Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» icon

Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья»



НазваниеРазвитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья»
Дата конвертации19.10.2012
Размер165.09 Kb.
ТипДокументы
источник

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ V КЛАССА

А.Пахомова, педагог-психолог средней школы № 523 («Школа здоровья»), Москва



Целенаправленное и интенсивное развитие творческих способнос­тей учащихся — одна из центральных задач обучения. Творческое мыш­ление сегодня все чаще становится необходимым условием успешной социальной адаптации, более полной самореализации и личностного ста­новления. Актуальность проблемы побудила нас создать программу на­правленного развития невербального (неречевого, образного) компонента творческого мышления «Творческое начало»*. Занятия проводятся школь­ным психологом в режиме «погру­жения» каждый день в течение двух недель. Класс разбивается на две под­группы по результатам предваритель­ного тестирования.

Почему важно проводить эти занятия именно с учащимися младшего подрос­ткового возраста?

^ Экспериментально доказано

снижение у детей творческой

активности в возрасте 9-10 лет.

Этот спад можно предотвратить с

помощью специальной методики

Во-первых, экспериментально до­казано снижение у детей творчес­кой активности в возрасте 9—10 лет. Е.П.Торренс сделал вывод о том, что на процесс развития творчества влияет характер культуры, поскольку креа­тивность зависит не от генетики , а от социального окружения. Указанный спад активности можно предотвратить с помощью специального обучения.

Был выделен ряд факторов, тормозящих развитие воображения и способствующих ему. К «тормозящим» факторам относятся: ориентация на успех, мнение сверстника; фиксация Iна стереотипах половой роли; пред­ставление о творческих проявлениях 1 как отклонениях от нормы; запрещение \вопросов; жесткое разграничение игровой и трудовой деятельности. К факто- рам развития креативности относятся: ориентация ребенка на творческие решения; снятие преград в отношении проявлений инициативы; поощрение к выполнению различных творческих задач дома и в школе; возможности для размышлений и манипуляций с пред- метами; воспитание у ребенка убеж­денности в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.

^ У подростков растет интерес к

построению собственной временнбй

перспективы. Воображение - один

из механизмов проектирования и

моделирования будущего

Во-вторых, у подростков растет интерес к собственной личности, самопознанию, построению временной перспективы. Воображение — один из механизмов проектирования и моделирования будущего. Как отмечал Л.С.Выготский, подросток строит воображаемую реальность, в которой

удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение подростков, мы помогаем им понять, «проиграть» свои устрем­ления, что очень важно для развития внутренней жизни.

В-третьих, к 10—12 годам детьми на­коплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого черпает «"идеи" фантазия» (3).

В-четвертых, занятия творческой де­ятельностью развивают коммуникатив­ную функцию, а общение со сверстни­ками очень важно младшим подросткам. Такие занятия способствуют успешной адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее.

^ Разработанная нами программа

направлена на развитие

невербальных, образных средств

мышления

Многими учеными убедительно до­казана связь зрительного восприятия и речи (И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова). Поэтому и разрабо­танная нами программа направлена на развитие невербальных, образ­ных средств творческого мышления. Л.С.Цветкова подчеркивает, что «ме­тодика работы над формированием речи должна начинаться с методов, формирующих зрительную память, вос­приятие и представление, их точность, дифференцированность, подвижность» (8). Работа по программе начинается с освоения неречевых приемов и на наглядном материале, так как приемы работы со зрительными образами явля­ются основой словесного творчества.

Программа «Творческое начало» пос­троена на теоретических положениях и материалах методик О.М.Дьяченко (4). Рассчитана она на 10 занятий по 40—45 мин. и направлена на групповую работу

с учащимися IV, V, VI классов. Реко­мендуется реализовывать программу целиком, не сводя работу к эпизодичес­кому использованию творческих задач.

Предлагаемые в классе задания вы­полняются индивидуально, домашнюю работу желающие демонстрируют на доске для коллективного анализа. Уп­ражнения «Кто больше придумает и нарисует» и «Отгадай, что я придумал, и нарисуй» проводятся в коллективной форме. Дети делятся на 2—3 команды (в зависимости от количества участников) и должны работать сообща для получе­ния результата.

^ Цель программы — стимулирование и направленное развитие невербального (образного) компонента творческого мышления.

Задачи:

• ознакомить учащихся с приемами и методами невербального творчества различного рода;

• сформировать и закрепить изобра­зительные навыки, необходимые для самостоятельного творчества;

• развить творческую рефлексию и самоанализ учащихся.

Программа содержит четыре типа упражнений.

В заданиях первого типа дети обу­чаются превращать неопределенное изображение в конкретный объект, для чего изучается техника создания картин методом монотипии «картины из чер­нильных пятен», где в неопределенном пятне надо увидеть какое-либо изобра­жение, показать его и по возможности дополнить деталями. Сюда же входят задания типа «фигуры в спутанных линиях», «кто больше придумает и нарисует». Цикл занятий завершается заданием, требующим коллективной работы, «Отгадай, что я задумал, и на­рисуй». Каждому учащемуся предлага­ется придумать какой-либо предмет и выделить в нем наиболее характерный признак. Затем его следует нарисовать и передать соседу. Получив рисунок, тот должен постараться понять, что хотел нарисовать автор, и продолжить идею другой значимой чертой. И так передавать по кругу до тех пор, пока ри­сунок не вернется к первому автору.

Задания второго типа направлены на развитие способности создавать новое на основе второстепенного элемента так, чтобы это новое стало отдельной деталью представляемого мысленно образа. Это достигается на материале заданий «дорисовывание картинок» и «превращение букв алфавита в рисунки животных». Детей поощряют к приду­мыванию максимально возможного ко­личества объектов, в которых стимульная фигура становится второстепенной деталью изображения.

Задания третьего типа направлены на развитие умений работать с нагляд­ными моделями, а также распределять внимание между несколькими объек­тами, анализировать и комбинировать их различные свойства. Используются задания «сходство и различие», «зашумленные буквы и цифры».

Задания четвертого типа направлены на развитие умения выделять фигуры из фона (фигуро-фоновые отношения). Для этого учащихся знакомят с различ­ного рода иллюзиями, они работают с готовыми «паркетами Эшера», затем самостоятельно придумывают паркеты разных форм.

Программа помогает детям перейти от внешнего контроля оригинальности рисунков (осуществляется взрослым в оценочной деятельности) к самокон­тролю. Она расширяет имеющийся у детей спектр приемов.

Рассмотрим подробнее некоторые занятия по программе.

Занятие № 1. «Что такое воображение?»

Цель: актуализация и расшире­ние имеющихся у учащихся представ­лений о процессе воображения, его особенностях и продуктах.

Инструкция. Здравствуйте, сегодня мы с вами будем заниматься очень ин­тересным делом, и я уверена, вы смо­жете получить от этого удовольствие. Для начала представьте себе слона...

; как он выглядит... что делает... где находится, что его окружает. Это могут быть какие-то предметы, или другие животные, или различные растения. Представьте, что вы знакомитесь с ним... узнаете его имя... кормите его... А теперь возвращайтесь обратно в наш класс и скажите мне: вы видели слона? Он был настоящий, прямо в нашем классе? А где он был? (Дети рассказывают, что слон был не настоящий, а придуманный, он был у них в голове.)

Хорошо, вы совершенно правы. А кто может сказать, какая способность помогла нам сейчас представить, при­думать нашего слона? (Воображение.)

У всех получилось представить себе слона, увидеть, что он делает, как вы его кормите? Значит, способностью фантазировать, придумывать обладают абсолютно все люди. Каждый человек может представлять «у себя в голове» различные образы. Воображать то, чего нет на самом деле.

Скажите мне, как вы проведете летние каникулы? А как вы смогли мне ответить, ведь каникул еще не было? | Какая способность помогла вам? (Дети \ отвечают.)

Правильно. Воображение помогает ; нам планировать будущее, представлять его, опираясь на то, что было раньше. А где еще нам нужно воображение? (Дети \ отвечают.)

Отлично. Давайте подведем итоги. Что мы сегодня узнали про воображение?

  1. Воображение — это способность, присущая всем людям.

  2. Оно позволяет создавать мысленные образы («в голове») чего-то нового, того, что отсутствует в данный момент

в окружении человека.

  1. Воображение помогает предпола­гать, планировать будущее.

  2. Воображение наиболее ярко про­является в искусстве, литературе, изоб­ретательстве.

Наши занятия помогут развить, улучшить ваше воображение, оживить и активизировать его. Научат увидеть необычное в самых обыкновенных вещах. Давайте попробуем это сделать. «Фигуры в спутанных линиях», или картина «Каляки-маляки» Цель: развитие способности комбинировать и перестраивать элементы изображения, стимулирование спонтанности и раскованности детей в -процессе творчества, Материалы: бумага и цветные карандаши для каждого ребенка -


^ВОСПИТАНИЕ ^ ШКОЛЬНИКОВ №82008

Распределение часов по темам занятий



занятия

Работа в классе

Домашняя работа

Занятие № 1

1. Вводная часть. Обсуждение цели и задач занятий, раскрытие важной роли
воображения в жизни.

2. «Фигуры в спутанных линиях». Учащиеся в произвольном порядке чертят ли­
нии на бумаге, а потом в их переплетениях ищут «спрятавшиеся» изображения




Занятие № 2

1. «Картины из чернильных пятен». В пятнах чернил надо увидеть изображе­
ние (одно или несколько) и дорисовать его.

2. «Превращаем буквы в рисунки». Из конкретной буквы алфавита рисуется
максимальное количество объектов (в нашем опыте — животных)

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «Н»

Занятие № 3

1. Анализ домашнего задания «Превращение буквы "Н"».

2. Знакомство с различными иллюзиями.

3. Работа с готовыми паркетами «Эшера»

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «М»

Занятие № 4

Необычные картины




Занятие № 5

Самостоятельное рисование «паркетов» — стрелочки

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «П»

Занятие № б

1. Анализ домашнего задания.

2. Самостоятельное рисование «паркетов» сложной формы

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «Ю»

Занятие № 7

1. Анализ домашнего задания.

2. Работа с готовыми «паркетами Эшера».

3. «Сходство и различие». Задание ориентировано на умение распределять
внимание между несколькими объектами, комбинировать различные свойства,
быстро находить сходства и различия. Предлагается серия из 21 фигурки, сре­
ди которых есть пары, состоящие из одинаковых кривых, при этом правая сто­
рона одной из фигурок является левой стороной второй фигурки, и наоборот.
Необходимо как можно быстрее определить эти пары фигурок и дорисовать
каждую так, чтобы получился узнаваемый объект

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «Э»

Занятие № 8

1. Анализ домашнего задания.

2. Дорисовывание картинок. Предлагаются различные виды кривых, которые
необходимо дорисовать до узнаваемого объекта.

3. «Кто больше придумает и нарисует» — квадрат.

Предлагается проанализировать геометрическую фигуру простой формы, назвать как можно больше предметов, ее содержащих, и нарисовать наиболее оригинальный из них

Превращаем бук­вы в рисунки. Буква «В»

Занятие № 9

1. Анализ домашнего задания.

2. «Кто больше придумает и нарисует» — ромб




Занятие № 10

1. «Зашумленные буквы и цифры». Предлагается в наложенных изображениях
букв и цифр найти как можно больше различных изображений.

2. «Отгадай, что я задумал, и нарисуй». Завершающая коллективная работа.
Каждому предлагается представить какой-либо предмет и выделить в нем
наиболее характерный признак. Затем его следует нарисовать и передать
соседу справа по кругу. Получив рисунок, надо постараться понять, что хотел
нарисовать автор, и продолжить его идею другой значимой чертой. И так далее
по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к первому автору.

3. Подведение итогов, завершение групповой работы





Инструкция. Положите перед со­бой лист бумаги и возьмите цветные карандаши. Можно взять несколько карандашей в одну руку, можно взять их обеими руками и рисовать одновре­менно. В течение 5 мин. вам следует начертить как можно больше линий разной формы — прямых, волнистых, округлых... таких, каких вам захочется. Займите ими весь лист. Рисуйте так, как захотите, ведь картина называется «Каляки-маляки».

Теперь отложите карандаш и вгля­дитесь внимательно в получившийся рисунок. В нем, в этих линиях, спря­тались изображения каких-то людей, животных или предметов... Найдите как можно больше «спрятавшихся» изображений в вашем рисунке, обве­дите их по контуру карандашом или ручкой и подпишите название.

Анализ работы

  1. Что было для тебя в задании са­мым легким /трудным?

  2. Легко ли ты находил разные изоб­ражения?

  3. Изменилось ли твое настроение после рисования? Если да, то как?

В конце занятия каждый желающий может показать свой рисунок классу и рассказать о нарисованном.

Занятие № 2. «Картины из чернильных пятен»

^ Цель: развитие целостности воспри­ятия образных представлений, способ­ности комбинировать и перестраивать элементы изображения.

Материалы: несколько листов бума­ги, краски, кисточка, клеенка на стол для каждого ребенка.

Инструкция. Сейчас мы с вами по­знакомимся с новой техникой создания рисунков, которая поможет развить воображение. Сначала посмотрите, как буду работать я, а потом попробуете сами.

^ Дети визуально знакомятся с изоб­разительной техникой монотипии по сухому.

Теперь возьмите один из своих листочков, согните его пополам, выберите ту краску, которую будете использовать,

может, это будет несколько цветов, и капните несколько раз в произвольном порядке так, как вам захочется, на одну

из сторон листа. Старайтесь, чтобы краски было побольше, достаточно для красивого отпечатка. И пусть хотя бы

некоторые ваши «кляксы-капельки» попадут на сгиб или около него. Теперь сложите лист, прогладьте от центра к

краям равномерно по всей поверхности и разверните. Наши с вами капельки отпечатались на второй стороне листа и

превратились в рисунок. Отложите его, дайте изображению высохнуть.

Во второй раз мы попробуем сделать картинку несколько иным способом.

^ Дети знакомятся с изобразительной техникой монотипии по-мокрому и по­вторяют процесс изготовления картин­ки в новой технике. А теперь выберите любой из способов рисования, тот, который вам больше понравился, создайте еще одну картину.

Положите перед собой свою первую картину. Посмотрите внимательно на изображение. Кого вы там видите? Это могут быть предмет, животное или человек, одно или несколько. Дорисуйте недостающие детали к вашему изображению и подпишите название. ! Когда вы закончите с первым рисунком, проделайте то же самое со вторым и третьим.

Анализ работы

  1. В какой технике тебе больше всего понравилось работать? Почему?

  2. Что оказалось самым трудным? Самым легким?

3. Какие идеи тебе особенно понравились?

  1. Какой собственной идеей ты ос­тался доволен больше всего?

  1. Удивило ли тебя что-нибудь?

  1. Какое настроение у тебя было во время работы? Изменилось ли оно?

«Превращаем буквы в рисунки» ^ Цель: развитие целостного восприятия образных представлений, комби­наторных способностей.

Материалы: классная доска и мел, бумага и карандаш для каждого ре­бенка.

Инструкция. Посмотрите на доску: там написана одна буква алфавита и рядом нарисовано животное. Как вы думаете, есть ли что-то общее между этой буквой и рисунком?

^ Отвечая на наводящие вопросы педа­гога, учащиеся приходят к выводу, что буква является основой рисунка.

Давайте посмотрим, как мне удалось превратить букву в рисунок. Возьмите свои карандаши и бумагу и вместе со мной шаг за шагом выполните «пре­вращение». Молодцы, каждый из вас смог стать волшебником. А теперь са­мостоятельно попробуйте превратить эту букву в различных животных. Чем их больше, тем лучше.

Очень хорошо. Мы с вами потрени­ровались в «превращениях»*, и теперь вы перед каждым занятием будете становиться волшебниками, выполняя домашнее задание. Внимательно про­слушайте задание. Дома вам следует придумать и нарисовать как можно больше животных из буквы «Н». В начале следующего занятия мы посмот­рим, что у вас получилось.

Занятие № 5. Самостоятельное рисование паркетов простой формы «Стрелочки»

^ Цель: научить детей создавать образы на основе схематического изображе­ния.

Материалы: листы бумаги в клеточку для каждого учащегося, карандаши.

Инструкция. Помните, на одном из занятий мы с вами знакомились с орнаментом под названием «паркеты Эшера»? Какие у него отличительные особенности? (Дети отвечают.)

Правильно, «паркет Эшера» — это орнамент, построенный по определенным правилам, он занимает всю поверх­ность листа, не оставляя ни одного свободного кусочка, и состоит из одной фигуры, которая постоянна.

Сегодня мы научимся рисовать такие паркеты самостоятельно. Нарисуйте в центре листа такую же стрелочку, как на доске, затем от нее по клеточкам продолжите ряд в одну и другую сто­роны, чтобы получилась целая линия стрелочек одна за другой, без пропус­ков и отступов.

Теперь надо понять, следуя какому правилу расположить следующий ряд стрелочек. Давайте предположим, что он начнется здесь. Что тогда получит­ся?

Учащиеся совместно с психологом разбирают несколько вариантов распо­ложения второго ряда, оценивая пра­вильность предположений, и приходят к мысли, что каждый следующий ряд надо рисовать со сдвигом в заданное количество клеточек.

Отлично, мы с вами поняли, по какому правилу будет строиться наш «паркет». Сейчас вам предстоит само­стоятельно заполнить весь лист стре­лочками так, чтобы они занимали всю поверхность.

Молодцы, вы справились с этой работой. Теперь каждый в своем «пар­кете» должен найти как можно больше изображений предметов, людей, живот­ных, растений и т.д. Их следует увидеть, обвести по контуру и написать назва­ние, чтобы потом все могли прочитать, кто изображен. Помните, что можно обводить своих существ или предметы только по линиям «паркетов», пере­секать, дорисовывать свои линии или детали нельзя. Важно найти как можно больше изображений, которые будут содержать исходный элемент узора. Не останавливайтесь, пока не исчерпаете все идеи.

^ В конце занятия устраивается вы­ставка -обсуждение.

Анализ работы

  1. Сложно ли было самостоятельно рисовать «паркет»?

2. Что было для тебя самым трудным в этом задании? Самым легким?

3. По сравнению с предыдущим занятием, когда мы работали с «парке­тами», легче или труднее было искать «спрятавшиеся» фигуры?

4. Чувствуешь ли ты, что с каждым новым рисунком твоему воображению все легче и легче придумывать, нахо­дить что-то новое?

5. После того как ты увидел все эти рисунки на доске, появились ли у тебя какие-то новые идеи?

6. Какие рисунки тебе больше всего понравились?

7. Какой собственной идеей ты ос­тался доволен больше всего?

Домашнее задание: превращение буквы в рисунки (буква «П»).

Занятие № 7. Анализ домашнего задания

(см. занятие № 3).

Работа с готовыми «паркетами Эшера»

(закрепление материала)

^ Цель: научить детей создавать образы на основе схематического изображе­ния.

Материалы: листы с напечатанным «паркетом Эшера» сложной формы для каждого учащегося, карандаши.

Инструкция. Мы с вами уже много ра­ботали с «паркетами Эшера», и каждый раз вы чувствовали, что вашему вооб­ражению все легче и легче находить в них изображения различных предметов или животных. Сейчас, перед тем как вы начнете работать, я хочу, чтобы вы вспомнили свои ощущения, мысли, чувства, когда впервые попробовали работать с «паркетами». Что вы вспом­нили? Какие ощущения, мысли у вас возникали?

Теперь приступайте к работе и поста­райтесь заметить, какие мысли, чувства и переживания будут у вас сейчас, когда вы уже уверенно работаете с этим орна­ментом и можете легко находить в нем что-то необычное.

^ В конце работы дети рассматривают все рисунки.

Анализ работы

1. Понравилось ли тебе сейчас рабо­тать с «паркетами»?

2. Что изменилось в твоих ощуще­ниях, настроении, мыслях по сравне­нию с первой работой?

3. Легче или труднее тебе стало ра­ботать?

4. Как ты думаешь, когда тебе уда­лось найти наибольшее количество «спрятавшихся» изображений?

5. А когда они были самыми не­обычными и оригинальными?

6. Поеле того как ты увидел рисунки других ребят, появились ли у тебя ка­кие-то новые идеи?

7. Какие идеи тебе больше всего понравились?

8. Какой собственной идеей ты ос­тался доволен больше всего?

«Сходство и различие»

^ Цель: развитие зрительного внима­ния и анализа, комбинаторных спо­собностей.

Материалы: карточки с парными линиями для каждого участника.

Инструкция. У вас на листе нарисо­вана 21 пара фигурок, среди которых есть пары, состоящие из одинаковых кривых. При этом правая сторона од­ной из фигурок в паре является левой стороной фигурки, и наоборот. Ваша задача: как можно быстрее найти оди­наковые пары фигурок и дорисовать каждую так, чтобы получилось инте­ресное изображение.

Анализ работы

1. Понравилось ли тебе работать над заданием?

2. Что для тебя было самым труд­ным? Самым легким?

3. Удалось ли тебе найти все пары одинаковых фигур?

4. Легко ли было быть вниматель­ным все это время?

5. Смог ли ты придумать изображе­ние и дорисовать все пары линий?

Домашнее задание: превращение буквы «Э»в рисунки.


Журнал «Воспитание школьников №8 2008»





Похожие:

Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconКонкурс «Лучший педагог психолог -2012» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3 Педагог психолог Абанской средней школы №3 Мария Яковлевна Миллер
Мария Яковлевна Миллер Профессиональный конкурс «Лучший педагог – психолог -2012»
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconПрограмма по охране репродуктивного здоровья школьников, через уроки здоровья реализация образовательной программы по «Зрению»
В течение 2008-2009 учебного года в школе работал педагог- психолог Диганьшина С. Т. с «Центра диагностики и консультирования», педагог...
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconЭлективный курс «Графика и черчения» (учебный курс для учащихся 10 класса, 35 часов)
Элективный курс «Графика черчение» направлен на формирование графи-ческой культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого...
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconКонкурса «Фабрика игрушек Деда Мороза!»
Целями мероприятия было развитие художественного вкуса, активизация творческого мышления учащихся; развитие интереса к культурным...
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа Нагайбакский район Челябинская область Тема: «Развитие творческого
Тема: «Развитие творческого потенциала учащихся в изучении литературы в современной школе»
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconПрактикум по эмоциональному сплочению членов группы (класса), Я+ТЫ=МЫ. Автор-составитель: педагог-психолог Э. Савинова
Как это исправить? Бочарова Елена Александровна классный руководитель 2-3 класса, контактный телефон: 89069720082, antropovo@mail...
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconБулычёва булычёва
Тема: «Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики в 5 классах»
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconСписок учащихся 9 класса, которые будут учиться в 10 классе средней школы
Банк данных учащихся 9 класса мобу «Жилинская средняя общеобразовательная школа», сдающих гиа в 2013г в новой форме
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconДидактические игры и развитие творческого мышления обучающихся Ким Елена Петровна
С другой стороны, в дидактической игре важен дидактический результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных...
Развитие невербального компонента творческого мышления учащихся V класса а. Пахомова, педагог-психолог средней школы №523 «Школа здоровья» iconРазвитие творческого мышления и интеллектуальных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы