Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования icon

Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования



НазваниеСтратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования
Дата конвертации29.10.2012
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


СТРАТЕГИЯ 2020 и новая модель российского образования

  • Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования


Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г.

  • Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".



^ Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск

  • Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность.

  • Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

  • В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности.

  • Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.



График модернизации образования: 2009 – 12 – 15 - 20

  • 2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе);

  • 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество);

  • 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования;

  • 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.



Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу

  • 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5)  Гражданские институт на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.



Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 ^ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

  • Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).

  • Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет.

  • Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.

  • Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.

  • Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).

  • Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных:

  • на нормативное подушевое финансирование;

  • на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

  • Удовлетворенность населения:

  • качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);



Образовательная программа школы до 2012 года

  • До 2012 года в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, спортивные и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность.

  • Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов – это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.



Образовательные среды образовательного стандарта



Технологии и формы реализации образовательного стандарта



Направления инновационной работы

  • разработать требования к результатам и условиям достижения новых образовательных результатов на трех ступенях школьного образования;

  • разработать и описать виды образовательных программ, их структуру, требования к их содержанию и их наполнению с учетом требований к новому стандарту образования, в том числе требования к базисному образовательному плану;

  • на основе лучших образцов международной и российской практики проведения мониторинговых исследований сформулировать требования к содержанию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных и внеучебных достижений школьников;

  • обеспечить постепенный переход от учебника по предмету к учебно-методическому комплексу;



До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации

  • Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации.

  • Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.



Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач:

  • подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;

  • повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;

  • стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.



По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории:

  • Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности.

  • Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности.

  • Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.



Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.

  • Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.

  • 7. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.



Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории.

  • Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории.

  • Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.



По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания.

  • По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания.

  • Статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно.

  • Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.



К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования

  • Реализация новой модели «Российское образование 2020».

  • Участие в международных исследованиях оценки качества образования.



Механизм реализации Стратегии 2020

  • Стратегия 2020 как позитивный мотив инновационного развития российского образования – переговорные площадки;

  • Институциональное оформление Стратегии 2020 – нормативы, инструкции, правила;

  • Стратегия 2020 – инновационная среда поддержки инициатив «снизу» - проекты;

  • Стратегия 2020 – модель эффективного управления (управление качеством);



Проектная идеология реализации Стратегии 2020

  • Найти проектные решения внутри сформировавшейся проблематики непосредственно «на рабочем месте».

  • Довести институциональную модернизацию до уровня «операций» на рабочем месте: регионального управленца, муниципального управленца, директора школы, бухгалтера, школьного управленца, общественного управляющего, тьютора, эксперта …

  • Авторы проектов – единицы системы образования.



Проектные поля

  • Институциональные – правовые основания «новой модели школы»;

  • Образовательные – качество образования, УМК, технологии, формы;

  • Методические – аттестация, непрерывное повышение квалификации;

  • Управленческие – оценка, гарантия, обеспечение качества образования.



Инициатива проектирования

  • Анализ потребности в проекте

  • Выбор направления (поля) проектирования

  • Соотнесения личной проблематики и «Стратегии 2020»

  • Формирование проектной задачи

  • Решение проектной задачи на уровне получения результата

  • Выбор способа решения, представление о результате



Управление проектами

  • Создание проектно ориентированной среды;

  • Проведение сетевых сессий обучения управленцев и педагогов;

  • Инициатор оформляет тему своего индивидуального проекта и защищает его актуальность;

  • Инициатор реализует проект на практике, при поддержке консультантов;

  • Инициатор распространяет результаты проекта, механизмы реализации, эффекты



Послание президента РФ Федеральному собранию.

  • 5 ноября 2008г.



Роль образования

  • Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.

  • Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.



Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство.

  • Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство.

  • Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

  • Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять направлений.



Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

  • Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

  • Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.

  • Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.



Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

  • Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

  • Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически.

  • Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".



Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.

  • Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.



^ Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года



Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.



Задачи:

  • Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:

  • создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;

  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

  • создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.



Перспективы:

  • В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывает в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.



Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:

  • Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:

  • создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

  • создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

  • создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.



Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:

  • Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:

  • обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;

  • развитие вариативности образовательных программ;

  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

  • обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.



Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

  • Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

  • создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

  • создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;

  • создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.




















Похожие:

Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconА. Г. Асмолов стратегия и методология социокультурной модернизации образования
В свое время известный психолог Л. С. Выготский заметил, что понимание мысли собеседника без знания мотивов собеседника остается...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconПротокол № 2011 г. «Утверждаю»
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством рф, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconН. А. школа с. Хамра» 2012г. М. И. Менякова 2012г. Основная образовательная программа
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством рф, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №25» Проект «Школа в школе»
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством рф, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 года
Роль образования в развитии российского общества Роль образования на современном этапе развития
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования icon«Физика – основа современной техники» в 8 классе (34часа) на 2010-2011 учебный год
Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconУтверждаю 2009 года
Рф от 3 сентября 2005 г. №1340 – р), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена приказом...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconАнализ работы по организации профильного обучения моу сош №8 в 2007-2008 уч г. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 год
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общего образования предусматривается...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconПротокол №1 от 30. 08. 2011г. /Т. И. Сасина/ приказ №120 от 30. 08. 2011г. Положение
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского...
Стратегия 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования iconПриказ от 11. 02. 2002 Москва n 393 о концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы