Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» icon

Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся»



НазваниеПрограмма элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся»
Дата конвертации19.10.2012
Размер79.66 Kb.
ТипПрограмма
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик»

Новоорского района Оренбургской области




Программа элективного курса

по физике для 10 классов

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся»


Автор: к.п.н., директор школы, учитель физики

МОУ СОШ №2 п.Энергетик

Долгова Валентина Михайловна


Программа утверждена на заседании РМО учителей физики (Протокол № от )


п.Энергетик

2008 г.

^ Пояснительная записка

В условии современности, обусловленной ускоряющимся научно-техни­ческим прогрессом, глобализацией в мире, развитием информатизации и теле­коммуникаций, в обществе сформировалась острая потребность в подготовке конкурентоспособных выпускников, творче­ски мыслящих личностях, обла­дающих исследовательской компетентностью.

Одним из способов развития познавательной активности школьников является обучение их проектно-исследовательской деятельности, которая по­могает решать задачи развивающего образования: повышает мотивацию уче­ния, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, уме­ние поисковой работы, интеллектуальные и креативные способности, обога­щает социальный опыт. Так как успех в современном мире во многом опреде­ляется способностью человека организовать свою жизнь в виде проекта: опре­делить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить его, оценить, удалось ли дос­тичь желаемый результат.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является спо­собом самореализации не только одарённых, но и высокомотивированных учащихся. Чаще всего трудности начинающих исследователей носят методо­логический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации своей ра­боты, выделении понятийного аппарата, применении логических законов и правил.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской или проектно-поис­ковой деятельности позволяет наиболее полно развить их интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе (10 классы), но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов.

На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают над проектом по физике, готовят компьютерную презентацию. Затем защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников, участвуют в Интернет-конкурсах. А также принимают участие в оценке как своих проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность учеников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

^ Используемые технологии: метод проектов, проблемно-поисковая, обучение в диалоге, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.

^ Целью элективного курса является: развитие проектно-исследователь­ской компетентности школьников.

Задачи:

  • формировать мотивацию к творческой поисковой деятельности;

  • формировать у учащихся интерес к учебно-исследовательской деятельности по физике;

  • дать представление о проектировании;

  • развивать навыки коллективного и самостоятельного проектирования;

  • формировать у школьников готовности к переносу учебных навыков в ситуацию реальной жизнедеятельности.

По окончании курса ученик должен знать:

  • основные закономерности проектно-исследовательской деятельности на основе знаний о методе проектов;

  • содержание исследования и проектирования;

  • основные методы теоретического и эмпирического исследования.

Ученик должен уметь:

  • владеть понятийным аппаратом научно-исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать методику эксперимента, формулировать выводы);

  • применять знания технологии оформления проекта по физике;

  • иллюстрировать проект с помощью компьютерных технологий;

  • работать с литературными и электронными источниками.

Программа предполагает развитие у учащихся: интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.

^ Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);

  • воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);

  • межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся.

^ Тематическое планирование элективного курса




Разделы и

темы занятий

Лекции

Семинары

Практиче­ские занятия

Всего

часов

Формы

контроля

I.Формы научно- исследовательской работы




1.1.

Как подготовить реферат.


1




1


2



4

Защита

реферата или доклада

1.2.

Научный доклад.

1.3.

Метод проектов.

1.4.

Подготовка рефератов или научных докла­дов







^ II. Технология выполнения исследовательского проекта

2.1.


Выбор темы коллективного проекта. Подбор литературы по теме.

Работа с литературными источниками.


2


2


3


7

Защита коллективного проекта

2.2.

Логический путь исследования (цель, объект, предмет, гипотеза).

2.3.

Построение плана исследования.

2.4.

Методы исследования. Подготовка тезауруса.

2.5.

Проведение эксперимента.

2.6.

Обсуждение результатов. Проверка гипотезы. Технология оформления результатов.

2.7.

Формулирование выводов. Заключение.

2.8.

Подготовка компьютерной презентации коллективного проекта

III. Организация самостоятельной научно-исследовательской

деятельности учащихся

3.1.

Выбор темы проекта по физике. Сбор информации.


1


1



4


6


Защита

ав­торских проектов.


Участие в конкурсах Интернет-проектов

3.2.

Индивидуальные консультации по проблеме исследования.

3.3.

Самостоятельная подготовка компьютерной презентации проекта

3.4.

Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы.

3.5.

Научно-практическая конференция школьников




Всего

4

4

9

17





^ Содержание элективного курса

  1. Формы научно-исследовательской работы.

Ознакомление с основными формами научно-исследовательской работы: реферат, научный доклад, проект. Требования к оформлению реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы), заключение, список литературы, приложе­ния. Работа с библиотечным каталогом, электронными ресурсами. Оформление библиографии, цитат, сносок.

  1. ^ Технология выполнения исследовательского проекта.

Ознакомление учащихся с методом проектов как одной из образовательных технологий. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы по физике. Определение целей и задач исследования. Постановка проблемы. Установление объекта и предмета изучения. Выдвижение гипотезы. Ознакомление с методами исследования (теоретическими и эмпирическими). Реализация плана исследования. Общие рекомендации по описанию результатов эксперимента. Оформление научно-исследовательской работы по физике. Подготовка компьютерной презентации проекта (программа Power Point).

^ 3. Организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся.

Самостоятельная подготовка творческого проекта по физике по ранее со­ставленному алгоритму действий. Определение сферы применения найденного решения. Представление проекта на научно-практиче­ской конференции школьников.


Литература:

1. Агеева А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников.- Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001.- 63 с.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные методы обучения.- М.: Народное образование, 2001.- 128 с.

3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М.: Знание, 1980.- 182 с.

4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: Аркти, 2003.- 107 с.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 298 с.





В.М.Долгова. МОУ СОШ №2 п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области




Похожие:

Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса по физике составлена на основе методического пособия «Конструктор элективных курсов»
Программа предназначена для группы учащихся 9 класса, проявляющих интерес к физике и биологии. Она рассчитана на 17 часов в год (0,5...
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса по английскому языку для предпрофильной подготовки в 9-х классах
Программа предметного элективного курса «Английский на «5»» предназначена для учащихся 9-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом...
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса Е. В. Степкиной «Сборник программ элективных курсов»
Программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов Составитель С. Г. Зверева
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconСитникова Евгения Валентиновна Проектно-исследовательская деятельность на урок
Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconАлехина Ирина Юрьевна Проектно-исследовательская деятельность на урок
Проектно-исследовательская деятельность на уроках информатики и во внеурочное время
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса «наш край» Пояснительная записка Программа элективного курса ''Наш край'' предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 23 часа
Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие...
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПлан работы Научного общества учащихся «Стимул» на 2012-2013 учебный год
Разработка и проведение элективного курса «Индивидуальная исследовательская деятельность»
Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание»

Программа элективного курса по физике для 10 классов «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 9 класса
Программа элективного курса составлена для работы в 9 классе. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы