Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики icon

Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики



НазваниеМетодические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики
Дата конвертации18.10.2012
Размер153.4 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Педагогическая диагностика

готовности детей к обучению в школе

и методические рекомендации

по преодолению выявленных трудностей

Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА


1. Сущность и задачи педагогической диагностики

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высоко­го уровня знаний, умений и навыков. Реализа­ция этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных осо­бенностей каждого ученика. Это особенно важ­но на первом году обучения, когда в одном клас­се собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физичес­кой готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллекту­альной и личностной готовностью.

Физическая готовность ребенка к школе оп­ределяется медиками и заносится в медицин­скую карту. Личностная готовность характери­зует ориентировку ребенка в окружающем, за­пас ею знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициати­ву, развитие потребности в общении, умение yстановить контакт со сверстниками и взрос­лыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, па­мять, воображение), умственное и речевое раз­витие. Интеллектуальная и личностная готов­ность к школьному обучению могут быть опре­делены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицирован­ного психолога никак не снимает острой по­требности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологи­ческой подготовки и не может проводить пси­хологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интел­лектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен прово­дить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в шко­лу умения читать, писать и считать, т.е. к про­верке тех предметных знаний, умений и навы­ков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педаго­гической диагностики является определение сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы ис­пользовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в I классе.

Каковы же предпосылки успешного ов­ладения языковой и математической гра­мотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние простран­ственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительно­го восприятия, состояние моторики и зритель­но-моторных координации); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состоя­ние слухоречевой памяти, состояние словарно­го запаса и грамматического строя речи, состо­яние связной речи); соответствующий возраст­ной норме уровень общего развития (обучае­мость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-об­разное мышление, основы логического мышле­ния). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлени­ями, лежащими в основе счета и самим счетом, хотя бы в пределах 6, представления об опера­циях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладе­нию звуковым анализом и синтезом.

Большое число общих компонентов, опре­деляющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осу­ществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым за­тратить минимальное время на получение не­обходимой учителю информации.

Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нару­шения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого за­труднения. Поэтому после проведения фрон­тальной педагогической диагностики необходи­мо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми, которые допустили суще­ственные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с по­мощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает воз­можность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, "зону его ближайшего разви­тия", т.е. то, что ребенок может сделать с помо­щью взрослого. Это позволяет сделать заключе­ние о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к ус­воению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстро­ту освоения новых способов действий.

Обязательным условием успешного про­ведения педагогической диагностики являет­ся переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить пра­вильный ответ, то в процессе проведения диа­гностики главное - получить достоверные дан­ные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку ос­новной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фикса­ция шагов помощи, оказываемых ребенку в про­цессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средст­ва, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.


^ 2. Особенности проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика включает и себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обсле­дования состоит не только в значительной эко­номии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непри­вычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особен­но касающихся речевого развития и определе­ния уровня обучаемости детей, невозможно вы­явить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового об­следования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие ре­зультаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учи­тель имел возможность проанализировать резуль­таты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выпол­нения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).

При проведении групповой педагогичес­кой диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1. Если учитель работает один, без ассис­тента, то число детей в группе не должно пре­вышать 10-12 человек.

2. На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготов­лены рабочие листы и набор карандашей:
красный, синий, зеленый, желтый и простой.

3. Дети приглашаются в класс без родите­лей. О том, что работа будет проводиться, та­ким образом, необходимо предупредить роди­телей заранее.

4. Рассаживая детей, но местам, необходи­мо обратить, особое внимание на тех, кто пло­хо видит или слышит.

5. Работа начинается с краткого объяснения: «дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание»

6. Каждое задание дается в точном соотвествии с инструкцией, никаких слов "от себя добавлять не нужно.

7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повтор текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

8. Переходить к чтению следующего задания: следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущее.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).

12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!",
Вижу, у вас все замечательно получается!"

Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, но комментировали от­веты своего ребенка, не делали ему замечаний.

3. Приглашая ребенка в класс, учитель дол­жен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

4. Индивидуальное обследование необхо­димо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

5. Данные индивидуальной педагогической диагностики результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходи­мо сразу же заноешь в протокол обследования.

6. Общая продолжительность индивиду­ального обследования не должна превышать 20 - 25 минут.

В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется ко­личественный балл в соответствии с предло­женной системой оценок, 'записываются заме­чания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: на­сколько он самостоятелен, активен, инициати­вен и т.п. Для получения достаточно достовер­ного результата на проверку отдельных компо­нентов готовности (зрительно-моторные коор­динации, фонематический слух и г.д. ) дается несколько заданий. Каждое задание оценивает­ся отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и вы­сокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, по­лучившие такие оценки, в I классе будут справ­ляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе

Данные педагогической диагностики не мо­гут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о язы­ковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогиче­ская диагностика имеет прогностическое зна­чение, так как позволяет сделать близкий про­гноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.


^ 3. Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению

Первый этап - фронтальное обследование.

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элемента­ми фигуры). Кроме этого, задание позволяет су­дить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Материал для выполне­ния задания: лист, на котором нарисована фигура.

Текст задания: "Посмотрите сюда (указы­вается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.»

Оценка

3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры и основном сохранены.

2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается па­раллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры су­щественно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фи­гуры схвачена плохо.

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), уме­ния пересчитывать клеточки.

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.

Текст задания: "Задание будете выпол­нять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну кле­точку от нее закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

Оценка

При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам отностятся ошибки в направлении, счете, начале отсчёта. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-

Задание 3

Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания: "Здесь вы будете вьполнять третье задание (указывается место для выполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание".

"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке". (Текст задачи можно повторить)

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине." (Текст задачи можно повторить)

^ Оценка выполнения задания:

3 балла - выполнены верно обе задачи.

2 балла - одна задача выполнена верно (и рисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), ее попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

0 баллов - есть попытка решить одну задачу, по число кружков или квадратов неверно!

Задание 4

Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания термин*, "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание.

Материал для выполнения за­дания: лист бумаги, на нем фигуры:

Текст задания: "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок(указывает рисунок к заданию №4) На своих листах найдите круг, найдите квадрат»

  1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

  2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

  3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

  4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

^ Оценка выполнения задания:

3 балла — все выполнено верно.

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта за­дания.

I балл - выполнен верно только I пункт за­дания.

О баллов - задание не выполнено.

Задание 5

Цель: выявление умения сравнивать мно­жества по числу элементов; выявление спосо­ба сравнения двух множеств по числу элемен­тов (вне зависимости от навыка счета).

Материал для выполнения задания: на ли­сте бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольни­ки. Примерно в середине один круг пустой.

Текст задания: "Найдите у себя на лист­ках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один крут; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

^ Оценка выполнения задания:

3 балла - сравнение проведено верно.

0 баллов - сравнение проведено неверно. ' Сравнивая два множества (круги и треу­гольники), ребенок оказывается в конфликт­ной ситуации: импульсивное желание дорисо­вать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с тре­бованием инструкции "Если кругов больше, дорисуйте еще один круг". Правильное выпол­нение этого задания позволяет судить об уме­нии ребенка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.

Задание 6

Цель: выявление умения классифициро­вать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Материал для выполнения задания: на ли­сте бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5 зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками - белка.

Текст задания: "Рассмотрите эти два ри­сунка (указываются рисунки к заданию № 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию".

Оценка выполнения задания:

3 балла - линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с характери­стикой класса.

1 балл - линия проведена неверно.

0 баллов - задание не выполнено (линия не проведена).

Задание 7

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копи­ровать заданный письменными буквами образец.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: "Ann can play".

Текст задания: "Видите, здесь что-то на­писано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны бук­вы, и ниже перерисуйте так же".

Оценка выполнения задания:

3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

2 балла - достаточно разборчиво скопиро­ван образец, но имеется пропуск буквы; невер­но написаны 2-3 буквы.

1 балл - с образцом coвпадают 2 -3 буквы.

0 баллов - каракули.

Задание 8.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Материал для задания: картинки: солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один чист бумаги, под каждой нарисован флажок.

Текст задания: "Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии звук [с]. Первая картинка "солнце", в сло­не "солнце" есть звук [с], значит, нужно за­черкнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|. поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания".

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания.

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.

I балл - наличие ошибок (отсутствует диф­ференциация звуков [с] - [з])

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [cl - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

Задание 9

Цель: выявление степени овладения звукобуквенным анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова: Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

Текст задания: "Вы видите домики с раз­ным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Каждое окошко - это звук слова. По­старайтесь определить, какой картинке соот­ветствует каждый из этих домиков. Вот, напри­мер, картинка "рак". В слове "рак" три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно".

^ Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания.

2 балла - наличие единичных ошибок.

1 балл - наличие большого числа ошибок.

0 баллов - неприятие задачи: полное отсут­ствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

На этом первый этап педагогической диа­гностики - групповое обследование - заканчи­вается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать до­полнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагнос­тики - индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.




Похожие:

Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconМуниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»
Материалы подготовлены руководителем социально-педагогической службы Центра диагностики и консультирования
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconРекомендации педагогам по преодолению трудностей в период адаптации детей к школе
Внимательно отнеситесь к тому, насколько готов ребёнок к школе. Очень важно учитывать степень зрелости центральной нервной системы....
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconМетодические рекомендации для формирования информационно-коммуникационно-технологической компетенции у школьников Задачи
К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (икт). Таким образом, выбранная...
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconДокументи
1. /Методические рекомендации/Астрономия.doc
2. /Методические...

Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconОбращение к тем, кто ещё не начал любить себя!
Я журова Елена и моя сестра Журова Марина -ученицы 9 класса. Занимаемся спортом "Борьба"
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconЧеловек привычки и человек воли
Воля – это способность человека сознательно совершать действия по преодолению каких-либо препятствий, трудностей
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconДокументи
1. /Методические рекомендации по самоуправлению/1 Республиканская программа развития системы...
Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconДокументи
1. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/ОБЖ.doc
2. /в...

Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconДокументи
1. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/ОБЖ.doc
2. /в...

Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова сущность и задачи педагогической диагностики iconМетодические рекомендации «организация и проведение мастер-классов» Мастер-класс форма трансляции опыта
Особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы