Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» icon

Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»



НазваниеВыступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»
Дата конвертации19.10.2012
Размер93.02 Kb.
ТипДокументы
источник

Выступление В.М.Долговой, к.п.н., учителя физики МОУ СОШ №2 п.Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29.04.08


Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»


Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Его не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие».

В условии современности, обусловленной ускоряющимися процессами научно-технической революции и глобализацией в мире, развитием информатизации, компьютеризации и телекоммуникаций, в условиях рыночной экономики, когда в обществе сформировалась острая потребность в творчески мыслящих личностях, способных не только овладеть современной техникой, но и создавать ещё более сложные её разновидности в будущем, развивать новую экономику, возникло противоречие между возможностями традиционных методов обучения, а соответственно и результатами подготовки учащихся, и современными требованиями к качеству этой подготовки со стороны общества.

Среди наших выпускников есть те, кому предстоит работать в области фундаментальной физики, развивать нанотехнологии. Поэтому свою основную задачу вижу в подготовке конкурентоспособного выпускника посредством раскрепощения его мышления, развитие компетентности при изучении физики.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у них интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.


Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Это основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определённые нравственные чувства и суждения учащихся.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал цель учебной деятельности, был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Что представляет понятие «познавательный интерес»? Обратимся к педагогическому словарю. Интерес (от лат. важно) – познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Познание – процесс психического отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. То есть познавательным интересом можно считать избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическим и экспериментальным. Без интереса учащихся к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желательного результата. Как писал В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Как можно судить об уровне развития интересов учащихся на уроках? Это могут быть следующие показатели интереса:

  • активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю);

  • самостоятельность выводов и обобщений;

  • добровольное выступление с докладами;

  • участие по собственному желанию в анализе и дополнении ответов учащихся;

  • желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления;

  • самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома;

  • поиск дополнительной информации, чтение научно-популярной литературы по предмету;

  • участие во внеклассной работе.


Формирование познавательного интереса является одним из методов стимулирования и мотивации учения (по Ю.К. Бабанскому). Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; Формирование познавательного интереса является одним из методов

2) наличием познавательной стороны этой эмоции;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности

(Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова).

Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать приём создания на уроке ситуации занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов парадоксальных фактов. Это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и др. При изучении темы «Распространение звука» спрашиваю: «Почему Баба Яга прикладывала ухо к земле, пытаясь узнать, не скачет ли кто к ней?». Ученика всегда увлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений, даже таких простых, как растворение сахара в стакане чая, выбивание пыли из ковра и т.д. Особенно важно показать учащимся практическое использование того материала, который они усвоили на уроке. Примеры проявления физики в окружающем мире и в быту ученики могут отыскать сами, выполняя следующее задание (закрепление темы «Инерция»).

^ Задание. Сделать таблицу примеров проявления инерции.


Пример

К какой области относится

1

Природа

2

Быт

3

Транспорт

4

Техника

В роли приёма, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналоги. Например, весьма положительный отклик вызывают у учащихся аналоги в курсе физики, связанные с биологией; при изучении явления локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей; при рассмотрении устройства и принципа работы рычага – со строением человеческого тела.

Эмоциональные переживания вызываются приёмом удивления – грандиозность цифр (количество молекул в веществе, расстояния в космическом пространстве), необычность приводимого факта (что можно сказать о температуре в полном вакууме?, Солнце мы видим таким, каким оно было 8 минут назад, а звёзды – какими они были миллионы лет назад). Долг учителя научить ученика удивляться обычным (знакомым) явлениям.

Вызывает интерес у школьников использование на уроках сведений из истории физики. Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого уравнения или закона. К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относятся биографии великих учёных и история значительных научных открытий.

Необходимо приобщать учеников к современным научным достижениям, показывать границы применимости понятий, законов, теорий классической физики, а также показывать противоречия между её понятиями и законами и новыми фактами, разрешение которых даётся современной наукой.

С целью формирования у школьников понимания языка физической науки, выяснения его специфики, развития речи учащихся полезно применить на уроке сравнение научного и художественного видения окружающего мира. Такое сравнение рождает мысль о взаимном обогащении науки и искусства, учит внимательно относиться к словам, вчитываться в формулировки законов, правил; способствует развитию речи, пробуждая стремление выразить изучаемый материал своими словами. Выделить основные черты языка физики помогает сравнение описаний одного и того же явления учёными и поэтами или писателями.

Современная школа уже не представляется без использования компьютера. Компьютер, как техническое средство, может использоваться не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, всеми возрастными группами.



На уроке возможно использование различных обучающих компьютерных программ:

  • иллюстрирующие;

  • консультирующие;

  • программы-тренажёры

  • программы обучающего контроля

  • операционные среды

  • графические программы.

С помощью различных компьютерных программ, тестов ведётся контроль знаний, некоторые лабораторные работы ,из-за отсутствия необходимого оборудования, выполняем в виртуальной лаборатории. Всё больше на уроках для получения новой информации используется международная информационная сеть - Интернет. Примером использования на уроке сети Интернет может являться следующее задание.

Задание.

Заполнить таблицу. Источник информации – сеть Интернет.


Они создали науку об электричестве.

Учёный

Даты жизни, страна

Вклад в науку об электричестве

Б. Франклин







Л. Гальвано







А. Вольта








Особенностями внеурочной работы по физике, повышающими её эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, проявляющего интерес к физике.

В школе №4 стало традицией проведение в течение года предметных недель. Мероприятия, проводимые в дни недели физики должны пропагандировать физические знания среди учащихся, выявлять наиболее способных. Примерный порядок проведение декады:

  • о начале предметной недели извещает красочное и интересное по содержанию объявление;

  • сообщается, что за каждое успешно выполненное задание будут начисляться баллы;

  • в фойе на стенде вывешиваются задания «конкурса эрудитов»;

  • в 7 и 8 классах проводятся викторины;

  • проводится конкурс кроссвордов и ребусов; баллы можно получить, как решая, так и составляя их. Кроссворды и ребусы также помещаются на стенде;

  • проводится конкурс интересных сообщений по темам: «Биографии великих учёных», «Достижения современной науки и техники»;

  • в последний день проводится большая игра с участием ребят из всех классов «Конкурс знатоков»;

  • по окончании проведения недели физики подсчитываются набранные учениками баллы, выявляется победитель

  • на общешкольной линейке подводятся итоги предметной недели, происходит награждение победителей и особо отличившихся учеников.


Различные приёмы для развития познавательной деятельности не только разнообразят урок, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса получения знаний. Основным активизирующим моментом следует считать положительный настрой на урок. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность можно! Учащиеся школы №4 имеют по физике стопроцентную успеваемость, растёт качество знаний, отсутствуют пропуски уроков без уважительной причины. Ребята принимают участие в школьных и городских предметных олимпиадах, в школьной неделе физики приняло участие более 90% ребят.

Для нас, учителей, важно то, что наши ученики талантливы и любознательны, и во многом именно от нас зависит, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям, полюбят ли они физику и каким станет в их среде престиж образования.


Список используемой литературы:

  1. И.Я.Ланина. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М., 1991.

  2. И.В. Трайнев. Конструктивная педагогика. М., 2004.

  3. Э.М. Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Книга 2. М.,2005.

  4. Ю.К. Бабанский. Педагогика. Учеб. пособие. М., 1988.

  5. Г.М. Коджаспирова. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. М.,2007.




Похожие:

Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconАнализ проведения недели физики и информатики. С 17 по 22 января 2011 год
Внимание учителей физики и информатики было направлено на развитие познавательного интереса к изучению данных предметов
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconРабочая программа по курсу физики муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconПлан работы мо учителей физики мобу «сош №1»
Бураевский район Р. Б. на 2012-2013 учебный год. Тема: «Интерактивные методы в преподавании физики» Цели: Непрерывное совершенствование...
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconРабочая программа по курсу физики муниципальное общеобразовательное учреждение фио, учитель высшей категории 9 класс
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconКукина Галина Александровна Активизация познавательного интереса учащихся на урок
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии через использование элементов новых педагогических технологий
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconХодатайство районного методического объединения учителей физики и информатики о выдвижении Дзюба Галины Ивановны учителя моу «сош №172» на соискание премии Президента Российской Федерации
Дзюба Галина Ивановна учитель физики и информатики моу «сош №172» п. Архара высшей квалификационной категории
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconОтчет по теме самообразования: «Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика». 3
Участие учителя физики, информатики моу «сош №172» пос. Архара Амурской области Дзюба Г. И
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconТема: Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики Теоретический аспект
Ннонаучным дисциплинам в среднем на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся...
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconДокументи
1. /материалы учителя физики Гафурова Р.З/Выступление на ШМО использование компьютерных информационных...
Выступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики» iconАнаньева О. А., учитель физики, математики информатики моу «Чусовитинская сош» Самоанализ открытого урока физики, проведенного 11 февраля 2010 года Тема урока
Цели урока: изучить понятие напряжения на участке цепи, его единицами измерения, на уровне понимания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы