Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности icon

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности



НазваниеРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности
страница1/5
Дата конвертации23.08.2013
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С. Воронина»




Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено педсоветом

учителей физической с зам. директора школы:

культуры и ОБЖ: по УВР:

Прокол №___1__ Протокол № 104

Дата: от 30.08.12 г Дата_________ Дата: от 31.08.12 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Пояснительная записка К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

^ 5 – 6 классы

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к учебникам 5 – 6 класса (авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, и обязательного минимума содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

Современный человек живёт в мире природных, техногенных, социальных и других опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, террористическом акте, повлекшем гибель людей и громадный материальный ущерб.

В этих условиях главная задача школы заключается в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, научить правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях

Общенациональной трагедией России являются лесные пожары. Ежегодно их возникает от 20 до 30 тысяч.

В России сохраняются природные очаги инфекционных болезней: чумы, оспы, холеры, сибирской язвы, лихорадки.

На территории России остается высокой угроза возникновения ЧС техногенного характера, которые связаны с производственной или хозяйственной деятельностью человека.

Основной техногенной ЧС являются пожары. Ежегодно в России регистрируется в среднем 250 тысяч пожаров. В огне погибает 15-20 тысяч человек, материальный ущерб оценивается в 1,5 - 1,8 миллиарда рублей. С момента изобретения пороха и взрывчатки человечество столкнулось с проблемой частого возникновения взрывов. Постоянно взрываются производственные объекты, на которых производят взрывчатые вещества, транспорт, на котором они перевозятся, склады, где хранятся взрывчатые вещества.

Довольно много техногенных катастроф возникает на автомобильном, авиационном, железнодорожном, водном транспорте.

Бурное развитие атомной промышленности и ядерной энергетики привело к возникновению радиационной опасности, которая главным образом связана с возможным возникновением аварий на радиационно опасных объектах. В России к таким объектам относятся 9 атомных электростанций с 29 ядерными энергетическими установками, 9 атомных судов гражданского назначения с 15 ядерными энергетическими установками, 30 научно-исследовательских организаций со 113 исследовательскими ядерными установками, 16 специализированных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов, 13 тысяч организаций и предприятий, использующих для своей деятельности радиоактивные вещества и изделия на их основе.

Все это и многие другие факторы представляют потенциальную опасность для россиян, 52 миллиона которых проживает в потенциально опасных районах, а 15 миллионов человек - в чрезвычайно опасных.

На территории России возможно возникновение более 30 чрезвычайно опасных природных явлений, в том числе: наводнения, землетрясения, подтопления, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины, обильные атмосферные осадки, сильный ветер, экстремальные температуры воздуха, засуха, гололед, суховей, цунами, лесные и торфяные пожары. Ежегодно в России происходит 350 - 400 чрезвычайно опасных природных явлений.

Серьезную опасность для жителей России представляют выбросы в окружающую природную среду химически опасных веществ. Подобных выбросов регистрируется ежегодно несколько тысяч. В России действует более 3,3 тысячи предприятий, располагающих значительным количеством химически опасных веществ. Их суммарный запас достигает 700 тысяч тонн. К этому следует добавить арсеналы химического оружия в объеме 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. Суммарная площадь территории России, на которой могут возникнуть ЧС с химическим заражением, составляет около 300 тысяч км2. На ней проживает почти 60 миллионов человек.

В этих условиях главная задача школы заключается в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, научить правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.

^ Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества, государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладение умениями предвидеть возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей.



^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения тематики программы.

Структура программы

Программа включает два раздела и семь тем.

^ Раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»

  • «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

  • «Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях»

  • «Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера»

  • «Современный комплекс проблем безопасности»

  • «Организация защиты населения Российской Федерации от ЧС»

Раздел 2 «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»

  • «Основы здорового образа жизни»

  • «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»

Годовой объём учебного материала составит 34 часа. 1 час в неделю.


^ Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность учащихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

• основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

• организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской федерации;

• права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

• доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, и в местах скопления большого количества людей;

• перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях

В свою рабочую программу я внесла изменения и дополнения, которые не исключают ни одну из тем, ни один из уроков, рекомендованных Примерной программой по основам безопасности жизнедеятельности, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; не нарушают логичности подачи учебного материала; не выходят за рамки знаний, которые способны усвоить дети, умений и навыков, которыми они смогут овладеть. Все изменения и дополнения соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся 5 – 6 классов, их уровню подготовки по другим основным образовательным программам.

Материал учебников 5 и 6 классов (Авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников) изобилует теоретическими сведениями и, в основном, ориентирован на детей, проживающих в больших городах, поэтому часть учебного материала детьми изучается самостоятельно дома, а во время урока больше времени уделяется отработке практических навыков поведения в опасных ситуациях


^ ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 класс)





^ Раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

Раздел

Тема

I

^ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

22




I.I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16




1

Человек, среда его обитания, безопасность человека




5

2

Опасные ситуации техногенного характера




6

3

Опасные ситуации природного характера




2

4

Опасные ситуации социального характера




3

I.II

Чрезвычайные ситуации

6




5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера




6

II

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

12




II.I

Основы здорового образа жизни

4




6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни




4

II.II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8




7

Первая медицинская помощь и правила её оказания




8




Всего часов

34




^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС)

Раздел I

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Подраздел I.I.

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микро- климат города Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. Опасные ситуации техногенного характера

дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

^ Регулирование дорожного движения. дорожная разметка. дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

^ Транспортное средство и водитель.

Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

^ Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

З. Опасные ситуации природного характера

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

^ Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

4. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события в избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБдд и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

^ Подраздел I.II.

Чрезвычайные ситуации

5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их

последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

^ Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

^ Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.


Раздел II

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Подраздел II.I.

Основы здорового образа жизни

6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

^ Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

^ Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества:

углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

^ Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

^ Алкоголь ——- наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных наркотиков.

Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».

Обсуждаемые вопросы:

^ 1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.

2. Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?

^ 3. Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.

Подраздел II.II.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

^ 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

^ Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.


^ Поурочное планирование программы ОБЖ (5 класс)





Раздела, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество

часов

Раздел

Тема

^ 1 Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

18




1

Человек, среда его обитания, безопасность человека




5

1.1

Город как среда обитания

4.09

1




Системы обеспечения безопасности

11.09

1

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

18.09

1

1.3

Особенности природных условий в городе

25.09

1

1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе

2.10

1

2

Опасные ситуации техногенного характера




9

2.5

Пожарная безопасность

9.10

1




Рекомендации по правилам поведения при пожаре

16.10

1




Рекомендации по правилам поведения при пожаре. Эвакуация.

23.10

1




Огнестойкость материалов

30.10

1

2.1

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

13.11

1

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода

20.11

1

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира

27.11

1

2.4

Водитель. Безопасность велосипедиста.

4.12

1

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

11.12

1

З

Опасные ситуации природного характера




1

3.1

3.2

Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на

водоёмах

18.12

1

4

Опасные ситуации социального характера




З

4.1

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Основы безопасности жизнедеятельности человека

Криминогенные ситуации и личная безопасность

25.12

1

4.2

Обеспечение личной безопасности дома

15.01

1

4.3

Обеспечение личной безопасности на улице

22.01

1

II Чрезвычайные ситуации

4




5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера




4

5.1

Чрезвычайные ситуации природного характера

29.01

1

5.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

5.02

1

5.3


Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного или техногенного характера

12.02

19.02

2


III Основы здорового образа жизни

4




6


Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни




4

6.1

6.2

0 здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья

26.02

1


6.3

Рациональное питание. Гигиена питания

5.03

1

6.4

6.5

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

12.03

19.03

2

IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8




7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания




8

7.1

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

2.04

9.04

2

7.2


Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

23.04

30.04

2

7.3


Первая медицинская помощь при отравлениях (практическое занятие)

Содержимое аптечки первой медицинской помощи

7.05

14.05

21.05

З




Оказание первой помощи при утоплении

28.05

1




Всего часов

34

34



ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ (6 класс)



^ Раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

Раздел

Тема

I

^ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

24




I.I

Безопасность человека в природных условиях







1

Виды экстремальных ситуаций







2

Факторы и стрессоры выживания







3

Психологические основы выживания







4

Подготовка к активному отдыху на природе







5

Активный отдых на природе и безопасность







6

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности







7

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде







II

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

10




1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




6

2

Здоровье человека и факторы на него влияющие




4




Всего часов

34




^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)

Раздел 1.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

^ 1. Безопасность человека в природных условиях

1. Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых па природе и необходимость подготовки к нему.

^ Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

^ 2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

^ Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

^ З. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

^ Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

^ 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

^ 5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел II.

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

^ Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

^ Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

^ 2. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

7. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер

и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей

среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие

и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

^ Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.


Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (6 класс)




^ Раздел, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество

часов

Раздел

Тема

1

^ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

24




1

Подготовка к активному отдыху на природе.




6

1.1

Природа и человек

4.09

1

1.2

Ориентирование на местности

11.09

1

1.3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

18.09

1

1.4

Подготовка к выходу на природу.

25.09

1

1.5

Определение места для бивака и организация бивачных работ

2.10

1

1.6

Определение необходимого снаряжения для похода

09.10

1

2

Активный отдых на природе и безопасность




5

2.1

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе

16.10

1

2.2

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

23.10

1

2.3

Подготовка и проведение лыжных походов

30.10

1

2.4

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

13.11

1

2.5

Велосипедные походы и безопасность туристов

20.11

1

З

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности




6

7.5, 7.6

Декада SOS Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

27.11

1

3.1

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

04.12

1


3.2


Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация человека в горной местности

11.12

1


3.3

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

18.12

1

3.4

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом

25.12

1

3.5


Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом

15.01

1

4


Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде




3

4.1, 4.4

Автономное пребывание человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

22.01

1

4.2

Добровольная автономия человека в природной среде

29.01

1

4.3

Вынужденная автономия человека в природной среде

5.02

1

5

Опасные ситуации в природных условиях

12.02

3

5.1

Опасные погодные явления

19.02

1

5.2

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

26.02

1

5.3, 5.4

Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика

05.03

1

II

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ







6

Основы медицинских знаний о оказание первой медицинской

10

6

6.1


Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

12.03

1

6.2

Первая медицинская помощь при травмах

19.03,02.04

2

6.3

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

09.04,16.04

2

6.4

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

23.04

1

7

Здоровье человека и факторы на него влияющие




4

7.1

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

30.04

1

7.2

Компьютер и его влияние на здоровье

7.05

1

7.3

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

14.05

1

7.4

Влияние социальной среды па развитие и здоровье человека

21.04

1




Всего часов

34






  1   2   3   4   5




Похожие:

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconИнформация о подготовке к проведению Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Количество обучающихся, которые примут участие во Всероссийском открытом уроке по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности icon1. Открытый урок «Осторожно, огонь!» (6-11 кл.)
Сош в рамках Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности», в целях решения задач по формированию культуры...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconПрограмма основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconОбразовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности iconОсновы безопасности жизнедеятельности
Программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы