Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» icon

Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии»



НазваниеМетодическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии»
страница1/3
учитель технологии
Дата конвертации03.11.2012
Размер488.94 Kb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик» Новоорского района Оренбургской области


Методическая работа на тему

«Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии»


Выполнил: учитель технологии

МОУ СОШ №2 п.Энергетик Новоорского района

Латунов Виктор Валентинович


Энергетик


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.Введение ……………………………………………………………………………3


2. Проблемы контроля знаний и умений школьников в теории и практике обучения технологии………………………………………………………………...6


3. Методика контроля знаний, умений учащихся в процессе обучения

мальчиков технологии ...…………………………………………………………….8


4. Особенности контроля знаний, умений учащихся на уроках технологии…….13


5. Мониторинг результатов работы по организации контроля знаний и

умений учащихся ……………………………………………………………………18


6. Основные результаты исследования. Заключение. ….…………………………..21


7. Литература …………………………………………………………………………23


8. Приложения: «Диагностические материалы для оценивания развития

учащихся на уроках технологии» ……………………..............................................25


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из важнейших задач повышения качества учебно-воспитательного процесса является совершенствование контроля знаний и умений учащихся.

Функции контроля, его принципы, требования к знаниям и умениям, методы и виды контроля исследованы Н.Г. Дайри, М.А. Даниловым, И.И. Кулибабой, Е.И. Перовским, М.Н. Скаткиным, В.П. Стрекозиным и др.

Проблеме контроля знаний и умений в методике обучения технологии уделяли внимание многие методисты. Общие вопросы о месте, роли, содержании контроля рассматривали Н.Н. Баранский, А.А. Половинкин, В.П. Буданов. Вопросы содержания и форм контроля изучали Л.М. Панчешников, В.А. Коринская, М.К. Ковалевская, Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, ими также исследовалась проблема включения контроля в разные этапы урока.

Установлено, что контроль способствует повышению качества знаний и умений учащихся, решает многие воспитательные задачи, связанные с организацией сотрудничества учителя и учащихся, учащихся между собой. Правильно организованный контроль позволяет более обоснованно решать проблему нормализации учебной нагрузки. Нерациональное распределение учебного времени на уроке, в частности большие затраты его на контроль, приводит к тому, что учащиеся дома самостоятельно изучают новый материал. Перегрузка домашними заданиями происходит от того, что материал, изучаемый на уроке, не понят школьниками, не закреплен.

Изменившееся содержание школьного технологического образования, увеличение доли теоретических знаний, наметившаяся тенденция к контролю знаний через умение, требует применения учебном процессе адекватных организационных форм.

Трудности в организации контроля знаний и умений возникают из-за отсутствия методических рекомендаций к отбору определенного содержания учебного материала для индивидуальной, группой, фронтальной работы. Именно этот вопрос практически не исследован в методике обучения технологии.

Отсутствие таких исследований, и следовательно, рекомендаций учителям, ведет к механическому соединению, вместо научно-обоснованного сочетания разных форм контроля на определенных типах урока. И если текущий контроль проводится с большим разнообразием применения и сочетания организационных форм, то итогово-тематический – однообразно: преобладающей является фронтальная работа.

Практическая деятельность педагогов показывает, что правильно организованный контроль не только обучает, но и воспитывает, развивает ученика. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и методы, организационные формы контроля, приемы общения учителя с учащимися, учащихся между собой. Необходимо придавать серьезное значение методам и организационным формам обучения, при которых ученик является не только объектом, но и субъектом учебно-воспитательного процесса. Это во многом определяется отношениями, складывающими между учителем и классным коллективом, а также между учителем и отдельным учеником, объективностью контроля со стороны учителя. Объективный учет и оценка знаний и умений школьников вызывают уважение и доверие к учителю, к его требованиям. Привлечение учащихся к контролирующей деятельности способствует воспитанию таких качеств личности, как трудолюбие, ответственность, чувство долга, уважение к мнению других и т.д. Организация контроля с учетом всех его функций влияет на повышение эффективности процесса обучения в целом.

В методике обучения технологии положение осложнено тем, что практически отсутствуют научно-методические работы, посвященные контролю знаний и умений с позиций оптимального сочетания текущего и итогово-тематического контроля, общее положение без интерпретации к содержанию и организации учебного процесса по технологии практически не работают. Все вышеизложенное позволяет говорить о проблеме, вытекающей из несоответствия между потребностями школы и не разработанностью таких важных вопросов методики контроля, как отбор содержания для разных его организационных форм, видов и их оптимального сочетания.

^ Цель нашей работы – разработать методику контроля знаний и умений учащихся, включающую оптимальное сочетание различных форм текущего и итогово-тематического контроля на уроках технологии.

^ Объект исследования – контроль знаний и умений учащихся по технологии.

Предмет исследования – взаимосвязь содержания и организационных форм контроля.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы контроля знаний и умений учащихся в теории и практике преподавания технологии.

  2. Определить методические условия выбора форм контроля в зависимости от содержания контролируемого учебного материала, возможности сочетания этих форм, а также оптимального сочетания текущего и итогово–тематического контроля.

  3. Практически проверить методические рекомендации контроля знаний и умений учащихся по технологии.



^ Проблемы контроля знаний и умений школьников

в теории и практике обучения технологии

Результаты проведенного анализа научно-методической литературы (1, 3, 5, 10, 11, 12, 18, 19) свидетельствуют о том, что текущий контроль в процессе обучения технологии занимает приоритетную роль по сравнению с итогово–тематическим. В исследованиях по другим предметам необходимость проведения итогово–тематического контроля научно обоснована. Некоторые исследования к эффективным формам итогово–тематического контроля относят зачетные уроки (19,21).

Зачетные уроки по теме позволяют увидеть как положительные, так и отрицательные стороны в обучении школьников. О.В. Оноприенко (27) на примере обучения физике показывает обучающую, воспитывающую и развивающую роль зачетных уроков. Н.М. Смолин (32) на примере развития технической смекалки доказывает положительное влияние таких уроков на процесс обучения. Отдельные публикации об эффективном проведении итогово–тематического контроля в форме зачетных уроков имеются при обучении химии, биологии, физики (7, 21,34,36,).

Начата подобная работа и учителями технологии. Однако, из-за отсутствия теоретических разработок по данной проблематике, отбор учебного материала для текущего и итогово–тематического контроля проводится стихийно, так как не учитывается связь контролируемого учебного материала и организационных форм контроля. Преобладающими формами его остаются фронтальная и индивидуальная работа. Групповые формы контроля используются учителем редко, или совсем не используются, хотя задачи перестройки учебного процесса, а также психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста требуют объединить их в пары, группы, поскольку при этом активно протекает общение, т.е. деятельность, являющаяся доминирующей для данного возраста (В.В. Давыдов).

На этой основе было сформулировано предположение о том, что эффективность учебно-воспитательного процесса возрастает за счет создания более совершенной методики контроля знаний и умений учащихся, основанной на:

  • выборе организационных форм адекватных контролируемому учебному материалу и видам знаний;

  • разнообразных сочетаниях организационных форм контроля и выборе их учителем для конкретного урока в зависимости от содержания учебного материала;

  • повышении самостоятельной познавательной деятельности разных групп учащихся (умениях самоконтроля и взаимоконтроля).



^ Методика контроля знаний, умений учащихся в процессе обучения мальчиков технологии


В ходе работы нами сделана попытка исследовать влияние содержания технологического учебного материала на выбор видов и форм контроля.

Современные исследования по методологии и дидактике содержат различные подходы к выделению групп содержания (предметные научные знания, способы деятельности, определенное видение мира и т.д.) (6, 10, 12, 13, 18, 19, 28). В программе и учебниках по технологии они представлены фактами, понятиями, причинно–следственными связями и знаниями о способах действий.

В ходе нашей работы зафиксировано наличие взаимосвязи между компонентами содержания и формами организации контроля.

В зависимости от содержания (факты, понятия, причинно – следственные связи и т.д.) происходит отбор адекватных ему видов заданий и организационных форм.

Группы знаний и формируемые на их основе задания позволяют учителю определить выбор определенной формы контроля. Специфика содержания учебного материала по технологии заключается в обилии фактов, расположении учебного материала не концентрически, а линейно–ступенчато, т.е. с постепенным усложнением, без педагогически неоправданных дублирований.

Поэтому, выбор организационных форм контроля должен также определяться степенью известности учебного материала для учащихся. В ходе работы над данной темой была осуществлена попытка выявить соответствие между группами знаний и формами контроля.


^ Связь содержания и организационных форм контроля


Группа

знаний

Виды заданий (характер вопросов и источники информации)

Организационные формы контроля

1

2

3

Факты

Практические работы, тесты, краткие вопросы, предполагающие краткие ответы …

Вопросы: Где? Что? Когда? Кто?



Преимущественно фронтальная, а также индивидуальная

Номенклатура

Ролевые игры, диктанты (определение понятий) путешествие по страницам учебника технологии, кроссворды, конкурсы, викторины, ребусы и т.д.)

Вопросы: Подписать, найти, назвать и … Что это …? Какие, какой, какая …? Где …?

Преимущественно фронтальная, а также работа в парах, индивидуальная

Понятия

Определение понятия, выделение его существенных признаков, сравнение двух, или нескольких понятий, подведение под понятие.

Технологический диктант, тесты на воспроизведение понятий, перфокарты, индивидуальные карточки – задания …

^ Вопросы и задания: Что называется … ? Что такое …? Приведите примеры … Назовите черты сходства, различия … Какие черты …? Назовите существенные признаки … понятия … и т.д. Что характерно?

Рассказ, описание, чтение схем, диаграмм, профилей …

Преимущественно индивидуальная, а также фронтальная


Причинно-следственные связи

Составление структурно-логических схем типа: причина - следствие - вывод; заполнение таблиц, конструирование диаграмм, схематические рисунки, структурные вопросы, тесты на соответствие, проблемные вопросы и т.д.

Вопросы: Объясните почему …? Почему …? От чего зависит …? Назовите причины … Выявите … оцените … Какова причина …? Приведите примеры … Какие могут быть последствия …? Чем объяснить …? и т.д.

Преимущественно индивидуальная, а также парная, групповая

Закономерности

Постановка кратких проблемных вопросов, составление диаграмм, схем, графиков, таблиц …

Вопросы: Докажите, что … Объясните, почему … Сравните … Установите … Как проявляется … Почему … ? Какая существует закономерность …? И т.д.

Преимущественно фронтальная, а также индивидуальная, групповая

Знания о способах действия

Что можно извлечь из … Что надо сделать, чтобы … С помощью каких источников знаний … Проблемные, исследовательские вопросы и задания (Используются все источники информации)

Все организационные формы контроля


Выполненная взаимосвязь между содержанием и формами контроля позволяет предложить определенную последовательность и сочетания организационных форм контроля. Например, индивидуальный контроль применяется преимущественно к значимым, основополагающим группам знаний изучаемого курса (понятия, причинно – следственные связи и т.д.). Групповая форма контроля применяется преимущественно при контроле по таким вопросам и заданиям, которые предполагают:

а) разные варианты ответов;

б) выдвижение предположений, гипотез;

в) разные точки зрения по одному и тому же вопросу и способность завязать спор, дискуссию;

г) делимость на смысловые единицы (блоки);

д) проблемность изложения.

Фронтальная работа проводится преимущественно при контроле за знаниями большого объема фактического материала.

Организационные формы контроля не изолированы, а между ними устанавливаются взаимосвязи и разнообразные сочетания.

Выбор и сочетание разных форм контроля зависит о специфики учебного материала (его сложности, объема, доступности, степени известности учащимся и т.д.).

Нами выделены следующие оптимальные сочетания организационных форм контроля в зависимости от содержания учебного материала:

  1. Учебный материал с большим объемом фактических знаний., несложный, хорошо усвоенный большинством учащихся класса, требует фронтального и группового контроля;

  2. Учебный материал, большой по объему, сложный для большинства учащихся класса, требующий глубокого осмысления, анализа, синтеза, обобщения фактов, предполагает сочетание индивидуального контроля с фронтальным.

  3. Учебный материал, небольшой по объему, но достаточно сложный по содержанию, предполагает сочетание парного контроля с фронтальным или группового с фронтальным.

Если учебный материал, вышеназванной группы знаний, недостаточно глубоко усвоен отдельными учащимися, то требуется применение индивидуальной формы контроля с последующей общеклассной (фронтальной). Для такого сочетания используется вопросы и задания проблемного характера, структурные, исследовательские и т.д.

Возможны и другие сочетания организационных форм контроля, которые определяются не только содержанием учебного материала, но и затратами времени на контроль, возможностями класса, личностью учителя и др.

Совершенствование контроля знаний и умений учащихся при учете вышеназванных факторов отразилось на совершенствовании процесса обучения в целом. Разработанная методика позволяет отказаться от однообразных комбинированных уроков и требует обязательного применения следующих типов уроков:

  1. Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников. Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.

  2. Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.

  3. Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.

На зачетных уроках применяются те формы контроля, которые наиболее адекватны содержанию контролируемого ученого материала.

Таким образом, выделенные нами факторы: характер содержания, затраты времени, возможности класса и личность учителя позволяют в зависимости от конкретной ситуации на уроке осуществлять разнообразные сочетания организационных форм контроля.


^ Особенности контроля знаний, умений учащихся на уроках технологии

1.Способы контроля

Для контроля качества обучения ха­рактерны два основных способа. Пер­вый — текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся; второй — проверка знаний и умений учащихся.

Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.

В процессе теоретического обучения основными методами контро­ля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технологической документации. Для теоретическо­го обучения характерна также практическая проверка умений уча­щихся применять знания в практических условиях: сборка схем, из­мерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.

В процессе производственного обучения основным методом конт­роля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-произ­водственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащих­ся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися меж­предметных заданий.

Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и фор­мы контроля знаний, навыков и умений учащихся достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контроля, применяемых в связи с внедре­нием стандартов образования.

Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества обучения характеризуются опреде­ленной субъективностью и требуют прежде всего — объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается конт­роль, который обладает необходимой точностью и воспроизво­димостью.

Одним из способов диагностичного контроля является тестирова­ние. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон — образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся.

В процессе обучения мальчиков технологии тестирование может про­изводиться на всех этапах учебного процесса.

2.Тестирование знаний и умений учащихся в процессе

теоретического обучения

Как уже отмечалось, знания и умения учащихся проявляются в деятельности, которая по харак­теру использования информа­ции может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый из этих видов учебной деятельности может выполняться либо самостоя­тельно, либо с определенной помощью, «подсказки» извне. В ре­продуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение учителя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах вы­полнения действия. В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для пол­учения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учеб­ная деятельность характерна элементами исследования, учебно­го творчества, самостоятельного нахождения новых способов де­ятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений.

Способности учащегося к учебной деятельности можно разде­лить на определенные качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество усвоения учебного материала. Наиболее применимым является выделение четырех уровней усвоения: 1 — узнавание; II — воспро­изведение; III — эвристический; IV — творческий.

Тесты 1 уровня предназначаются для проверки умений уча­щихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами явля­ются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотне­сение.

Тесты II уровня предназначаются для выявления умений уча­щихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания. К ним относятся: тесты на постановку; тесты на конструирование ответа; тесты — типовые задачи, требующие вы­полнения расчетов на основе использования типовых правил и алго­ритмов.

Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетиповые задачи и задачи на принятие решений в нетипо­вых ситуациях.

Тесты IV типа предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы. Ниже приводятся примеры тестов.

Например: Тест 1 уровня

ЗАДАНИЕ. Какие инструменты следует применить для выполне­ния следующих работ:

1. Сверление отверстий. 2. Обработка конических отверстий. 3. Обработка верхней части отверстий для головок винтов. 4. Обра­ботка отверстий в отливках. 5. Чистовая высокоточная обработка отверстий. 6. Рассверливание отверстий.

ОТВЕТЫ: А) — Сверло; Б) — Зенковка; В) — Зенкер; Г) — Развертка. ЭТАЛОН правильных ответов: 1—а; 2—г; 3—б; 4—в; 5—г; 6 — а,в.

Показателем успешности овладения учебным материалом при те­стовом контроле является коэффициент усвоения — К. По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Ко­эффициент усвоения представляет отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций эталона теста — М к общему количеству существенных операций в эталоне — N , которые необходимо было выполнить по заданию теста соответству­ющего уровня.

В качестве критической величины коэффициента усвоения, от­деляющей удовлетворительные знания и умения от неудовлетво­рительных, можно принимать 0,7.

Выполненные исследования и проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине коэффициента учащиеся имеют удовлетворительные знания и умения и могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения.

На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку. При этом руководствуются следующим ориентировочным соотношением: оценка 5—К=0,9; оценка 4 —К=0,8—0,9; оценка 3—К = 0,7—0,8; при К < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя. При определении коэффициента усвоения и балльной оценки знаний и умений необходимо четко представлять, что и коэффициент усвоения, и оценка характеризуют качество выпол­нения теста только определенного уровня. Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при кото­рых выставляются оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако даже при этой условности определение оценки производится более диагностично, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.

Эталонами выполнения тестов на проверку качества освоения приемов и операций является описание рациональных способов вы­полнения приемов, составляющих изучаемую операцию, в рацио­нальной их последовательности с отражением правил, количествен­ных параметров и других требований к качеству их выполнения. При необходимости к эталону прилагаются рисунки, эскизы, фотографии, иллюстрирующие правила выполнения контролируемых приемов и операций, схемы выполнения действий и т.п. В качестве эталонов также могут быть инструкционные карты для изучения операции, учебные алгоритмы, задания-инструкции для выполнения упражне­ний на тренажере, должностные инструкции по обслуживанию обо­рудования и др.

Отметим, что организация диагностики качества обучения мальчиков технологии путем тестирования включает:

  1. Анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирования (что и для чего тестируется).

  2. Выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующе­го (щих) цели.

  3. Материально-техническую подготовку к процессу тестирова­ния (все тестируемые учащиеся должны быть поставлены в равные условия).

  4. Назначение тестируемых учащихся и сообщение им заданий.

  5. Наблюдение учителя за выполнени­ем учащимися заданий тестов; фиксация выполнения сущест­венных операций и экспертная оценка качества деятельности учащихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий; анализ качества выполненных заданий; подсчет выпол­нения норм времени (выработки); определение оценок выполне­ния тестов.



^ Мониторинг результатов работы по организации контроля знаний и умений учащихся


Практико-экспериментальная работа проводилась в течение двух лет (2005-2006 гг.). В экспериментальных классах обучается 48 учащихся, в контрольных – 30 учащихся.

Основным отличием контрольных и экспериментальных классов было то, что в контрольных классах контроль знаний и умений школьников осуществлялся по традиционной методике, а в экспериментальных классах – по методическим рекомендациям, где были четко определены адекватные содержанию виды и формы контроля, их сочетания, планировалась деятельность учащихся, в том числе по самоконтролю и взаимоконтролю.

На первом этапе проверялись отдельные положения разработанной методики, проводились «срезовые» контрольные работы, анкетирование учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса.

На втором этапе проверялась эффективность предложенной методики по следующим показателям:

  1. Выполнение требований программы к знаниям и умениям.

  2. Качество знаний, умений учащихся.

  3. Рациональное использование времени урока.

  4. Внедрение в учебный процесс самоконтроля и взаимоконтроля.

  5. Качество знаний и умений – главный показатель эффективности предложенной методики, оно выражалось:

  • правильностью и полнотой знаний;

  • глубиной знаний;

  • прочностью знаний;

  • умением правильно задавать вопросы товарищам, давать оценку и анализ их ответа и своего собственного, в умении правильно рассуждать.

Для характеристики полноты знаний использовалось число элементов ответа, присутствующих в ответе одного ученика. При этом учитывалась значимость элементов для правильного ответа.

Для характеристики глубины знаний используется критерий полноты с качественной характеристикой ответа каждого ученика: при этом рассматривалась логика построения ответа, подтверждение теоретических знаний фактическим, язык изложения, допущенные ошибки и т.д.

Эти два критерия: полнота и глубина в принятых нами для исследования обобщенных оценочных характеристиках ответов:

1 – правильный полный ответ;

2 – правильный неполный ответ;

3 – неправильный ответ;

4 – нет ответа.

В приведенных таблицах даны сводные характеристики ответов учащихся контрольных и экспериментальных классов, отражающие состояние учащихся по теме «Домашняя экономика» (VIII классы); по теме «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.» (VII классы)

^ Результаты контроля знаний по теме «Домашняя экономика»


Характер ответа

I

II

III

IV

Классы

Контрольные

22, 5 %

46, 5 %

28, 7 %

2, 3 %

Экспериментальные

37, 2 %


43, 3 %

17, 5 %

2, 0 %


^ Результаты контроля знаний по теме

«Технология обработки древесины. Элементы машиноведения»


Характер ответа

I

II

III

IV

Классы

Контрольные

16, 9 %

46, 9 %

33, 3 %

2, 9 %

Экспериментальные

32, 8 %

62, 6 %

4, 0 %

0, 6 %


Глубина знаний по этим двум темам выше у учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными, что говорит об эффективности применяемой методики в экспериментальных классах.

Прочность знаний, определяемая методом отороченного контроля (через месяц, три месяца), у учащихся контрольных классов составила 30-35%, у учащихся экспериментальных – 60 % (на примере изучения темы «Художественная обработка древесины» - VII класс; прочность знаний в экспериментальных классах составила 73%, в контрольных классах – 46% (на примере темы «Технология точения древесины на токарном станке» - VI класс); этот же показатель для экспериментальных классов составил 69%, а для контрольных – 31% (на примере темы «Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара.» - VIII класс).

Воспитывающая и развивающая функции контроля нашли выражение в сформированности умений самоконтроля и взаимоконтроля. В контрольных классах после изучения определенной темы умениями самоконтроля владело 30% учащихся, в экспериментальных – 100% учащихся, которые объективно и правильно давали рецензию на ответы своего товарища, задавали ему вопросы, находили ошибки, пробелы в знаниях и умениях, давали рекомендации по их ликвидации, оценивали ответ. Учащиеся контрольных классов показали слабое владение умениями самоконтроля и взаимоконтроля.

Исследование показало, что работа по предложенной методике способствует также уменьшению времени на контроль, использованию освободившего времени на закрепление материала, повторение, внедрение в урок игровых приемов, являющихся одним из эффективных средств развития интереса к предмету, преодоления перегрузки школьников.

Затраты времени на контроль свидетельствуют, что в экспериментальных классах оно используется эффективнее, чем в контрольных. Абсолютное преобладание в контрольных классах получает фронтальный контроль в сочетании с индивидуальным (65% времени) индивидуальный занимает от 20 до 25% учебного времени, групповой - 10%.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что методика контроля, применяемая в экспериментальных классах по ряду вышеперечисленных показателей эффективнее, чем в контрольных классах, что определяет целесообразность ее внедрения в учебно-воспитательный процесс.


^ Основные результаты исследования. Заключение

Результаты исследований можно сформулировать следующим образом:

- проведен анализ состояния проблемы контроля знаний и умений учащихся в методике обучения технологии и практике преподавания;

- установлено, что, несмотря на постоянное внимание к проблеме контроля, в методике технологии недостаточно глубоко был изучен вопрос о сочетании разных видов и форм контроля; о зависимости форм контроля от содержания учебного материала;

- практически доказано, что эффективность процесса обучения во многом зависит от организации контроля: от оптимального сочетания разных видов контроля - текущего и итогово-тематического, от выбора адекватных изучаемому учебному материалу форм контроля.

- совершенствование методики контроля позволяет существенно изменить характер деятельности не только учащихся, но и учителя: используемые нами формы контроля позволяют избежать монологов учителя или ученика и обеспечить их совместную деятельность, а также совместную деятельность обучающихся;

- показано, что важным методическим условием эффективности обучения является формирование умений самоконтроля и взаимоконтроля; внедрения в учебный процесс самоконтроля и взаимоконтроля позволяет повысить роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля;

- в ходе экспериментальной работы удалось найти резервы учебного времени за счет упорядочения текущего контроля, тщательного отбора контролируемого содержания (это время может быть использовано для изучения нового, закрепления и т.д.), что позволило нормализовать учебную нагрузку школьников;

- экспериментально доказано, что привлечение учащихся к контролирующей деятельности оказывает эффективное воздействие на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников, на формирование умений работать в группах, парах, индивидуально.

Проведенное исследование выявило ряд проблем, нуждающихся в дальнейшем изучении и разработке: а) необходимость выявления объема содержания, обязательного для усвоения учащимися по теме, разделу, школьному курсу; б) изучение влияния разных организационных форм контроля на формирование и развитие познавательного интереса школьников к изучаемому предмету; в) контроль как средство совершенствования учебного процесса по технологии; г) организация учета знаний и умений и влияния его на обучение, воспитание и развитие школьников.


Литература

1. Бабина Н.Ф. Воспитывающая роль оценки на уроках труда /Школа и пр-во, 1998, №3, с. 39.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, -М.: Изд-во ин-та проф.образования М-ва образования Росии,1995 3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 4. Вопросы и задания по технологии (обслуживающий труд) // Школа и производство.- 2004, №3.

5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М.: 2003. – 333 с.
6. Дидактика технологического образования: Книга для учителя/ Под.ред. П.Р.Атутова. М.,1998. 7. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. М.: «Мысль», 1985.

8. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся/ Школа и пр-во, 1997, № 2, с. 10.

9. Капустин В.С. Выполнение пректов на уроках технологии 5-7 классах / Школа и пр-во.- 1998, №1, с. 15.

10. Корнейчук З.Л. Взаимоконтроль учащихся на уроке. /Школа и пр-во.- 1998, № 5, с.78.

11. Кожина О.А., Малюков Н.Н., Алямовская Н.А. Тестовые задания для образовательной области «Технология». /Школа и пр-во.- 1999, №2, с. 15.

12. Кругликов Г.И. Дидактические средства на занятиях по технологии /Школа и пр-во.-1999, №4, с. 25.

13. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2002.

14. Ларионова Т.П.,Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно- наглядных пособий по обслуживающему труду /Школа и пр-во.- № 1, с. 52.

15. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск,1999.

16. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии /Школа и пр-во.- 2000, №6, с. 23.

17. Литова З.А Как строить работу кружка. / Школа и пр-во.- 2001, № 1, с. 57.

18. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.
19. Махмутова Х.И. Проверка знаний учащихся на уроках технологии /Школа и пр-во.- 2000, №6, с. 38.

20. Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. М.,1985.

21. Милушкин А.А. Эффективная форма контроля знаний /Школа и пр-во.- 1999, № 5, с.32.

22. Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. – 2000. - №3. – с 64 - 66
23. Мошак В. З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии// Шко-ла и производство. – 2000. - №8. – с. 6 – 8
24. Насипов А.Т. и др.  Вопросы и задания по технологии (технический труд)// Школа и производство.- 2004, №3

25. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности// Школьные технологии.-2002, №2.

26. Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. – Брянск, 1998. – 238 с.
27. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.- 218 с.

28. Райский Б.Ф., Скаткин М.Н. Руководство самообразованием школьников. –М.: Просвещение, 1983.

29. Сафрис О.И., Таморчак Д.Я. Деловые игры при изучении технологии /Школа и пр-во.- 1999, № 4, с. 22.

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М., Народное образование, 1998.

31. Скатова Н.Н.,Тимошенко А.И. Коллективный способ обучения на уроках труда /Школа и пр-во.- 1998, № 5, с. 77.

32. Смолин Н.М. Задания на техническую смекалку// Школа и производство.-  2004, №3

33. Скворцов К.А. Специализация учителя- народные ремесла /Школа и пр-во.- 1998, № 5, с.41.

34. Шамова Т.И., Третьяков П.И. Педагогические технологии, что это такое и как это использовать в школе. Москва-Тюмень, 1994.

35. Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии. /Школа и пр-во.- 2000, № 5, с.60. 

36. Юстимов П.П. Контроль знаний и умений на уроке.– М.: Дрофа, 2005. –300 с


Приложение 1.

Диктант по технологии для 6 класса (фронтальный контроль)


Цели: 1. Обобщающее повторение знаний учащихся за учебный год.

2. Проверка знания терминологии.


Дать определения понятий:

1. Деталь – это …

2. Дизайн – это …

3. Жесть – это …

4. Заготовка – это …

5. Изделие – это …

6. Катанка – это …

7. Конструирование – это …

8. Макет – это …

8. Проект – это …

9. Разметка – это …

10. Технологический процесс – это …

11. Технологическая карта – это …

12. Чертёж – это …

13. Шаблон – это …


Приложение 2.

Парный контроль в 8 классе


Учитель предлагает учащимся дать письменные ответы на вопросы в карточках. Проверка осуществляется следующим образом: учащиеся, сидящие за одним столом, меняются листами ответов. Учитель даёт правильные ответы. При этом ребята проверяют ответы друг друга. Педагог объясняет, как следует оценивать работы, школьники выставляют отметки соседу по парте.

1 вариант. Тема: «Утепление дверей и окон»

  1. Перечислите утеплители и облицовочные материалы, используемые для утепления окон и дверей.

  2. Каким образом их прикрепляют к двери?

  3. Составьте технологическую карту на работу по утеплению двери с указанием тех размеров, которые нужно соблюдать.



2 вариант.

  1   2   3




Похожие:

Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconЗачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы)
Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический зачет
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconПреобладающие формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconРазличные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний...
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconТитульный лист (название программы) Пояснительная записка Учебно-тематический план
Формы контроля знаний, умений, навыков и уровня физической подготовленности учащихся (система контроля и оценивания)
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconТема: «Использование элементов зачетной системы для контроля и оценки знаний»
В связи с этим все более широкое распространение в школе получают зачетные формы организации контроля знаний учащихся
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconРеферат элементы контроля знаний и умений учащихся на уроках математики в школе
I. Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» icon7. Научно-методическая работа педагогического коллектива оу реализуемые формы научно-методической работы
Коллектив школы работает над методической проблемой «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие повышения качества знаний...
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconМоу снежногорская сош справка об организации внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год
Организация внутришкольного контроля осуществляется по шести направлениям: выполнение всеобуча, состояние преподавания учебных предметов,...
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconКонтроля знаний, умений и навыков учащихся по биологии при разноуравневом обучении
Большую роль в достижении требований к результатам обучения учащихся, играет проверка знаний, умений и навыков. Она позволяет выявить...
Методическая работа на тему «Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по технологии» iconДокументи
1. /методическая работа/(шаблоны) методическая работа соцпедагога/Акт контрольного обследования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы