«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» icon

«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»



Название«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»
Дата конвертации15.09.2012
Размер124.58 Kb.
ТипДокументы
источник

«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»


Цель: указать причины агрессивного и жестокого поведения учащихся; факторы, влияющие на детскую жестокость; привести примеры профилактики детской агрессии и жестокости.


Вопросы для обсуждения:

1.Что такое жестокость? Формы проявления жестокости.

2. Особенности жестокого поведения учащихся.

3. Причины детской жестокости.

4. Профилактика детской жестокости.


Немецкий социолог, философ Эрих Фромм писал:


«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»


Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.


Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.


Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно  быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и  жестокость им присуща в полной мере.


^ Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.


. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и воспитателям, работниками социальной защиты. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами  агрессии часто становятся близкие  люди - родные, друзья и пр. Это  своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены  на разрыв кровных связей - жизненной  основы существования человека.

2. Далеко  не все жестокие дети воспитываются  в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных  и заботливых родителей.

3. Жестокость  часто возникает без реального  повода. 

4. Многие  жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.


Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

^ Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.


Неблагоприятные условия в семье

Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.

На становление  жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.


Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически невозможно исправить.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не  устанавливают правил поведения  детей дома.

2. Не  следят за местонахождением детей.

3. Не  применяют соответствующих воспитательных  мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

4. Не  пытаются разрешать возникающие  проблемы и кризисные ситуации  с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

С целью профилактики выявления психического и эмоционального состояния у детей можно провести анкетирование учащихся.

^ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ АНКЕТЫ ВЫЯСНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

-как часто ребенку приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к себе со стороны родителей.

Сколько тебе лет?

  1. Сколько человек в твоей семье?

  2. Кто тебя воспитывает?

  3. Как ты оцениваешь отношения в семье: (спокойные и дружные, иногда бывают ссоры, напряженные, постоянные конфликты, сандалы или даже драки).

  4. Как часто тебя наказывают?

  5. Если тебя наказывают, то как…

  6. Как часто тебя поощряют?

  7. Если тебя поощряют, то как…

  8. Всегда ли тебя наказывают справедливо?

  9. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.



Проведя подобную анкету в своем 7-Б классе, анализ показал, что эмоциональное и психическое состояние учащихся благополучное. Низкий уровень агрессивности. На положительные результаты влияют:

- создание комфортной среды для школьников дома;

- уважительное отношение членов семьи друг к другу;

- умение родителей выслушать своего ребенка;

- проявляют терпение к детям;

- образование родителей.


Ежегодно составляется социальный паспорт класса, в котором отражается состояние семьи, социальное положение родителей, их образование.

В целом и по школе у нас достаточно неплохая картина, если посмотреть по данным справки.


Активно сотрудничаем с родительским комитетом. Проводим классные часы с приглашением родителей. Такие как:

- диспут на тему: «Искусство жить достойно. В чем оно состоит?»

- практическое занятие: «За красоту нашего быта»;

- дискуссия на тему: «Если прав, доказывай!».

Привлекаем родителей к организации экскурсий и их проведению.

Проводим дни открытых дверей.

Проводим индивидуальные консультации с родителями и детьми.


Классный руководитель должен:

- подчеркивать взрослость ребёнка, его ответственность за себя и за свои поступки;

- учить различать истинную и ложную красоту человека;

- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;


^ Влияние сверстников

Подростки получают сведения о жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников.

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение  детей, можно выделить:

- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный  уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную  самооценку;

- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление  получить желанный результат;

- стремление  быть главным;

- страх несостоятельности;

- потребность самоутверждения;

- защита  и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

-  получить  самоудовлетворение от жестокого  обращения.

Чтобы не провоцировать агрессию и жестокость среди детей они должны слышать что-то хорошее от своих одноклассников и чувствовать, что их ценят и уважают в коллективе. Сверстники должны уметь выслушать друг друга, заинтересовать в полезных делах, быть терпимее по отношению друг к другу.

Важно:

- правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

- активно приобщать к труду для личных и общественных целей;

- формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывать адекватную самооценку.

- заинтересовывать ребят (учитывая их возможности) в классных и школьных мероприятиях.

В школе и классе проводится много мероприятий, где каждый ребенок может проявить себя. Это конкурсы, викторины, презентации, тематические праздники.

^ Влияние телевидения

В связи  с предложением о том, что современное  телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование студентами кафедры психологии МГУ с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.

Для выявления  этой зависимости использовалась анкета, предназначенная  для определения телевизионных предпочтений и диагностику жестокости. Испытуемыми в этом исследовании были учащиеся школ в возрасте от10 до 15 лет.

1.Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2.Что тебе в них нравится?

3.Советуют ли тебе родители в выборе телепередач?

4.Какие передачи смотрят твои родители?

5.Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

На основе полученных данных составили портрет  телезрителя юношеского возраста. Он выглядит следующим образом. Такой телезритель в основном проводит время возле экрана телевизора от 2 до 4 часов в день, и в большинстве случаев для отдыха и развлечения. Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыке. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется триллеры, боевики и только потом комедии. Считают, что на них телевидение практически не влияет. Но даже у отдыхающего, перед экраном телевизора в течение 4-х часов, зрителя можно вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, но влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение.


Здесь полезны встречи с библиотекарями. Знакомство ребят с новинками литературы, которые поступают в библиотеку. Библиотечные уроки, которые проводят работники детской городской библиотеки.


^ Влияние Интернета

В последнее время не только американские  педиатры, но и российские, выявили взаимосвязь между  пропагандой насилия в СМИ  и жестоким поведением среди подростков. Школьники, увлекающиеся жестокими  видеоиграми  в большей степени склонны к агрессии

 Причём  наиболее серьёзное влияние на психику  ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей.

В этом направлении очень важно военно-патриотическое воспитание учащихся. В нашей школе оно является одним из приоритетных.

Несколько лет подряд проводим военно – историческую игру «Зарница», которая состоит из следующих этапов:

-исторический;

-медицинский;

-строевой;

-творческий конкурс проектов-презентаций.

Традиционные встречи с ветеранами ВОВ на кануне 9 мая и ветеранами Балтийского флота.

Ежегодно вспоминаем 15 февраля – день вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана. Это день памяти. На здании школы установлена мемориальная доска Соловьёву Алексею Львовичу. Он выпускник нашей школы, погиб при исполнении интернационального долга. Проводим встречи с ветеранами локальных войск и конфликтов на базе школьного музея. К нам в гости приходит подполковник запаса Жилков Виктор Иванович.

Участвовали в городском историческом марафоне «Долгие версты войны», посвященному 70-летию битвы под Москвой.

Проводим традиционные встречи с представителями градообразующих предприятий: РКК «Энергия», ЦНИИ Машиностроения.

Участвуем в «космическом марафоне», который проводится в канун Дня космонавтики.

Каждую четверть проводим Единый урок безопасности. А дважды в год участвуем в акции Московской области «Внимание дети! Безопасность на дорогах».

В целях профилактики здорового образа жизни каждую четверть проводим уроки здоровья на темы:

-«Табакокурение и его влияние на организм школьников»;

-«Нет наркотикам!»;

-«Скажи жизни ДА!»;

Приглашаем наркологов, психологов.

Ежемесячно выступает с беседами медицинский психолог наркологического диспансера Жерагова Юлия Михайловна и Лосева Светлана Викторовна с темами:

-вред курения;

-особенности формирования зависимостей;

-проблема алкоголизма;

-проблема игромании.

Нарколог Ефремов Дмитрий Геннадьевич приходит не только на классные часы, но и на родительские собрания.

Часто приходит в школу инспектор ОДН капитан полиции Попова Людмила Викторовна с профилактическими беседами по предупреждению правонарушений школьниками.

В школе работает хор (в рамках работы музыкальной школы города организация дополнительного образования). Спортивные кружки.


Проблему  повышения эффективности ранней профилактики в школе решаем по следующим основным направлениям:

  • выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые  обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная  нейтрализация этих неблагоприятных  воздействий;

  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств.

  • Групповая  и индивидуальная работа, как с подростками, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

  • Соучастие  и творческое представление в  социальной жизни (праздники,  отдых в загородных лагерях);


Школа осуществляют свою работу по следующим направлениям:

1. Социально-профилактическая работа по предупреждению правонарушений.

2. Военно-патриотическое воспитание.

3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время в условиях общеобразовательных учреждений.


Напомню «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой:


Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.


Список используемой литературы

  1. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

  2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

  3. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

  6. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

  7. Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

  8. Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

  9. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

 




Похожие:

«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconДетская агрессия Что такое агрессия? Агрессия
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconДетская агрессия
В любом случае, цель такого поведения устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» icon«Детская агрессия»
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» icon«Детская агрессия»
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconДетская жестокость в условиях школьного коллектива Колчина Т. А
На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconСпособы преодоления детской агрессии детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное.
Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconПрофилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка. Агрессия! Что это?
Родительское собрание на тему: «Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка»
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconВыступление педагога-психолога И. А. Эктовой на родительском собрании в начальных классах: «Агрессия: причины и профилактика» ( с презентацией) Цель
Выступление педагога-психолога И. А. Эктовой на родительском собрании в начальных классах: «Агрессия: причины и профилактика» ( с...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconАгрессия Агрессия
Агрессия — поведение, направленное на нанесение вреда людям или разрушение предметов. Агрессивное поведение служит для разрядки физического...
«Детская агрессия и жестокость и ее профилактика» iconПрактикум для педагогов «Детская агрессия»
Цель – изучение агрессии, психолого-педагогическая поддержка обучающихся и педагогов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы