Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» icon

Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации»



НазваниеПермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации»
Дата конвертации17.03.2013
Размер284.98 Kb.
ТипКурсовая
источник


ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА


2 курс очного отделения

специальности 061100

«менеджмент организации»

группа МП-21


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы менеджмента»


на тему: Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе


Исполнитель Сидорова О. В.


Научный руководитель: ст. преподаватель Рябков В. Е.


Пермь 2009




СОДЕРЖАНИЕ




Введение 3

Глава 1. Предпосылки возникновения науки управления 5

^ Глава 2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления 11

Глава 3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе 18

Заключение 26

Список литературы 27



Введение



Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента это — прежде всего эволюционный процесс, характеризующийся непрерывностью и чуткой реакцией на изменения, происходящие в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Сама роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются.

Первые трактаты, в которых сформулированы некоторые исходные понятия об управлении, появились в Древнем Китае и Древней Индии, на Ближнем Востоке в 5-4 веках до н.э. Однако наибольшее влияние на становление управленческой мысли оказало творчество величайших древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля.

С теологических позиций рассматривались проблемы управления в трудах средневековых мыслителей Августином Блаженным и Фомой Аквинским, которые разделяли «Божий град» и «Земной град», отдавая несомненный приоритет первому, выводя из него идеи управления миром и людьми.

Своеобразные концепции управления сформулированы в эпоху Нового времени в социальных утопиях Т.Мора и Т. Кампанеллы, а также в знаменитых трудах Н. Макиавелли «Государь», «Искусство войны».

Важные социальные идеи о естественном праве и его роли в развитии государства содержались в учении английского философа 17 века Т.Гоббса, а также в трудах французских просветителей 18 века. Ш. Монтескье, М.Вольтера, Д.Дидро.

В 19 – начале 20 века, не только практическими, но и теоретическими проблемами управления занимались видные российские реформаторы М.М. Сперанский Н.С. Мордвинов, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, в начале 20-х годов 20 столетия – А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Гастев.

Однако в мировой экономической мысли подлинным начальником научных основ управления считается выдающийся американский исследователь Ф.У. Тэйлор (1856-1915). На его надгробном камне начертано: «отец научного менеджмента».

Среди наиболее известных разработчиков данной проблемы в СССР и России можно выделить работы А.И. Кравченко, И.И. Семеновой, Э.А. Уткина, Е.М. Бабосова и др.

Целью данной работы является рассмотрение основных положений школы научного управления и их значение на современном этапе менеджмента. Данная цель решается посредством следующих задач:

1) выделение основных предпосылок возникновения науки управления;

2) краткая характеристика основных положений школы научного управления;

3) анализ практических аспектов применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе.


^

Глава 1. Предпосылки возникновения науки управления



Формирование специфичной отрасли научных знаний об управлении началось в конце 19 – начале 20 века. Поэтому многими отечественными и зарубежными исследователями разрабатывалась проблема изучения начального периода развития менеджмента, который заложил основы современному менеджменту.

Итак, история возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно семь тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, радикально изменявших и его место, и значение в жизни общества. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций.

Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело ко многим изменениям, в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация, расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они иначе, по-своему, переформулировали религиозные основополагающие принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Бога будут удовлетворены, если верующие ограничиваются подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая подобным образом с населения дань как бы в рамках отправления обряда накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. И в наше время эти операции относятся к управленческим процессам. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности — имел для них прозаический характер, т.к. запомнить возрастающий объем деловой информации было просто невозможно, приходилось выполнять довольно сложные расчеты, что и побудило священнослужителей-бизнесменов к изобретению письма.

В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на макроэкономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной»1.

Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего целую систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое — Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, которым характеризовались прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением.

Следовательно, существо революции в менеджменте заключено во внедрении светской манеры управления. Характерно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра развития практики менеджмента.

Третья управленческая революция в менеджменте, по мнению Э.А. Уткина, известна как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Навуходоносора II. Царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) был автором проектов не только некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов, но разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Навуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно. Подобный метод контроля позволял точно установить: сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и в современной текстильной промышленности1.

Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии до н.э. И поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в западном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, организация системы власти и формирования авторитета, а также специализации функций.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее главные особенности — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогатившие теорию и практику менеджмента, происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанное с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции.

По мере того, как промышленность прогрессировала, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отдаление управления от производства и капитала и, в конце концов, привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.

Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал как капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. Контроль же над производством перешел в руки профессионалов-управленцев. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали их полномочными представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. Методы дилетантов стали уходить в прошлое.

В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются функции. В его рамки постепенно входит планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия - бюджетирование.

В результате каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и внедряли особые инструменты координирования деятельности персонала, в том числе, систему принятия решений, определение целей политики компании, внедрение философии управления.

Менеджмент имеет своей основой частный сектор, а не государственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но оформился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от неудовлетворительного управления могли быть колоссальными. Поэтому благосостояние государства, получающего налоги от бизнеса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления1. Менеджмент втягивал в свою орбиту лучших специалистов. Следовательно, истоком четвертой революции в управлении выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на историческую арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа «управленца» — наемного управляющего — менеджера. Однако промышленная революция и классический капитализм в то время остались временем буржуа. Менеджер как особая фигура не стал еще профессионалом. Лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров наступила эра нового радикального переворота в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.

Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX—начале XX века известна под названием бюрократической. Ее теоретической базой стала концепция «рациональной бюрократии». Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
^

Глава 2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления



В настоящее время содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений.

Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления1. Все современные школы менеджмента, его методы явились результатом длительного развития. Теория и практика менеджмента формировались в тесной связи с успехами в других областях, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д.

И только к концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента. Это явилось объективной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантга. Эти создатели школы научного менеджмента, по мнению исследователей, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов1.

Ф.Тейлор — инженер-практик и менеджер, а также основатель школы научного менеджмента, который в своей работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью повышения его производительности и эффективности. Опубликование им в 1911 году исследования «Принципы научного управления» послужило признанием менеджмента в качестве науки и самостоятельной области исследований. Изучая разные способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре основополагающих принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация менеджеров с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Учитывая тот большой вклад, который в данной области внес Ф.Тейлор, его нередко называют «отцом научного менеджмента». Главной его задачей было увеличить производительность работника путем научной организации труда. При этом Ф.Тейлор исходил из подхода, согласно которому существует единственный наилучший путь выполнения работы и задача состоит и том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь. Но ответственность менеджмента не завершается с разработкой стандартного метода для каждого вида работы, поскольку менеджеру вменяется и обязанность подобрать работников, которые физически и умственно способны выполнить конкретную работу. Важная задача, стоящая перед менеджментом, состоит также в том, чтобы соединить в единый узел способных работников с наиболее эффективными методами выполнения трудовых операций посредством специальной подготовки этих работников. Тем самым Тейлор стремился в максимальной степени снизить трудовые издержки и повысить производительность труда.

Сущность научного управления выражена Тейлором, по мнению Б.З. Мильнера, в следующих четырех основных положениях:

  1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент
    работы;

  2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать,
    образовывать и развивать рабочую силу;

  3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

  4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют
    ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда
    как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности
    лежала на исполнителях1.

Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход противостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и рабочих не четко разделены.

Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Обеим группам следует пережить то, что Тейлор называл «умственной революций», прежде чем станет возможным широкое применение научного управления. «Умственная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов1.

Разделение двух функций базируется на специализации труда, как руководителей, так и рабочих; и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организациях. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых, выработка точных ежедневных предписаний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев групп исполнителей.

Концепция Тейлора функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению. Тейлор отмечал, что деятельность по планированию должна выполняться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. Он выделял четыре различные подфункции, которые должны выполняться четырьмя различными индивидами: служащий по порядку и направлению работы, служащий по инструкциям, служащий по времени и стоимости и служащий по соблюдению цеховой дисциплины.

Управленческая деятельность должна была проявляться на уровне цехов и проводиться четырьмя различными лицами: начальником смены;
приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем
по нормированию.

Функциональное руководство группой породило специализацию управляющих. Предполагалось, что производственный процесс улучшится, так как ни сам рабочий, ни один из руководителей группы не может быть специалистом по всем подфункциям. Вместе с тем рабочий, который пытается следовать инструкциям всех специализированных руководителей, с трудом может удовлетворить их всех. Громоздкость такого организационного устройства, несомненно, объясняет его малое распространение в промышленности. Однако следует признать, что функции планирования производства уже в других формах существуют в современной промышленности, а в функциях промышленного проектирования и кадрового состава можно найти функции руководителя по нормированию и по соблюдению цеховой дисциплины.

Также Тейлор проводил исследование в действии и во времени. Важнейшей чертой научного управления, по мнению ряда исследователей, является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а именно вделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилучшего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения, взаимосвязь между исследованием действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно. Например, Тейлор проанализировал работу с точки зрения предпочтительности действий. Определение стандартов времени на выполнение задания без определения возможностей улучшения задания представляет собой напрасный труд.1

Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий, при которых работа совершается. Цель исследования действия состоит в определении предпочтительного метода работы с учетом используемого сырья, плана производства, порядка работы, инструмента, оборудования, месторасположения работы и требуемого ручного труда. В этом контексте исследование в действии и во времени является частью общего процесса усовершенствования работы. Для того чтобы исследование в действии и во времени было значимым и эффективным, его следует соединить с исследованием плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана расширения работ.

Тейлор разработал премиальную систему заработной платы. Интегральным аспектом распределения стандартных методов и времени является система заработной платы. Тейлор, например, предложил, что рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдельную оплату. В то же время он считал, что рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, чем те, кому не удалось выполнить норму. Предлагая дифференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возможность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата стимулирует рабочих прилагать большие трудовые усилия.

Сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям работы, а затем их обучение, с тем, чтобы они могли выполнять работу, как предписано. Прежде рабочие учились новой профессии у опытных рабочих; традиционные рабочие привычки передавались от одного к другому. Руководители предприятий не рассматривали обучение как свою функцию. Без обучения усилия по улучшению работы были бы напрасны.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.


^

Глава 3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе



Современный менеджмент представлен многими различными течениями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности экономического развития, преодолением социально-экономических конфликтов. Отсюда характерно намерение повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики такого рода деятельности.

Современный менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка.

^ Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых непрерывных акций, материализующих функции управления. В рамках последних — планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

^ Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод максимально соответствующий ее условиям. При ситуационном подходе выявляются основные внутренние и внешние факторы, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае.

В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Это связано, по мнению Э.А. Уткина, с тем, что первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без какого-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса1.

На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении.

Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок Б.З. Мильнер выделяет следующие:

1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информационной и технологической основе организаций производства и управления. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком - анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. ^ Концепция внутренних рынков корпорации (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам» на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями.

3. ^ Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления}. Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации1.

Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала более ожесточенной и разорительной. Им потребовались новые методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании ресурсы), а с другой — помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.

В определенной мере эти потребности удовлетворялись новыми разработками, базирующимися на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые позволили углубить понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и помогли шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и использования математических моделей стало проще решать сложнейшие задачи управления запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания и многое другое. Разработки в области системного подхода позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.

Логическим продолжением системных исследований послужили разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре данного подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется посредством выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление такого рода ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяется системными чертами и свойствами, как самой организации, так и ее окружения. Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми связываются многие надежды на будущее. Особое значение придается и исследованиям в области поведенческих наук, изучающих пути активизации поведения людей в организациях.

И.И. Семенова считает, что современная концепция менеджмента также характеризуется следующими положениями:

1) Успех организации определяется не рациональной
организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды.

2) Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).

3) Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

4) Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода, позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленные цели.

5) Ориентация на человека и его возможности. Поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.1

Проблем у российских менеджеров становится все больше. Исходя из накопленного на Западе опыта, и анализа российской практики становится очевидной необходимость учета факторов, которые влияют на управленческую деятельность к началу XXI века. Среди них:

  • Стрессы, давление и неопределенность во все большей
    мере присутствующие в большинстве организаций. Поэтому от
    умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой своим временем.

  • Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному
    расстройству личных убеждений и ценностей. Следовательно,
    от современных менеджеров требуется способность определить
    свои ценности.

  • Появилась более широкая возможность выбора. От менеджеров требуется четкое определение, как цели выполняемой
    работы, так и собственных целей.

  • Организационные системы не в состоянии обеспечить все
    возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Отсюда каждый менеджер призван сам поддерживать свое постоянное развитие.

  • Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то
    время как средства их решения ограничены. Следовательно, решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

  • Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыли делают совершенно необходимым генерирование новых идей и постоянное приспособление к изменяющимся условиям. Поэтому руководители должны быть изобретательны, способны гибко реагировать на трансформацию ситуации.

  • Традиционные иерархические отношения становятся сложнее. Требования эффективного управления побуждают менеджеров к использованию разных форм воздействия на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

  • Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызову будущего. В этой связи нужны новые управленческие приемы. Менеджеры обязаны освоить современные подходы в отношении своих подчиненных.

Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников.

Также российский менеджмент восприимчив и к инновациям. Инновации в российских условиях — главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;

определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие;

внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);

сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыть, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.).

Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:

- менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;

- менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;

- менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка. Только в этом случае менеджер будет способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.


Заключение



Итак, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение. Только к концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента. В частности такими фундаментальными исследованиями послужили работы Ф. Тейлора как родоначальника школы научного менеджмента.

Это явилось объективной реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами

В настоящее время актуальны и современные концепции менеджмента, которые впитали в себя положительные стороны своих предшественников.

Существуют и особенности развития менеджмента в России. Дело в том, что в нашей стране в силу ее самобытности, особых социокультурных условий, длительного влияния советской номенклатуры, процесс становления менеджмента идет крайне противоречиво. С одной стороны, невозможно использовать концепции развития менеджмента по японскому или американскому менеджменту, а с другой – приходиться учиться на собственных ошибках в силу нехватки опыта во многих отношениях. Будем надеяться, что в России вырастет новая когорта управленцев, которые принесут пользу не только своей фирме, но и государству в целом.
^

Список литературы



1.Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск: ТетраСистемс, 2005. – 287 с.

2.Всеобщая история менеджмента. - М.: Елима, 2007. – 387 с.

3.Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 312 с.

4.Голубев К.И. История менеджмента: тенденции гуманизма. - М.: Юридический центр «Пресс», 2003. – 364 с.

5.Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Альма матер, 2008. – 304 с.

6.Менеджмент / Под ред. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 362 с.

7.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002. – 983 с.

8.Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 392 с.

9.Семенова И.И. История менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 284 с.

10.Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 196 с.

11.Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тендем»: Издательство ЭКМОС, 2006. – 387 с.

12.Шпотов Б. Социально-экономические эксперименты Генри Форда // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №6. – С.34-43.

13.Щегорцев В.А., Таран В.А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.

14.Чудновская С.Н. История менеджмента. - М., 2004. – 341 с.



1 Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск: ТетраСистемс, 2005. С.54.


1 См.: Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тендем»: Издательство ЭКМОС, 2006. С.13.


1 Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2002. С.78.


1 См.: Чудновская С.Н. История менеджмента. - М., 2004. С.103.


1 См.: Всеобщая история менеджмента. - М.: Елима, 2007. С.77.


1 См.: Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2002. С.19.


1 См.: Голубев К.И. История менеджмента: тенденции гуманизма. - М.: Юридический центр «Пресс», 2003. С.46.


1 См.: Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. С.34.


1 См.: Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тендем»: Издательство ЭКМОС, 2006. С.31.


1 См.: Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2002. С.44.

1 См.: Семенова И.И. История менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.212.





Похожие:

Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconМинистерство образования и науки российской федерации российский государственный торгово-экономический университет (Оренбургский филиал ргтэу)
Российский государственный торгово-экономический университет (г. Москва) на базе
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» icon«российский государственный торгово-экономический университет»
Программа предназначена для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» очной (заочной) формы обучения
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconРоссийский государственный гуманитарный университет институт экономики, управления, права экономический факультет программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Обязанности кафедры и учреждения, структуры иной организационно-правовой формы – места практики
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconПорядок приема в Балашовский филиал фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» разработан в соответствии с Правилами приема в Федеральное государственное...
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconIX. Рабочие записи студента практиканта федеральное агентство по образованию российский государственный социальный университет институт социального образования (филиал) ргсу в г. Саратове дневник практики
Руководитель практики от организации (предприятия)
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconПрограмма вступительного испытания по математике для поступающих в Марксовский филиал гоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет» в 2010/2011 учебном году
Марксовский филиал гоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет»
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconСогласно учебного плана факультета «Бизнеса и права» специальности
Кафедра «Общеюридических и специальных дисциплин» является ответственной по вопросам организации практики для студентов заочно-дистанционного...
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2011/2012 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2011
Разработано государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический...
Пермский институт (филиал) российский государственный торгово-экономический университет кафедра менеджмента и права 2 курс очного отделения специальности 061100 «менеджмент организации» iconПравила приема граждан в Саратовский государственный социально-экономический университет на 2012/2013 учебный год Шифр документа Пр 01. 08-2012
Разработано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы