Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 icon

Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16



НазваниеСостояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16
Дата конвертации15.09.2012
Размер86.55 Kb.
ТипДоклад
источник
1. /Конференция.docСостояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16

Конференция


Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в МОУСОШ №16.

Докладчик: фельдшер школы, специалист по социальной работе Голодняк Татьяна Алексеевна.


Образовательные учреждения являются единственной системой общест­венного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода всю детско-подростковую популяцию страны. Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается выра­женный рост распространенности функциональных отклонений, хроничес­ких заболеваний, нарушений физического развития и снижение функцио­нальных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудша­ются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В насто­ящее время менее 5% учащихся младших классов школы могут считаться аб­солютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно с 50% до 38% уменьшается численность школьников, имею­щих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45% до 59%. У большинства современных детей и подростков диагностируется 23, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев)  35 хронических заболеваний и функциональных отклонений. Уровни заболеваемости учащихся учреждений начального и среднего про­фессионального образования не ниже уровней заболеваемости учащихся школ.

Результаты анализа заболеваемости детей в школе №16 г. Королев Московской области за последние 3 учебных года приведены в таблице 1. и на диаграмме (рис. 1.)


Таблица 1.

Анализ видов заболеваний учащихся.


учебный год

снижение зрения

снижение слуха

нарушение осанки

сколиоз

ожирение

дефекты речи

ЦНС

органы дыхания

органы кровообращения

ЖКТ

Мочеполовая система

Эндокринная система

2005-2006

12,1%

0,3%

3,8%

1,6%

8,3%

2,6%

2,1%

1,7%

0,2%

1,7%

1,3%

2,1%

2006-2007

12,6%

0,3%

3,8%

5,3%

8,3%

2,6%

2,1%

2,0%

0,3%

1,8%

1,5%

2,2%

2007-2008

17,5%

0,4%

4,2%

5,4%

8,3%

8,2%

2,0%

2,1%

0,3%

1,9%

1,6%

2,2%



Рис..1.

Диаграмма анализа видов заболеваний учащихся.



Из диаграммы видно, что основными видами заболевания являются снижение зрения, ожирение, сколиоз и нарушение осанки. Причем все они имеют тенденцию к росту.


Распределение учащихся по группам здоровья приведено в таблице 2 и на диаграммах (рис. 2.)


Таблица 2.

Распределение учащихся по группам здоровья

учебный год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

2005-2006

31,6%

62,4%

4,4%

1,6%

2006-2007

30,8%

60,6%

5,5%

3,1%

2007-2008

29,8%

47,5%

19,5%

3,2%





Из диаграмм распределения учащихся по группам здоровья видно, что уменьшилась доля здоровых детей (I группа здоровья). Уменьшилась доля детей, относящихся ко II группе здоровья. Заметно выросла доля детей, относящихся к III группе здоровья. Увеличилась доля детей, относящихся к IV группе здоровья.

Еще в 60-х гг. XIX столетия педиатры, проводя изучение состояния здо­ровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболева­ния получили название "школьных болезней". На протяжении более чем ве­ковой истории существования и развития системы школьного образования в России, несмотря на существенные преобразования материальной базы со­временных общеобразовательных учреждений, "школьные болезни" продол­жают сохранять массовый характер.

Результаты научных исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятель­ности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений, и особенно для школ с углубленным содержанием обучения, ха­рактерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение про­должительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение дви­гательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы — интенсификация обу­чения, связанная с использованием технических средств обучения (видео­техники, персональных компьютеров и др.) и изменением длительности учебной недели. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учеб­ного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формирова­нию функциональных расстройств и хронической патологии.

Негативное влияние факторов обучения на состояние здоровья детей и подростков требует совершенствования медицинского обеспечения учащих­ся. Образовательные учреждения, в особенности школы, являются структу­рами, в которых дети и подростки в течение 56 дней в неделю проводят от 4 до 10 часов, а обучение осуществляется 9 лет и более. Организация учащих­ся в коллективы и их длительное пребывание в учебных заведениях позволя­ет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуще­ствлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы.

Изменение образа жизни современного человека, характера его питания, труда и жизнедеятельности привело к необходимости развития не медицины болезни, а медицины здоровья с концентрацией внимания на конкретном человеке с его неповторимыми конституционными особенностями функционирования органов и систем.

Воплощение идей здорового образа жизни, являющегося одним из направлений сохранения здоровья, продиктовано принципами гуманизма, признания непреходящей ценности жизни и здоровья каждого человека, что невозможно без широкого распространения социально-гуманитарных знаний среди подростков.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ В ОСНОВНОМ ЗАВИСИТ ОТ ЧЕТЫРЕХ ФАКТОРОВ:

  1. Биологические факторы (наследственность) – 20%

  2. Окружающая среда (природная, техногенная, социальная) – 20%

  3. Служба здоровья – 10%

  4. Индивидуальный образ жизни (поведение, привычки, поступки, стремления, пристрастия) – 50%

В этом учебном году разработана программа курса «Здоровый образ жизни» для 5 – 11 классов. В 5 - 8 классах - факультатив, в 9 - 11 классах - элективный курс.

С учетом специфики восприятия детей и подростков, уровня познавательных способностей обучение строится на основе постепенного расширения и углубления знаний и навыков по каждому отдельному аспекту здорового образа жизни и позитивному гигиеническому поведению в целом.

Содержание курса не дублирует тематику таких предметов, как основы безопасности жизнедеятельности, общая биология, психология, физическая культура. Целью курса является не просто подача декларативного материала, повышение уровня знаний о здоровом образе жизни школьников, а формирование морально-нравственных установок, поведенческих реакций, привитие принципов здорового образа жизни, как наиболее рационального стиля поведения, моделирование позитивных в отношении здоровья навыков и привычек гигиенического поведения.

При проведении занятий широко используются наглядные материалы, обучающие системы «тест-игра», «игра-задача», видеофильмы, слайды, решение кроссвордов, ребусов и др.

Контроль уровня знаний проводится не только в виде контрольных работ, тестированных заданий и сочинений, но и в виде рефератов, разработок индивидуальных систем оздоровления, конкурсов рисунков, песен, эстрадных миниатюр.

Индивидуализация процесса обучения проводится посредством разработки индивидуальных систем оздоровления, заполнения «Дневников здоровья». В этом случае контроль за планируемым закреплением гигиенических навыков осуществляет не только учитель, но и родители учащихся.

Персональный Дневник здоровья заполняется лично учащимся, который вносит в него основные данные о состоянии своего организма и самочувствии, вносит результаты достижений по физическим нагрузкам и работе над собой, способствующей ведению здорового образа жизни в учебное и внеурочное время. Постоянное ведение Дневника здоровья положительным образом будет влиять на выработку потребности самоконтроля, формирования здорового образа жизни современного школьника, военно-спортивных навыков, необходимых будущему защитнику Отечества.

Актуальность данного курса заключается в том, что он отражает реальную практику, имеющую важнейшее значение в жизнедеятельности подростка.

Установка на здоровый образ жизни формируется по следующим направлениям:

  1. Усиление и формирование положительных навыков образа жизни.

  2. Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья.

  3. Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья.

  4. Преодоление, уменьшение факторов риска.

Курс направлен на организацию работы по профилактике здоровья, на помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействию в подготовке молодёжи к семейной жизни, развитию трудотерапии, способствованию формирования здорового образа жизни.

Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, родителей.






Похожие:

Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 icon1. Общие положения Под внутришкольным инспектированием понимается анализ результатов труда учителя, методического объединения педагогов и состояние учебно-воспитательного процесса. Цели и задачи
Цель внутришкольного контроля — получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в общеобразовательном...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconАналитическая справка «Состояние методической работы моу «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» в 2009-2010 уч году
Учётом организации учебно-воспитательного процесса школа работала над методической темой «Совершенствование и гуманизация учебно-воспитательного...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconПоложение о проведении областного конкурса «Здоровый я – здоровая страна» Актуальность
Исследованиями нии гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconНа основании выводов Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями
В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconНа основании выводов Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями
В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconВнутришкольный контроль (2011-2012 уч год) Цель и задачи
Совершенствование учебно-воспитательного процесса, внедрение образовательных технологий, продуктивных форм и методов обучения, учитывая...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconОтчет Муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения
В 2011-2012 учебном году школа продолжила работу над темой:«Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconПлан внутришкольного контороля цель внутришкольного контроля
Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся, реализация их образовательного...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconПрограмма принята на Утверждаю
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую...
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 icon"О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении"
Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения
Состояние здоровья подрастающего поколения в условиях учебно-воспитательного процесса в моусош №16 iconУсловия осуществления образовательного процесса
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы