Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году icon

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году



НазваниеАналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году
страница1/8
Дата конвертации04.01.2013
Размер1.48 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8

Аналитическая справка

по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений

Белгородской области к школьному обучению

в 2010-2011 учебном году


Согласно приказу департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 8 сентября 2010 года № 2308 «О проведении мониторинга готовности обучающихся 1-х классов к обучению в школе» с 21 по 24 сентября 2010 года в общеобразовательных учреждениях Белгородской области была проведена педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению.

Цель проведения диагностики – получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте и математике.

Диагностика проводилась на основе использования рекомендаций и методики М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой (под редакцией Л.Е Журовой). Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

В содержание диагностической работы было включено 8 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:

  • состояние пространственного восприятия;

  • состояние зрительного восприятия;

  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

  • наличие интуитивных дочисловых представлений;

  • овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

  • умение сравнивать два множества по числу элементов;

  • развитие фонематического слуха и восприятия;

  • сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Формирование вышеобозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.

В результате анализа предоставленной из территорий информации об итогах проведения педагогической диагностики установлено следующее.

Всего в первые классы в 2009-2010 учебном году зачислено ^ 14007 учащихся. В ходе мониторинга было обследовано 13335 первоклассников (95,2% от общего количества).

Из них высокий уровень сформированности предпосылок к успешному обучению показали ^ 6588 первоклассников (49,4%), средний5572 (41,8%), низкий - 1175 (8,8%).

Наибольшее количество первоклассников с высоким уровнем готовности обучаются в общеобразовательных учреждениях Красненского района (57,7%), г. Губкина и Губкинского района (57,4%), г. Белгорода (56,7%), Корочанского района (53,8), г. Старый Оскол и Старооскольского района (53,5%), Вейделевского района (50%) (см. приложение №1). По сравнению с итогами диагностики первоклассников в 2009-2010 учебном году произошло снижение соответствующего показателя в Белгородском районе (на 10%), Шебекинском районе (на 7,4%), Красногвардейском районе (на 6,7%).

Наибольшее количество первоклассников, показавших низкий уровень готовности к школьному обучению, поступили в общеобразовательные учреждения Борисовского района (18,4%), Ракитянского и Ровеньского районов (по 15,5%), Волоконовского (15,4%) и Чернянского (15,2%) районов.

Значительное снижение количества первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению по сравнению с прошлым годом произошло в г. Старый Оскол и Старооскольском районе (на 8%), Красненском районе (на 5,3%), Новооскольском и Краснояружском районах (на 4,1%). Данный факт свидетельствует о систематической и целенаправленной работе управлений образованием, дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений вышеназванных территорий по обеспечению равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.

В то же время произошло увеличение количества дошкольников с низким уровнем готовности к школе в Борисовском (на 7,4%), Ракитянском (на 3,5%), Волоконовском (на 1,4%) районах. Следует отметить, что по итогам анализа результатов диагностики готовности первоклассников в 2009-2010 учебном году данные территории были также названы в числе территорий, показавших достаточно высокий процент первоклассников с низким уровнем готовности.

По результатам анализа качества выполнения заданий средний балл по области составил ^ 2,3 из максимально возможных 3-х (процент выполнения – 77%), что свидетельствует о среднем уровне готовности первоклассников к школьному обучению и на 0,1 % выше соответствующего показателя прошлого года. Однако следует отметить, что по сравнению с результатами диагностического обследования готовности первоклассников к обучению в школе в предыдущем учебном году, качество подготовки будущих первоклассников снизилось. Так, в 2009-2010 учебном году 11 районов продемонстрировали готовность выше среднего показателя по области, а в 2010-2011 учебном году превысили средний показатель по области только три территории: г. Алексеевка и Алексеевский район, Красненский и Красногвардейский районы (по 2,4 балла). Ни в одной из территорий средний балл не достиг уровня, соответствующего высокому (2,5 балла). Повышение среднего показателя по сравнению с прошлым годом наблюдается в Чернянском районе (на 0,2%).

Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.

Цель задания №1 заключалась в выявлении умения передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Работа по формированию данных умений является обязательной частью программ предшкольного образования, реализуемых в ДОУ и в группах подготовки детей к школе для неорганизованных детей. Средний показатель выполнения задания №1 по области составил 1,8 балла, что соответствует среднему уровню и на 0,1 балла выше соответствующего показателя прошлого года. По сравнению с 2009-2010 учебным годом улучшился результат выполнения данного задания в Краснояружском (на 0,6 балла), Чернянском (на 0,4 балла), Ракитянском (на 0,3 балла), Грайворонском (на 0,2 балла) районах. Выше среднего показали результат первоклассники Краснояружского района (2,1 балла), г. Алекссевка и Алексеевского района (2 балла), г. Губкин и Губкинского района (2 балла). Наибольшие трудности выполнение данного задания вызвало у первоклассников Волоконовского (1,6 балла) и Ивнянского (1,5 балла) районов.

Задание №2 было направлено на выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз) и проверку умения пересчитывать клеточки. Качество выполнения данного задания позволяет установить уровень развития пространственных представлений первоклассников, которые лежат в основе формирования умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, определять своё местоположение относительно заданного ориентира. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к овладению таким учебным действием, как осуществление контроля процесса и результатов деятельности. Средний балл выполнения данного задания составил 2,3. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники Красненского и Красногвардейского районов (по 2,5 балла). Сравнение показателей качества выполнения данного задания в 2009-2010 учебном году и 2010-2011 учебном году позволяет сделать вывод о том, что в целом по области наблюдается снижение уровня сформированности вышеобозначенных умений: в 2009-2010 учебном году 10 территорий продемонстрировали результаты выше среднего по области, в 2010-2011 – только две.

При выполнении задания №3 первоклассникам необходимо было продемонстрировать умение выбрать и выполнить операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково-символической деятельности младших школьников (умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями). Средний балл выполнения данного задания составил 2,5, что соответствует высокому уровню и на 0,1 балла выше соответствующего показателя прошлого года. В целом по области высокий уровень сформированности данных умений продемонстрировали первоклассники 17 территорий (77% от общего количества). Значительное превышение среднего по области показателя наблюдается в Ивнянском, Красногвардейском и Краснояружском (по 2,7 балла) районах.

Целью задания №4 являлось выявление уровня сформированности интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, содержащее данные термины, а также уровень сформированности предпосылок к формированию такого универсального действия, как самоконтроль процесса и результатов деятельности. Средний балл выполнения этого задания составил 2,4, что соответствует среднему уровню и на 0,1 балла выше соответствующего показателя прошлого года. Значительного превышения данного показателя в целом по области не наблюдается.

Задание №5 было направлено на выявление умения сравнивать множества по числу элементов, знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета. Данные умения лежат в основе формирования учебной инициативности и самостоятельности суждений, способов и средств деятельности. Средний балл выполнения данного задания составил 2,3, что соответствует среднему уровню и показателю прошлого года. Высокий уровень сформированности данных умений продемонстрировали первоклассники Красненского района (2,7), Красногвардейского района (2,6), города Алексеевка и Алексеевского района (2,5). Ниже среднего показатели выполнения данного задания в Борисовском и Волоконовском (по 1,9 балла) районах. По сравнению с прошлым учебным годом наблюдается значительное снижение показателей выполнения данного задания в Валуйском (на 0,6 балла) Вейделевском (на 0,4 балла), Краснояружском и Ракитянском (на 0,3 балла) районах.

Цель задания №6 - выявить умения классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация. Данные умения являются основой познавательного развития младших школьников, формирования основ мыслительной деятельности. Средний балл выполнения этого задания составил 2,7, что соответствует высокому уровню и на 0,1 балла выше соответствующего показателя прошлого года. Показатели качества выполнения данного задания являются самыми высокими по результатам выполнения всех восьми заданий. Первоклассники всех территорий продемонстрировали высокий уровень сформированности проверяемых умений.

Выполнение задания №7 было направлено на выявление уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, являющихся основой успешного обучения чтению и орфографически правильному письму. Средний балл выполнения данного задания составил 1,9, что соответствует среднему уровню и аналогичным показателям прошлого года. Выше среднего этот показатель в городе Алексеевка и Алексеевском районе (2,2 балла), Красногвардейском районе (2,2 балла), городе Губкин и Губкинском районе (2,1 балла), Ивнянском, Красненском (по 2,1 балла), городе Старый Оскол и Старооскольском районе и городе Белгород (по 2,1 балла). Превышение средних показателей прошлого года наблюдается в Чернянском и Корочанском (на 0,4 балла), Красненском (на 0,2 балла) районах.

Задание №8 было направлено на выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Владение звуковым анализом является необходимым условием формирования ведущих приемов анализа фактов языка (изменение и сравнение), умения характеризовать слово на фонетическом уровне, графических и орфографических навыков. Средний балл выполнения данного задания составил 2,1, что соответствует среднему уровню и показателю прошлого года. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение качества выполнения данного задания. Высокий уровень сформированности выше обозначенных умений продемонстрировали первоклассники Новооскольского района (2,5 балла). В 2009-2010 учебном году значительное превышение среднего показателя и высокий уровень сформированности проверяемых умений наблюдалось в пяти территориях области.

Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность организовать наблюдение над тем, насколько у детей сформированы такие надпредметные умения, как умение слушать и понимать инструкцию учителя, самостоятельно выбрать способ выполнения задания. Эти умения лежат в основе произвольности. По результатам анализа предоставленной информации в среднем по области у 80% первоклассников уровень произвольности соответствует возрастным нормам (на 13% выше соответствующего показателя прошлого года).

Анализ результатов диагностического обследования уровня готовности первоклассников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения, показал следующее.

Количество детей, охваченных дошкольным образованием на базе дошкольных образовательных учреждений, составило в среднем по области 94,2% от общего количества первоклассников. Высокий уровень готовности к обучению в школе в среднем по области показали 51,8% первоклассников. Значительное превышение данного показателя наблюдается в Красненском районе (60,2%), городе Губкин и Губкинском районе (59,8%), городе Белгород (58,7%), городе старый Оскол и Старооскольском районе (56,%), Вейделевском районе (55,6%).

Наибольший процент охвата детей услугами дошкольных образовательных учреждений (приложение №4) наблюдается в Красненском районе (94,2%, средний балл готовности 2,4), г. Губкин и Губкинском районе (92,8%, средний балл готовности 2,4), г. Шебекино и Шебекинском районе (90,3%, средний балл готовности 2,2)), г. Белгород (89,5%, средний балл готовности 2,4). Общий средний балл готовности детей, посещавших до школы детские сады, соответствует среднему по области и составляет 2,3 балла. Значительного превышения данного показателя по сравнению с прошлым годом в целом по области не наблюдается. Выше среднего уровень готовности продемонстрировали первоклассники Новооскольского района (2,6 балла), городе Алексеевка и Алексеевского района, г. Губкин и Губкинского района, Красненского, Прохоровского районов, города Белгорода (по 2,4 балла).

Трудности вызвали задания №1 и №7 (по 1,9 балла), №8 (2,1 балла).

Высокий уровень сформированности проверяемых умений дошкольники, посещавшие ДОУ, показали по заданиям №6 (2,7балла), №3 (2,5 балла).

Соответствует возрастной норме уровень произвольности у 80% первоклассников.

Не посещали дошкольные образовательные учреждения 2085 первоклассников, что составляет 15,6% от их общего количества.

Наибольшее количество первоклассников, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, наблюдается в Волоконовском (31,2%), Корочанском (28,1%), Прохоровском (26,7%), Ивнянском (26,6%), Вейделевском (26,5%), Красногвардейском (25,5%) районах.

Высокий уровень готовности к обучению в школе в среднем по области показали 36,5 % дошкольников, не посещавших дошкольные образовательные учреждения. Значительное превышение данного показателя наблюдается в Корочанском (50,7%). Ивнянском и Краснояружском (по 50%) районах, Новооскольском районе (48,1%), городе Валуйки и Валуйском районе (42,3%), Красногвардейском районе (41,7%), городе Алексеевка и Алексеевском районе (41,5%). Данный факт свидетельствует о том, что в данных территориях проводится определённая работа по организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, обеспечении равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.

Средний показатель уровня готовности к школе первоклассников, не посещавших ДОУ, составил 2,2 %, что на 0,1 % ниже среднего показателя по области. Значительное превышение данного показателя наблюдается в городе Алексеевка и Алексеевском районе (2,9 балла), Краснояружском районе (2,5 балла).

Самые низкие показатели готовности по данной категории детей наблюдаются в Чернянском районе (1,8 балла, 20,3% не посещали ДОУ), Белгородском районе (1,9 балла, 14% не посещали ДОУ), Волоконовском районе (1,9 балла, 31,2% не посещали ДОУ), городе Шебекино и Шебекинском районе (1,9 балла, 9,7% не посещали ДОУ).

Наиболее успешно первоклассники, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения, справились с заданиями №6 (2,6 балла), №3 (2,4 балла), №4 (2,3 балла). Трудности вызвали задания №1 (1,7балла), №7 (1,8 балла), №8 (2 балла).

У 70% дошкольников, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, уровень произвольности соответствует возрастным нормам.

Сравнение результатов диагностики детей, посещавших до школы ДОУ, и не посещавших показывает, что уровень подготовки детей, охваченных дошкольным образованием, несколько выше. Однако проблемные зоны в подготовке являются одинаковыми для обеих категорий детей. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что процент охвата детей дошкольным образованием в ДОУ не влияет на её результаты. В основе результативности – качество работы дошкольных образовательных учреждений и качество организации предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В этой связи следует отметить высокий уровень организации подготовки детей к школе в Красненском, Краснояружском, Корочанском, Новооскольском районах, городе Губкин и Губкинском районе, городе Белгород, городе Старый Оскол и Старооскольском районе, городе Алексеевка и Алексеевском районе.

Выводы:

  • уровень готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению по результатам педагогической диагностики оценивается как средний;

  • уровень сформированности произвольности у обследованных учащихся в основном соответствует возрастным нормам;

  • на высоком уровне у первоклассников сформированы умения классифицировать и находить признаки, по которым произведена классификация; выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов. Данные умения лежат в основе формирования таких универсальных учебных действий, как познавательные (логические) и регулятивные;

  • анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,

- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.


Рекомендации:

Муниципальным органам управления образованием:

  • проанализировать количественные и качественные результаты педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе, выявить проблемные зоны и установить их причины, разработать рекомендации по их предупреждению и коррекции до 15.12.2010 года;

  • довести информацию о результатах педагогической диагностики до сведения руководителей дошкольных образовательных учреждений до 01.12. 2010 года;

  • управлениям образованием Волоконовского, Борисовского, Ровеньского, Чернянского районов усилить контроль за качеством работы дошкольных образовательных учреждений (в течение года);

  • управлениям образованием Волоконовского, Борисовского, Ракитянского, Белгородского, Чернянского районов, города Шебекино и Шебекинского района проанализировать качество организации работы по подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, до 30.12.2010 года.


  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconАналитическая справка по результатам диагностического обследования первоклассников
Цель проведения диагностики – получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью,...
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconСводные результаты обследования уровня готовности первоклассников к школьному обучению Муниципальное образование Управление образования администрации

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconАнализ выполнения плана повышения качества образования моу сош п. Сараны в 2011/2012 учебном год
Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году icon«О проведении диагностического тестирования для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Московской области в 2012-2013 учебном году» Информационное письмо
С целью предварительной оценки качества учебных достижений выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений Московской области,...
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconАналитическая справка
По результатам государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в 2011-2012 учебном году
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconО первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе 2011-2012 учебного года)

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconАнкета для учителя, анкета для родителей и карта первоклассника: И. В. Ермакова, к псих н., О. В. Даниленко
В 2010/2011 учебном году проводится Диагностика1 готовности первоклассников к обучению в начальной школе
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconПриказ «04» мая 2010 года №1296
Утвердить форму справки по результатам сдачи государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений...
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconАналитическая справка о проведении в 2009/2010 учебном году репетиционных экзаменов в независимой форме по русскому языку, алгебре, обществознанию, биологии,
В репетиционных экзаменах принимали участие 10 общеобразовательных учреждений 246 чел. (по плану)
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2010-2011 учебном году iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы