Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет icon

Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет



НазваниеЗам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет
Дата конвертации15.09.2012
Размер127.55 Kb.
ТипДокументы
источник

Зам. директора по УВР

МОУСОШ № 16,
Боева Л.А.



Педагогический совет

«Преемственность при переходе из начальной школы в основную


Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень.

Задачи:

  1. Познакомить педагогический коллектив с целями и задачами обучения на I и II ступени образования.

  2. Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

  3. Выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.

Формы работы:

  1. Общая характеристика проблемы преемственности между начальной и основной школой. зам.директора по УВР Боева Л.А.

  2. Выступление логопеда Лебедевой О.И.

  3. Выступление психолога Смирновой Т.А.

  4. Характеристика классов: учителя начальных классов Дорош Н.В., Ясюлевич Е.А.

  5. Характеристика классных руководителей. Выступление классного руководителя 5б класса Шарутенко Е.Г.

  6. Выступление учителей предметников: Фролова Г.В., учитель русского язяка и литературы в 5а классе

  7. Выводы

Образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения.

В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса:

  • “запуск” первоклассников;

  • адаптация пятиклассников;

  • “выход” в старший модуль.

Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.

На первом этапе, при поступлении в 1 класс схема взаимодействия субъектов образовательного процесса выглядит так:




На этапе перехода в основную школу эта схема значительно усложняется.





Мы видим, что связь между школой и семьей ослабевает, обратная связь учитель – ученик и родитель – ученик так же, и появляются дополнительные факторы воздействия на ученика. Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.

Можно сказать, что о вопросах преемственности мы говорим из года в год, а воз и ныне там. Возникает вопрос: почему эта проблема по-прежнему существует в школе?

Выделим ряд проблем преемственности:

  • Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.

  • Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.

  • Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.

  • Несогласованность действий учителей, классных руководителей, родителей по вопросам обеспечения преемственности.

Сегодня, на нашем педагогическом совете, тема которого “Преемственность в образовании между I и II обучения” мы постараемся ещё раз рассмотреть проблему преемственности и ответить на вопросы:

  • на каком уровне содержания образования (теоретическом, учебных программ, педагогической деятельности) эта проблема должна решаться?

  • какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании?

  • попытаемся выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:

  • наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;

  • преемственные связи в используемых методах и формах обучения;

  • поиск возможностей развития учебного диалога;

  • гуманистическая направленность контрольно- оценочной деятельности в адаптационный период.

^ Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

^ Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

^ Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.

^ Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

^ Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.


^ Причины существующей проблемы

Неполнота данных о выпускниках начальной школы



низкие показатели психологической готовности к обучению в среднем звене

недостаточное изучение данных о выпускниках учителями 5-х классов



снижение уровня мотивации учащихся

возросший объем домашнего задания



повышение уровня тревожности, ухудшение эмоционального отношения к учению

Рассогласование в содержании учебных курсов начальной школы и среднего звена



непонимание учебного материала

Несоответствие норм оценок и требований



несоответствие оценок реальным результатам обучения

неподготовленность учителей-предметников к работе с детьми младшего школьного возраста



неадаптивность методики преподавания к психологическим особенностям детей

низкий уровень сформированности навыка самостоятельной работы у учащихся начальной школы



неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов

недостаточное использование методов активизации познавательной деятельности мл.школьников



преобладание деятельности по образцу

недостаточное психологическое сопровождение адаптационного периода



снижение дисциплины на уроках, эмоциональная неустойчивость

различие в формах и методах преподавания учителей 1 и 2 ступени



неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников



Рекомендации родителям.

  • Уважайте ребенка как личность.

  • Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению.

  • Поощряйте успехи, не акцентируйте внимание на неудачах при обучении.

  • Радуйтесь Вашему ребенку!

  • Установите четкие требования к ребенку.

  • Будьте терпеливы!!!

  • Поощряйте игры с другими детьми.

  • Будьте примером для ребенка!

  • Не теряйте чувства юмора.

  • Не следует критиковать ребенка в присутствии других людей!

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами.

Рекомендации классному руководителю:

  • Создавать благоприятную атмосферу на уроках

  • Формировать потребность учащихся в получении знаний

  • Создавать ситуации успеха на уроках

  • Поощрять творческую активность учащихся

  • Повышать уровень самооценки учащихся

  • Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения

  • Осуществлять индивидуальный подход в обучении

  • Стремиться к взаимопониманию в коллективе

  • Создать благоприятный климат в классном коллективе.

  • Формировать правильное отношение к мнению окружающих.

  • Способствовать сплочению классного коллектива.

  • Повышать уровень мотивации к учению, школе.

  • Способствовать развитию доверительных, дружелюбных отношений между учащимися и учителями, формировать благоприятные взаимоотношения учащихся и учителей

  • Способствовать самораскрытию и самовыражению учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время

  • Объективно оценивать способности и возможности учащихся

  • Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний

  • Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися



^ Работа по решению проблемы преемственности

на этапе начальные классы - среднее школа строится по трем направлениям:

методическая работа, работа с родителями, работа с детьми

^ Направления работы:

Методическая работа

Работа с родителями

^ Работа с детьми

Изучение личности выпускника начальных классов (классные руководители, психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе), педагог-организатор

Цель: выявление детей «группы риска»

Родительские собрания: «Особенности личностного развития учащихся 1-4х классов»

Организация работы с одаренными детьми, со слабоуспевающими учащимися.

б) административные контрольные работы;

в) проверка техники чтения

2. Консультации психолога.

Организация коррекционный работы

Цель: обеспечение психологической поддержки детям «группы риска»

3. Семинар-практикум

«Преемственность в работе с детьми на этапе начальная школа - среднее звено»:

• взаимопосещения уроков;

• совместные мероприятия с будущими классными руководителями

• знакомство со стилем преподавания учителей начальной школы;

Родительские собрания: «Организация домашней самостоятельной работы учащихся»

Дозирование домашней работы

Круглый стол «Особенности содержания учебных курсов начальной и средней школы»

Родительские собрания: «Особенности адаптационного периода учащихся 5-х классов»




Совместное совещание учителей начальных классов и предметников

Цель: согласовать нормы оценок и требований к уч-ся.








Семинар-практикум «Методы и приемы организации самостоятельной работы уч-ся на учебных занятиях в начальной школе»







Совместное совещание учителей начальных классов и классных руководителей 5-х классов.

Цели: а) Анализ результатов изучения развития учащихся 5-х классов
б) определение путей дальнейшего развития учащихся







Изучение организации домашней работы у учащихся 5-х классов

Цель: скоординировать домашнюю работу учащихся 5-х классов.









Вывод:

Таким образом, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.




Похожие:

Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconОтчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
Состав экспертной группы Орлова Р. Б., директор; Антощенкова Н. Е., зам директора по увр; Кононенко Л. В., зам директора по увр;...
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconПлан работы на I четверть 2010-2011 учебного года
Кл рук.,Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconПлан работы на I четверть 2011-2012 учебного года
Кл рук., Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconПротокол №5 заседания Управляющего совета
Приглашены: Минусенко Т. В. зам директора по увр, Кучинская Т. Г. зам директора по увр
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconПлан-сетка внутришкольного контроля на I полугодие 2010-2011 учебного года
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Лысая И. И., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора по вр; Куличик В....
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconУтверждаю 2011г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора...
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconУтверждаю 2013г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Иванова Ю. В. зам директора...
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconУтверждаю 2012г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора...
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconПлан-график организационных мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9-11-х классов на 2010-2011 учебный год в моу «сош №9 г. Ртищево Саратовской обл.»
Директор школы, зам директора по увр щаднева М. А., зам директора по оэр мачильская Е. Н., зам директора по вр аношина Н. Ю
Зам директора по увр моусош №16, Боева Л. А. Педагогический совет iconДиректор Педагогический совет Заместитель директора по увр

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы