Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» icon

Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы»



НазваниеКомплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы»
Дата конвертации23.07.2013
Размер102.2 Kb.
ТипДокументы
источник


Комплексная воспитательная игра

«Материк Золотой Пчелы»


На современном этапе развития детского движения игра вновь становится самым эффективным инструментом обновления деятельности ДОО. Возрождение игры способствует повышению культурного уровня общества. Все это послужило основанием для создания научно-практическим центром СПО – ФДО в 1991 году программы «Игра – дело серьезное». Приоритетное направление программы – игра, как условие создания дет.объединений, как основная форма жизнедеятельности ДО, объединившая в единый союз детей и взрослых.

В РДОО «Пионеры Башкортостана» накоплен богатый опыт по созданию различных видов социально-творческих, комплексных игр, среди них:

- экономические игры;

- экологические игры, (А.М.Волков)

- интегрированная игра «Материк Золотой Пчелы» (А.Алликас, Е.Карелина, И.Антонова)

В 1999 году РДОО «Пионеры Башкортостана» приняла комплексную программу «Мир Золотой Пчелы» в которой огромная роль в развитии и становлении гражданина нового Башкортостана отводится игровым методам и комплексной воспитательной игре.

В нашем городе в реализацию программы «Мир Золотой Пчелы» активно включились учащиеся педагогического профиля МУК, члены общественного объединения «Мы» ГДОО «Росток» во главе со Звягинцевой О.А. – мастером производственного обучения МУК, отличником народного просвещения РФ, членом методического совета РДОО «Пионеры Башкортостана».

Тщательное изучение литературы по теме «Игра», практический опыт участия в семинаре по разработке и апробации игровых моделей (1995г. – запуск игровой модели «Уральские самоцветы») позволили им приступить к созданию и создать свою модель комплексной интегрированной воспитательной игры «Материк Золотой Пчелы». С 1996 года воспитательная игра «МЗП» является программой деятельности для ГДОО «Росток» г.Кумертау. именно эта игра – программа признана решать вопросы детской самоорганизации от пионерских отрядов до массовой ГДОО.


Цель: - формирование у пионеров ГДОО «Росток» социально-значимых гражданских качеств и ценностных установок, необходимых гражданину России.

Задачи:

  1. интеграция всех форм и направлений деятельности ГДОО «Росток» в единую систему способную изменятся в процессе развития и становления ДО.

  2. Поиск содержания и форм деятельности отрядов, содружеств, организации, способствующих социальному развитию личности, ее самоопределению, самоорганизации и саморазвитию.

  3. Активизация деятельности каждого пионера на всех структурных подразделениях ГДОО.

  4. совершенствование работы органов самоуправления на всех структурных подразделениях.

  5. Создание нового партнерского характера отношений детей и взрослых – членов ГДОО.

  6. Популяризация идей и символов пионерской организации как нравственных понятий.


Принципы игры «МЗП».

1. Организация жизнедеятельности детского объединения.

2. Разнообразие форм дел.

3. Максимального включения пионеров в различные формы участия в разработке, подготовке, анализе жизни объединения в ходе игры.

4. Адекватность системе соц.отношений, имеющих место в нашей жизни (участники изображают в игре то, что есть в жизни, что необходимо приобретать ребенку, чтобы бесконфликтно войти во взрослую жизнь.

5. Связи игровой терминологии, символики, атрибутики с символикой детского объединения, отряда, Содружества, организации.

6. Соотношения в игре управления, самоорганизации и самоуправления.

7. Рефлексийного последствия (оценивание позиции и участия в игре всех субъектов через систему роста субъектов игры).

Давая характеристику игры, мы можем отметить, что игра «МЗП» является моделью комплексной длительной воспитательной игры, интегрирующей все направления деятельности, предлагаемые различными тематическими программами ПО и становится инструментом реализации программы РДОО «Пионеры Башкортостана» «Мир Золотой Пчелы»


Особенности игры:

  1. Игра становится программой деятельности ГДОО «Росток», соединяя разнообразные виды творческой, практической деятельности.

  2. Игра длительна во времени и циклична в развитии:

а) один цикл – 1 уч.год;

б) выдвижение новых педагогических целей, задач;

в) включение новых игроков;

г) внесение игроками новых игровых элементов (если этого не

происходит, то теряется интерес к игре).

3. а) имеет единый сюжет – освоение пространств «МЗП»;

б) большое внимание уделяется деловым играм (например: «Мозговой штурм», «Вертушка», «Древо идей», «Защита творческих и социальных проектов». Такие игры позволяют включить ребят в процесс управления организацией и способствуют формированию жизненной позиции (активной);

в) объединяет ролевую игру с другими видами игр

Жители МЗП - все члены ГДОО»Росток». Географические пространства МЗП придуманы детьми и взрослыми, жители живут по своим законам, традициям, ролевая игра приобретает форму путешествия.

г) значительное место отведено психологическим, аналитическим играм, благодаря которым осуществляется диагностика развития и становления коллектива и личности ребенка, отмечаются успехи и проблемы;

д) включаются различные формы дел – преимущество игровым формам (интеллектуальные программы, конкурсные игры и т.д.).

4. Обособление детей в игре во времени и пространстве.

а) игра позволяет логически разумно согласовать воспитательную систему школы с программой деятельности Содружеств, базирующихся в этой школе;

б) обязательное условие игры «МЗП» - участвуют все пионеры, а не члены организации – гости, зрители, т.е. обособление пионеров в игре должно не противопоставлять их не пионерам, а наоборот вызывать у них живой интерес;

в) участие пионеров в игре позволяет им не отделяться от реальных жизненных условий, а наоборот, включаться в жизнь, но в новой соц.роли.

5. Возможность проведения игры на разных структурных уровнях любого детского объединения.

6. Разнообразие игровых ролей, позиций создает условия для самореализации, дает выход самоактуализации и самооценке.


Разноуровневое включение в игру ее субъектов.

а) субъектами игры могут стать: отряды отдельные Содружества, все Содружества города. В идеале: когда игра охватит все субъекты организации по горизонтали и вертикали в ней сможет участвовать каждый пионер. Разноуровневое включение субъектов в игру определяет и разную игровую позицию игроков, позволяющую ему осваивать различные социальные роли.


Уровень города.

Игровые позиции как уровень усвоения соц.роли участников игры.

1 позиция – Путешественники, участвуя в городских делах, проводимых для Содружеств (по городскому плану),

2 позиция – Исследователи, участвуя в делах внутри Содружества, субъекты игры самостоятельно определяют и исследуют «географические пространства» «МЗП»,

3 позиция - Первооткрыватели, если Содружеству удается открыть новый маршрут (пространство на «МЗП»). Это нужно доказать!

Уровень Содружества.

Путешественники – отряд участвует в общешкольных делах.

Исследователи – отряд участвует в делах внутри Содружества.

Первооткрыватели – отряд проводит дела внутри своего коллектива.

Параллельно с жизненными позициями.


Система оценивания результатов игры и игровых позиций

с использованием игровой символики

Обязательным элементом комплексной игры является наличие игровой атрибутики, символики, законов игровой жизни, ритуалов, церемоний и традиций. На наш взгляд, все эти обязательные элементы игры должны соответствовать идейному и смысловому содержанию символов, традиций и ритуалов организации (объединения), членами которой они являются. Только активное включение символики в жизнь коллектива детского объединения будет способствовать осмысленному восприятию этой символики, формированию чувства гордости за те глубинные нравственные ценности, которые эта символика в себе содержит.

Эту идейную и смысловую зависимость мы попытались выдержать в городской игре «Материк Золотой \пчелы». Считаем, что возможно и необходимо это сделать и на уровне содружества (ведь по Уставу РДОО «Пионеры Башкортостана» каждое детское объединение может иметь свою символику).

Магически условность и реальность, - важнейшие неразрывно связанные стороны игры. В игре две веры – вера в вымышленное и вера в истинное. Поэтому все, что придумывается и вносится в нашу игру, не может быть случайным. Символы, образы, атрибутика, игровые роли несут на себе глубокую воспитательную роль, помогают в достижении целей, поставленных перед детской организацией. Чтобы значение всех игровых символов было доступно и понятно всем участникам игры, нами была разработана тетрадь-копилка, в которой собраны и разъяснены все символы, законы, традиции и ритуалы, которые сложились в ходе игры. Понятно, что в каждом игровом коллективе они будут своими, но обязательными, как уже было сказано, должны быть символы и традиции РДОО «Пионеры Башкортостана» и \ГДОО «Росток».

Одним из ведущих элементов игры является и элемент состязательности, соревнования. Для каждого человека очень важно, а для растущего и активно развивающегося подростка особенно, когда отмечают его успехи и достижения, отмечают уровень роста. Законы РОСТА, РАСЦВЕТА И ЦВЕЕТНИЯ ГДОО «Росток» ярко выражают потенциальную возможность и жизненную необходимость развития и роста, как объединения в целом, так и каждого пионера. Эти законы реализуются в игре и позволяют наглядно определить, как игровую позицию участников игры, так и гражданскую члена организации.

Освоение Материка на первой игровой позиции в качестве ПУТЕШЕСТВЕННИКА соответствует первой ступени общественной активности пионера детского объединения – ступени РОСТА, вторая игровая позиция - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – вторая ступень общественной активности - ступень РАСЦВЕТА. Третья игровая позиция – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ – соответственно и третья ступень общественной активности – ЦВЕТЕНИЕ. Оценочным знаком в игре выбран ЛИСТОК, который вручается содружествам по итогам освоения ими Материка и закрепляется на стебельке. На старте игры стебельки вручаются каждому содружеству. Разные игровые позиции наглядно изображаются листочками разной цветовой насыщенности:

За путешествие – лист салатного цвета,

За исследование – лист травяного цвета,

За открытия – лист изумрудного цвета.

Но ведь качество освоение Материка (или другими словами участие в делах) в процессе путешествия, исследования и открытия тоже может быть различным. Одни коллективы формально приняли участие в деле, другие сделали это ярко, грамотно, дружно, творчески. Поэтому за разное качество исполнения игровой позиции вручается разное количество листочков соответствующего цвета:

За 1 место – 3 листочка,

За 2 место – 2 листочка,

За 3 место – 1 листочек.

Но только количественная система оценивания результатов не позволяет учесть степень сложности выбранной игровой позиции, поэтому каждый листок соответствующего цвета и определенное количество баллов:

За 1 салатный листок – 5 б,

За 1 травяной – 10 б,

За 1 изумрудный – 15 б.

При подведении конечного итога игры просчитывается не общее количество листочков, а соответствующее листочкам количество баллов. Содружество, набравшее по завершении выбранного цикла игры наибольшее количество баллов, те, у кого их на 15 баллов меньше, достигают наивысшую ступень – ЦВЕТЕНИЯ. Им вручается символический ЦВЕТОК.

Набравшие наименьшее количество баллов, и те у кого на 15 баллов больше, достигают только первой ступени – ступени РОСТА. Им вручается РОСТОК. Среднее количество баллов соответствует второй ступени РАСЦВЕТА. Этим содружествам вручается БУТОН. Вручение этих символических наград осуществляется на общем сборе ГДОО «Росток».

Включение содружества в игру на разных игровых уровнях оценивается символическим знаком от Золотой Пчелы. За участие в игре только на уровне города содружеству вручается ЖЕЛТАЯ СОТА. За организацию игры внутри содружества вручают ЗОЛОТУЮ СОТУ. Это позволяет оценить участие в игре, как по горизонтали, так и по вертикали, (включение в игру содружества, отрядов в содружестве, пионеров в отряде). Обратите внимание и в этот раз выбор оценочных знаков, их символическое и цветовое выражение выбрано не случайно, они соответствуют естественным или природным условиям развития жизни. Любое развитие ассоциируется с ростом, расцветом и цветением. А выбранные цвета соответствуют цветовой насыщенности, имеющей место в природе. Появившийся росточек сначала имеет нежно-салатный цвет, по мере роста и расцвета приобретает травяной и на нем появляется бутон. А во время цветения у растения насыщенно изумрудный цвет. И в итоге появляется цветок, который в последствии дает семена. А они, в свою очередь, дают новые всходы. Вот такова последовательность роста в природе. Таков закон развития общественной активности членов нашей организации.

В каждом содружестве и отряде на соответствующих игровых уровнях участники игры должны получать свои символические знаки. Они тоже должны, на наш взгляд, соответствовать символике.

Обязательными атрибутами игры-путешествия должны быть карта игры и дневник путешествия или бортовой журнал. Участники нашей игры отражают процесс освоения Материка в соответствующих игровых документах. Результаты ПУТЕШЕСТВИЯ отражаются в городской «КНИГЕ ОТЗЫВОВ». В ней помещаются мнения участников городских мероприятий, т.е. путешественников об этом мероприятии, деле.

Все ИССЛЕДОВАНИЯ отражаются в «ПУТЕВОМ ДНЕВНИКЕ». Это отчет-информация о делах, проведенных в содружестве. А вот в «КНИГУ ОТКРЫТИЙ» заносятся те открытия, которые имеют право быть размещенными на Материке после защиты этого открытия на общем сборе ГДОО. После коллективного обсуждения и голосования новое географическое пространство, т.е. направление деятельности заносится на карту Материка. А коллективу, сделавшему это открытие, вручается соответствующий документ: «ПАТЕНТ НА ОТКРЫТИЕ», что является своего рода оценкой творческого успеха субъектов игры.


Управление игрой

Руководит игрой на разных игровых уровнях СОВЕТ ИЛИ ШТАБ ИГРЫ, который имеет свое игровое название. На городском уровне – это «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПУТЕШЕСТВИЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ», в состав которого входят органы самоуправления ГДОО «Росток» СОВЕТ СТАРЕЙШИН И СОВЕТ ПОДРОСТКОВ. Между ними могут быть распределены следующие обязанности:

Координатор – организация игрового процесса.

Летописец – ведение игровой документации.

Делопроизводитель – обеспечение игры необходимыми средствами.

Информатор – информационное обеспечение всех субъектов игры.

Методист – методическое обеспечение игры.

На уровне содружества игрой руководит «БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ОТКРЫТИЙ», в состав которого могут войти представители органов самоуправления содружества.


Место игры в воспитательной системе школы

В приложении 1 данного пособия представлен возможный вариант схемы взаимодействия игрового пространства с воспитательной системой школы, на базе которой действует общественное объединение.

(схема, возможный вариант см. Приложение 2)

















Палата Подростков


Палата Старейшин








Похожие:

Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconНазвание игры: «Медведи и пчёлы»
Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconКомплексная воспитательная программа школы
...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconЗадани А. В восточном полушарии Африка по площади меньше Евразии, но больше Австралии. Раскрась материк, который является самым маленьким по площади, напиши его название Ответ: Самый маленький по площади материк.
Б. На аллее между деревьями, растущими друг за другом, стояли скамейки. Деревьев всего 15. А сколько скамеек, если одна скамейка...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconЦвет в иконе Золотой
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconПовторительно-обобщающий урок. Игра по пьесе М. Горького «На дне»
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconДокументи
1. /Золотой теленок/Золотой теленок.txt
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconВнеклассное мероприятие "Своя игра" Цели мероприятия: популяризация государственных символов РФ
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях “Своя игра”. Это известная телевизионная игра, ее многие видели и знают. “Своя игра”...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconДокументи
1. /Золотой соловей-2013/001 служебное.doc
2. /Золотой...

Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconСобрание диспут деловая игра
Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической...
Комплексная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» iconДокументи
1. /ь9 - Уж-ж-жасные пчёлы.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы