Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов icon

Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов



НазваниеПрограмма дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов
страница1/3
Дата конвертации15.09.2012
Размер442.83 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

Тракторозаводского района города Волгограда


Утверждаю

__________________

__________________

__________________

__________________


ПРОГРАММА

Дополнительного образования по курсу

«АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

96 занятий


Составитель: Учитель физической культуры ШАМИН Н.Н.


ГОРОД ВОЛГОГРАД


Пояснительная записка


Актуальной проблемой физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение глубокого понимания необходимости здорового образа жизни, необходимости расширения физкультурной и спортивной работы, улучшения её организации по месту жительства и учёбы. Большое значение здесь имеет формирование у юношей стремления к физическому самосовершенствованию. А для решения этого вопроса просто необходима организация занятий юношей атлетической гимнастикой во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать силовые тренажёрные устройства для развития силовых способностей, для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков контроля и самоконтроля за физическим состоянием своего организма. Комплекс программы построен по специально разработанной методике занятий. Стратегия системы нацелена на выработку у юношей к окончанию курса занятий по атлетической гимнастике целостного представления о методике данной программы как одного из основных механизмов разностороннего развития личности. Образовательная область «атлетическая гимнастика» - призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств атлетической гимнастики в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биомеханического, биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершения его психосоматической природы.

1

Целью обучения образовательной области курса «атлетическая гимнастика» является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.

В соответствии с целью образовательной области «атлетическая гимнастика» формулируются задачи курса:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;

  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;

  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей общения в коллективе;

  • создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержки оптимального функционального состояния;

  • обучение основам биомеханики, педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;

  • формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с различной



2


функциональной и социально ориентированной направленностью.

Программу курса «Атлетической гимнастики» условно можно разделить на три этапа подготовки:

^ 1 этап базовый 8 класс – используется технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Достижение обязательного уровня всеми учениками, это выполняется, прежде всего, с использованием таких педагогических средств как: - задание обязательного уровня; работа в группах на нескольких уровнях; блочная подача материала; систематическая работа по предупреждению и ликвидации пробелов, что в свою очередь способствует личностному росту и самовыражению ученика.

2 этап основной 9 класс – закладывается база для силовых упражнений, на этом этапе используется технология индивидуализированного бучения, которая включает в себя организацию самостоятельной, индивидуальной работы ученика. Используются задания для самостоятельной работы.

^ 3 этап специализация 10-11 классы – упражнения по системе Джона Вейдера, используется технология индивидуализации обучения, которая включает в себя индивидуализацию обучения на основе контроля на каждом этапе обучения, что в свою очередь способствует ответственному отношению к учению, совершенствованию, личностному росту, саморазвитию.

В данной системе все компоненты подчинены единой цели – всестороннему физическому развитию и формированию физической культуры личности на протяжении всего периода обучения. Эта цель задаётся извне (социальной системы), но при этом всегда непосредственно согласуется с воспитанниками. Процесс согласования целей физического воспитания с личностью осуществляется путём создания ситуаций


3


(личностно развивающих), в которых необходимо ориентировать или переориентировать сознание учащихся на выбор ценностей физической культуры.

В программе физического воспитания по курсу «атлетическая гимнастика» применяются следующие методы физического воспитания:

^ На 1 этапе в основном применяется круговая тренировка и повторный метод

  • Круговая тренировка – позволяет самостоятельно выполнять упражнения на снарядах и тренажёрах с индивидуальной дозированной нагрузкой.

  • Повторный метод – для развития силовой выносливости и скоростно-силовых качеств

^ На 2 этапе в качестве разминки применяется круговая тренировка, а в основной части занятия в зависимости от поставленных целей и задач используется повторный и повторно-серийный метод тренировки.

  • Повторно-серийный метод – дифференцированное воздействие на отстающие группы мышц с учётом индивидуальных возможностей.

^ На 3 этапе в качестве разминки применяется круговая тренировка, а в основной части занятия в зависимости от поставленных целей и задач используется повторно-серийный метод тренировки, метод интервальной работы с интенсивностью 70- 85% от максимума и метод работы с весами 95-100% от максимума. На этом этапе целесообразно использовать упражнения с изолированной направленностью, т.е. конкретно на определённую мышцу, и в дальнейшем предполагается повторяемость этого упражнения на последующей ступени обучения, но уже в усложнённом виде. Этим ступеням, а следовательно и решению задач, присущи соответствующие методы обучения, виды деятельности учащихся и конечно определённые возрастные периоды.


4


Основы знаний, курса «атлетическая гимнастика» такие теоретические разделы программы, как культурно-исторические, социально - психологические, медика - биологические основы и правила соревнований - изучаются в процессе занятий согласно разделам программы, так как это более эффективно, при этом осуществляется непосредственная связь теории с практикой.


5


В связи с вышеизложенным, разработана программа по курсу

«Атлетическая гимнастика» рассчитанная на 96 занятий. Она составлена с учётом прочитанной и проанализированной имеющейся по этому курсу специальной литературы и с учётом имеющихся данных:

  • Материально-технической базы МОУ «Лицея №3» - тренажёрный зал 25м.x10м.( соответствует всем нормам СаН ПиНа ), комплект тренажёров для занятий «атлетической гимнастикой». См. Приложение № 1.

  • Запросов населения (в частности юношей 14-18лет) их потребности к занятиям силовой подготовкой, т.к. именно на этот возраст приходится активный период развития мышечной системы организма, что в свою очередь можно считать важной предпосылкой к увеличению у них мышечной массы и силовых качеств. Всё это также позволяет открывать широкие возможности в формировании своего телосложения и способствует эстетическому воспитанию.

  • С учётом специфики работы по данному курсу программы – времени необходимого на ознакомление, подготовку снарядов, настройку тренажёров с соблюдением техники безопасности, общую разминку, самого занятия и его заключительной части, за одно занятие – считается время 1 час 20 минут.

  • В программу включён материал, не содержащийся, в учебных программах по физической культуре и предполагает, широкое использование метода индивидуального обучения, что в свою очередь и вызывает интерес обучающихся.

При составлении программы и комплексов упражнений к ним основными составляющими считались:


6

    1. Методической основой организации занятий по развитию силовой выносливости, является круговая тренировка на тренажерах, предусматривающая в строгом порядке последовательное выполнение упражнений в соответствии с этапами и избранной направленностью занятий.

    2. При составлении комплексов упражнений необходимо:
      - Чередовать нагрузки на отдельные мышечные группы;
      - Чётко дозировать уровень нагрузки;
      - Обязательно предусмотреть упражнения одновременно на силу
      сгибателей и разгибателей различных групп мышц.

    3. Разработанная методика использования тренажерных устройств на занятиях «атлетической гимнастикой» базируется на выполнении упражнений соответствующих по своим параметрам нагрузки, функциональным возможностям юношей 14-18лет.

    4. Для повышения уровня силовых качеств юношей целесообразно использовать тренажерные устройства комплексного и целевого воздействия: тренажер для мышц груди, для мышц спины; тренажер «тележка» для жима ногами; тренажер для мышц бедра лёжа и сидя; тренажёр Т-штанга для мышц спины; универсальная перекладин; силовые комплексные тренажёры: «Classic», «Basic», «Flpha 401».

    5. Необходимый срочный и кумулятивный тренировочный эффект на занятиях обеспечивают следующие параметры физической нагрузки:
      - для развития собственных силовых качеств выполняются упражнения с внешним отягощением. Количество сетов 4-6 по 8-10 повторений в один и интервалом отдыха между подходами 60 сек.



7

- для мышц живота 5 сетов от 30 до 50 повторений, для концентрированной проработки более слабых мышечных групп выполняются упражнения в 4 сериях по 10-12 повторений, интервал отдыха между повторами 90 сек.

- в период работы на массу количество сетов 4-5 от 12 до повторений с интервалом отдыха между повторами 40 сек.

- в период работы на рельеф мышц выполняются суперсеты (т.е. выполняются два упражнения подряд без отдыха по 15 повторений 4-5 сетов.)

Программа построена следующим образом: на первом занятии проводится инструктаж по технике безопасности при работе со штангами, гантелями, силовыми тренажёрами, изучаются особенности методики развития силовых способностей занимающихся, состояние их здоровья и физическая подготовленность, параметры нагрузки, опыт использования тренажерных устройств в физическом воспитании.
На последующих занятиях проводится учебно-тренировочная деятельность с использованием тренажерных устройств, с целью оценки эффективности разработанной методики, анализ объективной информации о динамике силовых способностей у юношей. Изучение мышечных нагрузок, оказывающих развивающее воздействие на организм учащихся при выполнении упражнений на тренажерных устройствах, базировалось на результатах исследований: В.Д. Моногарова, 1986г. « О фазовом характере физической работоспособности и чередовании процессов утомления и восстановления»; Я.С. Вайнбаум, 1991 г. «О дозировании физических нагрузок школьников».
Критериями эффективности при определении параметров нагрузки служили следующие показатели:


8

1)функциональное состояние учащихся (по ЧСС);

2)внешние признаки утомления: окраска кожи лица, мимика, степень потоотделения, учащениё дыхания, координация движений, результативность двигательной деятельности, а также субъективное ощущение усталости занимающихся.
Для развития силовых качеств использовался метод экстенсивной интервальной работы, который предусматривает относительно невысокую интенсивность воздействия 40-50% от максимальной, количество повторений в одном подходе 15-20 раз, пауза отдыха между подходами 45 сек., 2-3 серия (преимущественное развитие силовой выносливости). В дальнейшем, когда задаваемая нагрузка не даёт должного эффекта, применяется метод интенсивной интервальной работы. Величина применяемых отягощений составляет примерно 70% от, максимальной, время работы на тренажере 15- 25 сек., число повторений в одном подходе 8-12 раз (преимущественное развитие собственно силовых способностей), пауза отдыха между
подходами 45-90 сек., количество подходов 1-3.
В последующем, при решении задачи концентрированной проработки более слабых мышечных групп, используется метод акцентируемого воздействия на отдельные мышечные группы. Здесь особенно важно использовать индивидуальный подход к учащимся. В упражнениях локального характера (в работе участвуют 1/3 мышечных групп), следует выполнять в 3-5 подходах по 8-15 повторений в каждом. Отягощение среднее (50% от максимального). Пауза отдыха 60-90 сек. Для определения веса отягощения при выполнении упражнений на тренажерных устройствах применялся способ, позволяющий рассчитать величину отягощения с учетом максимального количества повторений заданного упражнения. Зная максимальное количество повторений, можно вычислить процентное отношение величины используемого отягощения применительно к максимальному (см. Приложение № 2).

9

Такой способ наиболее целесообразен в условиях школы, так как дает возможность, вычислить, индивидуальную величину, отягощения не прибегая к максимальным нагрузкам, применение которых опасно для здоровья школьников.


10


^ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ГОД





Содержание программы




Количество занятий

^ I.Теоретические сведения


а) физическая культура – важнейшая основа образа жизни

б) правила поведения и техника безопасности на занятиях «атлетической гимнастики»

в) атлетическая гимнастика – как вид спорта

г) основные приёмы контроля и самоконтроля. Личная гигиена.

д) способы психологической регуляции и саморегуляции

^ II. Физическая подготовка

1) круговая тренировка для развития общей выносливости

2) специальная физическая подготовка способствующая развитию мышечной массы

3) специальные упражнения для развития силы мышц

4) специальная физическая подготовка способствующая развитию рельефа мышц

5) специальные упражнения для развития гибкости


6) контрольные нормативы и тесты, соревнования


^ Итого за год



5

1

1


1


1

1

91


22

20


20


20

6

3


96



11


^ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА круговой тренировки






занятия





Содержание программы




Количество

занятий



Комплексы упражнений



1


2,3


1


2, 6, 10,14,

18


3, 7, 11,15,

19


4,8,12,16,

20


5,9 ,13.17,

21


22



^ Теоретические сведения

а) правила поведения и техника безопасности на занятиях «атлетической гимнастики» Личная гигиена.


б) основные приёмы контроля и самоконтроля

^ Физическая подготовка

Круговая тренировка для развития всех мышц тела


Круговая тренировка для развития мышц рук и ног


Круговая тренировка для развития мышц спины и плечевого пояса


Круговая тренировка для развития мышц груди, спины и плечевого пояса


Круговая тренировка для развития мышц спины, рук, ног и брюшного «пресса»


Контрольные тесты


ИТОГО:




1


5


5


5


5


1


22



Комплекс №1


Комплекс №2


Комплекс №3


Комплекс №4


Комплекс №5


1.Подтягивание,

2.Жим

ногами «тележка»

3.Поднятие туловища на скамье «Джет» за 1 мин.



12


Круговая тренировка для развития всех мышц тела. Комплекс №1






Содержание

дозировка

1


2

Жим, штанги лежа на горизонтальной скамейке (хват
.
средний)


Разводы гантелей лежа на горизонтальной скамейке

2 подхода по
10-12
повторений

3


4

Негативное подтягивание


Тяга Т-штанги

2х10-12

5


6



Тяга блока за голову на тренажере «Clasic»


Жим руками от груди тренажер на тренажере «Ваsiс»

2х10-12

7

8

Жим ногами «тележка»

Сгибание и разгибание ног на станке лёжа на тренажере «Clasic»

2х10-12

9

10

Подъем W-штанги на бицепс стоя

Отжимание в упоре с отягощением на тренажёре «Витал»

2х 10-12

11

Сгибание туловища на тренажере «джет» наклонная доска

2х 20-25

12

Разгибаниё туловища на тренажере «Витал» для мышц спины

2х12-15

13


Вариант 1

Вариант 2

    1. Тяга «тележка» лёжа

1. Стоя сгибание рук с EZ- штангой

2.Выпрямление ног тренажёр «Basic»

2. Сгибание рук с гантелями стоя

3.Сгибание ног лёжа

3. Скамья «Скотта»

4. Сгибание рук со штангой

4. Французский жим сидя

5. Сгибание рук с гантелями сидя

5. Трицепс-блок стоя

    1. Французский жим лёжа

6.Приседы со штангой на плечах

7.Трицепс-блок стоя

    1. Тяга «тележка» лёжа

8. Отжимание в упоре с отягощением на тренажёре «Витал»

    1. Выпрямление ног тренажёр «Basic»

9.Разведение рук с гантелями стоя в наклоне

9. Сгибание ног лёжа

10.Подъём туловища (тренажёр «Джет»)

10. Подъём на носках со штангой на плечах

11.Подъём ног в висе на перекладине

11. Подъём туловища (тренажёр «Джет»)
Упражнений по круговой системе для мышц рук и ног. Комплекс №2

Количество повторений 10-12раз

Количество сетов 2-3


14

Комплекс №3
  1   2   3




Похожие:

Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconГимнастика. Красота и грация. Гимнастика
К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconПрограмма по курсу "основы компьютерного дизайна" для учащихся 9 10 классов
Задача учреждений дополнительного образования подготовить молодого человека к жизни, помочь ему выбрать профессию, научить основам...
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов icon2. Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или...
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconМальчишки! Эта страничка для вас
Атлетическая гимнастика позволит вам сохранить здоровье, бодрость, улучшить фигуру
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconВопросы для зачёта по разделу «Гимнастика» для учащихся 9-11 классов Как с греческого переводится слово «гимнастика»
Составная часть упражнения (комбинации), отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconВид контроля по программе атлетическая гимнастика (юноши)

Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconДополнительное образование
Востребованными являются учебные объединения спортивного направления, в связи с этим, привлечены совместители для реализации программ...
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconРабочая учебная программа по курсу «Технология» Автор умк н. М. Конышева 2 «А» класс базовый уровень
Примерной программы начального общего образования по курсу «Технология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и...
Программа дополнительного образования по курсу «атлетическая гимнастика» для учащихся 8-11 классов iconПрограмма по общему курсу фортепиано представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся дмш
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – Детская музыкальная школа №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы