Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» icon

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»



НазваниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Дата конвертации06.12.2013
Размер47.96 Kb.
ТипДокументы
источник

Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

184310, г. Заозёрск, Мурманской обл., ул. Строительная - 24


Тематическая беседа с родителями

Как помочь ребёнку заговорить


Педагог – психолог ДОУ № 2 М.М. Авраменко


2009 г.

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребёнка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причём овладение речью имеет характер «взрыва».

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его не возможно. Некоторые учёные считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет своё название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребёнка «это что?», казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон – это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребёнок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И всё же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребёнка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объёму своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной истины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребёнок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому, что между детьми от 1 до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, учёные пытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребёнка для каждого возраста. Оказалось, что и между и этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца, минимальный словарь ребёнка – всего 4-5 слов, а максимальный – 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственного отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, по какому пути идёт его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т.е. понимание речи) и активное (т.е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. «Всё понимает, а сказать ничего не может». Действительно, до определённого времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребёнок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И всё-таки при этом, если ребёнок живёт в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарём ребёнка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-х лет, уже в три года догоняют и перегоняют по своему развитию тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребёнка 2 – 3 слова. Если малыш понимает обращённую к нему речь, если вы создаёте все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно – во многом зависит от вас.

Рассмотрим, как могут родители помочь ребёнку заговорить.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. Подражание действительно имеет место при овладении речи (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и родители). Однако оно не является главным. Ребёнок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова ещё не ведёт к появлению собственных слов ребёнка.

В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребёнком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово – это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой0то обозначаемый им предмет. Если такого предмета нет, если мать и ребёнок до 1,5 лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он не воспроизводил её слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и сами игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако, в том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребёнка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий:

  1. потребность в общении со взрослым

  2. потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым или содержательного, делового общения создаёт необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести своё слово. Таким образом, главное – это не просто говорить, но с ребёнком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятным, он должен произнести совершенно определённое слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребёнка к активному использованию определённого слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребёнка.

На первом этапе таким центром является предмет.

На втором – взрослый.

На третьем – слово.

Полностью развёрнутым процесс порождения слова бывает только в начале. В последующем этот процесс свёртывается, ребёнок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции.




Похожие:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconЗаключили настоящий договор о нижеследующем
Мдоу «Новоарбанский детский сад «Радуга» комбинированного вида и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего муниципальное...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconДоговор между муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное учреждение в Российской Федерации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга», именуемое в дальнейшем «доу»,...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №129
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №129 имеет почтовый и юридический адрес: 681008,РФ....
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconКонспект оздоровительных мероприятий после сна в первой младшей группе №1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconМуниципальное образование город окружного значения нижневартовск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 «былинушка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 «былинушка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconМуниципальное задание муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Краснослободского...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconПубличный отчёт Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №4 комбинированного вида Содержание
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №4 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Настоящее положение регулирует порядок оформления, приема и отчисления детей в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconУважаемые родители! Регистрация детей на очередь в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20 «Детский сад комбинированного вида»
Регистрация детей на очередь в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20 «Детский сад комбинированного вида»,...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 комбинированного вида «Березка» 2011-2012г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида «Березка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №18 «Петушок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18 «Петушок» города Гурьевска»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы