Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся icon

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся



НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся
страница1/3
Дата конвертации18.10.2012
Размер380.47 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3


Психолого-педагогическое сопровождение

как условие успешности обучения учащихся.

1.Цели, задачи и ожидаемые результаты.

Цель: Разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешному обучению и развитию ученика начальной школы.

Ожидаемые результаты: создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

Задачи:

  1. Установить содержание диагностических срезов, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации обучения.

  2. Разработать «сквозные» (с первого по четвертый классы) критерии оценивания результатов выполнения психологических и педагогических тестов, анкетирования.

  3. Организовать взаимодействие психолога и учителей, определить актуальные для каждого аспекты сопровождения.

  4. Определить формы представления результатов сопровождения, требования к ведению документации.

  5. Определить необходимый объем и содержание аналитической работы по результатам сопровождения, руководствуясь принципом необходимости и востребованности.

  6. Построить систему работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя и психолог, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.


^ 2 Основная проблема, ее актуальность.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В, Фридмана Л.М. также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе. Изучение указанных и других источников позволило определить основные цели и задачи школьного психолога, направления и содержание его работы. При этом все же отдельные стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. Среди выделенных нами проблем и противоречий укажем наиболее важные и значимые:

  • литературные источники показывают основные направления и содержание психологического сопровождения школьника. При этом психолог в единственном числе в школе не может обеспечить полноценное сопровождение процесса обучения и развития учащихся, необходимо создание психологической службы, в составе которой могут работать как психологи, так и педагоги, прошедшие специальное обучение и подготовку;

  • работа психолога в школе часто представляет автономный вектор, взаимодействие с педагогами происходит нерегулярно, результаты диагностики познавательных процессов не соотносятся с успеваемостью учащихся, успехи обучения не прогнозируются;

  • в начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения, а учитель управляет умственным развитием учеников. При этом педагог не всегда может определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь;

  • развивающие и коррекционные занятия с психологом не всегда являются результативными, так как приобретенный на них опыт не переносится на учебную сферу, не применяется на уроках. С одной стороны – ученик не понимает, как это сделать, с другой – учитель не актуализирует полученный школьником навык в силу собственной некомпетентности в области психологических причин школьных трудностей.

Рекомендуемые в литературе диагностические процедуры часто представляют собой «поперечные срезы», они проводятся в переходные моменты школьного обучения, тогда как более востребованными для успешного обучения являются лонгитюдные исследования – «продольные срезы». Результаты обучения во многом обусловлены познавательным развитием ученика. Непрерывный «сквозной» мониторинг развития позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении. Вовремя оказанная квалифицированная помощь – условие качественного освоения школьных знаний.

Отметим, что предыдущий (с 1992 г. по 2000г.) опыт работы, основанный на технологиях сопровождения отечественных психологов, позволил нам построить основу, базу для дальнейшего развития содержания и структуры психолого-педагогического сопровождения учащихся.

^ 3. Содержание и структура инновационной разработки.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психологической службы гимназии.

Психолого-педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными.

В своей работе мы раскроем содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.

Определение

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

^ Задачи сопровождения:

  1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника

  2. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения

  3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Этапы сопровождения ученика начальной школы:

    • Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе

    • Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации

    • Изучение динамики развития учащихся начальной школы

    • Диагностика готовности к переходу в среднюю школу

    • Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации
  1   2   3




Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconМастер – класс по теме «формирование навыков беглого, осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы»
«формирование навыков беглого, осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы»
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconРазрешение родителей (законных представителей) дошкольника на психолого-педагогическое обследование и сопровождение в рамках программы предшкольной подготовки
Выражаю согласие на психолого-педагогическое обследование и сопровождение дошкольника
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconПсихолого-педагогическое сопровождение учащихся в начальной школе
Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться...
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconПсихолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (краткая аналитическая справка)
Холого-педагогических условий для развития социально-психологической адаптации учащихся являются основными целями программы психологического...
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconДокументи
1. /психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса/Единый Государственный...
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconПсихолого-педагогическое сопровождение учащихся
Ведение банка данных детей и подростков,состоящих на учете вшу, пдн, из неблагополучных семей
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников с применением икт, как условие успешности обучения

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconПсихолого –педагогическое сопровождение учащихся 9, 11 –х классов в период подготовки к гиа, егэ
Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время прохождения государственной аттестации
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconПлан работы педагога-психолога М. Г. Кузнецовой на 2012- 2013 г учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с...
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся iconСеминар для психологов «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»
В течение учебного года коллектив работал над единой методической темой “Социализация обучающихся базовой профильной школы в условиях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы