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания личности млад­шего школьника.


Предмет исследования: комплекс педагогических условий и средств духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника в процессе изучения русской культуры.


^ Гипотеза исследования основана на том, что духовно-нравственное воспитание в процессе изучения русской культуры окажет существенное влияние на развитие духовности младшего школьника.


^ Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятия «духовность» и педагогические подходы к духовно-нравственному воспитанию.

  2. Обосновать воспитательный потенциал изучения русской культуры и условия его реализации.

  3. Выявить исходные положения духовно-нравственного воспитания младших школьников.

  4. Разработать личностно-ориентированную модель процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников при изучении русской культуры.

  5. Осуществить экспериментальную работу разработанных педагогических условий и средств духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе изу­чения русской культуры.

^ Теоретико-методологическую основу экспериментирования составят:

  • философские и психологические взгляды: на сущность человека, его духовное ста­новление в культурно-историческом пространстве (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, В. А. Петровский, А. А. Ухтомский, К. Г. Юнг);

  • психолого-педагогические теории о закономерностях и детерминантах развития личности в младшем подростковом возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн); формирования ценностных ориентаций личности (В. Г. Алексеев, Б. Г. Ананьев, Н. Д. Никандров, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов);

  • основные положения теорий воспитывающего обучения (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), организации воспитательного процесса (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков), воспитательных систем (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова), концепции диалога (М. М. Бахтин, Т. А. Флоренская);

  • педагогические идеи личностно-ориентированного подхода (Ш. А. Амонашвили, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), культурологического подхода (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, а также Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская) к обучению и воспитанию;

  • концептуальные работы в области культурологии и истории русской культуры (Л. Г. Березовая, А. М. Сахаров, Б. Т. Успенский).

^ Методы исследования: теоретические (теоретический анализ психо­лого-педагогической литературы, проектирование), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогический экспери­мент), методы математической статистики для обработки результатов исследования.

^ Основные этапы исследования.

На первом этапе (2010-2011 гг.) изучается психолого-педагогическая литература по проблемам духовного становления личности; формулируется проблема эксперимента, определяется пред­мет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования; апробируются элементы раз­рабатываемой программы и методики воспитания; проводятся входные диагностики ценностных ориентаций младших школьников.

На втором этапе (2011-2012 гг.) продолжается изучение научно-педагогической лите­ратуры по проблеме эксперимента, уточняются теоретические положения. Проводится констатирующий эксперимент по изучению состояния проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников. На этом этапе разрабатывается модель процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) проводятся сравнительные методики диагностики ценностных ориентаций младших школьников; проводится опытно-экспериментальная работа, где уточняется и проверяется выдвинутая гипотеза; реализовывается модель процесса духов­но-нравственного воспитания младших школьников на основе изучения русской культуры; оцениваются результаты, корректируется ход эксперимента с учетом резуль­татов, полученных в ходе исследовательской работы; обобщаются данные, формули­руются выводы, выявляются перспективы исследования проблемы.


^ Модель процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников при изучении русской культуры


Концептуальный блок

Общепедагогические принципы:

  • стимулирования саморазвития;

  • нравственной саморегуляции;

  • преодоления психологических барье­ров;

  • актуализации ситуации;

Частнодидактические принципы:

  • воспитывающего обучения;

  • актуализации этической проблематики;

  • персонализма;

  • опоры на систему образов;

  • диалогичности.




  • Концептуальный компонент содержит теоретическое обоснование понимания сущно­сти процесса духовно-нравственного воспитания - педагогической концепции, выраже­нием которой являются общепедагогические и частнодидактические принципы. Обще­педагогические принципы сформулированы на основе экзистенциального подхода и мо­дифицированы применительно к содержанию духовно-нравственного воспитания: сти­мулирования саморазвития, нравственной саморегуляции, преодоления психологических барьеров, актуализации ситуации, социального закаливания. Частнодидактические принципы: воспитывающего обучения; актуализации философско-этической проблема­тики; персонализма; диалогичности; опоры на систему образов.



Содержательно-процессуальный блок

Личностная педагогическая техноло­гия «Экзистенциальный диалог»


Первый этап - «трансцендентный» (философский) диалог


Второй этап - рефлексия собственного духовного опыта


Третий этап - система ценностно-ориентирующих ситуаций (занятия по­лиморфной структуры)


Содержательно-процессуальный блок модели включает в себя комплекс внеклассных занятий и мероприятий духовно-нравственного воспитания, выбор которых определяется общепедагогическими и частнодидактическими принципами в соответствии с постав­ленной целью.

Философско-мировоззренческий компонент выступает в форме знания духовно-нравственных основ бытия, включающего:

  • ценности - идеалы (мировоззренческий уровень освоения духовно-нравственных ценностей, идеалов в их национально-культурном выражении: «человеческое бытие», «цель жизни», «предназначение человека», «выбор», «ответ­ственность», «свобода», «необходимость», а также «истина», «любовь», «добро», «кра­сота» и другие экзистенциальные ценности);

  • ценности - средства (жизненно-практический уровень применения нравственных норм и принципов, выработанных на основе духовно-нравственного опыта русского наро­да, воплотившегося в персоналиях произведений национальной культуры).

Эмоционально-ценностный компонент предполагает эмоционально-ценностное пе­реживание образовательного содержания на основе эмоционально-образного восприятия духовно-нравственных смыслов артефактов культуры, вырабатывает оценочную пози­цию событий национально-культурной истории, современности и личностного духовно­го опыта, психологическую установку на готовность присвоения духовно-нравственных ценностей, превращение их в личные взгляды и убеждения. Он формирует ценностные отношения к миру и людям, где ценностное отношение - это отношение к определенно­му объекту жизни, выступающее для человека в роли ценности жизни.

Личностно-деятельностный компонент предполагает творческое освоение духовно-нравственного содержания на личностном уровне, опору на личностную, самобытную сущность ученика. Он предусматривает организацию ценностно-ориентированной деятель­ности, выраженной как в форме опыта осуществления способов конкретной практиче­ской деятельности (нравственного поведения и поступков), так и в форме общения (взаимодействия с людьми на духовно-нравственной основе).

Личностно-ориентированный характер содержания духовно-нравственного воспита­ния требует выбора продуктивных методов (проблемно-поискового, исследовательского, эвристического) и активных форм воспитательно-образовательной деятельности. Глав­ным принципом выбора методов была их бинарность, то есть направленность на воспи­тание и самовоспитание личности младшего школьника.

Составляющие педагогической технологии «Экзистенциальный диалог» -это взаимо­проникающая и взаимодополняющая триада педагогических действий, осуществляемых поэтапно:

  1. «трансцендентный» (философский) диалог;

2. рефлексия собственного духовного опыта;

3. система ценностно-ориентирующих ситуаций (занятия полиморфной структу­ры).

  1. «Трансцендентный» (философский) диалог

Трансцендентный диалог представляет собой диалоговое взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на поиск истины, исследование сущности и со­держания ценностей-идеалов во взаимодействии учителя и учеников. В процессе транс­цендентного диалога общее решение может быть не найдено. Результатом таких занятий, мероприятий или классных часов будет «оживление» ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, осмыс­ление им духовно-нравственной проблематики образовательного содержания и «прикос­новение» к пониманию ценностей-идеалов. Примерная схема трансцендентного диалога представлена в таблице.




2. Рефлексия собственного духовного опыта может осуществляться в разных формах (исследования, проекты, сочинения, эссе, творческие работы).


3. Система ценностно-ориентирующих ситуаций, направленных на освоение ду­ховно-нравственных ценностей на основе их переживании и ценностно-ориентирующей деятельности.

Воспитательное занятие может иметь продолжение в музее, библиотеке, театре, других площадках и размыкаться в социальную реальность.

Система ценностно-ориентирующих ситуаций предусматривает учебно-тренировочную деятельность и является первым шагом младшего школьника из области понимаемых духовно-нравственных ценностей к настоящему духовно-нравственному поступку. Возникшее на занятии духовно-нравственное переживание должно закреп­ляться практической тренировкой - организованной практической деятельностью. Про­исходит переход одного момента воспитания в другой в живом процессе воспитательной деятельности. Факт переживания переходит в мотив и потребность деятельности, по­требность в действие, действие в деятельность и порождает привычку определенного образа действий.

Целевой компонент программы воспитания школьника «Духовно-нравственные тради­ции русской культуры» охватывает систему ценностных отношений к следующим объ­ектам: семье, окружающему миру, традиционной культуре, родному краю, Отечеству. В соответствии с ведущими ценностями определены блоки: «Дом и семья в русской культуре»; «Мир вокруг нас»; «Традиции и праздники»; «Русь святая». Образовательное содержание распределяется по спираль­но-концентрическому принципу, постепенно расширяя духовное пространство обучаю­щегося от принятия семейных ценностей до воспитания любви к родному краю, Отече­ству.

Основными диагностическими методиками, которыми мы будем руководствоваться в своей работе: «Недописанный тезис» (Н. Е. Щурковой); «Размышление о жизненном опыте» (Н. Е. Щурковой); «Ранжирование ценностей» (С. Г. Макеевой).


^ Ожидаемые результаты:

  1. Соответственно содержанию, вкладываемому в понятие «духовность», целью воспитательного процесса будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

  2. Выявленные условия реализации воспитательного потенциала русской культуры позволят нам определить принципы ее изучения: воспитывающего обу­чения, опоры на систему образов, диалогичности.

  3. В младшем школьном возрасте складываются базовые основания личности, формируется самосознание, зарождается рефлексия. Наибольшей динамичностью в этот возрастной период обладает ценностная сфера. Это позволяет рассматривать духовно-нравственное воспитание как задачу-доминанту для этого возраста.

  4. Исходными положениями духовно-нравственного воспитания младших школьников станут идеи культурно-исторического и экзистенциального подходов.






Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconПрограмма развития на 2011 – 2015 годы
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconАдминистрации лысковского района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Просецкая средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconАдминистрации лысковского района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Просецкая средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconПубличный доклад Муниципального бюджетного образовательного учреждения Пошатовская основная общеобразовательная школа Арзамасского района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пошатовская основная общеобразовательная школа располагается в поселке Пошатово...
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconЕ. А. Осипова (подпись) (Ф. И. О.) 20 г. Отчет
Муниципального бюджетного образовательного учреждения Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Перевозская основная общеобразовательная школа»
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении...
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconМуниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №1 Уренского муниципального района Нижегородской области Приказ
Утвердить основную образовательную программу начального общего образования на 2011-2015 годы. (Приложение №1)
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconПубличный доклад мбоу устанской средней общеобразовательной школы за 2011/2012 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Устанская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской...
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconУтвержден: постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области
...
Муниципальное образовательное учреждение Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды Краснобаковского района Нижегородской области Утверждена iconИнформационная характеристика образовательного учреждения Муниципальное казенное образовательное учреждение «Куломзинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Куломзинская средняя общеобразовательная школа» Оконешниковского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы