Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» icon

Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!»



НазваниеПрограмма индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!»
Дата конвертации21.08.2013
Размер316.03 Kb.
ТипПрограмма
источник

Отдел образования администрации города Шумерля


Программа

индивидуального развития

Тарасовой Ксении

«Я верю в успех!»


Разработала:

учитель начальных классов

МОУ гимназии №8

города Шумерля

Чувашской Республики

Мордикова Светлана Витальевна


г. Шумерля 2009 г.

Пояснительная записка

Программа индивидуального развития направлена на формирование желания учиться, ценностного отношения к себе и к своим сверстникам, раскрытие творческого потенциала, укрепление здоровья.

Обоснование:

Ученица 2 А класса Тарасова Ксения способна на более высокие темпы своего развития как личности, имеет большой потенциал и желание учиться без «3», однако ей мешают быстрая утомляемость, рассеянность и невнимательность на уроках.

^ Цель: обеспечить многостороннее развитие личности и помочь желанию учиться на «4» и «5» воплотиться в реальность.


Задачи:

1. Создание условий для получения качественных результатов.

2. Обучение с учётом психического и физического развития личности.

3. Сохранение и укрепление здоровья ученика.

4. Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

5. Создание условий для активного сотрудничества родителей и детей.

Принципы программы:

  • Индивидуальность

  • Учёт возрастных особенностей

  • Сочетание различных направлений работы

  • Последовательность


Ожидаемый результат:

Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности:

  • это гуманная личность, которую характеризуют терпимость, проявление интереса к людям, общительность, умение дружить с другими;

  • это творческая личность, которой присущи стремление к развитию своих способностей, интересов и склонностей;

  • это здоровый ребёнок физически развитый, знающий правила здорового человека;

  • это личность с развитыми волевыми, нравственными чертами и психическими интересами и умственными способностями.


^ Этапы реализации программы:


1 этап - диагностическая и аналитическая работа, необходимая для определения

цели и задач.

2 этап – разработка основных направлений программы развития

3 этап – отработка содержания программы на практике

4 этап – подведение итогов


^ 1 этап - Диагностическая работа (октябрь 2008)

Диагностика – не панацея, а средство,

которое может помочь сделать проблему

беспроблемной.

Д. Добсон

  • Работа классного руководителя

№ п/п

Виды работ

Формы работ

1

Диагностика родителей

1. Анкета «Режим дня моего ребенка»

2. Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

3. Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»

2

Наблюдение за развитием ребенка

1. Индивидуальные беседы со школьником

2. Приобщение к творческим делам класса 3. Запись в кружки

4. Посещение на дому

3

Психолого-педагогическое сопровождение

1.Заполнение индивидуальной карты 2.Составление социального паспорта ученицы




  • Работа педагога - психолога

№ п/п

Виды работ

Формы работ

1

Изучение познавательной деятельности и личностных особенностей ученицы

1.Тест Айзенка

2.Методика Э. Давыдова

«Графический диктант»

3.Методика «Запомни и расставь точки»

4. Тест «Признаки утомляемости»

5. Методика Бурдона



Индивидуальная карта развития

№ п/п

Оцениваемые категории

Уровень развития

1.

Объем внимания

ниже среднего

2.

Концентрация внимания

ниже среднего

3.

Память

средний

4.

Мышление

выше среднего

5.

Мотивация

оценочная

6.

Утомляемость

присутствует

7.

Тревожность

норма

8.

Положение в классе

средний статус

9.

Самооценка

низкая


Внимательность ученика к классным

занятиям есть условие для успешности учения.

Гений – это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.


Характеристика ученицы.

Тарасова Ксения Владимировна учится во 2 а классе.

Родилась 24 июня 2000 года в городе Шумерля Чувашской Республики.

С 1 сентября 2007 года обучается в МОУ гимназии №8 города Шумерля.

Семья полная, благополучная. Родители уделяют большое внимание воспитанию дочери, постоянно интересуются ее школьной жизнью. Линия семейного воспитания направлена на становление ученицы как самостоятельной личности.

В жизни класса принимает активное участие. Мнением коллектива дорожит, дружит, в основном, с Дашей. Дружба эта основана на общности интересов - девочки вместе посещают театральный кружок.

Немного отстает по русскому языку и математике. Полноценному усвоению школьного материала мешают невнимательность и уход «в себя» на уроках. Домашние задания всегда выполняет правильно. Здесь большое внимание уделят родители Ксении.

Память развита. Речь на уроках тихая, в неофициальной обстановке более уверенная и громкая.

Уровень умственного развития – выше среднего, уровень воспитанности – высокий.

Предпочитает творческую работу, с великим желанием принимает участие в классных и школьных мероприятиях.

Физическое развитие соответствует норме (из детского садика поступила в школу с

небольшим избытком массы).

Ксения – отзывчивая, способная к сочувствию, мягкая, рассудительная девочка.


Вывод: На основании проведенной психолого-педагогической диагностики ученицы 2 класса Тарасовой Ксении выявлено, что познавательные процессы ребенка соответствуют норме и даже ее превышают. Ксения способна усваивать учебный материал достаточно быстро, однако у девочки проявляются признаки утомляемости на уроках, концентрация внимания ниже среднего уровня, присутствуют рассеянность и утомляемость. Для решения возникшей проблемы мною составлена программа, где разработаны следующие направления индивидуального развития моей ученицы.


^ 2 этап – Разработка основных направлений развития учащейся (ноябрь 2008 – май 2009 г.г.)

Лучше зажечь свечу, чем

всю жизнь проклинать темноту.

Ф. Абрамов





Виды работ

Форма работы










1.


2.


3.


4.


5.


6.

Формирование познавательных интересов.

Задачи:

Формировать потребность к активному обучению.

Способствовать интеллектуальному развитию.

Создавать условия для развития познавательных интересов.


Воспитание будущего Гражданина

Задачи:

Воспитывать у ученика гражданско-патриотические чувства.

Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.

Воспитывать чувство любви к родному краю, к школе.

Привить интерес к урокам родного языка.


Воспитание здорового ребёнка.

Задачи:

Культивировать здоровый образ жизни.


Формировать навыки личной гигиены.


Способствовать укреплению здоровья учащихся.


Развитие творческих способностей ученицы.

Задачи:

Развивать интересы ребёнка.

Способствовать расширению культурного кругозора.

Создавать условия для развития творческих способностей личности.


Воспитание трудолюбия

Задачи:

Привить культуру умственного труда.


Работа с семьей

Задачи:

Оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащейся.

Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность.

Обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.





1.Участие в проекте «Успешное чтение»

2.Занятие в кружке «Я – математик»

3.Экскурсии в музеи, библиотеки.


1.Чтение художественных произведений

2.Классный час «Победа деда – моя победа»

3. Классный час «День чувашского языка»

4. Изучение государственных символов «Что такое герб, флаг, гимн?» 5.Изучение истории города, республики, страны


1.Использование элементов технологии В. Ф. Базарного на уроках.

2.Изучение игр чувашского народа.

3.Участие в спортивных мероприятиях «Лыжня России», «Пробег , посвященный памяти А.Николаева»

4. Проведение физкультминуток.

5. Классный час «На прием к врачу».

6. Составление памяток здорового человека (о зубах, о правильном питании …)

7.Обучение способам оздоровления через уроки физкультуры, и динамические часы

8.Занятия в спортивном кружке «Аэробика»


1.Посещение театрального кружка.

2.Занятие в вокально-драматическом кружке «Незабудки» при ДК «Восход»

3.Привлечение ученицы к организации общешкольных и классных мероприятий через сменные поручения


1.Участие в викторинах, рингах.

2. КВНы по предметам

3.Просмотр познавательных передач, презентаций и фильмов о природе («Живая природа», «Диалоги о животных»).

4. Поисковая работа в Интернет- ресурсах.


1.День открытых дверей.

2.Выставка работ детского и родительского творчества «Музей одного дня».

3.Родительский лекторий «Режим дня в жизни школьника»

4.Родительское собрание «Родителям о внимании и внимательности»

5.Участие в совместных классных мероприятиях

6.Оказание помощи в благоустройстве классного кабинета.









Подведение предварительных итогов.

Данные

Результаты

октябрь

февраль

Состояние здоровья

хорошее

хорошее

Успеваемость

Контрольные срезы на «3»

Контрольные срезы на «4»

Интересы

Вокальное отделение ДК «Восход», драмкружок,

Вокальное отделение ДК«Восход», драмкружок,

Спортиная секция «Аэробика»

Деятельность на уроках

Невнимательная,

Уход «в себя»

Заметно повысилась внимательность,

Активно работает на уроках

Внеурочная деятельность

Запись в художественную школу,


1 место в школьном конкурсе чтецов,

Активная работа в классном самоуправлении

Примечание

Низкая самооценка

С интересом выполняет поручения во временных группах классного самоуправления.




Литература

1.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е. «Обучение жизненно-важным навыкам». Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Образование Культура», 2002

2. Вишневский В. А. «Педагогическая диагностика в системе управления

общеобразовательной школой с дифференцированным обучением».-Чебоксары, 2002

3. Хорошавина Г.Г. «Копилка учителя». –Йошкар-Ола – Чебоксары: Изд-во Наумова Л. А.,2006

4. Сборник психодиагностических методик для психологов системы

народного образования./Сост. Бадретдинова М. К., Ишмуратов А. В. –Санкт – Петербург «Политехника», 1993.

5. Вараксин В. «В игре развиваем личность»// Воспитание школьников. 2005 - №5, стр55

6. Малютина И. «Интерактивные игры»// Воспитание школьников. 2005 - №2, стр. 52

7. Новикова Л.М., СамойловаИ.В. «Настольная книга школьного психолога»// 1 – 4 классы /– М. : Эксмо, 2008.

8. Диагностика развития младших школьников: Психологические тесты./ Сост. Т.Г.Макеева. – Москва «Феникс», 2008.

9. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания»:1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.-

(Педагогика. Психология. Управление.)

Приложение


Тест «Признаки утомляемости»

% п/п

Признаки утомляемости

Особенности проявления

1.

Двигательная активность на уроке

средние

2.

Навязчивые движения

средние

3.

Речевая активность

сильные

4.

Пониженный фон настроения

средние

5.

Психосоматика (жалобы на недомогание)

слабые

6.

Сообщение об усталости

слабые

7.

Уход «в себя»

сильные



^ Семья-компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старшихи полигон взаимоотношений для каждого.

В.Г.Кротов


Здоровье – это возможность возможностей.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,

как если бы от этого зависела Ваша жизнь

^ Л.Кьюби


Кем бы ты ни был, жизнь твоя должна быть духовно богатой, ты должен видеть прекрасное и уметь любоваться им.

Герман Титов


^ Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Н.Г.Чернышевский


В случае если ученик чего-нибудь не понимает в объяснениях учителя, он, по окончании учителем объяснений, встает с места, и тем дает знать о желании своем обратиться к нему с словом. Но возражений и вопросов, не относящихся к уроку, не делать.


Концентрируясь на уроке по указанию учителя, ученики совершают волевое усилие. Волевое усилие ускоряет утомление учеников. Утомляясь, они становиться рассеянными, отвлекаются. У младших школьников при произвольном сосредоточении утомление сказывается на внимании в среднем через 15 минут, старших – через 30 минут.

Или слово в защиту индивидуального образовательного пространства


Какое странное название, – подумаете вы, – разве начальная школа находится в зоне риска? И кто при этом рискует: школа? ученик? родители? общество?” Давайте разберемся.

Прежде всего отметим те требования, которые уже несколько десятилетий предъявляются школе со стороны общества и семьи, при этом критики не избегает и начальная ступень образования:

школа остается в основном принудительной, авторитарной, опирающейся на повиновение учителю, не учитывает индивидуальность ребенка, не позволяет ученику высказать мнение, противоречащее принятому в учебнике или высказанному учителем, не развивает воображения и творческих способностей;

обучение остается репродуктивным, что приводит к тому, что школьник действует в рамках трех ролей: слушатель, зритель, репродуктор. Это обрекает ученика на конформистскую (соглашательскую) деятельность, что препятствует развитию его критического мышления, самостоятельности и инициативности;

школа не обеспечивает развитие той деятельности, которой занимается ребенок в ее стенах, ученик не умеет учиться, не владеет общеучебными умениями, не готов к самостоятельной познавательной деятельности. Теряется социальная значимость учебной деятельности, что в конечном итоге ведет к уменьшению интеллектуальной элиты общества.

Сделаем первый вывод: если школа не сумеет (или не захочет!) преодолеть эти недостатки, она, безусловно, попадает в зону риска; интерес к школе и учению будет продолжать снижаться, и это явление будет охватывать все большее число учеников, познавательные интересы и способности школьников будут находиться на критической отметке, дети не смогут продолжать образование, можно ожидать резкого падения успеваемости в среднем звене школы. А расплата за это – снижение темпов и качества развития общества.

Высказанные положения давно волнуют и самих педагогов, а процесс преодоления “болевых точек” начального образования идет уже несколько лет весьма интенсивно. Так, современные концепции начального образования выдвигают принцип личностно-ориентированного обучения. Это означает, что учитель должен отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого, индивидуализированного. Обратим внимание на слова “должен отказаться” – не отказался, а еще только раздумывает: принять сию точку зрения или погодить?!

Почему же реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем начального образования?

Во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и дает подчас весьма призрачные результаты внедрения. Это связано с тем, что педагог не может перестроиться, измениться психологически, принять не только разумом, но и сердцем право каждого ребенка быть личностью.

Во-вторых, часто учитель смутно представляет, что такое личностно-ориентированное обучение и не может его реализовать, то есть не умеет изменить свое взаимодействие с детьми так, чтобы учебная деятельность была значима для каждого ученика.

Прежде всего давайте разберемся в характеристике “личностно-ориентированное обучение” младших школьников. Будем рассматривать такой тип обучения как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.

На самом деле все достаточно просто: школьник, окончивший начальную школу, должен существенно отличаться от самого себя не только уровнем полученной информации (“много знаю”), но положительным отношением к процессу познания: “люблю узнавать новое”, “учусь с удовольствием”, а также умением оценивать приобретенные знания: “знаю, чего не знаю”, “умею устранять причины незнания”.

На вопрос: “Кого называют образованным?” – многие учителя ответят: “Того, кто много знает” (такое представление об образованности присуще примерно 90 процентам учителей начальной школы). Однако наличие знаний, их объем, полнота – лишь один из показателей образованности человека. Рассмотрим для доказательства один пример.

Выпускнику начальной школы предлагают рассказать о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит ему “пять”, считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу “Свойства воды”. Результат плачевен: ребенок не справился с заданием. Что произошло? Ведь, казалось бы, ученик приобрел знания!

Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, как мертвый груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего нестандартных) учебных задач. Ну действительно, зачем человеку знания, если он не владеет ими. Выделим первый компонент развития: умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно значимого обучения – развитие мотивации учебной деятельности.

Обратимся к примеру. Почему дети делают при письме ошибки? Разве они не знают правила? Да нет! Это происходит по двум причинам: во-первых, школьник не знает, где применить данное правило, во-вторых, не умеет найти причину допущенной ошибки. Что делает учитель? Он предлагает детям тренироваться – много раз писать слово, в котором допущена ошибка (проводить работу над ошибками). Этот прием неэффективен, потому что здесь все зависит от памяти и ситуативной внимательности ученика, ведь не устранена причина появления ошибки.

Что же делать? В последнем письме Министерства образования РФ по контролю и оценке в начальной школе рекомендуется не исправлять ошибку, а подчеркнуть слово, в котором она допущена. Этот прием очень важен: ребенок поставлен в ситуацию, когда он сам у себя должен найти ошибку, выяснить ее причину и своей рукой исправить. Умение, а затем и привычка оценивать свою деятельность приводит к несомненному повышению успешности обучения.

Казалось бы, чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения весьма важны – они формируют у школьников мотив их деятельности.

Следующий важнейший компонент детского развития – сформированность умения добывать знания.

Сегодняшний младший школьник должен внимательно слушать (он – слушатель), внимательно смотреть (он – зритель) и все хорошо запомнить (он – репродуктор). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, то есть “на уже созревшие плоды” (Д.Б.Эльконин), опирается на слабость ребенка, а не на его силу.

Действительно, восприятие и память – весьма важные психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания навязываются ребенку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Причем чем ближе результат к данному педагогом образцу, тем выше отметка.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала человека и формирование новых социальных ролей “я – ученик”, “я – школьник”.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

В этом случае меняет свой характер и восприятие, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Приведем пример из учебника “Окружающий мир” для 3 класса (авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. М.: Вентана-Граф, 2000 г.). В теме “Насекомые” дети работают с рубрикой учебника “Выскажи предположение”: «Рассмотри рисунки. Выскажи свое мнение: почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых можно назвать “прыгательные”, какие – “копательные”, какие – “плавательные”, а какие – “хватательные”?»

Обратите внимание: текста, который бы рассказывал о конечностях насекомых, в учебнике нет, есть только рисунки разных ног насекомых и вопросы для обсуждения. Очевидно, что такое задание побуждает учеников сопоставить особенности строения ног с местом обитания животного, вспомнить примеры насекомых, имеющих подобные конечности, и самостоятельно дать характеристику особенностей передвижений разных их представителей.

Процесс обучения должен предоставить ребенку возможность быть его активным равноправным участником и выступать в роли исследователя, который в ходе коллективного обсуждения открывает для себя законы того или иного научного знания.

Вот и вторая зона риска: школа не может ориентироваться на инструктивно-авторитарное обучение, рассчитанное на прямое подражание и копирование представленного учителем образца. Оно не развивает критическое мышление, а оставляет ребенка в рамках конформистской деятельности. Не преодолев этот недостаток школы, мы снова и снова будем воспроизводить общество соглашателей, что немедленно приведет к потере талантливых, неординарных, критических личностей.

И, наконец, обратимся к еще одной болевой точке начального образования: оценим подходы к индивидуализации и дифференциации обучения.

Сегодня уже не встретишь педагога начальной школы, который бы не понимал необходимости строить учебный процесс с учетом индивидуальности ребенка. Что мы должны для этого учесть в первую очередь? Три основных показателя определяют индивидуальность ребенка как ученика: темп обучаемости, трудности усвоения учебного материала, владение учебной деятельностью. Учитывая их, педагог должен обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог работать в присущем ему темпе (не гнать одних и не удерживать других), анализировать причины возникающих у школьника трудностей и корректировать процесс обучения для их устранения, и особое внимание обратить на формирование тех компонентов учебной деятельности, которые у детей еще не развиты.

Для воплощения этого школа разделяет детей по уровню способностей и, чтобы не обижать отстающих, придумывает разные названия: класс выравнивания, здоровья, компенсирующего обучения, тем самым как раз и нарушая принципы личностно-ориентированного образования. Почему? Во-первых, потому, что успешное развитие ребенка осуществляется в условиях высокого интеллектуального фона обучения, то есть, говоря другими словами, отличнику так же в классе нужен отстающий, как неуспевающему отличник: у одного развивается критическое отношение к себе, а у другого постоянно есть образец, которому стоит подражать. Во-вторых, ребенок в классе отстающих привыкает к своему статусу – “каждый сверчок знай свой шесток”. Хотят взрослые или не хотят, но они определяют планку развития этих детей – всех устраивает удовлетворительный уровень.

Давайте для примера опросим детей класса выравнивания, пусть ответят на вопрос, какой урок у каждого самый любимый. Неожиданностей не будет: любимыми предметами дети назовут те, которые у них хорошо получаются. Это говорит об отсутствии сформированности важнейшего компонента познавательного интереса – волевого: человеку с развитой познавательной деятельностью свойственно умение преодолевать трудности, для него интересно не то, что получается, а то, что не получается. В процессе самостоятельного познания в этом случае развиваются инициатива, волевое усилие, желание одержать познавательную победу, приобрести новое знание. Кто будет спорить с утверждением, что такой человек более образован, способен и талантлив?

А для этого школа должна обеспечить постоянное индивидуальное образовательное пространство в разноуровневом интеллектуальном фоне, то есть в гетерогенном классе! Представляете, каким интересным может быть учебный диалог, если дети по-разному ориентируются в проблеме обсуждения: свое мнение высказывают все, никто никому не говорит “неправильно”, “не думаешь”, просто идет анализ разных точек зрения: “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем мнения других” – и коллективно выбираются существенные доказательства. Поскольку выслушиваются разные мнения и в обсуждении принимает участие весь класс (это обеспечивает своим руководством учитель), то все проявляют активность, интерес и стараются быть сообразительными.

Конечно, организовать учебный диалог в разноуровневом классе труднее, чем просто задавать детям вопросы и по очереди их опрашивать, но затраты учительского труда и энергии оплатятся сторицей: уровнем развития детей, личностно значимым отношением к деятельности. А чтобы учителю было легче, ему предлагаются методические пособия – как для детей, так и для него самого. Так, в учебно-методическом комплексе “Начальная школа XXI века” созданы специальные рабочие тетради, объединяющие задания разной степени сложности и обеспечивающие педагогическую помощь как тем, кто успевает хорошо, так и тем, кто по каким-то причинам неуспешен в обучении. Кроме того, в книге для учителя “Беседы с учителем” даются подробные рекомендации к проведению и оценке диагностики и подробные советы, что делать, если у ребенка возникает та или иная трудность.

Итак, начальная школа до тех пор будет находиться в зоне риска, пока не обеспечит создания индивидуального познавательного пространства каждому школьнику, пока будет ориентироваться на усредненное содержание, средний темп обучения, будет игнорировать особенности психического и личностного развития.

Наталья ВИНОГРАДОВА,

зав. “Центром начальной школы”,

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО
^

Нарушения внимания


Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнимательностью" (в противовес такому свойству личности, как "внимательность"). В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах.

Первым типом невнимательности является рассеянность ("порхающее" внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных этот тип невнимательности свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность является временной в результате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей ("стариковская рассеянность").

Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трех основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопровождаются снижением объема внимания.

Рассеяность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, больной не в состоянии длительно сосредотачиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание.

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможной углубленность, поглощенность деятельностью.

Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Отсюда содержанием сознания становятся наиболее личностно близкие больному впечатления. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.

Ослабление внимания отмечается при различных астенических состояниях, особенно если они сопровождаются неустойчивостью степени бодрствования. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга. Повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к случайным и нейтральным раздражителям характерна для маниакальных состояний и при растерянности.

При некоторых расстройствах сознания возникает иногда явление, близкое к повышенной отвлекаемости внимания, — симптом гиперметаморфозы. Больные при этом с особой остротой постоянно замечают изменения формы и пространственной локализации окружающих предметов, они все время пытаются удостовериться в этом прикосновением


^ Направления деятельности по формированию личности ученика





Направления деятельности

Работа с семьей


Семья – это пространство любви, где идёт постоянное состязание, кто кого больше любит…

^ И. Я. Яковлев

Семья полная, состоит из четырех человек. Мать - тара1976 г.р., образование среднее специальное, работает ЧП Уханова П.С. «Катюша»- продавец.

Отец - Василий Геннадьевна 1971 г.р., образование среднее, работает ВОХР ГЖД – стрелок.

Большую часть времени родители заняты на работе, но при этом уделяют внимание воспитанию сына.

В семье преобладает авторитетный стиль воспитания .иногда переходящий в либеральный.

Семью отличает доброжелательность и искренность во взаимоотношениях, трудолюбие.

Являясь примером для сына, Василий Геннадьевич активно участвует в процессе улучшения экокомфорта классного кабинета.


Формы работы:


  • Родительские собрания:

«Типы семейного воспитания»

«Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»

«Роль семьи в формировании личности»

«Как противостоять стрессу»

  • Индивидуальные консультации с родителями

  • Участие в совместных классных мероприятиях

  • Тренинги


Учебная деятельность

  • Обеспечение субьектности ученика в образовательном процессе- важнейшее условие развития индивидуальности личности.

^ А. Н. Тубельский


Приоритетом начального образования является развитие творческой личности, формирования умения учиться, достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

Учителю необходимо создать образовательное пространство, где нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха.

Страничка

«Самоанализ включенности,

интереса и эмоционального благополучия на уроках»


Предмет

Как я учусь?

Как я себя чувствую?

^ Насколько мне интересно?




Всегда хорошо




Иногда хорошо,

иногда плохо




Всегда плохо




Всегда хорошо




Иногда хорошо,

иногда плохо




Всегда плохо




Всегда интересно




Иногда интересно, иногда нет




Никогда не интересно

Русский язык




+




+







+







Литературное чтение

+







+







+







Математика

+







+







+







Информатика

+







+







+







Чувашское слово

+







+







+







Английский язык




+




+







+







ИЗО и художественный труд

+







+







+







Физкультура

+







+







+







Музыка

+







+







+









Любимые предметы: математика, чтение, окружающий мир, чувашское слово, физическая культура.

Предметы, вызывающие трудности в обучении: русский язык.

Формы работы:

  • Занятия в клубе «Трудности нам по плечу» (русский язык) под руководством Бабаниной Е. А.




  • Занятия в клубе «Эрудит» (математика) под руководством Ворониной Т. Н.

  • Подготовка к олимпиаде «Чувашская ласточка» под руководством Ерофеевой С. Г.

  • Совершенствование актёрских способностей в ходе подготовки внеклассных мероприятий

  • Классные часы

« Путешествие в страну неразгаданных тайн»

Интеллектуальная ярмарка


^ Физическое здоровье


класс

Группа здоровья

Физкультурная группа

Диагноз

Зрение

Рост

1

I

основная

здоров

0,6-0,6

123

2

II

основная

нарушение осанки

1,0-0,9

126

3

II

основная

нарушение осанки

1,0-1,0

134

4

II

основная

нарушение осанки

1,0-1,0

138



В результате возросшей нагрузки в 1 классе произошло незначительное нарушение осанки. Проводится большая работа по коррекции и улучшению данного показателя.

Работа по улучшению зрения дала свои результаты и к 4 классу у ребёнка 100% зрение


Формы работы:

  • Физкультминутки на уроках

  • Использование элементов технологии В. Ф. Базарного на уроках

  • Динамические часы

  • Занятия ЛФК

  • Занятия в бассейне ФОК

  • «Велородео»

  • «День туризма»

  • «Лыжня России – 2009»

  • Классные часы:

«Культурного умственного труда в классе и дома »

Праздник «Весёлый урок о здоров


Подготовка в рамках дополнительного образования

Мы должны ввести ребёнка в мир культуры, а это значит - в мир культурных норм, стандартов и правил.

^ А. Адамский


С 1 сентября 2004 года обучается на хоровом отделении Школы искусств гимназии №8

Достижения:

2 место в Региональном конкурсе вокалистов «Сурские узоры» 2006

^ Вокальная группа

2 место в конкурсе «Шумерлинские росточки 2006 »

1 место в конкурсе «Шумерлинские росточки 2007 »


Формы работы:

  • Обучение в 4 классе на хоровом отделении Школы искусств

  • Занятия в вокальной группе под руководством Яцкевич С. Г.

  • Активное участие в школьном объединении «МОВИ»


Психолого-педагогическое сопровождение


Социально-эмоциональное благополучие, показателями которого являются позитивная самооценка, способность решать проблемы, ориентация на успех, оказывает влияние на успешность учебной деятельности.


Проблемы в учебной и социально-эмоциональной сфере часто влекут за собой проблемы поведения, а поведенческие проблемы могут вызвать проблемы в учебе, оказывая непосредственное влияние и на социально-эмоциональное благополучие ребенка.


  • Роме свойственны такие черты, как целеустремлённость, жизнерадостность, искренность и честность, ощущение собственной значимости и ценности в совместной деятельности с детьми разного возраста.

В классном коллективе пользуется популярностью. С интересом выполняет поручения во временных группах классного самоуправления.


Формы работы:

  • Тренинги

  • Анкетирования










Похожие:

Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconРоль программы индивидуального развития «Я верю в успех!» на воспитательную работу 3 а класса Программа индивидуального развития
Программа индивидуального развития направлена на формирование желания учиться, ценностного отношения к себе и к своим сверстникам,...
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconАналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития личности обучающихся 8-11
Проведение мониторинга индивидуального развития личности обучающихся мбоу «Буретская сош» в 2011 – 2012 учебном году было организовано...
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПрограмма индивидуального развития ребёнка «инсайт» (озарение) Автор: Григорьева Л. К

Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПрограмма индивидуального развития ребенка. «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» содержание паспорт Программы
Охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПрограмма индивидуального развития учащегося мбоу «Гимназия №46» г. Чебоксары
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПрограмма индивидуального развития ученика на 2009 2013 г г
Классный руководитель 2 класса моу «Красноармейская сош №2» Григорьева Людмила Калистратовна
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПовестка открытого заседания районной творческой группы по теме : «Игра как приоритетное средство развития ребенка в рамках общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»
Презентация «Игра как приоритетное средство развития ребенка в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования...
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconКнига Арды 2 Библиотека Старого Чародея http
Я не верю в правду победителей. Я не верю в правду побежденных. И те и другие равно лгут. И тем и другим свойственно преувеличивать...
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconВ центре внимания педагогов в течение учебного года были следующие задачи
Основные тенденции развития дошкольного образования в наше время связаны с созданием полноценного пространства развития ребёнка и...
Программа индивидуального развития Тарасовой Ксении «Я верю в успех!» iconПрограмма индивидуального развития ученика 3 класса «Я создатель будущего»
Главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы