Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников icon

Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников



НазваниеЖурнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников
Дата конвертации19.10.2012
Размер71.62 Kb.
ТипДокументы
источник

Журнал «Воспитание школьников №9 2008»


СЮЖЕТНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Ю.Кузнецова, кандидат психологических наук, психолог Центра образования № 118, Москва •

Ю.Кузнецова, кандидат психологических наук, психолог Центра образования № 118, Москва •


/Совершенно неожиданно при попыткеe построить тренинговые занятия с пятиклассниками как игровые я столк­нулась с тем, что некоторые ученики не хотят играть] Это именно те «проблем­ные» дети, которые в первую очередь нуждаются в развитии навыков соци­ального взаимодействия и коррекции эмоционального состояния. Казалось бы, игра как развлечение и отвлечение от школьных будней должна привлекать детей, испытывающих сложности адап­тации к средней школе. В реальности же некоторые дети не способны вступить в игровые отношения из-за правил, ко­торые нужно внимательно выслушать, запомнить и соблюдать в течение опре­деленного времени. Совершенно недо­ступен для них такой важный компонент тренинга, как рефлексия, потому что требует систематического самонаблюде­ния в процессе игры и умения расска­зывать о своих состояниях. Для этого нужен определенный уровень развития внутреннего плана действия и произ­вольности. Достаточный для игровых

тренинговых упражнений уровень, как правило, достигается уже в дошкольном возрасте, поэтому встретить не одного, а несколько пятиклассников, не способ­ных к игре, было поистине удивитель­но.

На самом ли деле причина отказа от игры заключалась в несформированности внутреннего плана действия, в неуме­нии строить собственное поведение с заданными извне условиями, не просто подчиняясь им, но опираясь на правила, принимая собственное решение? Чтобы в этом убедиться, на одном из занятий я предложила детям на выбор: или мы продолжаем играть, или они получают возможность в течение наших встреч заниматься подготовкой домашних за­даний. Выбор «проблемных» детей был однозначным: готовим уроки! Рассевшись за расставленные в привычном порядке парты, разложив на них школьные при­надлежности, учебники и тетради, эти дети испытали облегчение, так как четкая и усвоенная ими структура поведения не нарушалась больше необходимостью участвовать в деятельности с неизвестным результатом.

«Рамочная» структура

психологических занятий с общим

сюжетом формирует творческий

потенциал детей, нуждающихся

в развитии навыков социального

взаимодействия и коррекции

эмоционального состояния

Выяснив, что некоторые ученики, нуждающиеся в коррекционной и раз­вивающей психологической помощи, оказываются вне зоны воздействия иг­ровых методов, я поняла, что в этом случае необходима общая, «рамочная» структура занятий, которая сделает участие в конкретных игровых ситуа­циях более психологически безопасной, станет дополнительным мотивирующим фактором и позволит смелее выходить из-под воздействия готовых стереотип­ных форм общения с сверстниками и с взрослым, подключать (или форми­ровать) творческий потенциал ребенка. Такие рамки были созданы благодаря введению общего для 20 тренинговых занятий сюжета — разыгрывания собы­тий морского кругосветного путешествия. На каждом занятии дети оказывались в уже знакомой ситуации, воспоминания о прошлых встречах стали нанизываться на общий стержень, появилось ощущение предсказуемости развития событий, а вместе с ним — уверенность в себе.

Одним из преимуществ описываемой формы тренинга стало оправданное сю­жетом введение должности капитана ко­рабля, причем им на протяжении одного занятия мог стать ребенок, выигравший некое соревнование. Для того чтобы капитаном, отдающим распоряжения (например, выделить из группы команду, которая должна выполнить особое зада­ние, или разделить группу на подгруппы), отвечающим за порядок на корабле, а в завершение встречи — награждающим отличившихся участников, «героев», символическими призами, мог побывать

каждый, я варьировала не только содер­жание, но и сам характер соревнования. Например, при отправке нашего корабля в далекое плавание и проверке его оборо­носпособности капитаном стал тот, кто сумел дальше всех бросить воздушный шарик. А перед прибытием в государс­тво Рыцарей дети соревновались в том, кто больше вспомнит «рыцарских», т.е. имеющих отношение к той эпохе, слов. Капитан получал запечатанный свиток с маршрутом сегодняшнего путешествия, торжественно вскрывал его, знакомил с ним группу. Ему вручался знак отли­чия — подобие ордена, который прикреп­лялся ему на грудь и символизировал его особый статус.

Перед отправкой в кругосветное пу­тешествие группа дала название своему кораблю. Каждый участник плавания «собрал сундучок», в который поместил наиболее нужные, по его мнению, пред­меты, нарисовав их. «Сундучки» были расположены на листе с названием ко­рабля, прикрепленном к стене, и каждый владелец мог видеть свое имущество на всех последующих занятиях. Кроме того, все сделали по пять изображений того необычного или привлекательного, что можно открыть или приобрести в кру­госветном путешествии, — эти рисунки стали нашим фондом наград. Их после каждого занятия капитан вручал участ­никам. Во избежание субъективности при награждении призы были помещены в коробку, откуда их извлекали, не глядя.

Другой формой, позволяющей мате­риализовать сквозной характер сюжета, стало постепенное изображение карты путешествия. На первом занятии капи­тан получил распечатку предстоящего маршрута, и группа на листе ватмана изобразила основные пункты посеще­ния: остров Динозавров, город Зеркал, государство Рыцарей, земля Танцующих Драконов и др. По мере необходимости, карта уточнялась. Например, оказалось, что для участия в рыцарских турнирах надо не просто попасть в государство Рыцарей, но предварительно побывать в городе Двух башен (при этом две подгруппы соревнуются, чья башня, построенная из 20 листов картона с помощью скотча, окажется выше), а затем обязательно по­сетить в этом городе квартал Оружейных Мастеров, где из пластиковых бутылок и одноразовых тарелок каждый рыцарь сделает себе щит и меч. Щит должен быть украшен собственным гербом, поэтому нужно заглянуть во дворец Герольдов, чтобы получить заготовки и ознакомиться с правилами выбора цвета и символов гербов. Время от времени мы по карте отслеживали уже пройденный маршрут, вспоминали наиболее яркие происшес­твия и планировали дальнейший путь. Использование внешних стимулов явля­ется классическим приемом, позволяю­щим осуществлять коррекцию дефектов произвольности познавательной сферы. В данном случае этот прием удалось вплести непосредственно в «рамочный» сюжет тренинговых занятий.

Итак, основные пункты путешествия определяются заранее и фиксируются с помощью карты. Эти пункты могут соответствовать ставшим уже традици­онными тренинговым упражнениям, но обязательно включенным в «рамочный сюжет». Например, в городе Зеркал учас­тникам тренинга предстоит, разбившись на пары, выполнить классическое уп­ражнение по зеркализации пантомимики партнера. При этом дети слышат историю о волшебной стране, населенной живыми зеркалами. Одна половина группы стано­вится этими необычными существами, а другая — сошедшими на берег путе­шественниками. Оказывается, зеркала стремятся стать настоящими людьми, поэтому по сигналу ведущего партне­ры в парах меняются ролями — теперь путешественники могут лишь отражать движения и мимику. Но это колдовство длится только до заката солнца, и вернув­шиеся в свое первоначальное состояние путешественники спешат покинуть опас­ный берег. После упражнения участники делятся впечатлениями, обсуждают, в частности, вопрос ведущего о том, кем больше понравилось быть, человеком или зеркалом. Интересно, что обсуж-

дение может иметь и диагностическое| значение: по моим наблюдениям, дети с проблемами в формировании идентичности предпочитают «зеркальную жизнь», их не тяготит, а привлекает отказ

от самостоятельности.

При разработке темы посещения острова Динозавров я использовала игровое упражнение, описанное в руководстве I О.П. Горбушиной. В нашем тренинге капитан, справившись с соответствующим пунктом выданного ему маршрута, объявляет: «Мы приплыли на остров ? Динозавров , и пока находимся на этой земле, все становятся динозаврами». Каждый участник изображает страшного зверя, потом «динозавры» пугают друг друга. Можно выбрать путем голосования самого страшного или самого смешного «динозавра». Отдавая команду покинуть, остров Динозавров, капитан «расколдовывает» группу

Часть игровых упражнений ведущий может придумывать самостоятельно с учетом требований развития сюжета. На­пример, выборы капитана при посещении того же города Зеркал проходили в форме соревнования в скорости «перевертывания» слов. Сначала мы вспомнили историю про Королевство кривых зеркал и имена тамошних жителей (Яло, Гурд, Йагупоп и т.п.) и потренировались, написав на доске общими усилиями «зеркальные» формы для слов «уж», «жук», «червяк», а потом — «перевернув» собственные имена. После этого на скорость нужно было правильно на своем листочке написать наоборот слово «зеркало». Первый произ­несший «олакрез» становился капитаном, на которого можно положиться в городе Зеркал.

Еще одна словесная игра была придумана для посещения земли Танцующих 5 Драконов. Мудрые «драконы», говорящие на своем языке, общаются с людьми с помощью переводчиков. Поэтому, прежде чем встретиться с ними, мы посетили деревню Хитрых Переводчиков и научились «переводить» привычную речь на драконий язык. На этот раз принцип переворачивания работал на уровне не букв,

а смысла слов: верх — низ, девочка — маль­чик, завтра вчера, брать — отдавать. В качестве образца приводится «перевод» фразы «посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая», который выглядит приблизительно так: «Выкопала бабушка ананас, он был маленький-премалень­кий». После этого участники делятся на подгруппы, каждая из которых «пе­реводит» на драконий язык фразу, всем заведомо известную, а затем предлагает произвести обратный перевод.

Для усиления эффекта «отлета» от привычной реальности, позволяющего вовлекать в игру детей с проблемами формирования внутреннего плана дейс­твия, можно применять весь доступный арсенал средств: фото- и видеоматериалы, музыкальное сопровождение, детали кос­тюмировки, муляжи объектов, способс­твующие развитию сюжета, и т.д.

Как показал опыт использования

сюжетного тренинга, он способствует более эффективному формированию мотивации участия в занятиях детей, испытывающих трудности адаптации к средней школе, обеспечивает условия для развития у них внутреннего плана действия и произвольности. Конкретный план тренинговых занятий (как, впрочем, и сам «рамочный» сюжет) может выби­раться в соответствии с возможностями и предпочтениями ведущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. — СПб.: Питер, 2007.

2. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

3. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2007.





Похожие:

Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconБеленко Ольга Владимировна «От героев былых времен, не осталось порой имён…» «Сельский учитель», №20, 2008 г. Мельникова Татьяна Алексеевна Журнал «Духовно-нравственное воспитание», №2, 2008 г статья
Список публикаций за 2007-2008 и 2008-2009 уч г. (Фио педагога, выходные данные публикации)
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconДокументи
1. /тренинг/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /тренинг/10-Тренинг...

Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconДокументи
1. /Тренинг и контроль/1-Тренинг и контроль-Древняя Русь.doc
2. /Тренинг...

Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconТренинг по составлению вопросов по содержанию учебных текстов
Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопро­сов и заданий представ­ляет собой систему игр и упражнений
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconСеминар для школьных психологов социально-психологический тренинг для старшеклассников
Актуализация вопроса о необходимости обеспечения школьников психологическими знаниями
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconКлассный час «Семья величайшая ценность для каждого человека» Цели : Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества; > Воспитание чувств любви и гордости за свою семью
Воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconДокументи
1. /Кипнис М. - Тренинг лидерства (Действенный тренинг) - 2006/Кипнис М. - Тренинг лидерства...
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconОтдел образования администрации бузулукского района журнал методических рекомендаций №1 март-2008 Пояснительная записка
Журнал адресован классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconАнализ работы моу сош №44 за 2007-2008 учебный год
В 2007-2008 учебном году школа продолжала работать над проблемой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом...
Журнал «Воспитание школьников №9 2008» сюжетный тренинг для пятиклассников iconУрок в 6 классе по биологии
Задачи урока: эстетическое воспитание школьников, формирование навыков работы с микроскопом, готовыми микропрепаратами, закрепить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы