Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) icon

Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь)



НазваниеЭтапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь)
Дата конвертации19.10.2012
Размер43.64 Kb.
ТипДокументы
источник

Приложение 7.

Методика работы с «картой знаний» в учебном предмете как средством построения образовательной траектории учащихся

Одной из главных задач основной школы является формирование учеб­ной самостоятельности школьников как умения строить свою собствен­ную индивидуальную образовательную траекторию.

Одним из результатов обучения в начальной школе является способ ность учащихся выбирать объем, уровень сложности и способ выполне­ния учебной работы.

Для того чтобы обеспечить преемственность между самоконтролем и самооценкой учащихся в начальной школе, с одной стороны, и уме­нием школьников строить собственные индивидуальные образова­тельные траектории в переходный этап обучения (4-5-й классы), с другой стороны, целесообразно начать планомерную работу по со­зданию самими учащимися «карт» знаний и незнаний в учебном пред­мете, которые бы помогли учащимся целенаправленно отбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-прак­тических задач, позволили бы младшим подросткам делать предпо­ложения о возможных дальнейших движениях в программном мате­риале.

В работе с «картой знаний» можно выделить следующие этапы.

^ 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь)

В отличие от начальной школы, помимо стартовой работы, учащи­еся 5-го класса в коллективное распределенной деятельности выпол­няют стартовые проекты по созданию «карты» построения учебного предмета на данный учебный год. На этот период обучения целесо­образно изменить привычный стиль обучения (каждый день по од­ному уроку разных предметов). Как вариант можно использовать способ концентрированного обучения*. На одной неделе идет рабо­та по русскому языку (по 3-4 часа в день: после двух уроков языка идут 1-2 урока, имеющие другую направленность и другие виды де­ятельности ( физическая культура, изобразительное искусство, му­зыка, труд и т.п.), на другой неделе — математика; на третьей неде­ле — естествознание и история; на четвертой неделе — литература.

Планирование проведения предметной недели Понедельник— проведение «стартовой» проверочной работы, в которую должны быть включены задания двух групп:

1-я группа — задания из начальной школы («ситуация успеха»), необ­ходимые для изучения учебного предмета именно в пятом классе*; | 2-я группа — задания на «разрыв», т.е. на те знания и способы дей­ствия, которыми учащиеся не владеют и от которых они в принципе дол­жны (попробовав) суметь отказаться, зафиксировав свои трудности.

В этот же день идет контроль и оценка выполненной работы, опреде­ляются проблемы и трудности в заданиях 1 -й группы. Задания 2-й груп­пы не рассматриваются. Формируются малые группы для коррекционной работы по типам затруднений и ошибкам.

Вторник-среда — коррекционная работа в малых группах по устра­нению трудностей и ошибок по темам заданий 1 -й группы.

Такая организация коррекционной работы позволяет за более корот­кий срок повторить одновременно сразу несколько необходимых (веду­щих) тем учебного предмета.

Четверг — разбор заданий второй группы. Разбор всем классом возможных причин невыполнения этих заданий. Фиксация всех воз­никших вопросов, затруднений, гипотез и т.п. на бумаге. Именно эти трудности и затруднения являются основанием для составления об­раза будущей «карты» знаний учащихся. Подобная работа проводит­ся в малых группах. На листе бумаге фиксируются и то, что дети уже

знают.

Таким образом, на данном занятии учащиеся пытаются отразить на листе бумаги, что уже они изучили в русском языке и что в бли­жайшее время они будут изучать для того, чтобы ликвидировать свои трудности и проблемы, возникшие при выполнении заданий второй

группы.

Пятница— представление «карт» каждой группы. Их обсуждение и попытка создания общей «карты» знаний, незнаний учащихся класса и возможные пути их ликвидации. Подобная «карта» составляется, офор­мляется и вешается непосредственно в классе. Такие же карты появля­ются на первой странице специальной тетради «Мои достижения в... (на­пример, в русском языке).

^ 2-й этап — работа с «картой» знаний ( октябрь-апрель). На этом этапе работы дети постоянно должны иметь дело с построенной «кар­той». На ней могут исчезать какие-то вопросы или, наоборот, появлять­ся, она может наполняться новым содержанием, которое не могло появиться при ее проектировании. Перечисленные выше действия отра­жаются прежде всего на большой «карте», которая висит в классе. Уча­щиеся вместе с учителем «прокладывают маршрут» по ней, все время его корректируя.

В тетрадях у детей, помимо общих «маршрутов» движения, должны фиксироваться персональные вопросы, трудности, «радиальные инди­видуальные маршруты», которые ученик совершал для преодоления сво­их проблем и трудностей. Обычно такая специальная работа с «картой» проводится на учебных занятиях после очередной проверочной работы.

^ 3-й этап — рефлексивный этап (май). Этот этап работы также це­лесообразно строить с помощью концентрированного обучения.

Понедельник — учащиеся на основе своих персональных «карт» составляют для себя итоговую проверочную работу, с помощью ко­торой можно было бы сказать, что все те вопросы, трудности и про­блемы, возникшие в начале года, данным ребенком преодолены и сняты.

Принципиально! В отличие от начальной школы, где учителем в конце года дается всем одинаковая итоговая проверочная (контрольная) ра­бота, в пятом классе можно дать попробовать самим учащимся с по­мощью «карты» составить работу для себя. Если у ученика возникнут затруднения, то учитель может им предложить свою работу или работу одного из учеников класса. И в этот же день (возможно, и в другой) они ее выполняют и оценивают. И только после этого работа попадает к учи­телю, который также оценивает работу ребенка, но только после оцен­ки ученика.

^ Вторник (среда) — обсуждение вариантов итоговых работ, их выпол­нения, критериев оценки на предмет отражения в них основного «марш­рута» движения каждого ученика по своей «карте».

^ Четверг (пятница) — написание рефлексивного сочинения. Напри­мер, «Мой путь по «карте» знаний русского языка в этом году». Раз­бор этих сочинений. Нанесение на карту разными цветами «точек» (мест) достижений и «точек» (мест) затруднений учащихся. Вначале на своих картах, а потом на общей. После чего сразу становятся вид­ны наиболее «рискованные» места на картах и, наоборот, места «ус­пеха» класса.

Целесообразно на разных предметах использовать разные формы проведения рефлексивного этапа при работе с «картой», чтобы не сни­жать интерес учащихся к этой работе. Можно использовать меньшее количество часов на его проведение.

Основное условие эффекта от работы с «картой» — ее системность и последовательность от сентября к маю.




Похожие:

Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconШвейное дело вариант 1 теория предмета
Выберите правильный ответ. Определите тип урока по представленной структуре: этап подготовки учащихся к активному и сознательному...
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconДокументи
1. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/ОБЖ.doc
2. /в...

Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconДокументи
1. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/ОБЖ.doc
2. /в...

Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconДокументи
1. /8 ИН ЯЗ Шк этап/Критерии оценивания письменной речи.doc
2. /8...

Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconЭтапы реализации программы 1 этап. Ориентировочный 2011-2012 гг
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconОтчет по выбору дат экзаменов Код формы: сб-09 Этап: 2 Основной этап
ОУ: 142201 Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан»
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconЭтапы реализации Программы Информационно-аналитический (проектировочный) этап (2007 2008 г.)
Создание модели управления проектной командой и утверждение диагностического инструментария
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconИ. О. конкурсанта I этап Написание эссе на тему: «Профессия, которую я выбрал» II этап Открытый урок
Победитель в номинации: «Молодость и талант» Иванова А. Г. учитель истории и обществознания моу ртищевская сош
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconI этап: экспертизы карты результативности педагогической деятельности (количество набранных баллов из максимально возможного) II этап
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность
Этапы. 1 -й этап — этап «запуска» (сентябрь) iconI этап: экспертизы карты инновационного педагогического опыта (количество набранных баллов из максимально возможного) II этап
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы