Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры icon

Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры



НазваниеДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Дата конвертации19.10.2012
Размер84.27 Kb.
ТипДокументы
источник





Руководителям

муниципальных органов управления образованием

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА - ЮГРЫ




ул. Чехова 12, г. Ханты-Мансийск, Ханты- Мансийский

автономный округ – Югра (Тюменская область), 628011

Тел. (3467)32-20-96, факс: (3467)32-20-92

E-mail:info@doinhmao.ru, http://www.doinhmao.ru



Уважаемые коллеги!

Во исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в части введения с 1сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», согласно письму Министерства образования и науки РФ № МД-942\03 от 18.07.2011 года направляем информационно-методическое письмо о введении курса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Просим довести информацию до руководителей общеобразовательных учреждений, родителей, обучающихся, общественности.

Информацию о размещении пресс-релизов в СМИ, оповещении родителей направить в срок до 12 октября 2011 года по адресу: shev@doinhmao.ru.

Приложения:

  1. описание учебного курса на 3 листах в 1 экз. (материалы официального сайта http://www.orkce.ru/);

  2. письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942\03 от 18.07.2011 на 2 листах в 1 экз.


И.о. директора департамента Л.Н. Ковешникова

Исполнитель:

Главный специалист отдела общего образования

Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Шесталова Елена Владимировна, тел. 8 (3467) 32 95 18

Приложение 1 к письму

Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

№________ от_______________


^ Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Примерная программа и структура. Аннотация

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 


Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в режиме апробации в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

^ Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ

– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

^ Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

^ Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 

^ Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы.  Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 

^ Примерная программа комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на 34 часа


Приложение 2 к письму

Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

№________ от_______________


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 18 июля 2011 г. N МД-942/03


О ВЫПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - комплексный учебный курс или ОРКСЭ) Министерство образования и науки Российской Федерации проводит предварительный анализ готовности субъектов Российской Федерации к введению комплексного учебного курса.

В рамках апробации в 21 регионе Министерством совместно с субъектами Российской Федерации была отработана модель подготовки и введения в учебный план комплексного учебного курса. В настоящий момент, учитывая опыт проведенной апробации, Министерство готово предложить данную организационную модель введения ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации.

В связи с этим организационные вопросы введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях "Основ религиозных культур и светской этики" будут обсуждаться на расширенном выездном заседании Межведомственного координационного совета (далее - МКС) по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р, который пройдет 19 - 20 сентября 2011 года в Республике Марий Эл. Одновременно с проведением МКС планируется проведение Всероссийского совещания-семинара на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл - одного из участников апробации, с участием представителей от органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и институтов повышения квалификации от всех субъектов Российской Федерации.

Также Минобрнауки России создан специализированный портал: www.orkce.ru, позволяющий в интерактивном режиме оперативно решать вопросы введения ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации, оказывать информационно-методическую поддержку введения ОРКСЭ, а также проводить мониторинг готовности субъектов Российской Федерации. Регистрация на портале для каждого региона будет открыта с 1 сентября 2011 года.

Учитывая важность поставленных задач, прошу взять на контроль своевременную регистрацию на портале: www.orkce.ru органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования (не позднее 10 сентября 2011 года), и предоставление своевременной информации по региону операторам портала для мониторинга готовности региона к введению комплексного учебного курса во исполнение поручения Президента Российской Федерации.


Заместитель Министра

М.В.ДУЛИНОВ




Похожие:

Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры приказ
Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок до 26 марта 2012 года
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа-югры приказ
О проведении заседания Конфликтной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению апелляций участников
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа-югры приказ
О проведении заседания Конфликтной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению апелляций участников
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Березовского филиала Обско-угорского Руководителям муниципальных органов управления образованием Ханты-Мансийского автономного округа...
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры
Провести заседание Конфликтной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Конфликтная комиссия) по рассмотрению...
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры бюджетное учреждение среднего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа – югры
Учебно-материальная база (тсо, библиотечный фонд, приборы, инструменты, компьютерная техника, Интернет, наличие спец кабинетов, лабораторий,...
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры
Провести заседание Конфликтной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Конфликтная комиссия) по рассмотрению...
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа югры приказ о применении автоматизированной информационной системы «Государственная (итоговая) аттестация»
Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» для обработки материалов государственной (итоговой)...
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
Департамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры iconДепартамент образования и молодежной политики ханты мансийского автономного округа югры
Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы