Федеральный компонент государственного стандарта общего образования icon

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования



НазваниеФедеральный компонент государственного стандарта общего образования
страница1/3
Дата конвертации18.10.2012
Размер471.18 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общее положение

Начальное общее образование — первая ступень об­щего образования.

В Российской Федерации начальное общее образова­ние является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандар­та начального общего образования направлен на реали­зацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование жела­ния и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования явля­ется формирование общеучебных умений и навыков, уро­вень освоения которых в значительной мере предопреде­ляет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей спо­собствует интеграции предметов, предотвращению пред­метной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей млад­ших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содер­жанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что де­ти приходят в школу с разным уровнем готовности к обу­чению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее обра­зование призвано помочь реализовать способности каж­дого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает следую­щий перечень предметов, обязательных для изучения: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искус­ство, музыкальное искусство, технология, физическая культура.

В рамках предмета технология с III класса при нали­чии необходимых условий изучается модель (раздел) «Практика использования информационных техно­логий».

^ Русский язык и литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском (род­ном) языке и для школ с обучением на родном (нерус­ском) языке.

^ Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Особенностью начальной школы является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников Требова­ния настоящего стандарта к уровню подготовки оканчива­ющих начальную школу служат основой для организации контроля учебных достижении обучающихся.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.


Общие учебные умения, навыки

и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания на­чального общего образования учащиеся получают воз­можность приобрести общие учебные умения, навыки, ос­воить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.

^ Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаруже­ние изменений, происходящих с объектом (по результа­там наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных призна­ков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными спосо­бами; использование соответствующих приборов и инс­трументов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, гра­фическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбина­ций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при реше­нии творческой задачи, создавать творческие работы (со­общения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

^ Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-попу­лярными текстами, доступными для восприятия младши­ми школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логичес­кого ударения для передачи точного смысла высказыва­ния) и про себя; определение темы и главной мысли тек­ста при его устном и письменном предъявлении. Построе­ние монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (поста­новка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, по иска, преобразования, хранения информации, использо­вания компьютера; поиск (проверка) необходимой ин­формации в словарях, каталоге библиотеки. Представле­ние материала в табличном виде. Упорядочение информа­ции по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

^ Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установле­ние последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятель­ности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин воз­никающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут воз­никнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, рас­пределять работу, оценивать свой вклад и общий резуль­тат деятельности.


^ Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения


Изучение русского языка в начальной школе с рус­ским языком обучения направлено на достижение следу­ющих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответ­ствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике,

  • грамматике русского языка; овладение элементарны­ми способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моно­логические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; про­буждение познавательного интереса к родному сло­ву, стремления совершенствовать свою речь.

^ Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-опи­сание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Устный рассказ об играх, праздниках, про­гулках и пр. Овладение нормами речевого этикета - в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, про­щание, извинение, благодарность, обращение с прось­бой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной ин­тонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, форму­лировок заданий, правил, определений. Выборочное чте­ние: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от устной. Разли­чение предложения и текста. ^ Признаки текста'. Списыва­ние текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с эле­ментами описания). Создание небольшого текста (сочи­нения) по интересной детям тематике; составление поз­дравлений, писем (в том числе с использованием ком­пьютера).

^ Система языка (практическое усвоение)

Фонетика. Графика. Звуки и буквы: гласные, соглас­ные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безудар­ные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Воспри­ятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Си­нонимы и антонимы. Прямое и переносное значение сло­ва. Использование словарей русского языка.

^ Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суф­фиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

Морфология. Имя существительное, значение и упот­ребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го скло­нения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изме­нение по родам, числам и падежам. Согласование с име­нем существительным.

Местоимение, значение и употребление. ^ Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по вре­менам, лицам и числам в настоящем и будущем време­ни, по родам и числам в прошедшем времени. Неопре­деленная форма глагола. Практическое овладение спо­собами определения спряжения глаголов (1-е, 2-е спря­жение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели вы­сказывания и эмоциональной окраске. Главные и второ­степенные члены предложения. Связь слов в предложе­нии. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Разли­чение и употребление в речи простых и сложных предло­жений.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; право­писание безударных падежных окончаний имен сущест­вительных и прилагательных, безударных личных окон­чаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правопи­сание сочетаний жи ши, ча ща, чу щу, чк чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.


Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запя­тая в предложениях с однородными членами.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • значимые части слова;

  • признаки изученных частей речи;

  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

  • без ошибок списывать, несложный текст объемом 70-90 слов;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант — текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем;

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • передачи в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника те­матике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.


^ Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях

с родным (нерусским) языком обучения

Изучение русского языка в начальной школе с род­ным (нерусским) языком обучения направлено на дости­жение следующих целей:

развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие моно­логической и диалогической речи;

освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;

воспитание уважительного отношения и интереса к

русскому языку как государственному языку Рос­сийской Федерации, приобщение к культуре и лите­ратуре русского народа.

^ Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений. Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действия.

Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения. Постановка вопросов к прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и другие близкие детям темы. Составление монологических высказываний (несложные описание, по­вествование, рассуждение) на различные темы. Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).

Чтение. Сознательное, правильное и выразительное чтение текста (сказки, небольшого рассказа, текста в учеб­нике). Определение темы, главной мысли текста. Составле­ние простого плана. Пересказ текста, оценка прочитанного.

Письмо. Диктант, изложение. Небольшое сочинение на темы школьной жизни и семьи'. Составление письма и оформление адреса на конверте.

^ Система языка (практическое усвоение) Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Ин­тонация.

Различение на слух, правильное произношение и напи­сание гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соб­людение интонации основных типов предложений. Алфавит.

Лексика. Слово и его значение. Синонимы и антони­мы, их различение и употребление. Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и быто­вого общения.

^ Состав слова. Значимые части слова: корень, прис­тавка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соот­ветствии с изученными правилами.

Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное. Существительные одушевленные v неодушевленные. Род существительных. Изменение существи­тельных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное употребление в речи оду­шевленных и неодушевленных имен существительных.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковых числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными (употребление в речи).

Употребление в речи местоимений личных, вопроси тельных, указательных и притяжательных. Согласована прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).

Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам (различение правильное употребление).

^ Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицатель­ные. Знаки препинания в конце предложения. Простое пред­ложение. Члены предложения: главные, второстепенные. Предложения с однородными членами, знаки препинания при них. Сложные предложения с союзами и, а. Сложные предложения с союзами что, чтобы (употребление в речи).

Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией. Упот­ребление простого и сложного предложений в соответ­ствии с речевой ситуацией.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • особенности русской графики;

  • значимые части слова;

  • признаки изученных частей речи;

  • типы предложений по цели высказывания и структуре;

уметь:

  • понимать на слух русскую речь;

  • различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произно­сить слова, словосочетания и предложения;

• различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

• правильно образовывать формы изменяемых частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

• соблюдения основных норм произношения звуков,

слов, словосочетаний и предложений;

• обогащения запаса слов, необходимых для учебного и

бытового общения;

• соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных вы­сказываниях;

• владения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.


^ Стандарт начального общего образования

по литературному чтению

в общеобразовательных учреждениях

с русским языком обучения

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в сис­теме образования младших школьников; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельнос­ти; совершенствование всех видов речевой дея­тельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, форми­рование эстетического отношения к искусству слова;

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обо­гащение нравственного опыта младших школьни­ков, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

^ Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популяр­ные. Произведения устного народного творчества. Про­изведения выдающихся представителей русской лите­ратуры (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский); классиков детской литературы; произведения современ­ной отечественной (с учетом многонационального ха­рактера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Основные темы детского чтения: произведения о ро­дине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Понимание содержания литературного произведе­ния: тема, главная мысль (идея), события, их последо­вательность. Герои произведения. Восприятие и пони­мание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, на­родная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств ху­дожественной выразительности (без использования терминологии).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произве­дения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, пос­лесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

^ Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и пони­мание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ^ Осмысление цели чтения. Выбор ви­да чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изу­чающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми сло­вами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Ско­рость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установ­ка на постепенное увеличение скорости чтения. Вырази­тельное чтение, использование интонаций, соответствую­щих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении про­слушанного (прочитанного) произведения. Формулирова­ние личной оценки, аргументация своего мнения с при­влечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное со­чинение повествовательного характера с элементами рас­суждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произ­ведений.

Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушан­ному) произведению (в том числе с использованием компьютера).


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

• элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

уметь:

•читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст(объём не более 1,5 с)

  • делить текст на смысловые части, составлять простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, ге­роев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и ли­тературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержанию книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

  1   2   3




Похожие:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconБиология Национальный региональный компонент государственного стандарта общего образования ( методические рекомендации)
Образовательный минимум содержания основных образовательных программ – национально-региональный компонент разработан на основе федерального...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconСпецификация комплексной итоговой работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях Назначение тестовой работы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconСпецификация комплексной итоговой работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях Назначение тестовой работы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconОбщего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconОбщего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconИнформация к рабочей программе по литературе
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования природоведение, V класс Пояснительная записка
Ания разработаны в целях материально–технического и учебно–методического обеспечения реализации государственного стандарта. В их...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconТематическое планирование курса «Химия» 11 класс
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconПояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по математике,...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования iconРабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы