Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения icon

Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения



НазваниеПоложение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Дата конвертации15.09.2012
Размер142.84 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
город Королев Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________В. В. Клесарева

Приказ № 81/5 от 15.12.2008 года

ПОЛОЖЕНИЕ


о библиотеке общеобразовательного учреждения

  1. Общие положения

  1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

  2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее – библиотека) отражается в Уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

  3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

  4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, Положением о библиотеке, утверждённым директором общеобразовательного учреждения.

  5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

  6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения.

  7. Общеобразовательное учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

  8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с Правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

  1. ^ Основные задачи

  1. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD – диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитие его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

^ III. Основные функции

  1. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создаёт информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

  • организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD – дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продлённого дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

  • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, веб -страниц и т.п.);

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

  1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.

  2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.

  3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

  4. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечёт за собой снижения нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

  5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

    • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

    • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запылённости помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

    • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

    • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

    • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

  6. Общеобразовательное учреждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

  7. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом учреждения.

  8. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с Правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри-библиотечной работы;

  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

  1. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

^ V. Управление. Штаты

  1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и Уставом общеобразовательного учреждения.

  2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

  3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательного учреждения.

  4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

  5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

  6. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой;

б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объёмов работ, определённых Положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения, с использованием Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.97 № 6);

в) положение о платных услугах библиотеки;

г) планово-отчётную документацию;

д) технологическую документацию.

  1. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его Уставом.

  2. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.

  3. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании и(или) квалификации.

  4. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

  5. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

^ VI. Права и обязанности библиотеки

  1. Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки, кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с Инструкцией по учёту библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого пользователями библиотеки;

е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

  1. Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

и) повышать квалификацию.

^ VII. Права и обязанности пользователей библиотеки

  1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утверждённому руководителем общеобразовательного учреждения;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

  1. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать Правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несёт пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение – обучающиеся 1-4-х классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном Правилами пользования библиотекой;

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

  1. Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

  1. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия – учебный год;

  • научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

  • периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

  1. Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

  1. Порядок работы с компьютером, расположенном в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утверждённому руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционными носителями информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утверждённым санитарно-гигиеническим требованиям.


Принято на педагогическом совете

Протокол № 3 от 06.12.2008 года




Похожие:

Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке муниципального общеобразовательного учреждения Катайского района Положение о библиотеке муниципального общеобразовательного учреждения
Настоящее положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного муниципального общеобразовательного учреждения...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения разработано в соответствии с Гражданским кодексом рф, Законами РФ "Об образовании"...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке общеобразовательного учреждения моау сош №1
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения разработано в соответствии с Гражданским кодексом рф, Законами РФ "Об образовании"...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке муниципального автономного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №3 села алакуртти»
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПротокол № положение о библиотеке мбоу «оош №17»
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПротокол № от Приказ № от Положение о библиотеке муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №9» (далее Школа) разработано в соответствии с Гражданским кодексом рф, Законами РФ "Об образовании"...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о школьной библиотеке
Цели школьной библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного уч­реждения. Порядок пользования источниками информации, перечень...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке (медиатеке) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Мончегорска
Настоящее положение разработано на основе Примерного положения о библиотеке (медиатеке) общеобразовательных учреждений
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconПоложение о школьной библиотеке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле", а также Примерным...
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения iconБиблиотека перечень документации, обязательной в библиотеке общеобразовательного учебного заведения
Положение о библиотеке общеобразовательного заведения. (Утверждается директором школы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы