Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 icon

Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07



НазваниеМинистерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07
страница1/4
Дата конвертации15.09.2012
Размер0.64 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4

Министерство образования Московской области


Письмо


от 01.07.2011 № 5911-06о/07


Руководителям

органов местного самоуправления

муниципальных образований

Московской области,

осуществляющих управление

в сфере образования


Руководителям государственных

общеобразовательных учреждений


О реализации базисного учебного плана

в общеобразовательных учреждениях

Московской области в 2011-2012 учебном году


В 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Московской области содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов:

для I-ых классов и для II-ых классов, осуществивших введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования Московской области от 08.07.2010 № 1561,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

для II – XI классов:

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Базисный учебный план рассчитан на введение предпрофильной подготовки на основной ступени и профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения и является одним из механизмов, обеспечивающих процесс реализации направлений модернизации общего образования. Одновременно Министерство образования Московской области рекомендует в рамках одного общеобразовательного учреждения осуществлять профильное обучение не более, чем по двум профилям.

При реализации Базисного учебного плана необходимо использовать учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

Учебный план имеет свои особенности. В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом (инвариантной частью) и вариативной частью (региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения):

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

вариативная часть учебного плана – не менее 20 процентов.

Первая ступень общего образования - сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Базисный учебный план для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II - IV классы – не менее 34 учебных недель.

По решению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, продолжительность учебного года может быть изменена от 34 до 37 учебных недель.

Базисный учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части.

^ Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

^ Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Вариативная часть базисного учебного плана представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию образовательных потребностей и познавательных интересов обучающихся. Время, отводимое на вариативную часть, рекомендуется использовать для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на введение различных курсов, в изучении которых заинтересован социум образовательного учреждения.

Рекомендуется выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы в 1-4-х классах для развития содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно–речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка. В рамках преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе рекомендуем предусмотреть часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» с 1 сентября 2011 года осуществляется переход на новый стандарт с 1 класса.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ значительно шире прежнего обязательного минимума содержания образования.

Основная образовательная программа – это программа деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Поэтому она включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее Учебный план, включая внеурочную образовательную деятельность, и др.

Особенностью базисного учебного плана или базисного образовательного плана является введение внеурочной деятельности, важной составной части содержания образования, увеличивающей вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В каждом классе школы выделятся в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность: спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и предусматривает 35 учебных недель в год. По решению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.

^ Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, изо), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

^ Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

- выполнение социального образовательного заказа;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

- реализация предпрофильной подготовки;

- подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

Рекомендуется выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана

- в V-VII-х классах – Русского языка (3 часа в неделю) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

- в IX классе - Технологии (1 час в неделю), Всеобщей истории (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного общего образования по данным учебным предметам.

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в VI классе рекомендуется вести интегрированный учебный предмет «Краеведение» за счет 1 часа учебного предмета «Биология» и 1 часа учебного предмета «География», перенесенных из инвариантной части базисного учебного плана в региональную либо вести преподавание указанных учебных предметов в качестве краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В рамках преподавания предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в 5-11 классах рекомендуем предусмотреть часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения. В 5-7, 9 классах организация преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» возможна за счет часов вариативной части учебного плана.

В рамках образовательной системы Московской области, региона, бурно развивающегося, большого по площади и по человеческим ресурсам, очень привлекательного в силу своего геополитического расположения для трудовых мигрантов, на первое место в наполнении регионального компонента общего образования вышло комплексное информирование о своеобразии родного Подмосковья. Важно дать детям комплексные знания о родном крае, его природе, экономическом и социокультурном пространстве, традициях и обычаях, этикетных формулах общения, духовных основах взаимодействия людей.

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области носит комплексный характер, чтобы обеспечить целостный взгляд школьника на особенности того региона, в котором он родился и живет. Для характеристики региона привлекаются сведения из разнообразных областей знания: истории, географии, литературы, философии, искусствознания, этнографии, архитектуры. Приоритет научных знаний, раскрытие общечеловеческих ценностей дополняется самобытностью объектов изучения особенностей традиций, культурных и исторических памятников. Сведения, отобранные для содержательной основы курсов, подчеркивают специфику, отражают своеобразие Московской области.

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области составляют учебно-методические комплексы (комплекты) государственного стандарта общего образования (один час в каждом из указанных классов):

- В.М. Шаталова, О.Н. Зубакина «Русское речевое общение» – 10-11 классы;

- В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев, Е.Г. Жигирева «История Московской области» – 7-8 класс;

- Л.Ф. Греханкина «Родное Подмосковье» – 7-8 классы;

- В.Ф. Солдатов «Московская область – субъект Российской Федерации» – 9 класс;

- Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» – 8-9 классы;

- Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» – 1-11 классы.

Обязательными условиями успешного преподавания комплектов являются:

- включение предмета в учебный план общеобразовательного учреждения;

- наличие в общеобразовательном учреждении не менее 15 учебно-методических комплектов каждого наименования;

- проведение учебных занятий учителем, ведущим уроки предметного цикла, содержание которого соотносится с содержанием курса.

Уроки по предметам должны записываться в классный журнал, также должна быть определена система текущей и промежуточной аттестации.

Не допускается догрузка часами учителя, чья основная профессия не связана с содержанием комплекта или не прошедшего повышение квалификации по предмету.

В 9-х классах на организацию предпрофильной подготовки рекомендуется выделить 2 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения. Обращаем особое внимание на то, что при 5-дневной учебной неделе объем часов вариативной части учебного плана уменьшается, в связи с чем при введении предпрофильной подготовки образовательным учреждениям рекомендуется перейти на шестидневную учебную неделю.

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов.

^ Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX классов из компонента общеобразовательного учреждения.

На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.

Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы ученик утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеются два подвида:

предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);

профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях – работа с архивными документами, оригинальными текстам, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) – социальных партнеров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на различных типов предприятий, организаций и учреждений.

Крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.

Наполняемость групп при изучении элективных курсов должна составлять не менее 15 человек. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов (п.7 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 – 20 до 68 – 70 и более часов. Рекомендуемый объем элективных курсов 34 – 68 часов.

Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

- обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

- внутреннее рецензирование;

- рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

- утверждение директором школы;

- внешнее рецензирование, если программа авторская.

В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, оцениваются:

- степень новизны для обучающихся;

- мотивирующий и развивающий потенциал программы;

- здоровьесберегающие характеристики;

- полнота содержания;

- связность и систематичность изложенного материала;

-соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля;

- методы обучения;

- система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса;

- реалистичность с точки зрения ресурсов;

- формальная структура программы.

В части реализации компонентов учебного плана напоминаем, что учебная нагрузка обучающегося не должна превышать максимальный объём учебной нагрузки обучающегося, определённый базисным учебным планом.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Таким образом, базисный учебный план на третьей ступени обучения направлен на реализацию следующих целей:

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

- установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

- расширение возможностей социализации обучающихся;

- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

- удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Принципы построения базисного учебного плана для X – XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)», «Естествознание» «Физическая культура», «ОБЖ».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Математика», «Обществознание», «Право», «Экономика», «География» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:

- дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («Физика», «Химия», «Биология») в учебном плане реально выделяется не более 3 часов учебного времени.

При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

а) федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро;

б) федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы;

в) предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях, если:

- три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне;

- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне;

- два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне;

- все три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» должны изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, реализующих профильное обучение на основе федерального базисного учебного плана, следует:

- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле;

- в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

^ Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на региональный (национально-региональный) компонент и не менее 3-х часов в неделю на компонент образовательного учреждения на каждый год обучения (10-11 классы).

Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

^ Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования могут быть организованы следующие основные виды элективных курсов профильного обучения.

Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:

элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета (могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом);

элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др.

Особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачами которых может являться:

ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы;

подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным предметам, наиболее сложным разделам учебных программ.

Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне, не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов.

^ Межпредметные и надпредметны элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане (например: «Шедевры мирового кинематографа», «История делового костюма» и др.).

Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие интереса к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики.

^ Социальная практика – внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнерских отношений между школой и предприятиями (учреждениями, организациями) экономической и социальной сферы. В практике работы российских школ реализуются социальные практики, предполагающие участие обучающихся:

в волонтерских движениях и патронате (совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи представителям социально не защищенных слоев населения);

в благоустройстве и озеленении города, района;

в мероприятиях по поддерживанию и функционированию учреждений культуры и спорта;

в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования;

в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации социальных программ, проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность.

Социальные практики могут быть реализованы не только в форме элективных курсов профильного обучения, но и в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, могут также использоваться для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением, проведения учебных практик и исследовательской деятельности, осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Рекомендуется выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы в Х-ХI классах на развитие содержания образования за счет часов вариативной части учебного плана следующих учебных предметов:

- русского языка – с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов;

- алгебры и начал анализа, геометрии) – с целью развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; формирования отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей ее развития;

- истории России – с целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся;

- права – с целью формирования правосознания и правовой культуры обучающихся;

- основ безопасности жизнедеятельности – с целью формирования и пропаганды знаний, направленных на сохранение здоровья и жизни людей.

Базисный учебный план 2004 года реализуется в пределах выделенных средств финансирования.

При преподавании иностранного языка необходимо руководствоваться пунктом 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Положения об общеобразовательном учреждении».

В связи с вышеизложенным:

- Управлению дошкольного и общего образования Министерства образования Московской области (Романова Т.Т.) обеспечить контроль за введением и реализацией в Московской области государственного стандарта общего образования и реализацией базисного учебного плана.

2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющим управление в сфере образования:

2.1. Взять под особый контроль в пределах своей компетенции исполнение подведомственными общеобразовательными учреждениями Закона «Об образовании» Российской Федерации в части составления учебного плана и выполнения Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

2.2. Принять меры к неукоснительному выполнению подведомственными общеобразовательными учреждениями рекомендаций Министерства образования РФ и Министерства образования Московской области о реализации базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.

2.3. Оказывать методическую помощь общеобразовательным учреждениям в составлении учебного плана и в разъяснении возможностей базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в оформлении и ведении классных журналов и другой школьной документации в соответствии с требованиями и рекомендациями.

2.4. Соблюдать при организации учебного процесса нормативы обязательной и максимальной учебных нагрузок, объема учебного времени, отводимого на выполнение обязательного домашнего задания, а также соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентом.

2.5. Представить до 20.09.2011 в отдел дошкольного и общего образования информацию об организации предпрофильной подготовки и профильном обучении обучающихся (приложению № 2), информацию о преподавании регионального компонента (приложение № 3), информацию по использованию инновационных технологий в обучении (приложение № 4).

3. Государственным общеобразовательным учреждениям руководствоваться при составлении учебного плана учреждения рекомендациями Министерства образования Московской области.


Министр образования Правительства

Московской области Л.Н. Антонова


Приложение № 1

к письму Министерства образования

Московской области

от _____________ № _____________


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России)

ПРИКАЗ

3 июня 2011 г.




1994
  1   2   3   4




Похожие:

Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистерство образования московской области
Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить введение федерального государственного образовательного...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистерство образования московской области
Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить введение федерального государственного образовательного...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистр образования правительства московской области
Порядком исполнения бюджета Московской области по расходам в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистр образования правительства московской области
Порядком исполнения бюджета Московской области по расходам в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистр образования правительства московской области приказ
Министерства финансов Московской области от 31. 03. 2011 n 20 "о порядке исполнения бюджета Московской области по расходам в части...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconПравительство московской области постановление от 25 декабря 2008 г. N 1185/50 об утверждении долгосрочной целевой программы московской области "развитие образования в московской области на 2009-2012 годы"
Московской области качественного образования, развития непрерывного образования, удовлетворения потребностей экономики и социальной...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconГ. Красногорск 2011 г
Министерством образования Московской области и Администрацией городского округа Электрогорск Московской области о взаимодействии...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистерство образования московской области
Министерства образования Московской области от 07. 09. 2010 №1866, с 1 октября 2012 года во всех муниципальных образованиях Московской...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconПравительство московской области министерство имущественных отношений московской области
Московской области, согласованным Министерством экономики Московской области и утвержденным Министерством имущественных отношений...
Министерство образования Московской области Письмо от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 iconМинистерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №83 Московской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы