Аттестационная работа по физике по теме icon

Аттестационная работа по физике по теме



НазваниеАттестационная работа по физике по теме
Дата конвертации19.10.2012
Размер167.04 Kb.
ТипДокументы
источник






Аттестационная работа по физике по теме


«Реализация принципа историзма при обучении физике в средней общеобразовательной школе»


(1 квалификационная категория)


Автор: учитель физики СОШ №2

п.Энергетик Новоорского района

Долгова Валентина Михайловна





п.Энергетик

2002 г.

Общая характеристика работы

В современных социально-педагогических условиях идёт процесс уточнения требований к содержанию образования и к уровню подготовленности учащихся к общественной деятельности.

В основу построения учебных программ по физике положены принципы научности, систематичности, доступности, а также принципа историзма. Реализация этого принципа в обучении в настоящее время не получила должного отражения в учебных программах, в учебниках, в методических пособиях. Как следствие этого данный принцип не получил должного внимания и в практике школьного обучения. Нет единого мнения о том, каким образом принцип историзма должен быть реализован в процессе обучения, так как в развитии науки физики и сегодня происходят изменения (открытие новых явлений, установление законов, совершенствование методов исследования, возникновение новых теорий). Всё это постоянно требует определения соотношения исторического и логического в научном и учебном познании, способов реализации этого принципа в учебном познании физики.

Это, в свою очередь, требует постоянных поисков в направлении совершенствования содержания, методов, приёмов, и средств обучения.

Особую роль в становлении личности играет формирование у учащихся научного мировоззрения. Эти вопросы могут быть частично решены при осуществлении историко-методологического подхода в обучении физике, как одного из способов реализации принципа историзма в обучении. В этой связи необходимо отметить, что хотя в процессе обучения физике учащиеся и знакомятся с исторически полученными знаниями в этой области науки, они с трудом осознают тот факт, что физика как наука является постоянно развивающейся сферой человеческой деятельности и её развитие подчиняется определённым закономерностям. Внимание учащихся направлено на запоминание научных фактов, определений понятий, формулировок законов. Что же касается истории открытия законов, истории введения новых понятий, - эти вопросы, как правило, оказываются за рамками учебника и учебного процесса.

В методике преподавания физики вопросам использования сведений из истории уделялось большое внимание в работах таких учёных как В.И.Лебедева, В.Н.Мощанского, Е.В.Савеловой, И.И.Соколова, И.К.Турышева и др. Большинство работ посвящено развитию познавательного интереса учащихся на основе использования сведений из истории развития науки и техники в учебном процессе. Но это неизбежно приводило к увеличению объёма изучаемого материала и пересмотру распределения учебного времени.

Реализация принципа историзма при обучении физике по своей сути подразумевает включение в учебный процесс, в содержание изучаемого материала сведений из истории развития (рождения, становления, сегодняшнего состояния и перспектив развития) науки. Под принципом историзма в обучении физике часто понимают историко-методологический подход, который определяется направленностью обучения на формирование методологических знаний у учащихся о процессе познания, на воспитание у обучаемых гуманистического мышления, на развитие у них познавательного интереса к предмету.

В этой связи, в работах вышеназванных авторов рассматриваются и исследуются проблемы повышения интереса учащихся к физике, формирование у них научного мировоззрения и патриотизма, уточняются основные принципы отбора исторического материала, определяются виды учебного материала с историческим содержанием, выделяются некоторые пути реализации введения этого материала в учебный процесс при изучении основ физики в средней школе.

Анализ научно-методической литературы позволяет нам сказать, что принцип историзма, являясь одним из ведущих принципов научного познания, при проецировании его на процесс обучения физике претерпевает изменения, выражающееся в следующих подходах: историко-индуктивном, дедуктивно-аксиоматическом и историко-методологическом. Отличительной чертой этих подходов является решение проблемы соотношения исторического и логического в науке и переноса его в процесс обучения. Решение этого вопроса, на наш взгляд, должно происходить в аспекте развития физического знания и процесса усвоения этих знаний, а также в выборе критериев данного соотношения.

Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена:

-ролью, которую играет принцип историзма в теории и практике научного и учебного познания;

-необходимостью выявления условий и средств реализации принципа историзма и их влияния на развитие мышления учащихся при обучении физике.

^ Целью нашей работы является разработка методики реализации принципа историзма при обучении физике в школе.

Объект: процесс формирования у учащихся основных физических понятий, законов и теорий при реализации принципа историзма.

Предметом исследования выступает содержание и методика реализации принципа историзма и их влияние на развитие у учащихся первоначального умения систематизировать знания на материале истории физики.

^ Основное идеи работы

Под принципом историзма мы понимаем основные регулятивные положения, направляющие деятельность учителя в процессе обучения физике, на ознакомление учащихся с историческим процессом становления и развития науки, в органической связи с изучением явлений, законов и теорий, на ознакомление с эволюцией содержания понятий законов, теорий с момента их возникновения в науке до момента рождения новых идей и тенденций их развития.

В своем исследовании мы исходили из того предположения, что при систематической деятельности учителя по реализации принципа историзма на начальном этапе обучения физике учащимися будут более полно усваиваться физические понятия и законы, так как исторический материал позволит ученикам выступать в роли квазиисследователей истории физики, и будет способствовать активизации их учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Выявить состояние проблемы реализации принципа историзма при обучении физике в методике преподавания физики и в школьной практике.

2.Уточнить условия реализации принципа историзма в процессе обучения физике и разработать методику его использования на начальном этапе обучения физике.

3.Экспериментально проверить влияние систематической деятельности учителя по реализации принципа историзма на формирование у учащихся первоначальных умений систематизировать знания из истории физики и на качество усвоения ими программного материала по физике.

4.Разработать методические рекомендации для учителей по использованию исторического материала при реализации разработанной методики.

Методологической основой исследования явились те6ория познания, учение о единстве логического и исторического в научном познании.

Психолого-педагогической основой исследования явились труды классиков психологии и педагогики, современных дидактов и психологов по организации процесса обучения, теории проблемного и развивающего обучения, теория формирования физических понятий.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • анализ философской, психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой исследования, с целью определения ее актуальности и методологических основ исследования, построения методики реализации принципа историзма при обучении физики;

  • наблюдение, анкетирование и изучение деятельности учителя физики с позиции исследуемой проблемы;

  • моделирование педагогического процесса в аспекте реализации принципа историзма при формировании физических понятий в курсе физики первой ступени;

  • педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики реализации принципа историзма в процессе обучения физики в школьной практике;

  • методы поэлементного и пооперационного анализа с целью выявления влияния реализации принципа историзма на развитие у учащихся первоначальных умений систематизировать материал истории физики и на качество усвоения учащимися физических понятий, определяемых школьной программой. При обработке результатов эксперимента и оценке их достоверности использовались методы математической статистики.

Проведенный анализ показал, что реализация принципа историзма требует рассматривать любое явление в контексте его связей с другими явлениями как однопорядковыми (открытие закона, теории), так и с явлениями более высокого (социального) и более низкого (нормативного) порядка. При этом каждое явление необходимо видеть в свете законов развития данного класса явлений. Принцип историзма как общенаучный подход исследователя может быть отражен на различных уровнях дидактики:

На уровне основания теории обучения - является источником для приобретения научных фактов;

На уровне создания теории – выступает как регулятив между элементами теории, может выполнять функцию прогнозирования закономерности ее развития;

На уровне следствий – выступает как средство, регулирующее процесс обучения (определяющее цели, содержание и формы обучения).

Анализ пособий по методике преподавания физики показал, что их авторами не ставилась задача полного раскрытия вопроса реализации принципа историзма при обучении физике в средней школе и предполагается, что учителя знакомы с вопросами истории науки и физики, в частности, и способны самостоятельно выделить исторический материал, который можно использовать при изучении школьниками того или иного раздела, темы, вопроса физики.

В то же время в школьных учебниках по физике мы обнаружили, что в содержании учебного материала находит отражение только определенный круг сведений из истории физики, которые не дают представления о динамики научного познания: от анализа совокупности фактов и постановки проблемы – к гипотезе, от гипотезы к теоретическому осмыслению и выводам, от выводов – к их интерпретации, экспериментальной проверке и практическому применению знаний, о том, что любой ученый (а вместе с ним ученик), познающий природу, проходит эти этапы. Анализ учебников и учебных пособий по физике. Использовавшихся ранее и действующих в процессе обучения школьников, показывает, что исторические сведения приводятся только в тех параграфах, где речь идет об открытии или опыте, связанном с именем ученого или названного в его честь. Однако, учебники выпущенные в последние годы, показывают тенденцию увеличения числа исторических сведений, включаемых в их содержание.

В результате проведенного анкетирования учителей физики, были выявлены условия при которых учителями чаще всего используется во время учебных занятий исторический материал, какие формы учебных занятий применяются в практике школы и какие трудности препятствуют реализации принципа историзма в школьной практике. Ими выделяются следующие трудности:

1.Ограниченность времени на изучение программного материала.

2.Нехватка времени на поиск материала с историческим содержанием.

3.Недостаточная информированность о имеющейся литературе и других пособий.

4.Недостаточная методическая оснащенность кабинета физики (литература, дидактический и раздаточный материал).

5.Тре6буется дополнительная подготовка, в том числе и на курсах повышения квалификации.

Несмотря на большое число опубликованных работ по проблеме исследования, актуальными остаются проблемы отбора содержания учебного материала с историческим содержанием, включение его в учебный процесс, формирования первоначальных умений у учащихся систематизировать знания по истории физики. Еще слабо в школьной практике при изучении физики в 7 классе применяется такая форма учебных занятий как конференция. Выделенные проблемы определили основное направление нашего исследования: разработку методики реализации на первой ступени средней школы (основ6ной школы).

Нами выделены следующие этапы реализации принципа историзма в средней школе: базовый (7-8 класс), основной (9-11 класс) и философско-обобщающий (11 класс), также определено основное содержание учебной деятельности учащихся по овладению историческим подходом в изучении физики. В ходе исследования мы пришли к выводу о необходимости организации познавательной деятельности учащихся по овладению ими историческим подходом в изучении физики на ориентировочной основе третьего типа. При реализации принципа историзма нами выделены следующие элементы в деятельности учащихся:

1.Первоначальное знакомство с элементом знания;

2.Обоснование исторической необходимости его появления и выделение из других понятий;

3.Анализ исторического развития содержания понятия и выделение его существенной стороны (ядра содержания) по историческим источникам;

4.Рассмотрение возможного последующего изучения в науке и в собственном познании и сравнение с тем, как этот процесс происходил в истории физики.

В работе также показана возможность использования обобщенных планов изучения физических понятий, предложенных А.В. Усовой, в реализации исторического подхода изучения физических понятий.

На основе анализа принципов обучения нами предлагаются следующие критерии отбора учебного материала с историческим содержанием:

1.Доступность для понимания учеником:

а) в изложении текста, б) в изображении схемы или рисунка, в) в возможности опытной проверке его дома.

2.Соответствие исторического материала содержанию учебной программы и объему выделенного ею времени:

а) соответствие темпу усвоения учебного материала; б) соответствие темпу воспроизведения знаний; в) соответствие с текстом используемого учебника.

3.Значимость материала в развитии физики:

а) фундаментальных опытов; открытий; законов; теорий.

4.Научная достоверность:

а) в описании опытов; б) в описании открытий; в) в описании способов или методов; г) в описании исторических событий.

5.Эмоциональность:

а) эффектность демонстраций; б) относительная новизна; в) факты, иллюстрирующие личный опыт (переживания) ученого.

Наличие дидактического материала с историческим содержанием

В достаточном количестве для организации самостоятельной работы всех учащихся класса.

В качестве одной из форм организации учебных занятий по реализации принципа историзма в 7 классе, по нашему мнению, может быть, наряду с уроком, учебная конференция. Как показало экспериментальное обучение, учебная конференция по физике может быть проведена уже во второй четверти учебного года. Использование исторического материала, позволяет разнообразить тематику проведения конференций, что способствует формированию умения учащихся работать с дополнительными источниками историко-физической информации, эмоциональному восприятию физики учащимися, повышению их познавательной активности по изучению физики и ее истории.

Разработанная методика реализации принципа историзма содержит рекомендации учителю по планированию методической системы в осуществлении исторического подхода при обучении физики, в примерном планировании уроков по осуществлению данного подхода, включая задания для учащихся по самостоятельной работе с материалом исторического характера в рамках отведенного программой времени.

В ходе педагогического эксперимента была обоснована актуальность исследования, уточнены и определены критерии оценки эффективности методики реализации принципа историзма в 7 классе средней школы.

Перед экспериментом ставилась задача проверить влияние систематической деятельности учителя по реализации принципа историзма на формирование у учащихся первоначальных умений систематизировать знания из истории физики и на качество усвоения ими программного материала по физике. От учащихся требовалось показать умение самостоятельно работать с текстом, содержащим исторический материал: составлять краткий и развернутый план рассказа о прочитанном, выделять в тексте элементы научных знаний (факты, понятия, законы, теории, научные картины миры и их практическое применение). Достоверность результатов оценивалась на основе статистической обработки данных по критерию х2 (хи-квадрат). Получено, что для уровня значимости 0 = 0,05 значения выполненого задания Тнабл. 1 = 20,13 . и Тнабл. = 19,54 при критическом значении статистики Ткрит = 15,51 (см. табл.1). В обоих случаях Тнабл. Превышает критическое значение, что подтверждает с достоверностью 95 % эффективность разработанной нами методики реализации принципа историзма при обучении физике в 7 классе средней школы.

В ходе педагогического эксперимента анализируя результаты выполнения заданий учащимися, мы определяли качество усвоения физических понятий (атмосферное давление, плотность, вес тела, гидростатическое давление) , а также оценивали уровень отражения исторического подхода в деятельности учащихся при работе с текстом историко-физического содержания.

Результаты выполнения этого задания учениками позволяют нам сделать выводы (см. табл. 2) , что учащиеся экспериментальных классов не только лучше усваивают программный материал по физике, но и делают попытки анализировать процесс научного знания. Достоверность полученных результатов в экспериментальном обучении проверялась по критерию хи-квадрат и Тнабл. В обоих случаях было больше Ткрит., соответственно Тнабл1 = 16,40; Тнабл2 = 20,85 при Ткрит = 9.88.

Таблица 1



Сравниваемые группы учащихся



Число выделенных элементов плана

1

2

3

4

5

6

7

8


Количество учащихся, выделевших данное число элементов плана

Контрольная

Эксперимент 1

Эксперимент 2

2

0

0

8

0

1

9

3

3

14

9

8

17

28

30

10

15

21

8

14

15

8

12

14





По результатам анализа полноты сформированности первоначальных умений классифицировать, осведомленности учащихся о результатах научной деятельности ученых и овладения учащимися умением планировать пересказ текста с историко-физическим содержанием можно судить об эффективности разработанной методики.

Таблица 2


Распределение учащихся по уровням сформированности умения реализовывать исторический подход к изучению физики

Сравниваемые группы учащихся

Уровень отражения исторического подхода

0

1

2

3

4




Экспериментальные 1

Экспериментальные 2

Контрольные

19

20

32

25

26

30

30

37

14

5

6

0

2

3

0




Таблица 3

Результаты расчета коэффициентов эффективности



Показатель эффективности

Коэффициенты эффективности

Аэ 2

Аэ 2

А ср




1


2


3

По формированию первоначальных умений классифицировать

По осведомленности учащихся о результатах научной деятельности ученых

По овладению учащимися умением планировать пересказ текста с историко-физическим содержанием

1,15


3.09


1.2

1,14


3.01


1,2

1,145


3,05


1,2







В заключении изложены основные результаты работы:

1.Изучено и проанализировано состояние проблемы реализации принципа в обучении физике в средней школе.

2.Уточнено содержание понятия «принцип историзма» в дидактике.

3.Выделены психолого-дидактические условия реализации принципа историзма в средней школе. Разработаны критерии отбора исторического материала для учебного процесса по физике.

4.Осуществленно расширение существующей системы самостоятельной работы учащихся, направленное на реализацию принципа историзма в учебном процессе, на овладение учащимися историческим подходом при изучении физики.

5.Рассмотрено использование исторического материала при организации таких форм учебных занятий как урок и учебная конференция.

6.Проведена экспериментальная проверка разработанной методики реализации принципа историзма на первой ступени обучения физики. Разработаны критерии оценки сформированности у учащихся исторического подхода при изучении физики. Показаны возможность и эффективность использования исторического подхода в обучении физике в процессе формирования у учащихся первоначальных умений систематизировать знания на материале истории физики.

По результатам, полученным в нашем диссертационном исследовании, могут быть сделаны следующие выводы:

1.Принцип историзма, являясь общенаучным принципом, в дидактике выступает как частно-научный принцип, основная роль которого заключается в регулятивной функции в системе дидактических принципов. При этом принцип историзма в частных дидактиках может выступать в качестве обучения, где выполняет также регулятивную функцию, если речь идет об определении целей, Содержания, средств и методов обучения и воспитания.

2.Использование исторических сведений в обучении, позволяет решить целый круг образовательных и воспитательных задач процесса обучения. В ранее выполненных работах по применению исторического материала в учебном процессе по физике решались частные задачи реализации принципа обучения (повышение интереса учащихся к физике, выделению принципов отбора исторического материала, формирование мировоззрения учащихся), но при этом они решались в основном применительно к старшим классам (9-11). Однако реализации принципа историзма и на начальном этапе обучения физике имеет важное методологическое значение, эта проблема остается актуальной и потому, что нет работ посвященных целостному рассмотрению ее на начальном этапе обучения физике.

3.В настоящее время является актуальной необходимостью разработки методики реализации принципа историзма в учебном процессе по физике, создания методических пособий для учителей и дидактического материала с историческим содержанием. Возникает необходимость в дополнении содержания учебников упражнениями, задачами и заданиями с историческими сведениями.

4.В учебном процессе по физике в 7-8 классах для ознакомления учащихся с вопросами истории физики наряду с уроком целесообразно использовать учебные конференции.





Похожие:

Аттестационная работа по физике по теме iconКонтрольная работа по физике в 7 классе по теме «Простые механизмы. Работа и мощность»
Какую силу надо приложить к рычагу в точке В, чтобы он остался в равновесии? Задачу решите графически
Аттестационная работа по физике по теме iconАттестационная комиссия
Творческая работа на 2 квалификационную категорию вожатой сош №6 с. Каменка Красноармейского района Саратовской области Чуприковой...
Аттестационная работа по физике по теме iconАттестационная работа
Обучение в проектной среде, которое в последнее время получило большое развитие в наших школах, даёт такие возможности ученикам
Аттестационная работа по физике по теме iconПрактическая работа по теме «Размещение топливных баз», Контрольный диктант по теме «Сложное предложение», Лабораторная работа по теме «Определение доброкачественности пищи» ит п
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного...
Аттестационная работа по физике по теме iconДокументи
1. /физика/Административная контрольная работа по теме Фотоэффект 11 класс 20 марта.docx
Аттестационная работа по физике по теме iconАнализ краевой диагностической работы по физике 11 классов по Кущевскому району октябрь 2012 учебный год
Краснодарском крае в соответствии с планом подготовки учащихся 11(12) классов к егэ была проведена краевая диагностическая работа...
Аттестационная работа по физике по теме iconСамостоятельная работа по теме нашего урока. III работа по теме урока
...
Аттестационная работа по физике по теме iconУрок сказка в 5 классе по теме "Проценты". Дидактическая задача: закрепление и углубление знаний по теме. Ход урока устная работа. Повторение
Положительные и отрицательные числа”. Для начала запишем число, классная работа. А теперь в путь
Аттестационная работа по физике по теме iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по физике в 2012-2013 учебном году
Учитель должен уметь работать с кодификатором элементов содержания по физике и спецификацией экзаменационной работы; со структурой...
Аттестационная работа по физике по теме iconНекоторые методы и приёмы тркм на уроках математики Работу
Вызов. Учащиеся формулируют вопросы разных уровней по новой теме Стадия осмысления. Работа с текстом учебника. Чтение стопами. Работа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы